В последние 10 лет Калужская область претерпевает тяжелый период социального, экономического и технологического развития, который характеризуется обилием как внутренних, так и внешних факторов, затрудняющих стремление роста.
По данным рейтинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации регион в 2015 году занял 40 место из 85, а в 2017 году поднялся до 23 места. Эти показатели обусловлены быстрым экономическим развитием, что привлекает ряд иностранных инвесторов, постепенно приумножая производственный потенциал региона, за счёт которых в последствии будут осуществляться социальные программы. При позитивном прогнозе развития основных социальных и технологических элементов системы региона существует ряд системных ограничений, которые могут стать преградами для полноценного использования имеющихся в области возможностей.
К важнейшим социальным и технологическим проблема развития Калужского региона можно отнести:
- демографический спад и недостаток высококвалифицированных кадров;
- слабое технологическое оснащение предприятий;
- плохо развитая инфраструктура;
- проблема близкого соседства с мегаполисом (Москва);
- слабое управление [4].
Уменьшение рождаемости и увеличение людей пенсионного возраста, а также миграция трудоспособного населения в другие регионы и страны повлияли на баланс между спросом и предложением на рынке труда Калужской области. В свою очередь плотность населения в ряде сельскохозяйственных территорий региона достигла предельных значений, при которых большинство проектов показывают отрицательную эффективность технологического и социального развития на основе используемых ресурсов [5].
У населения Калужского региона присутствует особенность демографического старения, так, доля трудоспособного населения составляет 61,8%, лиц старше трудоспособного возраста - 24%, а доля детей и подростков всего 14,2% [10].
В долгосрочной перспективе, несмотря на постепенное снижение численности населения за счет роста рождаемости и уменьшения смертности, а также миграционного прироста, продолжат развиваться тенденции к снижению доли трудоспособного населения и старения населения региона, что может отрицательно отразится на рынке труда (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Прогноз структуры населения Калужской области по основным возрастным группам
Негативное воздействие на социальное и экономическое развитие России оказывает демографический спад, а именно депопуляция и старение населения. Это производит критическое влияние не только на северные и восточные субъекты РФ, но и на промышленные регионы европейской части страны, стремящихся получить специализацию в национальной и мировой системах разделения труда [2].
Численность населения Калужской области в случае осуществления стабильного варианта развития к 2025 году может уменьшиться приблизительно на 6% по сравнению с 2007 годом. Доля трудоспособного населения Калужской области снизиться по большей части из-за перехода в группу старшего трудоспособного возраста.
Распределение населения, задействованного в производственной отрасли и сервисной экономике, достаточно равномерно. Наибольшую необходимость в работниках испытывают такие отрасли, как промышленность, здравоохранение и социальное обеспечение, образование, культура и наука; торговля и общественное питание, строительство. Недостаток в кадрах высокой квалификации наблюдается прежде всего в производственной сфере деятельности. Самая высокая потребность в рабочих специальностях.
Рост экономического развития региона повлек за собой спрос на квалифицированных рабочих, причиной чего послужило сокращение экономически активного населения Калужской области с 2009 года по 2017 год с 573,2 тысяч до 535,5. Согласно сформированному Министерством труда и социальной защиты области прогнозу на семь лет, региональной экономике потребуется не менее 62,9 тыс. работников, из них на долю тех, кто заменит выбывающих, отдается 80% требующихся работников. В общем объёме прогнозируемого спроса на рабочую силу более 50% приходится на промышленные предприятия, сельскохозяйственные организации и на работодателей, тип экономической деятельности которых - «операции с недвижимостью, аренда и услуги» [7]. Наименьший спрос на персонал регистрируется в банковском секторе, торговле, горнодобывающей промышленности. Самые высокие требования к квалификации выдвигаются работодателями в областях, связанных со сферами образования, здравоохранения и государственного управления.
Нельзя не отметить, что по основным показателям с 2009 по 2017 года прослеживается тенденция к снижению количества выпускников среднего профессионального образования практически в два раза, при том, что образовательные учреждения высшего образования в 2016 году выпустили на сто тысяч человек больше, чем в 2009 году. Приведенный выше данные не является признаком того, что работники интеллектуального труда не востребованы на Калужском рынке, ведь технологическое развитие экономики предусматривает непрерывное увеличение уровня трудовых ресурсов и их целесообразное применение. Стоит отметить и то, что уровень квалификации молодых специалистов не всегда способен удовлетворять критериям, которые регламентируют современное инновационное производство. Это связанно с снизившейся связью между рынком труда и образовательными организациями.
