Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ASSESSMENT OF KNOWLEDGE OF SENIORS OF THE CITY OF PERM OF HIV INFECTION

Utochkin Y.A. 1 Vysotin S.A. 1 Sayfitova A.T. 1
1 Acad. E.A. Wagner Perm State Medical University
Research objective to determine the level of knowledge of seniors of the city of Perm of HIV infection. When carrying out a sociological research by questioning were interviewed 62 (77.5%) the ninth-grader and 64 (62.1%) the eleventh-grader of MAOU "Lyceum № 10" of the city of Perm. The questionnaire made by us contained 10 questions which allow to estimate the level of awareness of seniors concerning epidemiology, clinics, the forecast of a disease, treatment, and also social aspects of HIV infection. The received results underwent statistical processing of definition of extensive indicators by means of the Microsoft Excel 2010 program. It is established that in questions of an etiology, paths of transfer and also diagnosis of HIV infection, the level of knowledge of school students of various age groups similarly high. Unfortunately, degree of personal responsibility to be at a low level as only a half (51.5%) of respondents consider that the problem of HIV infection can concern them personally. At the same time knowledge of therapy and the actions necessary in case of danger of infection is much higher at pupils of the 11th class. The structure of sources of information on this problem is uniform and the first place borrow mass media (66% of the ninth-grader and 75% of the eleventh-grader). At all positive and encouraging picture of knowledge of seniors of HIV infection, their personal responsibility to be at a low level in both age groups. For this reason it is necessary to continue and develop work in the direction of increase in knowledge of school students, education of a comprehension of a social significance of this disease.
seniors
hiv infection
prophylaxis

Распространенность вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), на данном этапе развития современного общества, приобрела повсеместное значение. Данное заболевание является не только медицинской, но и социальной проблемой, затрагивая все сферы жизни человека. В настоящее время в России с ВИЧ живет более миллиона человек, и эта цифра продолжает увеличиваться и Пермский край является опасным регионом в этом отношении [4, 7]. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на 31 декабря 2017 заболеваемость ВИЧ-инфекцией составила 141,42 0/0000, а пораженность 1 043,3 0/0000 [4]. В молодом возрасте легко реализуются основные пути передачи ВИЧ-инфекции – половой и парентеральный [5]. Одним из главных факторов, которые характеризуют распространение ВИЧ среди населения, является недостаточная информированность граждан, особенно групп риска - молодежи [9]. Работе в сфере просвещения молодого поколения уделяется большое внимание во многих регионах Российской Федерации. Анкетирование как метод изучения осведомленности населения активно используется как эпидемиологами, так и специалистами других профессий для оценки качества проводимой профилактической работы, выявления вопросов и категорий граждан, на которые нужно обратить пристальное внимание [2, 3, 5, 6, 7, 8, 10].

ВИЧ-инфекция является заболеванием, которое вызывает вирус иммунодефицита человека. Оно характеризуется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД), способствующего возникновению вторичных инфекций и злокачественных образований из-за  сильного угнетения защитных свойство иммунной системы. Сам вирус выделяется из организма больного со всеми биологическими жидкостями, но наибольшая концентрация находится в крови, сперме, секрете вагинальных желез и менструальных выделениях. Меньшее содержание выделяется вместе с женским молоком, слюной, слезным секретом и ликвором, поэтому эти биологические жидкости представляют меньшую эпидемиологическую опасность. ВИЧ-инфекция передается с помощью гемоконтактного и биоконтактного механизма естественным путем, при половых контактах и вертикально: от матери к ребенку [5]. Поэтому вероятность передачи  повышается при наличии повреждений кожных покровов и слизистых оболочек. Риск заражения при единичном контакте с носителем невысок, но регулярные половые контакты с инфицированным его значительно повышают. Вертикальная передача инфекции от больной матери ребенку возможна как во внутриутробном периоде, через дефекты плацентарного барьера, так и в родах, при контакте ребенка с кровью матери. В редких случаях фиксируется постнатальная передача с грудным молоком. Парентеральное заражение происходит при инъекциях иглами, зараженных кровью ВИЧ-инфицированных лиц, при гемотрансфузиях  зараженной крови, нестерильных медицинских манипуляциях: пирсинге, татуировках, медицинских и стоматологических процедурах.

После проникновения в кровь ВИЧ поражает клетки, которые содержат CD4 рецепторы: макрофаги, микроглию и лимфоциты тем самым поражает первое звено иммунного ответа. Вирус, проникая в ядро, «отключает» способность иммунных тел к распознаванию своих антигенов и переводит всю работу клетки на собственную репродукцию. При выходе размножившегося вируса в кровь, клетка погибает, а вновь созданные единицы вируса внедряются в здоровые клетки. Сначала организм компенсирует массовую гибель иммунных клеток, заменяя погибшие свежими, со временем компенсация становится недостаточной, количество лимфоцитов и макрофагов в крови значительно снижается. Иммунная система теряет свои возможности и свойства, организм становится беззащитен как по отношению к экзогенной инфекции, так и к нормальной микрофлоре, что обуславливает развитие оппортунистических инфекций. Высокая распространённость вируса в иммунных клеток часто приводит к различным аутоиммунные состояния, например: характерны неврологические расстройства в результате аутоиммунного поражения нейронов, которые могут развиться даже раньше, чем проявится клиника иммунодефицита.

