Распространенность вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), на данном этапе развития современного общества, приобрела повсеместное значение. Данное заболевание является не только медицинской, но и социальной проблемой, затрагивая все сферы жизни человека. В настоящее время в России с ВИЧ живет более миллиона человек, и эта цифра продолжает увеличиваться и Пермский край является опасным регионом в этом отношении [4, 7]. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на 31 декабря 2017 заболеваемость ВИЧ-инфекцией составила 141,42 0/0000, а пораженность 1 043,3 0/0000 [4]. В молодом возрасте легко реализуются основные пути передачи ВИЧ-инфекции – половой и парентеральный [5]. Одним из главных факторов, которые характеризуют распространение ВИЧ среди населения, является недостаточная информированность граждан, особенно групп риска - молодежи [9]. Работе в сфере просвещения молодого поколения уделяется большое внимание во многих регионах Российской Федерации. Анкетирование как метод изучения осведомленности населения активно используется как эпидемиологами, так и специалистами других профессий для оценки качества проводимой профилактической работы, выявления вопросов и категорий граждан, на которые нужно обратить пристальное внимание [2, 3, 5, 6, 7, 8, 10].
ВИЧ-инфекция является заболеванием, которое вызывает вирус иммунодефицита человека. Оно характеризуется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД), способствующего возникновению вторичных инфекций и злокачественных образований из-за сильного угнетения защитных свойство иммунной системы. Сам вирус выделяется из организма больного со всеми биологическими жидкостями, но наибольшая концентрация находится в крови, сперме, секрете вагинальных желез и менструальных выделениях. Меньшее содержание выделяется вместе с женским молоком, слюной, слезным секретом и ликвором, поэтому эти биологические жидкости представляют меньшую эпидемиологическую опасность. ВИЧ-инфекция передается с помощью гемоконтактного и биоконтактного механизма естественным путем, при половых контактах и вертикально: от матери к ребенку [5]. Поэтому вероятность передачи повышается при наличии повреждений кожных покровов и слизистых оболочек. Риск заражения при единичном контакте с носителем невысок, но регулярные половые контакты с инфицированным его значительно повышают. Вертикальная передача инфекции от больной матери ребенку возможна как во внутриутробном периоде, через дефекты плацентарного барьера, так и в родах, при контакте ребенка с кровью матери. В редких случаях фиксируется постнатальная передача с грудным молоком. Парентеральное заражение происходит при инъекциях иглами, зараженных кровью ВИЧ-инфицированных лиц, при гемотрансфузиях зараженной крови, нестерильных медицинских манипуляциях: пирсинге, татуировках, медицинских и стоматологических процедурах.
После проникновения в кровь ВИЧ поражает клетки, которые содержат CD4 рецепторы: макрофаги, микроглию и лимфоциты тем самым поражает первое звено иммунного ответа. Вирус, проникая в ядро, «отключает» способность иммунных тел к распознаванию своих антигенов и переводит всю работу клетки на собственную репродукцию. При выходе размножившегося вируса в кровь, клетка погибает, а вновь созданные единицы вируса внедряются в здоровые клетки. Сначала организм компенсирует массовую гибель иммунных клеток, заменяя погибшие свежими, со временем компенсация становится недостаточной, количество лимфоцитов и макрофагов в крови значительно снижается. Иммунная система теряет свои возможности и свойства, организм становится беззащитен как по отношению к экзогенной инфекции, так и к нормальной микрофлоре, что обуславливает развитие оппортунистических инфекций. Высокая распространённость вируса в иммунных клеток часто приводит к различным аутоиммунные состояния, например: характерны неврологические расстройства в результате аутоиммунного поражения нейронов, которые могут развиться даже раньше, чем проявится клиника иммунодефицита.
