Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE COURTYARDS OF YEKATERINBURG BY CREATING A COMFORTABLE ENVIRONMENT ON THE PLAYGROUNDS

Bareicheva M.A. 1 Kubina E.A. 1 Stepanova N.R. 1
1 Ural federal university named after the First President of Russia B.N.Yeltsin
Each child on the playground in the yard gets his first social experience, and also learns primary adaptation to environmental conditions. They teach the child how to interact with other people, how to independently find interest in various kinds of activities, develop fine motor skills and satisfy his need for vigorous activity. That is why such play zones bear a certain responsibility for creating an artificial environment for children of different ages. To date, some playgrounds in Yekaterinburg have been reconstructed by homeowners associations or management companies. Many others, modernly equipped, built by developers, developers of new areas. However, there are still yards with dull half-ruined Soviet gaming complexes that do not meet the security and demands of the younger generation. This situation is especially vividly observed in the old, long-built districts of the city of Yekaterinburg. This problem is relevant and worries many parents, but many of them do not know how to solve this issue. The paper identified the main reasons for the lack of well-equipped playgrounds and playgrounds in the courtyards, and also developed effective ways to solve them.
playgrounds
landscaping
construction
yekaterinburg

Введение

В современных городах уживаются как новые современные районы, так и старые давно застроенные и заброшенные территории. В новых микрорайонах преобладает активное строительство комфортного жилья с инфраструктурным наполнением, включающее в себя безопасные детские и спортивные площадки. В старых же дворах участь устаревших игровых площадок довольно нерадостна. Советские железные полуразвалившиеся с потрескавшейся и местами отвалившейся краской «лазалки», качели и горки не внушают доверия молодых родителей, а деревянные песочницы без песка несут в себе много опасностей. Ребенок может легко получить травму или подхватить какую-либо инфекцию. Из-за плачевного состояние игровых площадок жители близлежащих домов не могут предоставить своим детям достойный и безопасный отдых на улице. Данная ситуация становится серьезной проблемой для большинства современных городов. Екатеринбург не является исключением, так как в его состав входит множество спальных и старых районов.

Целью данной работы является выявить основные причины возникновения проблемы благоустройства детских площадок в городе Екатеринбурге, а также разработать эффективные пути их решения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Найти информацию по теме исследования.
  • Выделить основные требования к современным детским площадкам.
  • Проанализировать несоответствия малых архитектурных строений для детей действующим требованиям.
  • Определить причины отсутствия хорошо оснащенных детских площадок и спортивных игровых комплексов во дворах Екатеринбурга.
  • Описать примеры недоброкачественных детских игровых зон.
  • Разработать пути решения выделенных проблем.
  • Сделать вывод по теме исследования.

Основная часть

Выделим основные современные требования к детским площадкам [8]:

  1. Безопасность (хорошо закрепленные конструкции, не поврежденные перилла и поверхности горок, отсутствие острых углов, прорезиненные ступеньки).
  2. Хорошее освещение.
  3. Безопасность от транспортных средств.
  4. Отсутствие вредного воздействия химических веществ.
  5. Невысокий уровень грунтовых вод.
  6. Также следует дифференцировать оборудование детской площадки по комплексам: а) для игр детей до 6 лет, б) от 6 до 12 лет, в) старше 12 лет.
  7. Обязателен паспорт безопасности (ГОСТ 2.601), поэтому площадки, которые строились до 2005 года, должны быть реконструированы до соответствия нормам безопасности.
  8. По регламенту необходимо устанавливать щиты с информацией о правилах пользования площадок, номера для сообщения о неисправности оборудования, а также телефон службы спасения и скорой помощи.
  9. Используемый на площадках песок должен быт чистый, без примесей и посторонних предметов.

К сожалению данным правилам следуют в основном новые и реконструированные детские комплексы, и то не по всем пунктам. Если говорить о старых советских площадках, то речь идет не только об отсутствии безопасности пребывания детей в такой игровой зоне, но и о привлекательности данных зон в глазах детей и их родителей. Как было описано ранее, состояние некоторых площадок в определённых районах не соответствует вышеперечисленным требованиям (грязный песок, плохое освещение, близко расположенная к дороге территория, не огороженная забором, стальные материалы, с повышенным уровнем травматизма, потрескавшееся покрытие и т.д.), поэтому претензии горожан можно считать обоснованными.

Основными причинами отсутствия хорошо оснащенных детских площадок и игровых комплексов во дворах как таковых являются:

  • Халатность коммунальных служб.
  • Неосведомленность жильцов в отношении возможности использовать игровые и спортивные комплексы.
  • Незаинтересованность застройщика в повышении уровня инфраструктуры.
  • Отсутствие личного финансирования жильцами благоустройства придомовой территории.

Одной из самых распространенных проблем является то, что коммунальные службы не всегда готовы добросовестно исполнять свои обязанности. Так на письма жильцов с просьбами и требованиями благоустроить игровые места для детей часто приходят ответы из управляющей компании по типу: «комиссия, которая провела обследование территории, отклонений не выявила и состояние детской площадки посчитала удовлетворительной», «вы не попали в ежегодную программу благоустройства», «не хватает выделенных бюджетных средств» и т.п. Но на деле после одного или нескольких повторных обращений выясняется, что проблему можно и нужно исправить, а деньги из бюджета могут быть выделены. Также позитивного ответа можно быстрее добиться при обращении в вышестоящие инстанции над коммунальными службами [5].

