Производственная подготовка в учебных мастерских проводится в форме занятий. Каждая учебная группа обычно характеризуется относительной полнотой состава, организационного единства и определенных временных рамок; максимальная продолжительность занятий в мастерских - учебный день.
Одним из основных преимуществ обучения на учебных семинарах по сравнению с обучением непосредственно на предприятии является то, что можно широко использовать урочную форму организации учебной работы, когда все обучающиеся группы выполняют те же задачи, один и тот же тип обучения и производства, который позволяет проводить мастеру-педагогу со всей группой одновременно вводные, текущие, коллективные и заключительные инструктажи, которые очень облегчают управление индивидуальной работой студентов. Поэтому урок - учебное занятие считается основной формой организации обучения, основным типом занятий в учебных мастерских [3, 7].
Учебные занятия производственной подготовки, в зависимости от их целей и содержания изучаемого учебного материала, имеют разные типы:
- занятия по изучению трудовых методов или операций, цель которых - предоставить обучающимся производственные и технические знания, начальные навыки и навыки выполнения изученных методов или операций;
- занятия по внедрению комплексных работ, целью которых является ознакомление студентов с постепенным увеличением учебно-производственной работы, организация работы и планирование технологического процесса, укрепление и совершенствование навыков, выполнение в различных комбинациях ранее изученных операций;
- занятия для проверки знаний, навыков и способностей студентов, целью которых является определение степени подготовки студентов на определенный период обучения (полгода, год, более короткий период обучения) [3, 6].
В тех случаях, когда невозможно или непрактично одновременно предоставлять всем обучающимся одинаковые учебные и производственные задания, организуются тренировки в небольших группах: группа делится на команды, и каждая из них получает и выполняет свою задачу.
Индивидуальное обучение также проводится в производственном обучении. К нему относятся, например, занятия по вождению автомобилей и других машин, а также занятия со студентами, которые пропустили какие-либо темы в связи с заболеванием. Эти занятия обычно имеют такую же структуру, что и соответствующие групповые занятия, но вводные и заключительные инструктажи носят менее подробный характер и в некоторых случаях практически сливаются с текущей инструкцией.
В производственном обучении особым типом занятий являются занятия лабораторного и практического типа, проводящиеся с практической подготовкой работников любой профессии. Различие, лежащее в основе между этими лабораторными и практическими занятиями от тех, которые проводятся в процессе теоретического образования, состоит в том, что они предназначены не только для укрепления и углубления знаний, но и для формирования ряда профессионально важных навыков [2]. В этой связи лабораторно-практические занятия содержат элементы заданий, а также инструктажи: вводные, текущие и заключительные.
Вводный инструктаж является элементом организационной (внешней) структуры занятия производственного обучения. Подготовка обучающихся к предстоящей учебно-производственной деятельности является основной целью вводного инструктажа [4].
С точки зрения дидактической структуры учебного занятия вводный инструктаж состоит из трех основных элементов: целевой настройки, актуализации знаний, а также опыта обучающихся и создания ориентировочной основы для действий студента. Эти типичные элементы могут чередоваться, но присутствие их в каждом занятии является обязательным.
В учебном занятии по изучению методов работы и операций вводное обучение наиболее рационально осуществлять фронтально. Продолжительность инструкции зависит от места темы учебного занятия в общем процессе производственной подготовки, ее содержания, от места учебного занятия в системе занятий по этой теме. В среднем продолжительность таких вводных инструкций составляет тридцать -тридцать пять минут, но не более 1 часа [8].
Для вводного инструктажа на учебных занятиях при обучении студентов методам и операциям последовательность типична:
- сообщение темы и цели урока;
- проверка знаний и навыков студентов на материале, связанном с материалом предстоящего учебного занятия (этап обновления);
- объяснение и демонстрация методов работы и методов проведения изучаемой операции, способы самоанализа выполненной работы;
- анализ письменной инструкции;
- анализ технических требований к обучению и производству;
- рассмотрение и осуждение вероятных типичных ошибок, трудностей, недостатков, способов их предотвращения и ликвидации;
- разъяснение и демонстрация методов организации места работы, правил охраны труда;
- проверка освоения студентами вводных инструкций;
- пробное исполнение студентами методов проведения изучаемой операции;
- назначение заданий студентам и их распределение по местам работы [1, 4].
