В современном мире проблема в области обращения с отходами является приоритетной, поскольку напрямую влияет на благополучие населения. Санитарно-эпидемиологические аспекты данной проблемы делают ее одной из важнейших проблем национальной безопасности в области охраны здоровья населения. Уход за местами временного размещения отходов, содержание мест их захоронения, разработка правил обращения с твердыми коммунальными и промышленными отходами, развитие отрасли переработки в целом образуют систему обращения с отходами на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.: «Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством» [1].
В данном пункте описана связь между охраной окружающей среды и санитарно – эпидемиологическим благополучием населения, как одной из ее составных частей, в связи с этим вопрос в области обращения с отходами регулируется не только природоохранным законодательством, но и имеет санитарно – эпидемиологические требования.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ главными принципами при обращении с отходами является охрана жизни и здоровья человека, а так же обоснованное сочетание экологических и экономических интересов в этой области[2].
Основой системы обращения с отходами является признание отходов, как объекта права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством. Этот момент очень важен, поскольку предусматривает личную ответственность за образовавшиеся у физического или юридического лица отходы[2].
Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в ходе жизнедеятельности человека, по-другому их можно назвать бытовыми. В состав ТКО также входят крупногабаритные отходы (КГО) – это вид отходов, которые необходимо вывозить отдельно, поскольку их размеры не позволяют погрузить их в бак для отходов. В состав КГО могут входить строительные отходы, мебель, отходы, образующиеся при опиловке деревьев и т.д. Поскольку коммунальные отходы в основном относятся к отходам IV-V класса опасности, сбор и накопление данных отходов осуществляется в непосредственной близости к жилым домам.
Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» регламентирует ответственность сторон за обращение с отходами. В соответствии с данным постановление, с каждым человеком должен быть заключен договор на вывоз отходов, в соответствии с которым происходит оплата данной услуги, при этом исполнитель обязуется соблюдать санитарно-эпидемиологические, гигиенические и иные требования предусмотренные законодательством[4].
В соответствии с договором на оказание услуги потребитель может размещать отходы на площадках для временного складирования, откуда отходы специальным транспортом буду доставлены на полигон для переработки или захоронения, при этом бремя содержания контейнерных площадок несет на себе администрация муниципального образования.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривают специальные условия для мест временного размещения отходов, а именно контейнерных площадок[6]. Места временного размещения отходов должны находиться не менее 20 м, но не более 100 м. от домовладений граждан. Сбор отходов должен осуществиться в металлические или пластиковые контейнеры. Вывоз твердых коммунальных отходов должен осуществляться ежедневно при температурном режиме от + 5 градусов по Цельсию и выше. При температурном режиме от - 5 градусов по Цельсию и ниже, отходы могут вывозиться один раз в трое суток. Крупногабаритные отходы полежат вывозу в соответствии с планом-графиком мусоровывозящей компании не реже одного раза в неделю, так же вывоз подобных отходов может осуществляться по требованию. Металлические и пластиковые контейнеры для сбора отходов необходимо промывать в летнее время года не реже одного раза в 10 суток, деревянные контейнеры необходимо промывать каждый раз после опустошения.
Данные меры направлены на обеспечение максимально комфортной обстановки связанной с накоплением отходов около домовладений. Несоблюдение данных требований может привести к негативным последствиям в виде неприятного запаха от контейнерной площадки или обитанием рядом с ней животных распространителей инфекционных заболеваний.
Отдельную часть санитарных требований составляют требования обращения с отходами в мусороприёмных камерах мусоропроводов, расположенных в многоквартирных домах. Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в жилые помещения здания. Пол мусороприемной камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Количество емкостей в камере должно обеспечивать накопление отходов не менее чем одни сутки, а пол камеры должен дезинфицироваться, попадание отходов на него строго воспрещается[6,7,9].
Утилизация и захоронение отходов происходит на специально отведенных под это земельных участках – полигонах в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03.
СанПиН 2.1.7.1322-03 при размещении отходов на открытых площадках необходимо учитывать следующие требования:
- площадки должны находится на подветренной стороне по отношению к жилым зданиям;
- отходы, расположенные на площадке должны быть ограждены от воздействия атмосферных осадков и ветра;
- поверхность площадки должна иметь твердое и непроницаемое покрытие;
- по периметру площадки должны быть предусмотрена обваловка;
- поступление ливнестока с подобной площадки в общегородскую систему не допускается[5].
Подобные требования обеспечивают защиту население от негативного воздействия, оказываемого отходами на их жизнедеятельность. Данные меры не означают, что проблемы с утилизацией отходов отходят на задний план, однако это тот необходимый минимум, который обеспечивает благоприятное проживание. Нарушение данных требований образует состав административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за которые предусмотрена административная ответственность в виде штрафа[3,8].
В настоящее время на территории Саратовской области действует региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, призванный обеспечить содержание контейнерных площадок в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а так же вывоз и безопасную утилизацию или переработку отходов.
Осуществив мониторинг контейнерных площадок в Кировском, Волжском и Октябрьском районах г. Саратова, можно сделать вывод, что экологические и санитарно-эпидемиологические требования соблюдаются не всегда, иногда частично, очень редко в полной мере.
В ходе мониторинга было проведено обследование 90 контейнерных площадок, по 30 в каждом из вышеуказанных районов.
Так, в Кировском районе г. Саратова можно наблюдать нарушения сроков вывоза крупногабаритных отходов. Многие площадки расположены на расстоянии менее чем 20 м. от домовладения. Состояние контейнеров удовлетворительное, однако, нет верхних крышек.
В Волжском районе наблюдается аналогичная картина, за исключением контейнерных площадок расположенных на улице Усть-Курдюмская, они установлены с полным соблюдением законных требований. Контейнерные площадки на данной улице представлены металлическими баками с задвигающейся верхней крышкой. Рядом с баками скопления отходов не обнаружено, что свидетельствует о соблюдении графика вывоза.
В Октябрьском районе г. Саратова ситуация несколько отличается от других районов. Основное отличие состоит в том, что Кировский и Волжский районы представлены в основном многоквартирными домами, тогда как половина Октябрьского района представлена частными домовладениями.
Плотность населения в районах с многоквартирными домами гораздо больше, чем в частном секторе, в связи с этим около многоквартирных домов на площадке стоят по 5-6 контейнеров, а в частном секторе вдоль улицы стоят по 2 контейнера, но через каждые 30-40 м., что навсегда соответствует необходимому количеству.
В ходе наблюдения было выявлено неудовлетворительное состояние контейнерных площадок в ряде жилых микрорайонов. Баки для сбора отходов в неудовлетворительном состоянии, переполненные, часть отходов находится около баков вместе с крупногабаритным мусором.
Данные нарушения могут привести к отрицательным последствиям, которые напрямую отразятся на жизни и здоровье граждан, поскольку несоблюдение графика вывоза отходов в теплое время года может привести к загниванию отходов и образованию неприятного запаха около домов. В той же части важно соблюдение минимального расстояния, на котором находиться контейнерная площадка. Бак должен быть обязательно оборудован крышкой во избежание того, что отходы будут использоваться как пища для различных бродячих животных и птиц.
Все вышеуказанные нарушения в совокупности приводят к образованию антисанитарной ситуации, которая в свою очередь является причиной возникновения различных неприятных заболеваний. По итогам обследования были направлены письма в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области для принятия мер в рамках соблюдения экологических требований и в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области в части нарушений касающихся санитарно-эпидемиологической обстановки.