В современных реалиях преступность в России, к сожалению, вошла во все сферы жизнедеятельности человека, где на пути от рождения до смерти любой индивид может встретится с теми или иными проявлениями преступности – негативного явления любого общества. Человек сталкивается с преступностью в различных проявлениях довольно часто, иногда даже не обращая на это внимание, так как не понимает, что совершается преступление [5, с. 188]. Если преступления общеуголовного плана, такие как грабежи, разбои, убийства и т.п. носят часто явный характер и несут, все же еще, строгое порицание общества, то преступления в виде мошенничества, некоторых проявлений коррупции, нарушения авторских прав, преступления в сфере экономических отношений в узком смысле и некоторые иные не несут явного резкого порицания общества и часто остаются незаметны, в тени.
Кроме того, в связи с переходом от социалистического строя и резким получением всевозможных свобод и началом рыночных отношений в переходном этапе на часть преступлений экономического и коррупционного характера государством «закрывались» глаза,часть коррупционных преступлений рассматривались, в некоторых случаях, как должное при переходном этапе к «рынку» [2, с.7]. При общем ухудшении жизни всего общества и разгуле общеуголовной преступности, множества проявлений уличных правонарушений, грабежей и разбоев, преступлений насильственного характера от правоохранительных органов требовалось наведение порядка на улицах в буквальном смысле этих слов, требовалось обеспечение безопасности жизни граждан в городах и поселках, снижение общего криминального фона. С учетом развала в этот период правоохранительной системы, системы предупреждения преступлений, на противодействие остальным видам преступлений чаще просто и не хватало сил и средств.
Носителем преступления является человек – вне его, вне личности и ее связей преступления не существует. В отечественной науке личности преступника уделялось достаточное внимание. Изучение личности преступника обусловлено глубиной, сложностью и многоаспектностъю вопроса. Поэтому проблемами личности преступника занимались известные российские криминологи, антропологи, психиатры, психологи, медики, социологи, философы[4, с. 6].При исследовании личности преступника возникает необходимость комплексной оценки взаимосвязи различных характеристик среды и личности.
За период становления новой России в обществе усилилось материальное неравенство между слоями общества, оно стало бросаться в глаза и уже не прикрывалось и не скрывалось обладателями «благ», а наоборот,стало показным, жить роскошно, обладать шикарным домом, роскошной машиной, яхтой и иными излишествами стало престижно. В то же время большая часть населения России, при том, что не были безработными, не могли себе этого позволить, в основном сводили «концы с концами», заработных плат, если они выплачивались, хватало лишь на необходимые первоочередные нужды. Легким способом достижения материальных благ для многих стало совершение преступления с целью завладения тем или иным имуществом. И совершение преступлений с целью наживы морально субъектами оправдывалось.
Кроме экономических и социально-политических факторов стал возможен быстрый доступ к информации каждого гражданина, по телевидению стали рекламироваться ценности Европы и США в ограниченном, извращенном ключе. Само по себе телевидение навязывало, путем показа фильмов и различных ток-шоу, чаще отрицательные, низменные черты жизни. О морали и духовности на телевидении почти забыли.
Указанные факторы, в которых формировалось население России в период с начала 1990-х годов по настоящее время, привели к серьезному снижению высоких моральных и духовных устоев, которые были характерны для гражданина Советского Союза.Нивелирование таких понятий как честь, достоинство, честность, уважение к старшим, и других человеческих ценностей, стирание моральных запретов «не укради», «не убей» и помещение во главу жизни материальных благ и достижение целей любыми путями, в том числе и совершением преступлений, настолько извратило общество, что даже представители правоохранительных, в том числе и надзорных органов, стали чаще задерживаться за совершение преступлений экономического или коррупционного характера [1, с. 179].
За период с 90-х годов ХХ века уже выросли те граждане, которые родились в новой России, они воспитывались в период реформ, становления нового общества, политического, экономического строя. Тем, кто родился в начале 1990-х годов, ныне уже за 25, они стали полноценными участниками всех правоотношений, закончили учебные заведения, и являются или наемными работниками, или работодателями, эти граждане сами создают семьи, рожают детей и начинают их воспитывать.