Текущий инструктаж студентов педагогом обычно выполняется индивидуально. Базовой организационной формой такого обучения являются обходы педагогом рабочих мест студентов, которые имеют целенаправленный характер. Их суть заключается в том, что каждый раз, когда они работают вокруг рабочих мест, преподаватель ставит перед собой конкретные цели обучения: проверять своевременность начала работы студентов; правильность выполнения практических трудовых приемов и методов; организацию мест работы; практичность способов использования документации; качество выполненной работы и т. д.
В дополнение к целенаправленным обходам существуют и другие возможные способы организации индивидуального обучения: педагог наблюдает за группой с места работы и дает распоряжения обучающемуся, который совершил ошибку, испытывает трудности или нуждается в помощи; педагог подходит к студенту по его просьбе и дает необходимые инструкции и объяснения; сами студенты подходят к педагогу, он инструктирует их на рабочем месте и т. д.
Индивидуальный текущий инструктаж студентов осуществляется педагогом с использованием таких методических рекомендация и методов общего характера: объяснения, инструкции, убеждения, замечания, советы, повторное отображение операция и техники, личный пример педагога; требования и руководящие принципы, которые способствуют обучению студентов точности, внимательности, внимательному отношению к инструменту, оборудованию, энергии; образование независимости, настойчивости, ответственности.
Выполняя текущую инструкцию студентов, опытные педагоги действуют согласно таким правилам, как: не заканчивать работу для студентов, не участвующих в процессе обучения, поскольку это приводит к безответственности и не формирует настойчивость в преодолении трудностей; постоянно побуждают обучающихся планировать свою работу [4, 8].
Выполняя текущую инструкцию, важно обеспечить правильный режим работы и отдыха для студентов, так как часто причиной ошибок обучающихся является их усталость.
Эффективная текущего инструктажа характеризует высокую приверженность принципам и строгость требований педагога к студентам для выполнения правил организации работы, правил безопасности и места работы.
Управляя производственной подготовкой, педагог взаимодействует в процессе рабрты сразу со всей группой, которая по своему составу разнородна. Состав группы по эффективности обучения можно разделить на «слабых», «средних» и «сильных» обучающихся. Поэтому во время текущей инструкции педагог всегда учитывает индивидуальные характеристики и способности обучающихся, чтобы обеспечить примерно такой же уровень развития учебного материала, чтобы обеспечить продвижение вперед всей группы и изучить тему, Предпочтительное внимание уделяется «слабым» студентам: сначала необходимо дать им выполнить более простые и простые задачи, постепенно «вытаскивая» их на уровень «средний» и «сильный» [5, 6].
Подведение итогов выполнения учебно-производственных работ является целью проведения заключительного инструктажа. Длительность заключительных инструкций зависит от реальной ситуации на учебном занятии. Инструктаж может быть коротким, если обучающиеся все выполнили задание и качество работ соответствует заявленным требованиям. По результатам повторения теоретического материала во время вводного инструктажа и за работу на занятии мастеру-педагогу необходимо выставить оценки обучающимся [6, 8].
Инструктаж проводится более обстоятельно, если, овладевая умениями, обучающиеся сделали критическое количество ошибок. Первостепенно производится анализ ошибок, затем фиксируются и разбираются причины, приводящие к ошибкам в деятельности студентов на практике. Можно рекомендовать еще раз в деталях показать весь процесс с объяснением способов деятельности применяемых во время занятия. Затем следует вызвать обучающихся, которые допускали в процессе учебного занятия большее количество ошибок, и попросить их еще раз повторить приемы и способы выполнения операций.
Заключительный инструктаж обычно проводит мастер-педагог производственного обучения, но возможны и другие варианты. Например, сформировать из лучших обучающихся группу - «студенческий отдел технического контроля» - и поручить этой группе, провести анализ достоинств и недостатков работ своих коллег. В представленных рекомендациях реализуются не только обучающая функция учебного занятия, но и принципы воспитания, лежащие в основе учебно-производственного труда [1,8].