Согласно приказа ректора № 0201-1 /243 от 23.05.2017 года «Положение об организации образовательного процесса в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина», в структуре организации учебного процесса на медицинском факультете, в том числе на кафедре педиатрии, является институт кураторства.
Согласно литературным данным, истоки зарождения кураторства берут свое начало еще в XIX веке. Именно в этот период в институтах появляются личности, в обязанности которых входит следить за поведением студентов: их успеваемостью и посещаемостью. В дальнейшем возникла потребность в людях, которые могли бы выполнять роль неких наставников и помощников в студенческой жизни.
Студенческий возраст является важнейшим этапом становления личности и ее профессионализации. Студенческая молодежь, на современном этапе, рассматривается как специфическая группа населения, имеющая как свои различия в образе жизни, с ценностными установками и эталонами норм поведения, так и мотивами деятельности. Ее отличительной чертой является высокий уровень стремления к личностной и профессиональной самореализации, активный интерес к практическому участию в социальных преобразованиях. Студенты в социальном слое населения являются группой повышенного риска, что связано с накладыванием негативного отпечатка социума современного общества на сложные возрастные их проблемы. Воспитание в период обучения в высшем учебном заведении становится существенным этапом социализации личности и требует качественно нового осмысления вопросов воспитания студентов, создания условий для успешного саморазвития и эффективной самореализации.
Современные педагогические реалии предусматривают формирование такого важного ресурса воспитания студентов, как эффективная деятельность куратора академической группы.
Следует отметить, что на должность куратора академической группы назначается опытный преподаватель сроком на один учебный год, который работает на кафедре не менее двух лет, преподает лекционный курс, проводит практические занятия в академической группе. Куратор выступает живым носителем культурных ценностей в наименее формальных ситуациях непосредственного общения преподавателей со студенчеством. Обязанностями куратора являются академическое руководство студенческой группой, обеспечение соблюдения студенческой молодежью внутривузовской дисциплины, а также контроль внеучебной жизнью студентов. В методических рекомендациях «Инновационные коммуникативные технологии в работе куратора академической группы» определяются основные функции куратора: аналитическая, организаторская, коммуникативная и социальная.
Аналитическая функция предусматривает планирование и организацию воспитательной работы студенческой группы на основании учета куратором межличностных отношений в коллективе, мотивов учебной и познавательной деятельности студентов, уровня их интеллектуального развития, индивидуальных особенностей, социально-бытовых условий жизни, состояния здоровья, результатов обучения и тому подобное.
Коммуникативная функция обеспечивает умение взаимодействовать со студентами, предполагает обеспечение и поддержку благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, структурирование внутригрупповых отношений, участие куратора в жизни группы в качестве формального лидера, а организаторская - предоставление необходимой помощи студенческому самоуправлению, творческим группам, советам и тому подобное. Функция социализации реализуется в гуманистически-ориентированной взаимодействия «педагог - студент » [3]. Мы стараемся, выполняя обязанности кураторов групп, реализовывать все указанные выше аспекты и помочь студентам в личностном и профессиональном развитии, в усвоении и принятии общественных норм и ценностей.
Для того, чтобы работа куратора была эффективной, мы определяем главные вопросы, которые, в первую очередь, беспокоят академическую группу в целом и каждого отдельного студента в частности. Для реализации этого мы проводим в начале учебного года опрос, в ходе которого просим студентов очертить круг наиболее значимых для каждого из них вопросов, рассмотрение которых они хотели бы провести со своим куратором во время кураторских часов. Нами установлено, что одной из тем, которую студенты хотели бы обсудить с кураторами, является деятельность социальных сетей, которые широко используются в повседневной жизни.
Следует отметить, что на первом месте по популярности является социальная сеть Facebook, в которой насчитывается 1600000000 зарегистрированных пользователей, затем YouTube (1 млрд профилей), Qzone (623 млн пользователей), Twitter (500250000). Также немало известными сетями являются Google+, LinkedIn, Renren и Instagram. Сеть В Контакте стала восьмой в мире по количеству пользователей и единственной среди европейских социальных сетей, вошедших в первую десятку рейтинга популярности [4].
Что можно сказать о социальных сетях? На сегодняшний день это неотъемлемая часть нашей жизни. Общение, поиск и обмен информацией, быстрое и сверхбыстрое получение новостей, аудио- или видеофайлов, фотографий - все это дают социальные сети. Представить современного человека без них просто невозможно и даже сложно предположить, что можно было когда-то жить без страницы в социальной сети [2].