Пример 2016 года показывает, насколько различается уровень спроса на труд и предложение труда. Количество заявлений граждан, обратившихся за оказанием государственных услуг по помощи в поиске работы, составило 26570, когда заявленная работодателями необходимость в рабочей силе оказалась меньше, чем в 3 раза (7735 человек). По итогу количество граждан снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством - 19062 человек, а численность людей, которые не имели работы, но активно участвовали в её – 8379 [9].
Рисунок 2. Величина прожиточного минимума в рублях в месяц
Рисунок 3. Статистика роста цен на стандартную потребительскую корзину
На рисунке 2 показан уровень роста прожиточного минимума на душу населения с 2014 по 2018 год, который с 7704 рублей вырос до 10482 рублей в месяц. Это было бы положительным моментом, если бы не тот факт, что те же ЖКХ услуги, составляющие примерно восемь-девять тысяч, а также постоянное увеличение цен на стандартные продукты (рис.3) выходят на более высокую стоимость.
Так, можно сделать вывод, что стоимость стандартной потребительской корзины в период с 2014г. по 2018г. вырос от 44% до 57%, в то время как прожиточный минимум за тот же отрезок времени повысился всего на 36 %.
Калужский регион обладает перспективами для успешного социального и технологического развития. Прежде всего они связаны с основными тенденциями, которые прослеживаются в центральном федеральном округе Российской Федерации:
1. Производственный аутсорсинг иностранных организаций, в рамках которого производится строительство новых и технологическое усовершенствование существующих производств на территориях, окружающих центр экономического роста - Москву;
2. Переноса из московского мегаполиса производственных и логистических центров на расстояние от 100 до 200 км в среднесрочной (5 - 10 лет) перспективе;
3. Заселение новой среды обитания вокруг московского мегаполиса на расстоянии до 150 - 200 км (при наличии транспортной линии от Москвы до 2,5 часа);
Наиважнейшими задачами государственной научно-технической и инновационной политики в Калужской области на период до 2020 года являются:
- формирование инновационного сектора в экономике Российской Федерации при активной поддержке федерального центра и росте мировых рынков наукоемкой продукции;
- успешное использование процессов производственного аутсорсинга на территории Калужской области. Регион привлекает значительные для него иностранные инвестиции и создает ряд новых производств, ориентированных на растущие внутренний и внешний рынки;
- среди новых перспективных направлений, возникающих в рамках аутсорсинга и технологической модернизации: автомобилестроение, пищевая и фармацевтическая промышленность;
- создание необходимых элементов областной инновационной инфраструктуры (технопарка «Обнинск», инновационно-технологических центров и центров коллективного пользования приборами и оборудованием, отраслевых технопарков и зон инновационного развития и других);
- увеличение доли инновационных продуктов до 25% от общего объема производимой продукции Калужского региона;
- увеличение доли инновационных продуктов в общем объеме экспортной продукции Калужского региона;
- увеличение числа малых инновационных предприятий до 30% от общего количества малых предприятий, зарегистрированных в Калужском регионе;
- создание университета инновационного типа, а также научно-образовательных объектов;
- активное вовлечение муниципальных учреждений региона в инновационную деятельность [8].
Калужская область — это регион, где сосредотачивают свои производства одни из ведущих высокотехнологичных и инновационных компаний, действующие организации пользуются передовыми технологиями производства, а стартапы разрабатывают технологии, которые впоследствии помогают изменять мир [1].
Действующая в регионе стратегия социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года определяет приоритетные направления и общий вектор развития области в долгосрочной перспективе, взаимодействие представителей власти, предпринимательского союза и общества. Принимая во внимание увеличивающиеся требования к среде проживания и к корпоративной культуре, качественных изменений социального и технологического развития Калужского региона можно достигнуть на основе привлечения внешних инвестиций.
Предопределенный в стратегии социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года принцип «человек – центр инвестиций» характеризует основу деятельности представителей власти Калужской области, выраженную в уравновешенном и органичном совершенствовании экономики и социальной сферы Калужского региона в интересах её жителей [6].
Развитие инвестиционного климата и увеличение инновационных компаний положительно повлияют на уровень благосостояния жителей Калужской области. Будущее региона напрямую связано с мероприятиями, которые будут проводиться вплоть до 2030 года. Успешное выполнение поставленных задач поможет вывести Калужскую область на ведущие места рейтинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, а главное, повысит привлекательность для крупных международных компаний и перспективных высококвалифицированных специалистов со всех частей нашей страны.