Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION OF CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE

Dineeva E.A. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University. Magnitogorsk. Russia.
The article is devoted to the study of the peculiarities of the development of speech of children of younger preschool age in the conditions of communication. The author describes the problem in terms of relevance, the need to communicate preschoolers, taking into account modern information technology. Reference is made to the federal state educational standard for pre-school education and to the research of psychologists and teachers involved in this problem. The author presents the results of the diagnostic work on the research problem. They say that a large number of children have difficulty in establishing contacts. On the basis of an experimental study, a technology has been developed for the development of verbal communication among younger preschoolers, an example of which is given by the author in the article. The technology identified three stages and spelled out the content of each stage in the work on the development of verbal communication in children of younger preschool age. The article proposes methods and techniques for the implementation of the development technology of speech communication of younger preschoolers: conversation, artistic word, playing game problem situations and exercises; dramatization of individual works, didactic games in pairs. The data on the feasibility of using the developed technology, which allows to achieve tangible results in the development of speech communication of children of primary school age.
verbal communication
technology
tools
methods
planning

В настоящее время проблема развития речи детей дошкольного возраста стоит очень остро, нежели несколько лет назад. Это обусловлено тем, что в современном мире возрастает потребность детей дошкольного возраста общения со взрослыми, желания узнать больше информации об окружающем мире, рассказать об этом. В настоящее время у дошкольника расширен круг жизненных связей и отношений, с появлением новых видов деятельности усложнено общение со сверстниками и взрослыми. В связи с этим одним из основных направлений образовательного процесса является создание условий для развития речи ребенка, полноценного овладения им средствами общения. Необходимо уделять больше внимания развитию речевого общения именно в младшем дошкольном возрасте. Так как именно в младшем дошкольном возрасте расширяются возможности социально-коммуникативного развития [5;7].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяют две образовательных области, в которых отражена проблема развития общения, что говорит о значимости данной проблемы в дошкольном образовании:

– социально-коммуникативное развитие, которое направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

– речевое общение: владение речью как средством общения и культуры.

Такие известные отечественные ученые, психологи, лингвисты как Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Л.С. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, рассматривают речь как речевую деятельность, которая выступает в виде целого акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-либо неречевую деятельность (и др.).

Ведущий отечественный специалист по психолингвистике А.А. Леонтьев определяет речевую деятельность как «процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности» [4;6]. Еще один известный отечественный исследователь И.А. Зимняя отмечает, что речевая деятельность это ни что иное как «активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения» [1].

По мнению А. Н.В. Клюевой, при общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. Общаясь со сверстниками, ребенок научается жить на горизонтальной плоскости, строить отношение на равных. Ю.А. Приходько утверждает, что «совместная деятельность детей-дошкольников в группе сверстников – важнейший источник формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу» [3].

Речевое общение – это «мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности» [1].

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. В младшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать лексическим значение слова, то есть учатся применять различные слова для передачи собеседнику информацию, усложняющую по своему содержанию. В то же время дети уже могут регулировать вербальную функцию, вследствие чего она превращается в самостоятельный вид деятельности. Речевая деятельность дошкольника развивается и дальше достаточно эффективно и стремительно в зависимости от непосредственного процесса живого общения ребенка с конкретным взрослым и сверстниками. Развитие речевого общения детей младшего дошкольного возраста должно происходить постоянно, в различных организационных формах: и в образовательной деятельности, играх, беседах, режимных моментах, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях [2;9].

Данные обследования детей младшего дошкольного возраста позволили сделать вывод о том, что большинство дошкольников (80 %) испытывают трудности в установлении контактов, в введении диалога, участвуют в общении чаще по инициативе других, малоактивны и малоразговорчивы, эмоционально зажаты, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Поэтому встал вопрос о разработке технологии развития речевого общения детей младшего дошкольного возраста.

Задачами данной работы являлись:

– развивать социально-коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста при общении друг с другом;

– развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи;

– развивать коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;

– формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.

Были выделены три этапа в работе по развитию речевого общения детей младшего дошкольного возраста.

Первый этап (сентябрь-октябрь). На этом этапе планируется работа по стимулированию в речевой деятельности имеющих в речи детей знаний, умений и навыков общения.

Второй этап (ноябрь-январь): На втором этапе дети младшего дошкольного возраста начинают усваивать правила речевого общения.

