Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE STATE REGULATION MODEL OF NONGOVERNMENTAL PRESCHOOL’S SYSTEM

Kashiyeva S.K. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
The author continue your research work about the nongovernmental preschool’s system of the Russian Federation. In this research, the author try to make regulative and commentary connections between the state governing institutions and the nongovernmental preschools. Results of this research are in a model, what describe using the government instruments to develop the nongovernmental preschools. The main goals of country are growing quality and accessibility of nursery education (it is first level of continues education). The best way to accomplish this is to help nongovernmental preschools. The elaborate model has government goal-oriented planning, regulative normative acts, the mail positions of connections between state governing institutions and nongovernmental preschools, organization and legal forms of activity of nongovernmental preschools. However, these appropriate steps have not decided many problems of nongovernmental preschool sphere to develop effetely. For example, today organization and legal forms limit many ways of development and effectiveness of nongovernmental preschool’s activity.
preschool education
nongovernmental preschool
preschool
private preschool
preschool education management.

В 2020 году Правительство Российской Федерации будет подводить итоги реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Десять лет назад перед российским обществом были поставлены амбициозные задачи - достигнуть «статуса ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» [2]. В этой связи существенная роль отводится человеческому капиталу, эффективная деятельность которого является основным условием успешного развития экономики и социальной сферы. Одно из базовых направлений решения представленных стратегических задач определяется эффективностью и качеством образования. Российская современная система образования на протяжении нескольких лет переживает модернизацию. В связи с чем правительством страны предпринят ряд мер, направленных на обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики [4].

Дошкольное образование, будучи стартовым звеном общеобразовательной системы, является актуальным приоритетом для государственного управленческого аппарата и востребованной нишей в среде активно занятого населения. Качество дошкольного образования характеризуется не только его содержанием, но и показателями доступности [8]. Несмотря на то, что официальные источники сообщают о достижении многими субъектами Федерации стопроцентного охвата детей, решение вопроса качества дошкольного образования остается по-прежнему нерешенной. Это связано, отчасти, с теми мерами, которые были предприняты государственными органами власти. Согласимся, что в последние годы государство сделало ряд шагов, направленных на расширение доступности образования в вариативных формах, в том числе, «снижение требований СанПиН, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на оснащение дополнительно созданных мест в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста; выделение бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета на строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений» [4]. Однако, как мы отмечали в своих ранних исследованиях, действующие сегодня требования СанПиН дали возможность увеличить количество детей в образовательной группе до тридцати-сорока человек, уплотнение групп произошло за счет изменения нормы ее предельной наполняемости [6]. Данная мера не решает вопросы качества дошкольного образования, как сообщают нам в интервью специалисты и родители дошкольных организаций [8]. При этом ситуация усугубляется проводимой муниципальными учреждениями политикой оптимизации финансовых средств, в том числе за счет сокращения количества штатных единиц. Назревает справедливый вопрос, возможно ли говорить о качестве дошкольных образовательных услуг, когда на одного воспитателя приходится тридцать-сорок воспитанников, которые в силу своего возраста менее усидчивы и требуют частых смен видов деятельности. В сложившихся условиях хорошим подспорьем, а главное эффективным механизмом решения вопросов доступности в сочетании с качеством дошкольного образования, является деятельность объектов негосударственного сектора [6]. Представленная выше постановка проблемы развития системы дошкольного образования определяет актуальность нашего исследования.

Слабая же разработанность в научной литературе темы развития негосударственного сектора дошкольного образования предопределяет теоретическую значимость данного исследования. Мы задались целью определить основные регулирующие и взаимодополняющие связи между государственными органами власти и субъектами негосударственного сектора дошкольного образования. Для решения поставленной цели мы разработали модель, отражающую государственное регулирование негосударственного сектора дошкольного образования, что, на наш взгляд, отражает практический аспект исследования, содержание которой будет полезно в работе не только муниципальных органов управления, но и субъектов негосударственного сектора дошкольного образования.

Итак, позитивным моментом в последние пять-семь лет можно отметить включенность государственных органов власти и их заинтересованность в развитии и поддержке субъектов негосударственного сектора дошкольного образования. О чем свидетельствуют провозглашенные принципы государственной образовательной политики: принцип «недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования» (в целом, данный принцип определяет направленность на развитие и модернизацию образования, решения проблемы доступности дошкольного образования); принцип «сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» (данный принцип способствует по сути развитию частного образования, исходя из него государство предлагает использовать механизмы частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования) [5]. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 г.» делается акцент на инвестиционную привлекательность данного сектора. Положения документа предлагают возможности в решении вопросов привлечения частных инвесторов при строительстве помещений частных детских садов [3].