По природе человека эффективное воспитание возможно до 5-7 лет, в этом возрасте ребенок наиболее активно впитывает от родителей новую информацию, формируется его характер, его устои морального и делового плана. Конечно на этом возрасте воспитание ребенка не ограничивается, а должно продолжаться постоянно, должно корректироваться его поведение, его действия, должны обсуждаться с ним его действия и оценка этих действий [3, c. 134].
Маленький человечек с детства начинает посещать детский сад, затем школу, возможные кружки и секции, затем учебные заведения различного уровня, проходит службу в вооруженных силах, и уже после окончания того или иного учебного заведения или армии выходит во взрослую жизнь, иногда раньше, иногда позднее. За весь этот период учителя, преподаватели и наставники могут и должны влиять на воспитание формирующейся личности человека, но наибольшее и наиболее эффективное влияние на растущего гражданина должны и могут оказывать родители, которые, в идеале, сопровождают развитие ребенка постоянно и неотступно, до полного становления личности. Да и во взрослой жизни родители для человека остаются одними из единственных близких, кто может как-то повлиять на человека.
Роль семьи в формировании личности ребенка нельзя заменить никакими учебными заведениями или общественными объединениями. Что могут донести родители до ребенка с самого детства и как сформируют его жизненные устои, принципы и правила с тем эта личность и пойдет в жизнь, в общество, ориентируясь на полученные от родителей возможные границы и грани своего поведения. Именно в семье в личность будут заложены устои и понятия что «хорошо» и что «плохо», грани дозволенного и возможного, уважение или пренебрежение моральными ценностями и правилами. От семьи и воспитания ребенка будет зависеть его отношение к преступному поведению, как возможному поведению самого себя, так и его отношения к преступному поведению третьих лиц, готовности его при необходимости пресечь и помочь пострадавшему.Степени устойчивости личности к влиянию негативных факторов, возможности им противодействовать, возможности развиваться, адекватно реагировать на новые вызовы и поставленные задачи. Формирование сильной личности, с высокими моральными устоями и заложенными нормами возможно внутри семьи.
При этом, вне зависимости от того благополучна семья или нет, полноценна, или ребенка воспитывает только мать или только отец, каждый вменяемый родитель желает лучшей доли ребенку, желает его большего развития чем он сам, лучшего и достойного материального достатка. И уж никто из родителей не будет желать своему сыну или дочери вероятность быть осужденным за совершение того или иного преступления.
Таким образом представляется, что изначально каждый родитель хотел бы вложить в своего ребенка положительно настроенные верные правила жизни в обществе с целью, как минимум, минования негативных последствий уголовного осуждения и негативных сторон жизни, увеличивающих риск совершения преступлений (в частности алкоголизм и наркоманию). И от семьи и воспитания внутри семьи действительно много зависит, даже те, кто преступил закон не все свои проблемы сваливают на внешние факторы.Исследования, проводимые Д.А. Шестаковым, показали, что у каждого третьего взрослого преступника имеется связь между совершенным им преступлением и негативными обстоятельствами и воспоминаниями полученными им в семье [9, с. 264].
Полагаю, что в случае воспитания детей институт семьи и семейных отношений несет первостепенное значение для формирования личности человека, формирования его устоев, моральных границ и рамок поведения, и, следовательно, оказывает влияние на вероятность того, что тот или иной индивид совершит преступление, его моральной готовности и оправдания преступности поведения.
Не стоит забывать о преступности несовершеннолетних и профилактику в этой сфере, семья в данном случае займет центральное место как субъект ранней [8] профилактики преступлений (в криминологическом смысле, поскольку ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»т 23.06.2016 № 182-ФЗ, не относит граждан к субъектам профилактики, выделяя их в категорию лиц, участвующих в профилактике правонарушений), как несовершеннолетнего еще не совершившего преступление, так и несовершеннолетнего, который уже совершил преступление и его необходимо уберечь от новых преступных деяний, поставить на путь исправления [6, c. 73]. Семья в данном случае обладает наибольшими полномочиями и эффективностью воздействия [7].
Кроме воспитания растущего человека и нового поколения семья способна и оказывает существенную роль при ресоциализации личности уже осужденного и отбывшего наказание за совершение преступления. Возвращение лица, отбывшего наказание, в семью, захватывание его жизни проблемами семьи и детей и вливание человека в процессы ежедневной деятельности, воспитания детей, решения ежедневных обыденных и бытовых задач,способны отвлечь от помыслов совершить вновь преступления и антисоциальные поступки. Семья способна снизить риск возникновения проблемы алкоголизма, наркомании и бродяжничества.