Для предотвращения всех губительных последствий развития ВИЧ-инфекций, защиты распространения через пути передачи, необходимо формировать у подрастающего поколения, как наиболее значимой группы населения, понимание здорового и правильного образа жизни. Проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни среди молодого поколения является одной из главных проблем и задач  лежащих в основе благополучия государства и общества [1]. Состояние здоровья подростков демонстрирует и отражает социальное и экономическое благополучие населения, уровень медицинского обеспечения, а так же определяет перспективы развития и изменения здоровья населения в последующие годы. Будучи наименее защищенной группой, молодые люди принимают на себя воздействие большинства существующих негативных факторов социального, экономического, медицинского происхождения в полной мере.  Среди факторов, влияющих на состояние здоровья подростков, выделяют как не управляемые - наследственность, так и управляемые факторы. К данным факторам относятся уровень информированности подростков о своем здоровье, окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы. По мнению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни каждого человека. Эти данные наглядно показывают ответственность человека за свое здоровье. При этом необходимо помнить, что ответственность за здоровье несовершеннолетних, несут их родители, опекуны. В этом случае общество должно принимать ответственность на себя и использовать все доступные мероприятия для сохранения здоровья подрастающего поколения. Кроме того, эпидемиологические данные, демонстрируют, что молодые люди сами не проявляют интереса к информации и технологиям, направленным на сохранение здоровья, при этом, негативно реагируют на предостерегающую информацию о проблемах ВИЧ, алкоголя, асоциального и рискованного поведения, широко распространившегося в последние десятилетия [8, 10].

Необходимо отметить, что нормы репродуктивного поведения в молодом возрасте отличаются от таковых для человека зрелого периода [4], это выражается, в том числе и значительным ростом полового пути передачи ВИЧ-инфекции с 13,6% в 2003 году до 57,7% в 2013 году [3]. Меры профилактики среди уязвимых групп, таких как молодые люди и подростки являются фундаментом для предотвращения новых случаев ВИЧ, туберкулез, ИППП и поздней диагностики, а также перехода из концентрированной стадии в эпидемию. Существующая Государственная программа по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции включает несколько стратегий, одна из которых направлена на снижение уязвимости молодежи к ВИЧ-инфекции и инфекциям, передающимся половым путем.

Цель исследования определить уровень информированности школьников города Перми о ВИЧ-инфекции.

Материал и методы.

Для достижения поставленной цели  было проведено социологическое исследования путем анкетирования учащихся 9 и 11 классов МАОУ «Лицей №10»  города Перми. Были опрошены 62 (77,5%) девятиклассника и 64 (62,1%) одинадцатиклассника. Составленная нами анкета содержала 10 вопросов, которые позволяют оценить уровень осведомленности старшеклассников о ВИЧ-инфекции. Пять вопросов касаются эпидемиологии, клиники и прогноза заболевания. Ещё пять охватывают вопросы лечения и социальные аспекты болезни. Вопросы анкеты сформулированы просто и понятно, что позволило в большинстве случаев без затруднений заполнить анкету. Полученные результаты подверглись статистической обработке определения экстенсивных показателей с помощью программы Microsoft Excel 2010.

Результаты и их обсуждение.

По данным результата социологического опроса учащихся, было выявлено, что 98,4% респондентов считают ВИЧ-инфекцию вирусным заболеванием, имеющим особенности течения и специфические способы передачи от человека к человеку. 97,6% респондентов знают, что ВИЧ можно заразиться половым путём, 85,7% – при проведении медицинских манипуляций (переливании крови и др.), 95,2% – при использовании для инъекций общих игл и шприцев, 60,3% – от матери ребенку. При этом один старшеклассник считает, что риск заражения присутствует и при рукопожатии, а 11,1% опрошенных – при укусе комара. Три респондента затруднились ответить на данный вопрос. Можно сделать вывод, что осведомленность старшеклассников  об этиологии и путях передачи ВИЧ-инфекции высокая. К сожалению, степень личной ответственности находиться на низком уровне, так как всего лишь половина (51,5%) респондентов считают, что проблема ВИЧ-инфекции может коснуться их лично.

