Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ASSESSMENT OF KNOWLEDGE AND ABUNDANCE OF CONSUMPTION OF PSIKHOAKTVIVNY SUBSTANCES AMONG SENIORS OF THE TOWN OF PERM

Utochkin Y.A. 1 Vysotin S.A. 1 Sayfitova A.T. 1 Kaneva N.N. 1
1 Acad. E.A. Wagner Perm State Medical University
Research objective to determine the level of knowledge of harm of psychoactive substances (surfactants) and abundance of these addictions among them. When carrying out a sociological research by questioning were interviewed the 87th eighth-grader and the 45th tenth-grader of MAOU "Gymnasium No. 31" of Perm. The made questionnaire contained several blocks of the questions allowing to estimate the social status of teenagers, knowledge of harm of tobacco smoking, consumption of alcoholic beverages and drugs and also responsibility for commission of illegal acts. The received results underwent statistical processing of definition of extensive indicators by means of the Microsoft Excel 2010 program. Pupils of the 10th classes showed more high standard of knowledge in comparison with eighth-graders, but at the same time, the level of knowledge of problem consequences of the use of psychoactive substances is at a low level. The high abundance of the use of psychoactive substances, both among school students, and among their acquaintances is noted. Due to the aggravated public situation and level of distribution of the use of psychoactive substances among minors, it is worth paying bigger attention to promotion of a healthy lifestyle among pupils and creation at them the correct motivation to its maintaining further. This direction will help them to resist self-contained to unfortunate trends on the Internet and the companies of acquaintances.
seniors
psychoactive substances
prophylaxis

Охрана здоровья детей и подростков как важнейшего условия оздоровления всего населения имеет приоритетное значение [7]. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие, и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья, которое усугубляется влиянием вредных привычек на организм школьников [13]. По мнению психологов и специалистов в области профилактики аддиктивного поведения, в методах профилактики следует отдавать предпочтение позитивным установкам, праву лица на информационную безопасность, избегая прямой демонстрации объекта зависимости [5]. Эпидемиологические данные, демонстрируют, что молодые люди сами не проявляют интереса к информации и технологиям, направленным на сохранение здоровья, при этом, негативно реагируют на предостерегающую информацию о проблемах ВИЧ, алкоголя, асоциального и рискованного поведения, широко распространившегося в последние десятилетия [11]. Но интерактивность и глобальность интернет-коммуникации позволяют мгновенно распространять любую информацию, в частности, в статье речь идет о пропаганде употребления наркотиков и алкоголя [2].

Группу риска по приобщению к вредным привычкам составляют дети и подростки в возрастной категории от 11 до 15 лет. Однако, несмотря на серьезность угрозы, общество по-прежнему относится к курению и употреблению алкоголя как к социально приемлемым привычкам. Отмечена низкая осведомленность родительской и преподавательской аудитории о способах применения насвая, спайса и действии на организм [4]. При этом употребление алкоголя и табака, помимо выраженного негативного влияния на состояние здоровья человека, является серьезным основанием для перехода к наркотикам, так как у детей первые пробы наркотиков, как правило, происходят на фоне потребления алкогольных напитков и табакокурения [3].

Курительные смеси в последнее время являются угрозой для молодежи и подрастающего поколения [12]. Между тем, в молодежной среде активно культивируется миф, что «спайс» – аналог  марихуаны, менее токсичный [8]. Употребление «спайсов» приводит к быстрому развитию зависимости. При одно- или двукратном употреблении развивается психологическая зависимость, а через 2–3 месяца – физическая [10]. Длительное употребление синтетических каннабиноидов оказывает негативное воздействие на различные органы и системы: нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, паренхиматозные (печень, почки) и репродуктивные органы, а также может спровоцировать возникновение онкологических и иных заболеваний. При передозировке симптомы интоксикации развиваются как «взрыв»: после нескольких «за тяжек», потерпевшие могут терять сознание, угнетение которого достигает комы. Часто возникает «смерть до прибытия» бригады СМП [1].

Адресатом первичной профилактики является молодежь, так как, согласно статистическим данным, две третьих от общего числа умерших наркоманов, погибшие от «спайса» - молодые люди, не достигшие тридцатилетнего возраста. Центром превентивной работы должны быть: личность молодого человека и  основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – образовательное учреждение и досуг [6]. Необходимо также и  дальнейшее совершенствования нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности в части механизмов, препятствующих пропаганде наркотиков и психотропных веществ [9].

Цель исследования изучить уровень знаний о вреде психоактивных веществ и распространенности их потребления среди старшеклассников города Перми.

Материал и  методы.