Для предотвращения всех губительных последствий развития ВИЧ-инфекций, защиты распространения через пути передачи, необходимо формировать у подрастающего поколения, как наиболее значимой группы населения, понимание здорового и правильного образа жизни. Проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни среди молодого поколения является одной из главных проблем и задач лежащих в основе благополучия государства и общества [1]. Состояние здоровья подростков демонстрирует и отражает социальное и экономическое благополучие населения, уровень медицинского обеспечения, а так же определяет перспективы развития и изменения здоровья населения в последующие годы. Будучи наименее защищенной группой, молодые люди принимают на себя воздействие большинства существующих негативных факторов социального, экономического, медицинского происхождения в полной мере. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья подростков, выделяют как не управляемые - наследственность, так и управляемые факторы. К данным факторам относятся уровень информированности подростков о своем здоровье, окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы. По мнению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни каждого человека. Эти данные наглядно показывают ответственность человека за свое здоровье. При этом необходимо помнить, что ответственность за здоровье несовершеннолетних, несут их родители, опекуны. В этом случае общество должно принимать ответственность на себя и использовать все доступные мероприятия для сохранения здоровья подрастающего поколения. Кроме того, эпидемиологические данные, демонстрируют, что молодые люди сами не проявляют интереса к информации и технологиям, направленным на сохранение здоровья, при этом, негативно реагируют на предостерегающую информацию о проблемах ВИЧ, алкоголя, асоциального и рискованного поведения, широко распространившегося в последние десятилетия [8, 10].
Необходимо отметить, что нормы репродуктивного поведения в молодом возрасте отличаются от таковых для человека зрелого периода [4], это выражается, в том числе и значительным ростом полового пути передачи ВИЧ-инфекции с 13,6% в 2003 году до 57,7% в 2013 году [3]. Меры профилактики среди уязвимых групп, таких как молодые люди и подростки являются фундаментом для предотвращения новых случаев ВИЧ, туберкулез, ИППП и поздней диагностики, а также перехода из концентрированной стадии в эпидемию. Существующая Государственная программа по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции включает несколько стратегий, одна из которых направлена на снижение уязвимости молодежи к ВИЧ-инфекции и инфекциям, передающимся половым путем.
Цель исследования определить уровень информированности школьников города Перми о ВИЧ-инфекции.
Материал и методы.
Для достижения поставленной цели было проведено социологическое исследования путем анкетирования учащихся 9 и 11 классов МАОУ «Лицей №10» города Перми. Были опрошены 62 (77,5%) девятиклассника и 64 (62,1%) одинадцатиклассника. Составленная нами анкета содержала 10 вопросов, которые позволяют оценить уровень осведомленности старшеклассников о ВИЧ-инфекции. Пять вопросов касаются эпидемиологии, клиники и прогноза заболевания. Ещё пять охватывают вопросы лечения и социальные аспекты болезни. Вопросы анкеты сформулированы просто и понятно, что позволило в большинстве случаев без затруднений заполнить анкету. Полученные результаты подверглись статистической обработке определения экстенсивных показателей с помощью программы Microsoft Excel 2010.
Результаты и их обсуждение.
По данным результата социологического опроса учащихся, было выявлено, что 98,4% респондентов считают ВИЧ-инфекцию вирусным заболеванием, имеющим особенности течения и специфические способы передачи от человека к человеку. 97,6% респондентов знают, что ВИЧ можно заразиться половым путём, 85,7% – при проведении медицинских манипуляций (переливании крови и др.), 95,2% – при использовании для инъекций общих игл и шприцев, 60,3% – от матери ребенку. При этом один старшеклассник считает, что риск заражения присутствует и при рукопожатии, а 11,1% опрошенных – при укусе комара. Три респондента затруднились ответить на данный вопрос. Можно сделать вывод, что осведомленность старшеклассников об этиологии и путях передачи ВИЧ-инфекции высокая. К сожалению, степень личной ответственности находиться на низком уровне, так как всего лишь половина (51,5%) респондентов считают, что проблема ВИЧ-инфекции может коснуться их лично.
Аналогично высокий уровень знаний опрашиваемые продемонстрировали в вопросе о диагностике ВИЧ-инфекции. Абсолютное большинство опрошенных (98,4%) считают, что для постановки диагноза ВИЧ-инфекция необходимо сдать анализ крови. 73,8% школьников, принявших участие в опросе, уверены, что существуют лекарства, способные улучшить и продлить жизнь ВИЧ-инфицированному человеку, в то время как 17,4% затрудняются ответить на этот вопрос, а 7,9% ответили отрицательно и неправильно. Три четверти (87,3%) респондентов знают, что процесс лечения характеризуется длительным приемом назначенных врачом препаратов. При опасности заражения ВИЧ-инфекции каждый девятый (93,6%) из опрошенных готов к активным действиям, из них 89,3% готовы неоднократно обследоваться. Были получены данные о том, что основным источником информации о проблеме ВИЧ-инфекции является СМИ (телевидение, радио, газеты) - 70,6%. Для повышения уровня своих знаний о ВИЧ-инфекции и в углубленной информации нуждаются 17,4% опрошенных.
