Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

COACHING IN VOCATIONAL TRAINING

Gribina G.A. 1 Kokareva M.E. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
The Modern reality requires that the system of vocational education prepare developed, technically educated and cultured young workers with skill, able to quickly learn new technologies, confidently navigate the rapid flow of scientific information, with an active life position. The leading place in the education system of a qualified employee in a professional educational institution is industrial training. The main directions of improvement of production training of students are: organic unity of educational processes; connection of training with productive work of students; formation of skills of students in application of modern technologies, advanced experience of production; creative variety of organizational forms and methods of industrial training. The main form of organization of the educational process in the training of skilled workers in a professional educational institution is a training session (lesson). Training session is a dynamic and variable organizational form of training, in which the teacher and a permanent group of students interact in a certain place at a specified time, taking into account the characteristics of each student using the types, tools and methods of work that create favorable conditions for the mastery of all students of the acquired knowledge directly in the learning process, as well as for the education and development of their cognitive abilities. In this regard, industrial training is an important link in the training of highly qualified specialists in the course of vocational education, which combines a variety of professional and pedagogical techniques, including the methodology of instruction in the training session of industrial training.
coaching
industrial training
methods of instruction
vocational education.

Производственная подготовка в учебных мастерских проводится в форме занятий. Каждая учебная группа обычно характеризуется относительной полнотой состава, организационного единства и определенных временных рамок; максимальная продолжительность занятий в мастерских - учебный день.

Одним из основных преимуществ обучения на учебных семинарах по сравнению с обучением непосредственно на предприятии является то, что можно широко использовать урочную форму организации учебной работы, когда все обучающиеся группы выполняют те же задачи, один и тот же тип обучения и производства, который позволяет проводить мастеру-педагогу со всей группой одновременно вводные, текущие, коллективные и заключительные инструктажи, которые очень облегчают управление индивидуальной работой студентов. Поэтому урок - учебное занятие считается основной формой организации обучения, основным типом занятий в учебных мастерских [3, 7].

Учебные занятия производственной подготовки, в зависимости от их целей и содержания изучаемого учебного материала, имеют разные типы:

  • занятия по изучению трудовых методов или операций, цель которых - предоставить обучающимся производственные и технические знания, начальные навыки и навыки выполнения изученных методов или операций;
  • занятия по внедрению комплексных работ, целью которых является ознакомление студентов с постепенным увеличением учебно-производственной работы, организация работы и планирование технологического процесса, укрепление и совершенствование навыков, выполнение в различных комбинациях ранее изученных операций;
  • занятия для проверки знаний, навыков и способностей студентов, целью которых является определение степени подготовки студентов на определенный период обучения (полгода, год, более короткий период обучения) [3, 6].

В тех случаях, когда невозможно или непрактично одновременно предоставлять всем обучающимся одинаковые учебные и производственные задания, организуются тренировки в небольших группах: группа делится на команды, и каждая из них получает и выполняет свою задачу.

Индивидуальное обучение также проводится в производственном обучении. К нему относятся, например, занятия по вождению автомобилей и других машин, а также занятия со студентами, которые пропустили какие-либо темы в связи с заболеванием. Эти занятия обычно имеют такую же структуру, что и соответствующие групповые занятия, но вводные и заключительные инструктажи носят менее подробный характер и в некоторых случаях практически сливаются с текущей инструкцией.

В производственном обучении особым типом занятий являются занятия лабораторного и практического типа, проводящиеся с практической подготовкой работников любой профессии. Различие, лежащее в основе между этими лабораторными и практическими занятиями от тех, которые проводятся в процессе теоретического образования, состоит в том, что они предназначены не только для укрепления и углубления знаний, но и для формирования ряда профессионально важных навыков [2]. В этой связи лабораторно-практические занятия содержат элементы заданий, а также инструктажи: вводные, текущие и заключительные.

Вводный инструктаж является элементом организационной (внешней) структуры занятия производственного обучения. Подготовка обучающихся к предстоящей учебно-производственной деятельности является основной целью вводного инструктажа [4].

С точки зрения дидактической структуры учебного занятия вводный инструктаж состоит из трех основных элементов: целевой настройки, актуализации знаний, а также опыта обучающихся и создания ориентировочной основы для действий студента. Эти типичные элементы могут чередоваться, но присутствие их в каждом занятии является обязательным.

В учебном занятии по изучению методов работы и операций вводное обучение наиболее рационально осуществлять фронтально. Продолжительность инструкции зависит от места темы учебного занятия в общем процессе производственной подготовки, ее содержания, от места учебного занятия в системе занятий по этой теме. В среднем продолжительность таких вводных инструкций составляет тридцать -тридцать пять минут, но не более 1 часа [8].