Для достижения поставленной цели  было проведено социологическое исследования путем анкетирования учащихся 8 и 10 классов МАОУ «Гимназия №31»  города Перми. Были опрошены 87 восьмиклассников, из них 35 мальчиков и 53 девочки в возрасте 13-14 лет и 45 десятиклассников - 15 мальчиков  и 30 девочек в возрасте 16-17 лет. Составленная анкета содержала несколько блоков вопросов, позволяющих оценить социальный статус подростков, информированность о вреде психоактвивных веществ и распространенности их потребления и распространенность табакокурения, алкогольных напитков и наркотиков, а так же ответственности за совершение противоправных действий. Полученные результаты подверглись статистической обработке определения экстенсивных показателей с помощью программы Microsoft Excel 2010.

Результаты и обсуждения.

В 8-х классах больше половины опрошенных (59%) занимаются различными видами спорта, четверть (22%) состоят в творческих объединениях. Больше половины школьников (63%) любят смотреть фильмы и сериалы, немного меньше (45%) читают художественную литературу. Абсолютное большинство (80%) регулярно пользуются компьютером и социальными сетями, 3,5 % восьмиклассников подрабатывают (промоутерами и аниматорами). Среди десятиклассников спортом занимаются в 2 раза меньше учащихся (лишь 30%), 16% состоят в творческих объединениях. Зато удельный вес постоянно пользующихся сетями интернет вырос до 95%. Численность школьников совмещающих учебу с работой увеличилась до 9% опрошенных. Результаты успеваемости в школе распределились следующим образом: среди восьмиклассников 14% отличников, 50% хорошистов и 36% имеют тройки, в десятых классах - 18 % отличников, 56% хорошистов и 26% имеют тройки. Полученные данные говорят о социальном благополучии опрошенных детей, а так же об изменениях сфер интересов с возрастом.

Следующий блок вопросов был составлен с целью оценки знаний школьников о последствиях употребления алкоголя, других психоактивных веществ (ПАВ), курения.  На вопрос, сколько можно употреблять алкоголя без вреда для здоровья ученики в большинстве ответили, что любое употребление алкоголя – это вред (56 % в 8-х классах, 64% в 10-х классах). Но довольно большая доля респондентов считают, что бокал вина в день допустим (39% и 24,5% соответственно), были и те, кто считают, что можно выпивать более 100 мл крепкого алкоголя раз в неделю (8% и 10% соответственно) или по 0,5 л пива ежедневно (по 5 % в каждой группе).

На вопрос о вреде алкогольных напитков большинство указало, что знает о том, что алкоголь приводит к болезням почек и печени (56% в 8-х классах, 64% в 10-х), также многие отметили, что употребление алкоголя ведет к психологической и физической зависимости (39% и 48% соответственно). Помимо этого, около трети восьмиклассников (35 %) и десятиклассников (36 %) считают, что алкоголь вызывает только временное отравление (субъективно похмелье) а потом организм восстанавливается. Среди восьмиклассников про болезни сердца впоследствии употребления алкоголя слышали только 19%, о нарушения происходящих в нервной системе и ведущих к снижению иммунитета 9%. Удельный вес информированных десятиклассников выше, и составил 38% и 31% соответственно. Каждый десятый восьмиклассник (10%) и каждый четвертый десятиклассник (24%) считают, что умеренное количество не приведет к губительным последствиям. На вопрос о том, считают ли они алкоголизм заболеванием, положительно ответило абсолютное большинство  восьмиклассников (80%)  и десятиклассников (91%).

О вреде табакокурения школьники также неплохо информированы.  Практически все восьмиклассники (91%)  и десятиклассники (96%)  знают, что сигареты вызывают болезни легких, сердца и сосудов. Две трети старшеклассников (73% и 71% соответственно) знают, что курение вызывает психологическую и физическую зависимость. О том что курение ведет к нарушениям половой функции, как у мужчин так и у женщин, знают лишь  4,5% опрошенных восьмиклассников, и 44% десятиклассника. То есть уровень знаний по этому вопросу увеличивается с возрастом в 10 раз. Про снижение интеллекта в результате курения слышали только 9% восьмиклассников и 15% десятиклассников. Стоит отметить тот факт, что была часть восьмиклассников (7%), которые считают, что определенное количество сигарет не принесет вреда здоровью. Все десятиклассники отрицали возможность безопасного табакокурения.

Среди опрошенных большинство знают про психологическую зависимость вызываемую наркотиками (82% восьмиклассников и 86% десятиклассников). О том, что может развиться физическая зависимость предполагает около половины восьмиклассников (43%)  и десятиклассников (69%). В том, что некоторые виды наркотиков могут привести к смертельному исходу, даже при однократном применении уверены около двух третей подростков (77% и 60% соответственно). Также около половины (41% учащихся 8-х классов и 60% 10-х) знают, что употребление наркотиков ведет к необратимым изменениям внутренних органов.

