Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE IMPACT OF MIGRATION PROCESSES ON THE STATE ECONOMY

Zagitova M.S. 1
1 Bashkir cooperative Institute (branch) Russian University of cooperation
This article identifies trends in the impact of migration processes on the economy of the Russian Federation. The rate of migration movements of the population is determined not only by the level of economic development of the country, but also affect the socio-economic life, changing the economic potential of the country, the structure of society. Migration plays an important role in the development of States. Moreover, it is an integral part of a market economy. The outflow of skilled workers from exporting countries leads to a decrease in the level of scientific and technological potential of States, aggravating and significantly consolidating the differentiation of national economies in the quality and standard of living of the population. The article reveals the functions of labor migration in the socio-economic development of the country: the consequences of labor migration that have an impact on the labor market, the formation of labor potential and socio-economic development of the country. The main factors of migration remain indicators of the labor market: employment, employment, level, timeliness of payment, availability of vacancies for the desired activities. That is why the regulation of internal migration in Russia should be aimed at creating social infrastructure in the regions, creating new jobs through business support, which is closely related to the strategy of regional development of Russia.
migration
economy
budget
labor market
non-residen

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) недавно сделала публикацию, в которой рассматривался вопрос о роли миграции и ее значение в экономике стран, принимающей мигрантов [10]. Мигранты в некоторых странах, включая Канаду и Австралию, не только удовлетворяют потребности рынка труда, но выполняют так же ряд демографических изменений, особенно в Канаде. Они частично компенсирует низкий коэффициент рождаемости, старения населения и, как следствие, сокращение рабочей силы. В противоположность этому, миграция в пределах Европейского Союза, указывает лишь на свободу передвижения между государствами.

Влияние миграции на общество очень противоречиво, но оправдывает ли она себя экономически? Вносят ли мигранты вклад в экономику страны, в которую уезжают или становятся бременем для нее? Этими вопросами задавалось исследование и после полученных ответов, эти вопросы стали прояснятся. Оно доказывает то, что иммигранты, приехавшие в Канаду по одной из программ миграции, с большой вероятностью откроют свое дело, что является ключевым компонентом экономического роста. В проведенном в марте исследовании «Иммиграция, предпринимательство и занятость в Канаде», делается вывод, что «доля частного бизнеса и самозанятости выше среди иммигрантов, чем среди канадцев» [10].

В документе ОЭСР влияние миграции рассматриваются по трем направлениям: на рынок труда, на бюджет страны  и на  экономический рост. Положительное влияние на рынок труда определяется следующим:

- за последние десять лет мигранты на 47% увеличили количество доступной рабочей силы в Соединенных Штатах и на 70% в Европе; 

- мигранты заполняют важные ниши как в быстрорастущих секторах экономики; молодые мигранты более обучаемы, чем приближающиеся к пенсионному возрасту канадцы;

- мигранты делают рынок труда более гибким, особенно в Европе.

Миграция содействует пополнению государственного бюджета: суммы поступлений в виде налогов и социальных взносов больше, чем они получают в виде пособий. Занятость является  важнейшим фактором, определяющим финансовый вклад мигрантов.  Миграция повышает численность трудоспособного населения, они прибывают с уже имеющимися навыками и вносят свой вклад в развитие человеческого капитала принимающих стран. Мигранты также вносят вклад в технологический прогресс[9].

Для многих стран, сталкивающихся с проблемой старения населения, иммигранты становятся все более важным инструментом в заполнении образовывающихся вакантных мест и поэтому так важно для страны сформулировать грамотную политику, направленную на обеспечение положительного влияния как для принимающей страны, так и для самих иммигрантов.

Работа является наиболее важным фактором экономического вклада мигранта в страну. Только когда трудовой мигрант поднимается до такого же уровня, как и местный житель, тогда начинает становиться заметным и прирост ВВП. Это также помогает и самим иммигрантам: большинство из них не собираются менять место жительства из-за социальных пособий, они просто находят работу и обеспечивают свою семью, посредством иностранных денежных переводов на родину. Поэтому усилия, направленные на более эффективную интеграцию иммигрантов, следует рассматривать не как цену, в которую обходится человек, а как инвестиции в человека, способного принести пользу стране. Международная миграция оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на экономический рост. Без сомнений там, где миграция увеличивает количество рабочей силы, от совокупного ВВП можно ожидать роста. Тем не менее, ситуация не так однозначна, когда речь заходит о размере ВВП на душу населения.

Миграция увеличивает численность населения, а также возрастной баланс в сторону более молодой рабочей силы. Это положительно влияет на структуру населения принимающей страны и часто приводит к сокращению пенсионеров[7].