Однако, в «море» полезной информации достаточно часто мы не замечаем «океан» проблем, которые создаются и реализуются через социальные сети. На сегодняшний день нас как кураторов беспокоит вопрос наличия в наиболее популярных социальных сетях различных групп, в которых молодых людей доводят к самоубийству [1, 5].
На нашей кафедре всеми кураторами проведены беседы со своими студентами по этому вопросу. Мы предупреждаем наших студентов о том, что администраторы подобных групп используют в своем названии терминологию, связанную с китами, которые по их мнению являются примером свободного существа, которое обладает способностью покончить жизнь самоубийством. На своих страницах члены подобных преступных групп размещают драматические картинки с летающими китами, а администраторы групп дают задания (квесты), которые необходимо выполнить.
Однако перед тем проводится оценка способности человека к самоубийству в частной беседе. Затем предоставляется задание (описание задания и время на его реализацию), выполнение которого необходимо фиксировать на фото или видео. Всего дается 50 заданий так называемых «квестов», причем последнее - это совершение самоубийства в режиме online. Ребенок подвергается психологическому воздействию через проблемы в семье, учебе, и единственный выход, который предлагают в суицидальной группе, - завершение жизни, будет сниматься на видео, а затем организаторами этого преступления будет продан.
Это уже привело к самоубийству школьника на Ровенщине, суицида студентки на Тернопольщине. Именно поэтому мы, как кураторы, должны постоянно подчеркивать очевидные истины, о которых совсем забывают молодые люди: перед размещением личной информации online задумайтесь над тем, кто и с какой целью ее использует; через которых так называемых «друзей» преступник найдет подход и нанесет ущерб непосредственно вам или вашим родственникам.
Безусловно, только родители могут эффективно защитить своих детей, однако и кураторы должны найти соответствующие пути, чтобы предотвратить возможную трагедию.
Также наших студентов кроме социальных сетей интересуют вопросы организации для них научно-исследовательской работы. Поэтому другой проблемой, на которой мы предлагаем останавливаться, это мошенничество под видом организации и проведения студенческих научных форумов. Уже в течение многих лет на нашей кафедре функционирует студенческий научный кружок, организованный как для украиноязычных студентов, так и для студентов, обучающихся на английском языке. Студенты, посещающие кружок, нацеливаются на научную работу, они проводят исследования пациентов, учатся очерчивать научные приоритеты, устанавливать задачи, анализировать полученные результаты и тому подобное. Под руководством руководителя научного кружка студенты оформляют научные работы, презентации, делают доклады на различных научных студенческих форумах. Наши студенты довольно амбициозные, целеустремленные на участие в различных конкурсах и победу в них.
Однако, на сегодняшний день, появляются многочисленные группы, целью которых является получение средств благодаря мошенничеству. Признаком настоящего является размещение информации о проведении научных форумов или конкурсов на электронных адресах подразделений, которые всегда представлены на официальном сайте организации.
Например, в декабре 2016 года мы получили сообщение о проведении І Всеукраинского конкурса научных работ студентов и молодых ученых медико-фармацевтического профиля (рис. 1).
Рис. 1. Скриншоты анонса І Всеукраинского конкурса научных работ студентов и молодых ученых медико-фармацевтического профиля.
Благодаря бдительности, в том числе сотрудников нашей кафедры, удалось предупредить это мошенничество и не дать возможность участию наших студентов в так называемом «Конкурсе» (рис. 2).
Рис. 2. Скриншот результатов нашего поиска относительно детализации информации о І Всеукраинском конкурсе научных работ студентов и молодых ученых медико-фармацевтического профиля
В данной работе привели только две темы, которые мы рассматриваем во время работы кураторами, однако они не единственные. Среди вопросов, которые беспокоят наших студентов, есть ряд проблем профессиональной направленности, аспекты развития украинской культуры и истории, интернациональное общение, построение отношений между украинскими и иностранными студентами группы, языковые проблемы иностранных студентов и организация их быта, он-лайн игры и игромания и др.
Таким образом, в современных условиях значение кураторства неуклонно растет. Куратор и преподаватель одновременно - очень действенное сочетание. С одной стороны уже опытный человек, который на своем жизненном пути решил множество проблем и имеет бесценный жизненный опыт, а с другой - специалист, чьи знания способствуют профессиональному становлению студента. Эти составляющие в определенной степени формируют авторитет куратора и помогают ему влиять на представления молодежи на различные составляющие современного общества, обеспечивая активную социальную защиту студента, создавать условия для активизации их усилий при решении учебных и жизненных проблем.