В настоящее время проблема развития речи детей дошкольного возраста стоит очень остро, нежели несколько лет назад. Это обусловлено тем, что в современном мире возрастает потребность детей дошкольного возраста общения со взрослыми, желания узнать больше информации об окружающем мире, рассказать об этом. В настоящее время у дошкольника расширен круг жизненных связей и отношений, с появлением новых видов деятельности усложнено общение со сверстниками и взрослыми. В связи с этим одним из основных направлений образовательного процесса является создание условий для развития речи ребенка, полноценного овладения им средствами общения. Необходимо уделять больше внимания развитию речевого общения именно в младшем дошкольном возрасте. Так как именно в младшем дошкольном возрасте расширяются возможности социально-коммуникативного развития [5;7].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяют две образовательных области, в которых отражена проблема развития общения, что говорит о значимости данной проблемы в дошкольном образовании:
– социально-коммуникативное развитие, которое направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
– речевое общение: владение речью как средством общения и культуры.
Такие известные отечественные ученые, психологи, лингвисты как Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Л.С. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, рассматривают речь как речевую деятельность, которая выступает в виде целого акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-либо неречевую деятельность (и др.).
Ведущий отечественный специалист по психолингвистике А.А. Леонтьев определяет речевую деятельность как «процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности» [4;6]. Еще один известный отечественный исследователь И.А. Зимняя отмечает, что речевая деятельность это ни что иное как «активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения» [1].
По мнению А. Н.В. Клюевой, при общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. Общаясь со сверстниками, ребенок научается жить на горизонтальной плоскости, строить отношение на равных. Ю.А. Приходько утверждает, что «совместная деятельность детей-дошкольников в группе сверстников – важнейший источник формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу» [3].
Речевое общение – это «мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности» [1].
Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. В младшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать лексическим значение слова, то есть учатся применять различные слова для передачи собеседнику информацию, усложняющую по своему содержанию. В то же время дети уже могут регулировать вербальную функцию, вследствие чего она превращается в самостоятельный вид деятельности. Речевая деятельность дошкольника развивается и дальше достаточно эффективно и стремительно в зависимости от непосредственного процесса живого общения ребенка с конкретным взрослым и сверстниками. Развитие речевого общения детей младшего дошкольного возраста должно происходить постоянно, в различных организационных формах: и в образовательной деятельности, играх, беседах, режимных моментах, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях [2;9].
Данные обследования детей младшего дошкольного возраста позволили сделать вывод о том, что большинство дошкольников (80 %) испытывают трудности в установлении контактов, в введении диалога, участвуют в общении чаще по инициативе других, малоактивны и малоразговорчивы, эмоционально зажаты, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Поэтому встал вопрос о разработке технологии развития речевого общения детей младшего дошкольного возраста.
Задачами данной работы являлись:
– развивать социально-коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста при общении друг с другом;
– развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи;
– развивать коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;
– формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
Были выделены три этапа в работе по развитию речевого общения детей младшего дошкольного возраста.
Первый этап (сентябрь-октябрь). На этом этапе планируется работа по стимулированию в речевой деятельности имеющих в речи детей знаний, умений и навыков общения.
Второй этап (ноябрь-январь): На втором этапе дети младшего дошкольного возраста начинают усваивать правила речевого общения.
Содержание работы на этом этапе включает в себя:
– обогащение словаря детей этическими формулами, которые они будут использовать во время общения со взрослыми и сверстниками, объяснение лексического значения этих слов;
– формирование умения слушать партнера по общению, не просто воспринимать то, что ему говорят, но и самому формировать процесс разговора, устанавливать контакт с собеседником.
На данном этапе педагогу необходимо тщательно планировать методы и приемы работы, рационально их сочетать, чтобы способствовать развитию речевого общения у детей младшего дошкольного возраста.
Третий этап (февраль-май): этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.