Из всех опрошенных 40% восьмиклассников отметили, что употребление наркотических веществ ведет к нарушению интеллекта и 28% отметили нарушения иммунитета в последующем. В 10-х классах осведомленность более высокая - 58% и 64%. В 8-х классах 4% опрошенных указали, что считают безопасным употребления марихуаны и ее производных. В 10-х классах доля школьников считающих некоторые наркотики безопасными больше в 4 раза составляет - 16% опрошенных, 14% включили в этот список марихуану и ее производные.

Таким образом, результаты исследования показали значительный рост знаний с возрастом. Но при этом только около половины школьников имеет представление о конкретном вреде алкоголя и наркотиков на организм. Большая часть описывала психологическую и физическую зависимость, не вполне понимая повреждающего действия ПАВ на различные органы и системы организма.

Абсолютное большинство старшеклассников (88% и 95%) знают об уголовной ответственности за употребление, хранение, распространение наркотических веществ. Однако, только 6% восьмиклассников слышали о том, что при выявлении употребления наркотиков ставят на учет к психиатру. Среди десятиклассников об этом знают 38% учащихся.

Наше исследование показало, что пробовали алкоголь 63% восьмиклассников. Каждый четвертый (23%) указал, что периодически употребляет алкоголь по праздникам, в том числе в кругу родителей. Каждый десятый (10%) отметили, что выпивает раз в месяц, 7% опрошенных - раз в неделю. Среди употребляемых напитков преобладало вино, но есть единичные случаи употребления джинтоников, водки и пива. В 10-х классах половина из опрошенных пробовали алкоголь (51%). Каждый третий указал, что употребляет регулярно по праздникам (31%). Каждый десятый (10%) отметил, что употребляет алкоголь раз в месяц, 2% опрошенных - раз в неделю. Список употребляемых десятиклассниками напитков был более разнообразен: вино, джинтоники, шампанское, водка, ром, мартини, пиво. Интересно, что в 8-х классах  две трети мальчиков  пробовали алкоголь, и только одна треть девочек. В 10-х классах в этом признались только одна треть мальчиков и половина девочек.

На вопрос: «Пробовали ли вы курить?» -  только четверть ответили утвердительно в обеих возрастных группах. Лишь 7% восьмиклассников и 9% десятиклассников признались, что периодически курят. Примечательно, что более трети (39%) восьмиклассников знают, где можно приобрести алкоголь и сигареты несовершеннолетним, среди десятиклассников лишь 29%.

На вопрос: «Пробовали ли вы наркотические вещества?»  - лишь один десятиклассник признался, что пробовал амфетамин. Однако, почти половина учащихся 8-х (58,5%)  и 10-х (60%) классов, указали, что их знакомые и одноклассники употребляют наркотические вещества. Среди веществ, которые, по мнению респондентов, пробовали их одноклассники и знакомые, были указаны: марихуана и ее производные, спайс,  амфетамины, ЛСД. Из опрошенных 40% восьмиклассников и 20% десятиклассников не считают употребление различных курительных смесей, спайса, насвая наркоманией. Также важно отметить, что 9% восьмиклассников и 14% десятиклассников знают места, где они могут приобрести наркотические вещества. Среди учащихся 8-х классов 4% выразили свое желание попробовать наркотики, если выдастся такая возможность, среди десятиклассников таких только 2%.

Ранговые места возможных причин, которые, по мнению подростков, приводят к употреблению наркотиков распределились следующим образом: поиск новых ощущений (62% и 84%), проблемы воспитания (55% и 71%), последствия давления компании (35% и 56%), отсутствие или недоступность других интересов и развлечений (2% и 24%). Стоит уделить внимание тому факту, что четверть (25%) учеников 8-х классов и три четверти (75%) 10-х классов отметили, что не раз замечали пропаганду психоактивных веществ в  интернете. Информацию о последствиях употребления ПАВ учащиеся получают  от родителей (98% и 96% соответственно), каждый второй сталкивался с такой информацией в интернете и СМИ (64% и 51%), только треть отметили, что также слышали об этом от учителей и врачей.

Выводы.

Таким образом, учащиеся 10-х классов показали более высокий уровень знаний по сравнению с восьмиклассниками, но при этом знания проблемных последствий употребления психоактивных веществ находится на низком уровне. Отмечена высокая распространенность употребления психоактивных веществ, как среди школьников, так и среди их знакомых. В связи с обостренной общественной обстановкой и уровнем распространения употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, стоит уделять большее внимание пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и создания у них правильной мотивации к поддержанию его в дальнейшем. Данное направление поможет им самостоятельно противостоять неблагоприятным тенденциям в сети интернет и компаниях знакомых. А для формирования подобного образа мышления учащиеся общеобразовательных школ должны получать больше информации  в доступной форме о воздействии ПАВ на организм, а также о правовых аспектах, связанных с их употреблением, и психологической поддержке от лиц компетентных в этих вопросах (медицинского персонала и учителей).