Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE FORMATION OF COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE APPLICATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Kustareva Z.V. 1
1 Moscow Pedagogical State University
The article lists the main modern pedagogical technologies, their influence on the formation of common cultural and professional competences in students, and also reflects the main provisions on the need for their active implementation and use in the educational process of higher law schools. It is hypothesized that there is a contradiction arising between the need to adapt modern conditions of higher education to changing social conditions and requirements for graduate training, on the one hand, and the lack of a unified educational system based on the competency approach, which covers higher legal education organizations, on the other. This contradiction requires careful consideration of the goals and possibilities of introducing the pedagogical technologies necessary for the formation of general cultural and professional competencies of graduates in accordance with the requirements of the modern labor market to specialists in the legal sciences in the current system of legal education. It is noted that by implementing these pedagogical technologies, the future specialist will acquire the ability to work in the relevant practical situation based on his knowledge, skills and abilities. It is also noted that the role of the teacher changes, who begins to perform the functions of an expert, a project manager, a consultant. The content of the competence-based approach is presented, and an analysis of the main pedagogical technologies is carried out.
competences
pedagogical technologies
interactive
information
professional
students
educational process
higher educational institutions.

Социально-экономические и культурные изменения, набравшие ход в России в последние десятилетия, в числе прочих социальных институтов затронули систему образования. На смену традиционной модели образования, ориентирующейся на совокупность знаний, умений и навыков как пригодных к оценке качеств выпускника, приходит компетентностный подход, представляющий собой систему организации образовательного процесса, направленную на приобретение компетенций.

Компетенции специалиста предполагают его способность к деятельности в соответствующей ситуации, основанной на его знаниях, умениях и навыках в целях получения положительного опыта решения возникших перед ним задач. Таким образом, в ходе реализации компетентностного подхода в высшем образовании, выпускник получает возможность не просто накопить объем получаемых качественных знаний, но и эффективно их использовать его в предстоящей практической деятельности.

Перед образовательной системой стоит задача формирования из нынешнего студента, высококвалифицированного выпускника, будущего специалиста, который должен обладать такими профессиональными и общекультурными качествами как: дисциплинированность, организованность, ответственность, порядочность, пунктуальность, требовательность к себе и окружающим, решительность, инициативность, способность к волевому саморегулированию, способность рационально действовать в экстремальных ситуациях, убедительность, умение слушать людей. [3, 7, 8, 9]

«Смещение акцентов со знаниевого подхода к образованию на компетентностный – основная тенденция современного образования. Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, который понимают не как сумму усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных практических проблемных ситуациях. Такое образование невозможно дать классическим способом, его приобретение осуществляется только в совокупности с процессом актуализацией самостоятельной работы студента, что должно для него стать личностной приоритетной деятельностью. Реализация компетентностно-ориентированного образования по своему содержанию кардинально изменяет роль преподавателя, который выполняет функции эксперта, руководителя проекта, консультанта». [6]

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), при компетентностном подходе в процессе обучения студент приобретает опыт в самостоятельном установлении приоритетов и управлении собственной профессиональной деятельностью. Вместо заучивания во главу угла ставится приобретение опыта самостоятельного поиска и использования информации, развитие инициативы и активности обучающихся. Основная задача компетентностного подхода заключается в том, чтобы не только передать полезную информацию и убедить в ее необходимости обучаемого, но и сделать ее руководством к действию. [4]

Компетентностный подход включает в себя следующие компоненты:

- общие принципы определения целей образования, к которым относится способность выпускника к самостоятельному решению профессиональных проблем с использованием социального, в том числе, и личного опыта;

- отбор содержания образования с точки зрения восприятия социального опыта решения проблем учащимся;

- организация образовательного процесса таким образом, чтобы на основе воспринятого социального опыта у студента формировался личный опыт решения проблем;

- оценка образовательных результатов, представляющая собой анализ степени достижения выпускником образовательных целей. [5]

Противоречие, возникающее между необходимостью адаптации современных условий высшего образования к изменившимся социальным условиям и требованиям подготовки выпускников высших юридических образовательных учреждений, с одной стороны и отсутствием единой образовательной системы на базе компетентностного подхода, охватывающей высшие юридические учебные учреждения, с другой стороны, требует пристального рассмотрения целей и возможностей внедрения в актуальную систему юридического образования педагогических технологий, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников согласно требованиям, предъявляемым современным рынком труда к специалистам в области юридических наук.