В целях развития речи детей младшего дошкольного возраста были использованы такие методы как: беседа с детьми; использование художественного слова; проигрывание игровых проблемных ситуаций и упражнений; драматизация отдельных произведений, дидактические игры парами.
Фрагмент перспективного планирования представлен в таблице 1.
Таблица 1- Технология развития речевого общения детей младшего дошкольного возраста
Месяц, темы |
Программные задачи |
Формы работы с детьми по реализации задач образовательной области |
Самостояте-льная деятельность детей |
|
Непосредственно образовательная деятельность |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
|||
Октябрь. «Мне хорошо в кругу друзей» |
1.Поддерживать эмоционально положительное состояние детей 2.Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желанию узнать имена друг друга 3. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе |
Игровые образовательные ситуации: Показ инсценировки с игрушками «Куклы знакомятся»; Практическая игровая ситуация «Мишка-Топтышка знакомится с нашими ребятами»; Игровая ситуация «К нам пришла новая кукла. Мы здороваемся с новой куклой» |
Игры-хороводы («Кто у нас хороший?», «Выйди, Вова, в кружок, возьми, Вова, флажок») Образные игры-имитации «Веселые зайчата», Курочка и цыплята», «Бабочки летают», «В колокольчик позвони – своё имя назови» |
Рассматрива-ние фотоальбомовжурналов, картинок, настольные и дидактичес-кие игры |
Январь «Мы приходим на помощь, проявляем заботу и внимание» |
1. Развивать доброжелательное отношение к сверстникам. 2. Побуждать к проявлению сочувствия и внимания, 3. Развивать представления о семье, о детях, о взрослых |
Игровая ситуация помощи и внимания «Мы помогаем кукле Маше выздороветь»; Практическая ситуация «Мы встречаем нашу Лену после болезни» (упр. в проявлении внимания и заботы к сверстнику); Игровая ситуация «Взрослые и дети рядом с тобой» |
Подвижные игры, хороводные игры, игры-имитации на прогулке; вместе с воспитателем дети делают горку из снега для катания кукол |
Рассматрива-ние картинок с изображением семьи (Семья на прогулке» и др.), игра «МЫ» -закрепление представле-ний о частях тела, лица, об именах и действиях; -игра «Узнай, кто тебя позвал» |
Апрель «Моя семья» |
1. Побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь.
2. Обогащать представления детей о взрослых людях, детях, семье и культуре общения. |
Инсценировка с игрушками – «готовое решение»: «Как куклы поссорились и помирились»; Практическая проблемно-игровая ситуация «Что случилось?» (дети помогают куклам мириться);
Практическая ситуация «Приглашаем в игру» (упражняются в формах приглашения сверстника к парной игре);
|
Общие игры, игры-имитации «Солнышко и тучки», игры «Домики мальчиков и домики девочек»; парные игры «Мы с куклами водим хоровод», «Я гуляю с собачкой», «Лошадки» Практическая ситуация помощи сверстнику «Поможем нашей Тане найти потерянный мяч» (понять затруднения сверстника и проявить стремление к оказанию посильной помощи) |
В игровом уголке – показ инсценировки «Семья встречает дедушку».
Дети по желанию передают в движениях и мимике содержание стихов «Я люблю свою лошадку», «Котик и Козлик», «Мой Мишка» |
Можно отметить, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому нами также разработаны формы работы с родителями, направленные на развитие речевого общения детей младшего дошкольного возраста.
В процессе реализация данной технологии дети стали чаще вступать во взаимодействие с другими людьми, использовать формы речевого этикета; в их речи появились вопросы, просьбы о помощи, ответы стали развернутыми, реже стали звучать слова «паразиты». Они начали больше рассуждать, дополнять друг друга, чаще рассказывать о себе и своих близких; с большим интересом сообщали о любимых игрушках, о животных, книгах, играх. Увеличилась доля вопросов познавательного характера и оценочных высказываний.
Таким образом, использование разработанной нами технологии позволяет добиться ощутимых результатов в развитии речевого общения детей младшего дошкольного возраста.