Возвращение бывшего осужденного к семье ускоряет процессы ресоциализации гражданина, быстрее восстанавливает его нормальную жизнь в общественных институтах. Вступая вновь в социальные роли супруга, (супруги) отца (матери) человек быстрее забывает тягостную роль бывшего заключенного, берет на себя ответственность не только за свое поведение, но и за общие поступки семьи, детей, супруги(а). Человек отвлекается от мыслей возвращения к прежней преступной жизни и при соответствующей поддержке семьи меняет свои мысли к законопослушному образу жизни.
Воспитание и ресоциализация каждого индивида не в последней степени влияет на общую картину преступности в стране.
Таким образом, семья является первым и одним из самых основных институтов общества и влияет на все сферы общественной жизни, в том числе и на преступность в самом начальном ее формировании – начиная с личности каждого индивида. Принизить роль института семьи невозможно. Однако за период реформ в России произошли серьезные изменения социальных, бытовых условий жизни.
За период с 1990-х годов жители страны видели безработицу, разгул преступности, невыплаты зарплат, резкое усиление неравенства между богатыми и бедными слоями. За сменой политического и экономического уклада последовало и изменение целей общества, идеологии. претерпели изменения и нормы морали, нравственные устои. Внешние негативные факторыне могли пройти мимо института семьи, и безусловно отразились и на нем, выросло количество не полных семей, актуальны проблемы алкоголизма и наркомании.
В условиях рыночной экономики многие стали работать и за пределами 40-часовой рабочей недели, иногда в других городах, что сказывалось и на семьях, где близкие подолгу не видят членов своей семьи. Произошло переформирование личности, кто-то смог приспособиться к новым условиям жизни, кто-то нет, при этом часто не смогло более старшее поколение. Данные факторы усилили разрыв между поколениями, во многих семьях была потеряна преемственность.
Традиционно регулирование семейных отношений и вопросов воспитания детей регулировались нормами обычаев, морали, традиций. Регулирование государством затрагивает в основном вопросы внешнего выражения действий семьи, вопросы создания семьи и возникающие в связи с этим обязательства, вопросы распределения материальных ресурсов. Но аспекты внутреннего взаимодействия между членами семьи, воспитания детей регулируются нормами права не существенно (гл. 12 Семейного кодексаРоссийской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)) регулирует лишь обязанность родителей воспитывать детей, но каким образом это осуществлять не регулирует).
Получается так, что утрачены обычаи и традиции, а нормы права данную сферу не регулируют и уровень взаимодействия членов семьи между собой и воспитание детей во многом понесло пробелы, знания в этой сфере во многих семьях утеряны., утрачены эти знания при передаче из поколение в поколение. Вместе с тем семейные отношения не должны регулироваться правом детально во всех аспектах, в авторитарном режиме, с данными перегибами Россия в своей истории уже сталкивалась. Но знания об этой сфере человек должен от кого-то получать. Остается система образования.
Система образования как в школе, так и высших учебных заведениях не дает знания о семье и процессе воспитания, за исключением педагогических профессий и знаний в рамках семейного права. При этом мы понимаем, что институт семьи в жизни каждого человека очень важен и он первостепенен.
Для того чтобы овладеть любой более менее квалифицированной профессией требуется обучение по той или иной специальности, начиная с полугодовых курсов подготовки по рабочим специальностям и заканчивая 7-летним образованием врача, по многим специальностям есть система послевузовского образования. А для того, чтобы создать семью, требуется только заключить брак, значительная же часть населения страны пренебрегает и этой формальностью, хотя в жизни каждого человека семья стоит на одной из главных позиций.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым в системе образования старших классов школы, в системе средне-специальных учебных заведений и ВУЗов, среди общеобразовательных дисциплин или внутри курса обществознания ввести разделы по преподаванию основ взаимоотношений в семье между членами семьи, основ воспитания детей, методике воспитания. Курсы можно сформировать на основе подобных дисциплин педагогических ВУЗов и иных методик образования по воспитанию детей.