Педагогические технологии представляют собой систему знаний о процессе формирования профессиональных и общекультурных компетенций обучаемого, охватывающую совокупность проблем, связанных с целями, содержанием и организацией учебного процесса в русле формирования компетенций:

- преподаватель является активным помощником в развитии личности студента;

- процесс обучения направлен на активизацию процесса поисковой мыслительной деятельности студента;

- значительную часть обучения составляют групповые формы, в целях развития компетенций, связанных с коммуникативными качествами студента и его взаимодействием внутри группы;

Компетентностный подход требует оптимизации образовательных технологий, применяемых к студентам и направленных на формирование как общекультурных, так и профессиональных, в данном случае, в области юридических дисциплин, компетенций студентов. В частности, это касается перехода от традиционных методов обучения к активным и интерактивным. Современное профессиональное высшее образование ставит перед собой цели использования следующих педагогических технологий:

  1. Модульно-компетентностный метод. Основным понятием модульно-компетентностного метода является образовательный модуль – единица образовательной программы, способствующая формированию профессиональных компетенций и включающая в себя оценочную систему знаний и навыков, приобретенных в результате освоения модуля. Общая компетентность выпускника представлена совокупностью модулей, освоенных за весь период обучения и направленных на решение проблем социальной и профессиональной деятельности. Модульная педагогическая технология отвечает возросшей интенсивности обучения студентов и необходимости высокого процента их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Мотивация играет значительную роль в модульном обучении. Посредством модульно-компетентностного метода в освоении юридических дисциплин подготавливается специалист, способный самостоятельно и профессионально осуществлять практическую деятельность в данной области.
  2. Интерактивные методы. Предполагают двустороннее взаимодействие во всех вариантах учебного процесса:

- между студентом и преподавателем;

- между студентами;

- между студентом и изучаемой учебной дисциплиной.

Среди форм применения интерактивного обучения в преподавании правовых дисциплин принято различать беседу, дискуссию, метод кейсов, модерацию, микрогрупповую технологию и т.д. [1] Преимущество интерактивных методов состоит в глубоком вовлечении каждого студента в образовательный процесс, что способствует лучшему закреплению профессиональных знаний и опыта, а также в формировании у обучающихся таких качеств как способность самовыражения, адекватная самооценка, ответственность за собственные действия, уважение чужого мнения, умение вести дискуссионную и исследовательскую, а также индивидуальную и групповую деятельность, – относящуюся к общекультурным компетенциям будущего выпускника [10].

  • Беседа (диалог) – форма ведения занятия, способствующая взаимообучению студентов, передаче информационного опыта не только от преподавателя, но и от студента к студенту. Высказывая собственные мысли, обсуждая проблемы правовой сферы, пользуясь личным опытом как своим, так и собеседника, рассматривая точку зрения друг друга, обучающиеся получают возможность формирования коллективного опыта, личной мотивации и активного усвоения знаний в процессе обучения. Диалог учит студента слушать своего оппонента, воспринимать его точку зрения, рассматривать проблему под разными углами.
  • Задача дискуссии, в отличие от беседы, заключается в том, чтобы студенты аргументировали собственные точки зрения, выступали в качестве оппонентов, пользуясь собственными знаниями и опытом, доказывали свою правоту. Дискуссия дает студентам возможность проявить свое отношение к тому или иному разделу учебного материала или исследуемому процессу, сформировать способность конструктивной аргументированной речи, приобрести целеустремленность, убедительность, оперативное и уместное использование своих знаний и опыта.
  • Метод кейсов, иначе – метод коллективного анализа ситуаций, – форма, применяющаяся на практических занятиях и заключающаяся в моделировании ситуации для ее индивидуального и коллективного анализа. Данная форма используется для отработки и повышения качества приобретенных профессиональных навыков. Метод кейсов крайне важен с точки зрения синтеза теории и практики в обучении, комплексного подхода к формированию компетенций студентов. Кейсы делятся на:

- обучающие – организованные искусственным образом;

- практические – взятые из реальных ситуаций;

- исследовательские – требующие проведения исследовательской деятельности.