Для вводного инструктажа на учебных занятиях при обучении студентов методам и операциям последовательность типична:

  • сообщение темы и цели урока;
  • проверка знаний и навыков студентов на материале, связанном с материалом предстоящего учебного занятия (этап обновления);
  • объяснение и демонстрация методов работы и методов проведения изучаемой операции, способы самоанализа выполненной работы;
  • анализ письменной инструкции;
  • анализ технических требований к обучению и производству;
  • рассмотрение и осуждение вероятных типичных ошибок, трудностей, недостатков, способов их предотвращения и ликвидации;
  • разъяснение и демонстрация методов организации места работы, правил охраны труда;
  • проверка освоения студентами вводных инструкций;
  • пробное исполнение студентами методов проведения изучаемой операции;
  • назначение заданий студентам и их распределение по местам работы [1, 4].

Текущий инструктаж студентов педагогом обычно выполняется индивидуально. Базовой организационной формой такого обучения являются обходы педагогом рабочих мест студентов, которые имеют целенаправленный характер. Их суть заключается в том, что каждый раз, когда они работают вокруг рабочих мест, преподаватель ставит перед собой конкретные цели обучения: проверять своевременность начала работы студентов; правильность выполнения практических трудовых приемов и методов; организацию мест работы; практичность способов использования документации; качество выполненной работы и т. д.

В дополнение к целенаправленным обходам существуют и другие возможные способы организации индивидуального обучения: педагог наблюдает за группой с места работы и дает распоряжения обучающемуся, который совершил ошибку, испытывает трудности или нуждается в помощи; педагог подходит к студенту по его просьбе и дает необходимые инструкции и объяснения; сами студенты подходят к педагогу, он инструктирует их на рабочем месте и т. д.

Индивидуальный текущий инструктаж студентов осуществляется педагогом с использованием таких методических рекомендация и методов общего характера: объяснения, инструкции, убеждения, замечания, советы, повторное отображение операция и техники, личный пример педагога; требования и руководящие принципы, которые способствуют обучению студентов точности, внимательности, внимательному отношению к инструменту, оборудованию, энергии; образование независимости, настойчивости, ответственности.

Выполняя текущую инструкцию студентов, опытные педагоги действуют согласно таким правилам, как: не заканчивать работу для студентов, не участвующих в процессе обучения, поскольку это приводит к безответственности и не формирует настойчивость в преодолении трудностей; постоянно побуждают обучающихся планировать свою работу [4, 8].

Выполняя текущую инструкцию, важно обеспечить правильный режим работы и отдыха для студентов, так как часто причиной ошибок обучающихся является их усталость.

Эффективная текущего инструктажа характеризует высокую приверженность принципам и строгость требований педагога к студентам для выполнения правил организации работы, правил безопасности и места работы.

Управляя производственной подготовкой, педагог взаимодействует в процессе рабрты сразу со всей группой, которая по своему составу разнородна. Состав группы по эффективности обучения можно разделить на «слабых», «средних» и «сильных» обучающихся. Поэтому во время текущей инструкции педагог всегда учитывает индивидуальные характеристики и способности обучающихся, чтобы обеспечить примерно такой же уровень развития учебного материала, чтобы обеспечить продвижение вперед всей группы и изучить тему, Предпочтительное внимание уделяется «слабым» студентам: сначала необходимо дать им выполнить более простые и простые задачи, постепенно «вытаскивая» их на уровень «средний» и «сильный» [5, 6].

Подведение итогов выполнения учебно-производственных работ является целью проведения заключительного инструктажа. Длительность заключительных инструкций зависит от реальной ситуации на учебном занятии. Инструктаж может быть коротким, если обучающиеся все выполнили задание и качество работ соответствует заявленным требованиям. По результатам повторения теоретического материала во время вводного инструктажа и за работу на занятии мастеру-педагогу необходимо выставить оценки обучающимся [6, 8].

Инструктаж проводится более обстоятельно, если, овладевая умениями, обучающиеся сделали критическое количество ошибок. Первостепенно производится анализ ошибок, затем фиксируются и разбираются причины, приводящие к ошибкам в деятельности студентов на практике. Можно рекомендовать еще раз в деталях показать весь процесс с объяснением способов деятельности применяемых во время занятия. Затем следует вызвать обучающихся, которые допускали в процессе учебного занятия большее количество ошибок, и попросить их еще раз повторить приемы и способы выполнения операций.

Заключительный инструктаж обычно проводит мастер-педагог производственного обучения, но возможны и другие варианты. Например, сформировать из лучших обучающихся группу - «студенческий отдел технического контроля» - и поручить этой группе, провести анализ достоинств и недостатков работ своих коллег. В представленных рекомендациях реализуются не только обучающая функция учебного занятия, но и принципы воспитания, лежащие в основе учебно-производственного труда [1,8].