Аналогично высокий уровень знаний опрашиваемые продемонстрировали в вопросе о диагностике ВИЧ-инфекции. Абсолютное большинство опрошенных (98,4%) считают, что для постановки диагноза ВИЧ-инфекция необходимо сдать анализ крови. 73,8% школьников, принявших участие в опросе, уверены, что существуют лекарства, способные улучшить и продлить жизнь ВИЧ-инфицированному человеку, в то время как 17,4% затрудняются ответить на этот вопрос, а 7,9% ответили отрицательно и неправильно. Три четверти (87,3%) респондентов знают, что процесс лечения характеризуется длительным приемом назначенных врачом препаратов. При опасности заражения ВИЧ-инфекции каждый девятый (93,6%) из опрошенных готов к активным действиям, из них 89,3% готовы неоднократно обследоваться. Были получены данные о том, что основным источником информации о проблеме ВИЧ-инфекции является СМИ (телевидение, радио, газеты) - 70,6%. Для повышения уровня своих знаний о ВИЧ-инфекции и в углубленной информации нуждаются 17,4% опрошенных.

При рассмотрении анкет по классам нами были получены следующие результаты (Табл. 1)

Таблица 1. Распределение результатов анкетирования по классам (n=126)

Вопрос анкеты

9 класс

11 класс

Как бы Вы охарактеризовали ВИЧ-инфекцию? (Ответ «ВИЧ-инфекция – это вирусное заболевание»)

100%

97%

Может ли проблема ВИЧ-инфекции коснуться Вас лично? (Ответ «Да»)

50%

53%

Отметьте пути передачи ВИЧ-инфекции

1. Использование для инъекций общих игл и шприцев

2. Через поцелуи

3. От матери к ребёнку, при беременности

4. При рукопожатии

5. Незащищённые половые контакты

6. Нестерильное оборудование для пирсинга, татуировок и маникюра

7. Укусы насекомых

8. При проведении медицинских манипуляций (переливание крови и др.)

9. Затрудняюсь ответить

0

94%

8%

58%

2%

97%

85%

 

11%

87%

 

3%

0

97%

8%

63%

0%

98%

78%

 

11%

84%

 

2%

Как можно обнаружить ВИЧ-инфекцию у человека?

1.По внешнему виду

2.При сдаче анализа крови на ВИЧ-инфекцию

3.Затрудняюсь ответить

0

0%

97%

3%

0

0%

100%

0%

Как Вы считаете, есть ли лекарства, способные улучшить и продлить жизнь ВИЧ-инфицированному человеку? (Ответ «Да»)

68%

80%

Чем характеризуется процесс лечения при ВИЧ-инфицировании?

1.Единоразовое введением лекарственного препарата

2.Длительным (в течение многих лет) приемом назначенных врачом препаратов

3.Затрудняюсь ответить

0

2%

82%

16%

0

2%

92%

6%

Обеспечивает ли презерватив 100%-ную защиту от ВИЧ-инфекции при половом контакте? (Ответ «Да»)

18%

16%

Какие, по Вашему мнению, меры следует предпринять в случае опасности заражения ВИЧ-инфекцией?

1.Применить гигиенические процедуры

2.Пройти неоднократное обследование на ВИЧ-инфекцию

3.Ожидать каких-либо внешних проявлений (ухудшения самочувствия, кожных высыпаний и др.)

4.Затрудняюсь ответить

0

15%

85%

5%

 

2%

00

5%

91%

0%0

 

5%

Откуда Вы узнали о проблеме ВИЧ-инфекции?

1. Родители, родственники

2. Преподаватели

3. Друзья, знакомые

4. СМИ (телевиденье, радио, газеты)

5. Прочее

6. Затрудняюсь ответить

 

29%

19%

19%

66%

37%

5%

00

28%

22%

13%

75%

22%

2%

Нуждаетесь ли Вы в углубленной информации по ВИЧ-инфекции? (Ответ «Да»)

24%

7%

 

В вопросах этиологии, путей передачи, а также диагностики ВИЧ-инфекции, уровень знаний школьников различных возрастных групп аналогично высокий. Однако информированность о терапии и мероприятиях, необходимых в случае опасности заражения значительно выше у учеников 11 класса. Структура источников информации о данной проблеме схожа для всех старшеклассников. При всей положительной и обнадеживающей картине информированности старшеклассников о ВИЧ-инфекции, их личная ответственность находиться на низком уровне в обеих возрастных группах, лишь половина опрошенных осознают опасность заболевания. В получении более углубленной информации по ВИЧ-инфекции нуждаются лишь четверть (24%) девятиклассников и всего 7% учащихся 11 класса. Возможно, это свидетельствует о том, что к одиннадцатому классу обучающиеся достаточно полно информированы о проблеме ВИЧ-инфицирования. К сожалению, степень личной ответственности находиться на низком уровне, так как всего лишь половина (51,5%) респондентов считают, что проблема ВИЧ-инфекции может коснуться их лично. Что несомненной является приоритетным направлением в корректировке информационно-профилактических мероприятий.

Выводы.

Таким образом, учащиеся старших классов города Перми не в полной мере осознают ВИЧ-инфекцию как проблему, которая может коснуться каждого. Опрошенные подростки показали достаточной высокий уровень знаний по вопросам эпидемиологии, профилактики, клинической картины ВИЧ-инфекции. Однако необходимо продолжить работу в направлении повышения информированности старшеклассников, воспитания понимания социальной значимости данного заболевания.