  • Модерация – интерактивная форма обучения, представляющая собой процесс выявления и анализа проблем и поиска путей их решения. Как правило, педагог принимает на себя обязанности модератора, чья деятельность заключается в организации занятия, представления темы, включения каждого из участников группы в поиск проблемы и выбор решения, а также обеспечения общей рабочей обстановки и курирования структуры занятия. Важно, чтобы модерация сохраняла систематизированную структуру, в которой каждое отдельное действие связано логически с предыдущим и следующим. Модерация относится к практическим занятиям и позволяет совмещать организационные формы работы с разным количеством человек (индивидуальную, парную, групповую, коллективную), благодаря чему является уникальным средством формирования знаний и опыта практической деятельности.
  • Микрогрупповая технология применяется для моделирования различных видов профессиональной деятельности, раскрывающих компетенции студентов, относящиеся к взаимодействию. Данная форма реализуется в составе групп с малым количеством студентов, которые ищут решения задач, поставленных перед ними смоделированной ситуацией. Особенность микрогрупповой технологии заключается в том, что в ее процессе оценивается степень влияния взаимодействия участников группы на результаты работы. Результатом применения микрогрупповой технологии является формирование компетенций, касающихся ответственности, прогнозирования действий, умения работать и принимать решения в коллективе.

Наиболее высокие результаты формирования компетенций у обучаемых достигаются в процессе совмещения разных форм интерактивных методов. Задача обучающего курса состоит в использовании каждой формы в отношении каждого студента в течение всего курса обучения [2].

  1. Информационные технологии. Современные возможности, предоставляемые информационной средой, широко и плодотворно используются в высшем образовании. Сетевая организация предоставления образовательных услуг способствует преодолению расстояний и территориальных границ, а также регулярному взаимодействиию между участниками образовательной деятельности: преподавателями, студентами, администрацией высшего образовательного учреждения. В сферу информационных технологий в высшем образовании входит возможность проведения открытых уроков, вебинаров, конференций, а также использование в учебных целях электронных информационных ресурсов в процессе самостоятельного поиска, хранения, передачи, переработки, воспроизведения информации: электронных библиотек, справочников, ознакомительных порталов.
  2. Самостоятельная исследовательская деятельность. Наиболее популярный в современном образовании метод проектов представляет собой обучение студентов через их собственные познавательные навыки, через самостоятельную постановку целей, подбор, переработку, подготовку и представление информации, отвечающей целям исследования. Исследовательская деятельность студентов подразделяется на индивидуальную и групповую. Самостоятельность исследования заключается в ответственности обучаемых за свой проект и способствует формированию таких профессиональных и общекультурных компетенций как ответственность, мотивация, организованность, умение находить, синтезировать и анализировать информацию, способность формулировать цели и задачи исследования.
  3. Интегрированное обучение. Не менее важной, чем совокупное влияние форм и методов обучения на студента, является межпредметная интеграция. Пересечение информации для усвоения в разных условиях, в разном контексте, от разных педагогов ведет к формированию культуры мышления и углублению знаний, позволяет рассмотреть предмет с разных сторон и повышает прочность усвоенного материала и возможности его практического использования. Интегрированное обучение положительно влияет на усвоение всех участвующих в нем предметов. Для этого метода необходима организованная работа педагогов и учебный план, составленный с учетом интегрированного обучения.

Компетенции студента, сформированные в процессе изучения правовых дисциплин, как профессиональные, так и общекультурные, предполагают приобретение им достаточного для последующей трудовой деятельности объема знаний, а также умение ориентироваться в сфере своей деятельности решая как стандартные, так и оригинальных профессиональные задачи. Компетентностный подход к обучению студентов высших юридических учебных учреждений стимулирует самостоятельность выпускников, умение ставить и добиваться цели, а также способность к дальнейшему усвоению профессионального опыта и повышению профессионального уровня в процессе последующей трудовой деятельности. Таким образом, формирование единой образовательной системы на базе компетентностного подхода для высших юридических учебных учреждений является неотложной задачей подготовки квалифицированных кадров в государственной правовой сфере.