Кроме этого, в числе финансовых мер поддержки негосударственного сектора со стороны органов государственной власти предусмотрены субсидии «на возмещение затрат» по обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, данное положение вступило в законную силу с 1 января 2014 г. [1]. При этом финансироваться негосударственные образовательные организации должны в соответствии с нормативами, установленными для государственных (муниципальных) образовательных учреждений [4]. Таким образом, представленный ряд нормативных положений отражает степень заинтересованности руководства страны в развитии и расширении форм и направлений деятельности негосударственных организаций дошкольного образования. Однако перенос значительного объема компетенций на муниципальный уровень характеризует неравномерность развития негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах Федерации. В регионах, где развита здоровая конкурентоспособность, наблюдается оптимальный уровень платежеспособности населения, важно также учитывать личностные и профессиональные качества главы региона, от чьей позиции определяется качество управленческих решений на местах, представлены большие возможности развития деятельности негосударственных дошкольных образовательных организаций, обеспечивавших широкий спектр качественных и доступных услуг. Разбор содержания законодательной базы, регламентирующей развитие деятельности негосударственных дошкольных организаций, требует более глубоко и систематического анализа. В рамках же данного исследования, опираясь на положения рассмотренных выше нормативно–правовых актов, отметим инструментарий взаимодействия, направления сотрудничества, а также особенности организационно-правовых форм негосударственного сектора дошкольного образования (рисунок «Модель государственного регулирования негосударственного сектора дошкольного образования»).

Итак, негосударственные дошкольные организации, выполняя государственный заказ, могут выступать в качестве поставщика образовательных услуг (регулируется различными программами субсидирования); одна из сторон соглашения в рамках частного государственного партнерства (программа ЧГП предусматривает, в том числе, строительство и восстановление объектов дошкольных образовательных организаций) и социальный партнер (механизм внедрения грантов для реализации социально-значимых проектов в области обеспечения доступности и качества дошкольного образования и прочие механизмы взаимодействия).

Организационно-правовая форма функционирования негосударственных дошкольных организаций представлено как в коммерческом, так и некоммерческом секторах. Последний представляют официально зарегистрированные некоммерческие организации. Коммерческий сектор объединяет индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации.

Деятельность негосударственных дошкольных организаций имеет разнообразные формы, которые отвечают современным требованиям государства и общества. Относительным спросом пользуются частных услуги детских садов и образовательных центров, которые имеют лицензию на ведение образовательной деятельности. Кроме этого функционируют большое количество дошкольных организаций, официально предоставляющих услуги по присмотру и уходу за детьми или досуговые, одновременно с этим активно предлагают и реализуют образовательные программы, тем самым нарушают закон об образовании в РФ. С 2014 года после внесения изменений в СанПиН и противопожарные нормативы, активизировали свою законную деятельность домашние детские сады, которые представляют собой небольшие по количеству детей (одного либо разных возрастов) образовательные группы и размещаются в жилом, либо нежилом помещениях. Как правило, руководителями, они же и воспитатели, домашних детских садов являются родители. Отметим, что представленные формы образовательных организаций могут быть осуществлены как представителями бизнеса, так и некоммерческими организациями, но юридическими зарегистрированными формами.

Однако, по мнению многих представителей негосударственного сектора, нормативная база требует серьёзного реформирования, в том числе в разработке послабляющих и стимулирующих механизмов и средств, способствующих увеличению доли негосударственных дошкольных организаций, построению более гибких траекторий развития данного сектора, созданию благоприятных условий для стабильного и рентабельного производства дошкольных образовательных услуг.

Еще в 2013 году авторы монографии «Негосударственное дошкольное образование в России: Оценка программ господдержки, правового регулирования и перспектив развития» (О. Б. Савинская, Е. А. Баллаева, А. Б. Цимбаленко, Е. В. Кочкина) обозначили в рамках своего исследования проблемные задачи, решение которых актуально по сей день – все это говорит о пробуксовке в развитии данного направления. По-прежнему, несовершенны организационно-паровые формы, о чем свидетельствуют и субъекты предпринимательства и некоммерческих организаций. Участие крупного бизнеса в развитии частных образовательных организаций в виде инвестиции или иных форм взаимодействия дало бы большой толчок в развитии дошкольного образования. Комплексная разработка и внедрение моделей и программ взаимодействия с учетом регионального компонента существенно окажет собственникам частных образовательных учреждений и индивидуальным предпринимателям методическую, правовую и финансовую поддержку в развитии своего дела. Создание стимулов и эффективных моделей государственно-частного партнерства по строительству и запуску в эксплуатацию новых строительных объектов, предназначенных для дошкольного образования, активизирует механизмы данного приоритетного направления государственной политики [7].

Таким образом, мы можем отметить большую роль негосударственного сектора в решении вопросов обеспечения доступности и качества дошкольного образования. Это стало возможным благодаря участию государства, как главного заказчика и регулятора образовательной системы Российской Федерации.