Потребность России в рабочих руках в значительной мере решают прибывающие самостоятельно или по приглашению работодателя граждане соседних стран. Российское законодательство хоть и не создает для них тепличные условия, все же и не ставит непреодолимых барьеров. Вот почему человек с заграничным паспортом не такая уж редкость в коллективе. Осведомленность о том, какие налоги с иностранцев в 2019 году можно и нужно перечислять в казну, критически необходима работодателю.

Первый закон, который нужно прочитать любому иностранцу, желающему посетить РФ, содержит в себе правила пересечения границы России (федеральный закон № 114-ФЗ от 15.08.1996 г.) [2]. Он гласит, что при въезде без визы будущий трудовой мигрант должен сообщить о своем намерении в специальном разделе миграционной карты. Иностранец, въезжающий в визовом режиме, обязан получить специальную рабочую визу и приглашение. Следующий обязательный к прочтению закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. рассказывает иностранцам об их статусе в Российской Федерации, в том числе и об особенностях работы в российском народном хозяйстве.

Каждый бизнесмен, принимая на работу сотрудников, должен понимать, что с этого дня он не только несет за них ответственность как работодатель, но и становится еще их налоговым агентом. Более того, затраты на оплату труда состоят не только из той ее части, которая выплачивается работнику. Субъект предпринимательской деятельности, давно пользующийся наемным трудом, знает, что в его обязанности входит уплата за сотрудников социальных взносов. В этом отношении гражданство наемного лица не играет роли. Для руководителя важен не столько момент, какие налоги платит организация за иностранного работника, а то, когда начинать это делать и какие ставки применять. Разница в обложении доходов работника-соотечественника и иностранца состоит в том, что к зарплате россиянина всегда применяются одни и те же ставки, вне зависимости от факта его постоянного проживания на родине. Для прибывшего в РФ иностранного гражданина важен приобретаемый им статус: при въезде в страну и дальнейшем пребывании в России.

Отчисления в федеральные страховые фонды предусмотрены в законах:

1) федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ;

2) федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ;

3) федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» от 07.03.2018 № 56-ФЗ).

Основными их полoжениями определено, что каждый приезжающий в Рoссию должен быть застрахован с первого дня. Тем, кто тoлькo ищет работу, такую страховку обеспечивает его полис добровольного медицинского страхования, предусматривающий также несчастные случаи.

Когда происходит заключение трудового договора, обложение страховыми взносами иностранцев происходит по схеме, во многом совпадающей с той, которая применяется для граждан РФ.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок налогообложения мигрантов и уплаты работодателем страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, является Налоговый Кодекс РФ (часть вторая). В целях правильного определения налоговой базы и суммы налога необходимо определить статус налогоплательщика: относится он к налоговым резидентам Российской Федерации или нет[1].

Чем отличается резидент и нерезидент?

Нерезидент — это, юридическое, физическое лицо, действующее в одном государстве, но постоянно зарегистрированное и проживающее в другом. Нерезидент - лицо, имеющее постоянное местожительство за пределами его страны. Нерезиденты – это физические лица, не удовлетворяющие требованиям понятия «резиденты».

Заработная плата граждан вкупе со значительной частью иных доходов облагается НДФЛ. При этом ставка НДФЛ  напрямую зависит от статуса налогоплательщика, резидент он или нерезидент РФ.

Резиденты/нерезиденты. В случае пребывания налогоплательщика более 183-х календарных дней в течение последнего года в РФ его официально считают резидентом РФ. Время нахождения в стране не прерывается, человек не выезжает за пределы государства для кратковременного (меньше полугода) обучения либо лечения.

В противном случае, при нахождении менее 183 календарных дней на территории РФ, налогоплательщик получает статус нерезидента.

Ставка НДФЛ в 2019 году у нерезидента/резидента. Зачастую доходы резидентов облагают по ставке 13%, а нерезидентов – 30%.

Однако на протяжении года налоговый статус сотрудника может поменяться. Когда нерезидент станет резидентом, налог требуется взимать в соответствии со ставкой 13 процентов. Важно учесть, что налоговый статус неoбходимо утoчнять в обязательнoм порядке на конец года и, если понадобится, произвести пересчет НДФЛ по соответствующей ставке.