При рассмотрении анкет по классам нами были получены следующие результаты (Табл. 1)
Таблица 1. Распределение результатов анкетирования по классам (n=126)
Вопрос анкеты |
9 класс |
11 класс |
Как бы Вы охарактеризовали ВИЧ-инфекцию? (Ответ «ВИЧ-инфекция – это вирусное заболевание») |
100% |
97% |
Может ли проблема ВИЧ-инфекции коснуться Вас лично? (Ответ «Да») |
50% |
53% |
Отметьте пути передачи ВИЧ-инфекции 1. Использование для инъекций общих игл и шприцев 2. Через поцелуи 3. От матери к ребёнку, при беременности 4. При рукопожатии 5. Незащищённые половые контакты 6. Нестерильное оборудование для пирсинга, татуировок и маникюра 7. Укусы насекомых 8. При проведении медицинских манипуляций (переливание крови и др.) 9. Затрудняюсь ответить |
0 94% 8% 58% 2% 97% 85%
11% 87%
3% |
0 97% 8% 63% 0% 98% 78%
11% 84%
2% |
Как можно обнаружить ВИЧ-инфекцию у человека? 1.По внешнему виду 2.При сдаче анализа крови на ВИЧ-инфекцию 3.Затрудняюсь ответить |
0 0% 97% 3% |
0 0% 100% 0% |
Как Вы считаете, есть ли лекарства, способные улучшить и продлить жизнь ВИЧ-инфицированному человеку? (Ответ «Да») |
68% |
80% |
Чем характеризуется процесс лечения при ВИЧ-инфицировании? 1.Единоразовое введением лекарственного препарата 2.Длительным (в течение многих лет) приемом назначенных врачом препаратов 3.Затрудняюсь ответить |
0 2% 82% 16% |
0 2% 92% 6% |
Обеспечивает ли презерватив 100%-ную защиту от ВИЧ-инфекции при половом контакте? (Ответ «Да») |
18% |
16% |
Какие, по Вашему мнению, меры следует предпринять в случае опасности заражения ВИЧ-инфекцией? 1.Применить гигиенические процедуры 2.Пройти неоднократное обследование на ВИЧ-инфекцию 3.Ожидать каких-либо внешних проявлений (ухудшения самочувствия, кожных высыпаний и др.) 4.Затрудняюсь ответить |
0 15% 85% 5%
2% |
00 5% 91% 0%0
5% |
Откуда Вы узнали о проблеме ВИЧ-инфекции? 1. Родители, родственники 2. Преподаватели 3. Друзья, знакомые 4. СМИ (телевиденье, радио, газеты) 5. Прочее 6. Затрудняюсь ответить |
29% 19% 19% 66% 37% 5% |
00 28% 22% 13% 75% 22% 2% |
Нуждаетесь ли Вы в углубленной информации по ВИЧ-инфекции? (Ответ «Да») |
24% |
7% |
В вопросах этиологии, путей передачи, а также диагностики ВИЧ-инфекции, уровень знаний школьников различных возрастных групп аналогично высокий. Однако информированность о терапии и мероприятиях, необходимых в случае опасности заражения значительно выше у учеников 11 класса. Структура источников информации о данной проблеме схожа для всех старшеклассников. При всей положительной и обнадеживающей картине информированности старшеклассников о ВИЧ-инфекции, их личная ответственность находиться на низком уровне в обеих возрастных группах, лишь половина опрошенных осознают опасность заболевания. В получении более углубленной информации по ВИЧ-инфекции нуждаются лишь четверть (24%) девятиклассников и всего 7% учащихся 11 класса. Возможно, это свидетельствует о том, что к одиннадцатому классу обучающиеся достаточно полно информированы о проблеме ВИЧ-инфицирования. К сожалению, степень личной ответственности находиться на низком уровне, так как всего лишь половина (51,5%) респондентов считают, что проблема ВИЧ-инфекции может коснуться их лично. Что несомненной является приоритетным направлением в корректировке информационно-профилактических мероприятий.
Выводы.
Таким образом, учащиеся старших классов города Перми не в полной мере осознают ВИЧ-инфекцию как проблему, которая может коснуться каждого. Опрошенные подростки показали достаточной высокий уровень знаний по вопросам эпидемиологии, профилактики, клинической картины ВИЧ-инфекции. Однако необходимо продолжить работу в направлении повышения информированности старшеклассников, воспитания понимания социальной значимости данного заболевания.