Содержание работы на этом этапе включает в себя:

– обогащение словаря детей этическими формулами, которые они будут использовать во время общения со взрослыми и сверстниками, объяснение лексического значения этих слов;

– формирование умения слушать партнера по общению, не просто воспринимать то, что ему говорят, но и самому формировать процесс разговора, устанавливать контакт с собеседником.

На данном этапе педагогу необходимо тщательно планировать методы и приемы работы, рационально их сочетать, чтобы способствовать развитию речевого общения у детей младшего дошкольного возраста.

Третий этап (февраль-май): этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.

В целях развития речи детей младшего дошкольного возраста были использованы такие методы как: беседа с детьми; использование художественного слова; проигрывание игровых проблемных ситуаций и упражнений; драматизация отдельных произведений, дидактические игры парами.

Фрагмент перспективного планирования представлен в таблице 1.

Таблица 1- Технология развития речевого общения детей младшего дошкольного возраста

Месяц, темы

Программные задачи

Формы работы с детьми по реализации задач  образовательной области

Самостояте-льная деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Октябрь.

«Мне хорошо в кругу друзей»

1.Поддерживать эмоционально положительное состояние детей

2.Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желанию узнать имена друг друга

3. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе

Игровые образовательные ситуации: Показ инсценировки с игрушками «Куклы знакомятся»; Практическая игровая ситуация «Мишка-Топтышка знакомится с нашими ребятами»;

Игровая ситуация «К нам пришла новая кукла. Мы здороваемся с новой куклой»

Игры-хороводы («Кто у нас хороший?», «Выйди, Вова, в кружок, возьми, Вова, флажок»)

Образные игры-имитации «Веселые зайчата», Курочка и цыплята», «Бабочки летают»,  «В колокольчик позвони – своё имя назови»

Рассматрива-ние фотоальбомовжурналов,  картинок, настольные и дидактичес-кие игры

Январь

«Мы приходим на помощь, проявляем заботу и внимание»

1. Развивать доброжелательное отношение к сверстникам.

2. Побуждать к проявлению сочувствия и внимания,

3. Развивать представления о семье, о детях, о взрослых

Игровая ситуация помощи и внимания «Мы помогаем кукле Маше выздороветь»;

Практическая ситуация «Мы встречаем нашу Лену после болезни» (упр. в проявлении внимания и заботы к сверстнику);

Игровая ситуация «Взрослые и дети рядом с тобой»

Подвижные игры,

хороводные игры,

игры-имитации на прогулке;

вместе с воспитателем дети делают горку из снега для катания кукол

Рассматрива-ние картинок с изображением семьи (Семья на прогулке» и др.),

игра «МЫ» -закрепление представле-ний о частях тела, лица, об именах и действиях;

-игра «Узнай, кто тебя позвал»

Апрель

«Моя семья»

1. Побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь.

 

 

2. Обогащать представления детей о взрослых людях, детях, семье и культуре общения.

Инсценировка с игрушками – «готовое решение»: «Как куклы поссорились и помирились»; Практическая проблемно-игровая ситуация «Что случилось?» (дети помогают куклам мириться);

 

Практическая ситуация «Приглашаем в игру» (упражняются в формах приглашения сверстника к парной игре);

 

Общие игры,

игры-имитации «Солнышко и тучки»,

игры «Домики мальчиков и домики девочек»;

парные игры «Мы с куклами водим хоровод», «Я гуляю с собачкой», «Лошадки»

Практическая ситуация помощи сверстнику «Поможем нашей Тане найти потерянный мяч» (понять затруднения сверстника и проявить стремление к оказанию посильной помощи)

В игровом уголке – показ инсценировки «Семья встречает дедушку».

 

Дети по желанию передают в движениях и мимике содержание стихов «Я люблю свою лошадку», «Котик и Козлик», «Мой Мишка»

 

Можно отметить, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому нами также разработаны формы работы с родителями, направленные на развитие речевого общения детей младшего дошкольного возраста.

В процессе реализация данной технологии дети стали чаще вступать во взаимодействие с другими людьми, использовать формы речевого этикета; в их речи появились вопросы, просьбы о помощи, ответы стали развернутыми, реже стали звучать слова «паразиты». Они начали больше рассуждать, дополнять друг друга, чаще рассказывать о себе и своих близких; с большим интересом сообщали о любимых игрушках, о животных, книгах, играх. Увеличилась доля вопросов познавательного характера и оценочных высказываний.

Таким образом, использование разработанной нами технологии позволяет добиться ощутимых результатов в развитии речевого общения детей младшего дошкольного возраста.