Таблица

Ставки НДФЛ и страховых взносов резидентов и нерезидентов

Вид платежа в бюджет

Статус работника

Резидент либо с разрешением на проживание

Нерезидент либо временно пребывающий на территории РФ

НДФЛ

Приглашенные из визовых стран

13% с пересчетом ранее уплаченных 30%

30%

Высококвалифицированные специалисты (ВКС)

13%

13%

Приезжие из стран по безвизовому режиму

13% (с вычетом за оплату патента)

13%

Граждане стран ЕАЭС

13%

13%

Взносы в пенсионный фонд РФ

Все иностранные сотрудники (кроме ВКС)

22%

22%

ВКС

22%

0%

Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования

Все иностранные сотрудники (кроме ВКС)

5,1 % (с полисом ДМС)

0% (с полисом ДМС)

Взносы в Фонд социального страхования

Все иностранные сотрудники (кроме ВКС)

2,9%

1,8%

 

ВКС

2,9%

0%

 

Описанный статус применяется как к иностранным гражданам, получающим доход на территории РФ, так и к гражданам РФ.

В 2019 году ставка НДФЛ с заработной платы иностранного работника тоже находится в прямой зависимости от его налогового статуса. Однако в отношении определенных иностранцев-заемщиков актуальными остаются особые правила, которые распространяются на:

- беженцев либо людей, которые получили временное убежище в Российской Федерации;

- специалистов высокой квалификации;

- людей, трудящихся в РФ по найму на основе патента;

- резидентов государств, которые входят в ЕАЭС.

НДФЛ с доходов иностранных граждан, являющихся резидентами России, рассчитывают по таким же ставкам, что и с доходов российских резидентов (смотрите выше). Требуется документальное подтверждение статуса налогового резидента [4].

Если иностранный работник трудится за границей, в том числе в домашних условиях по месту проживания либо в иностранном филиале (представительстве) русской компании, его вознаграждение за осуществление своих рабочих обязанностей относят к категории доходов, которые получены от заграничных истoчников. Инoстранный гражданин, обладающий статусом резидента РФ, самостоятельно платит НДФЛ с доходов, которые были получены за грaницей.

НДФЛ с доходов иностранных грaждан, не являющихся резидентами РФ, взимается не всегда. Исходя из места их трудоустройства, вознаграждения, выплаченные им, относят или к категории доходов, которые были получены от источников на территории Российской Федерации, либо к доходам из заграничных источников.

Доходы, которые были получены иностранными работниками, не являющимися резидентами, вне пределов РФ, не облагаются НДФЛ.

Если иностранный рaботник приобрел патент на трудовую деятельность в РФ, он должен самостоятельно перечислить в бюджет установленный авансовый платеж по НДФЛ [3].

После того, как иностранный гражданин будет принят на работу, НДФЛ с его доходов рассчитывается и удерживается работодателем – налоговым агентом.

Нaлоговая стaвка составляет 13 процентов вне зависимости от того, резидент ли иностранный гражданин.

НДФЛ, который перечислен иностранным работником в виде установленного авансового платежа, должен быть засчитан в счет уплаты НДФЛ с зарплаты [1].

В развитии государств миграция играет важную роль. Более того, она сегодня является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Миграционные процессы характеризуются множеством спорных моментов, которые могут трактоваться одновременно и положительно, и отрицательно. Поэтому далее рассмотрим плюсы и минусы миграции, а также ее роль в изменении экономического положения населения.

Оценивая последствия миграции населения на мировом и национальном уровнях, стоит отметить преимущественно позитивное влияние ее процессов на состояние качества жизни людей и мировой экономики [5,6]:

- снижение безработицы;

- выравнивание уровня жизни и уровня оплаты труда;

- устранение дефицита рабочей силы в отдельных регионах и отраслях;

- взаимообогащение этнокультурного потенциала. Международная миграция также способствует культурной интеграции народов, выступает фактором, снижающим социальную напряженность в государствах, нуждающихся в экспорте рабочей силы.

Трудовая миграция на международном уровне выступает важнейшим инструментом повышения валютных доходов стран, экспортирующих рабочую силу. Основные составляющие этих поступлений: налоги с прибыли компаний-посредников, валютные переводы иностранцев на родину, инвестирование мигрантами личных средств в отечественную экономику и прочее. Вместе с тем, отток квалифицированных работников из стран-экспортеров приводит к снижению уровня научно-технологического потенциала государств, усугубляя и заметно закрепляя дифференциацию национальных экономик по качеству и уровню жизни населения.

В целом, соотношение плюсов и минусов миграции населения определяется взаимным балансом интересов государств-участниц обмена населением, соотношением оптимальных и реальных параметров миграционных процессов и возможностями целенаправленного контроля за ними со сведением к минимуму масштабов нелегальной миграции.

В заключение стоит отметить, что наиболее успешно государство может выстроить свою миграционную политику при рациональном сочетании развития стратегических программ социально-экономического страны с текущими задачами миграционной политики, ориентации на гармоничное сочетание потребностей и интересов личности и общества в целом.