Следующим барьером на пути к повышению качества детской инфраструктуры выделяют незнание жильцов о самой возможности обращения за помощью в коммунальные управляющие организации. Зачастую при выявлении проблемы многие начинают сразу же обращаться в администрацию города или даже к президенту, при этом не подозревая, что данной проблемой напрямую занимается управляющая организация дома. Такие случаи не единичны. Также иногда может сложиться ситуация, когда реконструкция детской площадки на документах уже утверждена и скоро должна приводиться в исполнение, но обеспокоенные жильцы до сих пор об этом не знают [3].

Новые и строящиеся районы имеют высокий уровень сопутствующей инфраструктуры за счет того, что застройщики стремятся повысить привлекательность покупки недвижимости в предлагаемых комплексах. Они, как правило, обладают магазином в шаговой доступности, школой, садиком и современной детской и спортивной площадкой в каждом дворе. А давно застроенные и заселенные районы не могут принести крупную прибыть за счет продажи недвижимости, поэтому их привлекательность застройщика не интересует, так как он не несет обязательств по установке оборудования игровой площадки. Данная проблема является довольно серьезной, поэтому её нужно решать силами коммуникации между недовольными жильцами и управляющими компаниями, которые обязаны поднять уровень благоустройства хотя бы до удовлетворительного [1].

Существует три типа принадлежность придомовой территории. Во-первых, когда двор закреплен за коммунальной организацией, в таком случае УК ЖСК или ТСЖ обязаны следить за состоянием детских площадок. Во-вторых, когда двор ни за кем не оформлен и принадлежит Администрации (города или района). В таком случае все просьбы и жалобы нужно направлять туда. В-третьих, жители, которые оформляют придомовую территорию в собственность, должны отвечать за детскую площадку самостоятельно. Причем не только за её ремонт, но и за установку [7].

Например, прогуливаясь по городу или даже по Google-картам, не редко можно увидеть картину полуразрушенной детской площадки, например, в старой части Верх-Исетского района. Часто на таких площадках от всех сооружений остаются только каркасы. В Юго-Западном же районе большую часть придомовой территории занимают места стоянки автомобилей, а игровые зоны занимают лишь малую часть большой пустой территории. Такое соседство нельзя назвать правильным, ведь создается большая угроза жизни ребенка не только со стороны старых сооружений, но и со стороны автомобилистов. Однако иногда можно увидеть и обновленные площадки, построенные за счет жильцов или территории, которые попали под программу благоустройства дворов [6].

Возможных путей решения данных проблем не много, но они есть. К примеру,  предвзятые проверки, направленные коммунальными службами и обращённые на оценку придомовой игровой территории, можно сделать объективными, если создать независимую экспертную комиссию. Также за халатное отношение управляющих организаций к игровым зонам можно ввести более жесткие штрафные санкции и внимательнее следить за деятельностью подобных компаний.

Для предотвращения проблемы неосведомленности жильцов необходимо уведомить горожан через средства массовой информации о возможности обращения в управляющие инстанции за решением подобных вопросов.

Обделенные интересом застройщика территории нуждаются в привлечении спонсоров.  Для этого необходимо найти организацию, в программу маркетинговых мероприятий которой гармонично впишется спонсорство [4]. В решении данного вопроса заинтересованы стремительно развивающиеся компании, применяющие на практике политику корпоративной социальной ответственности. Они могут разместить свою рекламу на малых архитектурных строениях игровой зоны, тем самым повысив имидж своей организации.

Чтобы реализовать проект детской площадки силами жильцов, им необходимо собрать инициативную группу, которая внесет в статью расходов своей управляющей компании пункт содержания площадки. Даже если учитывать, что двор окружает четыре дома по восемьдесят квартир, то с каждой квартиры соберется менее тысячи рублей. Проект благоустройства нужно будет согласовать с Роспотребнадзором, Департаментом природопользования и охраны экологии, также с Городским трестом геолого-геодезических и картографических работ [2, 7].

Вывод

Таким образом, проблема существования некомфортной среды для детей во дворах имеет довольно большое значение. Для её решения необходимы следующие нововведения:

  1. Создание независимой комиссии для проверки придомовой территории оснащенной детской площадкой.
  2. Введение более жесткого правового пресечения произвола коммунальных служб.
  3. Уведомление горожан о возможности обращения в управляющие инстанции за решением вопросов, касающихся проблем благоустройства придомовой территории.
  4. Привлечение спонсоров.
  5. Реализация проекта детской площадки силами и средствами жильцов.

Рассмотренная проблема решаема, поэтому не стоит откладывать её на определенное время. К тому же благоустроенная детская игровая зона в каждом дворе города повысит уровень комфорта городской среды, что приведет к повышению уровня жизни населения и увеличению безопасности.