Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

POLITICAL, LEGAL AND ADMINISTRATIVE NATURE OF EDUCATIONAL STANDARDS

Kokareva M.E. 1 Ermolaeva E.L. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
Educational standard as a concept was born in 1992. It was enshrined in article 7 of the Federal law. Initially, the standards were concluded by the Supreme Council of the state. After the adoption of the Constitution, the functions of the adoption of standards began to be implemented by the Executive authorities in the manner prescribed by the state. For information, during the existence of the standard before the Constitution, the Supreme Council has not addressed him. The educational standard is issued by the Ministry of education and science. After approval, the standard is posted on the official website of the Ministry for discussion. The discussion is attended by interested representatives of the Executive sphere, associations, institutions, associations and communities operating in the educational sphere. After it, the project should be independently verified. According to the results of the independent examination, the conclusion is sent to the Ministry. It is signed either by the head of the body conducting the audit or by another authorized person. The conclusion of the examination, the comments and the draft standard deal with the Council of Ministry. Council discussion, revision or rejection of the project. The Ministry has the right to make a final decision on the educational standard. Any mandrels, additions or changes shall be made in the same manner as acceptance. Educational standard carries out the main task, which consists in the formation of a single pedagogical space. The standards are aimed at: 1) Spiritual and moral development; 2) connection between school and University education; The standards also approve the terms of training in accordance with the forms, technologies and categories of students.
educational standard
administrative nature
legal nature
educational policy
principles of education.

Образовательный стандарт - комплекс нормативов, принимаемых в роли государственной нормы уровня образования. Ключевыми частями образовательного стандарта признаются его структура, содержание, объем учебного процесса, а также требования к уровню подготовки воспитанников. Образовательный стандарт представляет собой описание наименьших обязательных требований к целям и содержанию обучения. Зафиксированные в образовательном стандарте нормы и требования выступают в роли эталона для оценки качества образования [1].

Необходимость создания государственного стандарта образования вызвана следующими факторами:

1) потребность решения современных задач по обеспечению правового урегулирования программы образования и их результата, то есть поддержание единого образовательного ядра благодаря созданию единых общеобязательных правил и требований к профессиональной подготовке выпускающихся в рамках определённого уровня и объема содержания образовательных программ, а также максимального допустимого объема образовательной нагрузки за года обучения;

2) цель в создании непосредственной оценки деятельности организаций, осуществляющие реализацию образовательных программ;

3) создание фактических условий в целях получить каждым воспитанником полноценного образования;

4) повышение уровня развития образования, а также достижение очередных образовательных результатов.

Образовательные стандарты, занимаясь формированием содержания образования, находят реальное выражение в таких нормативных документах, как учебный план, учебная программа и учебная литература. Каждый нормативный документ соответствует конкретному уровню конструирования содержания образования.

Образовательный стандарт содержит в себе несколько характерных черт: управленческую, правовую и политическую [2].

Управленческая природа состоит в том, что образовательный стандарт закрепляет: во-первых, требования к структуре ключевых образовательных программ, включая требования к соотношению элементов программы и их объёмы; во-вторых, требования соотношения обязательной части программы и части, образованной субъектами учебного процесса, в-третьих, требования к средствам осуществления образовательных программ, среди которых кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия.

Значение управления образованием состоит в сохранении целенаправленности и организованности образовательных и воспитательных процессов системы образования [3].

Управление образовательной средой обладает особенностями, выражающиеся в способах организации и достижения важных целей в определенных условия учебно-воспитательной деятельности.

Сегодня, управление - это целенаправленная деятельность участников управления разного уровня, которая обеспечивает функционирование и прогресс системы управления, переход её на современный уровень посредством реальных педагогических способов, приёмов и средств [4].

Система управления изнутри составляет целенаправленное взаимоотношение субъектов педагогического процесса, основанное на изучении закономерностей, нацеленное на оптимальный результат [5].

Правовую природу образовательных стандартов, как и государственных в том числе, выражают два проявления:

1) любой стандарт, образовательный или государственных, содержит перечь правил, обращенных различным субъектам образовательных правоотношений. Эти правила различны для каждого, в зависимости от целей, мотивов и условий взаимоотношений. Также, эти правила имеют общеобязательный, то есть нормативный характер, который связывает их с чертами норм права. Кроме того, такие стандарты, в первую очередь, исходят непосредственно от государства, поэтому обладают государственным или государственно-общественным властным характером. В конце концов, стандарты нацелены, также, как и правовая норма, на упорядочение определённой стороны правоотношений, которые складываются в образовательной сфере между её субъектами. Стандарт определяет права и обязанности участников образовательных отношений, соответствующие характеру и содержанию таких отношений различных видов. 

2) немало важный момент в том, что и государственные и образовательные стандарты всякий раз закреплены в нормативно-правовых актах, в основном, на федеральном или региональном уровнях [6].

В российской системе образования завоёвывают важное значение образовательные стандарты, выступая как объектом правового влияния, так и инструментом правового урегулирования. Образовательные стандарты – это стандарты государственные, так как укрепляются нормативно-правовыми актами государства. Эта позиция вполне справедлива и обоснована, потому что именно государство, выступая в качестве основного социально-политического института, способно в наибольшей степени осуществить обеспечение и гарантирование наиболее насущных общественных потребностей и интересов, включая потребности и развитие образовательного характера [7].

Образовательная политика устанавливает стратегию развития российского образования, основываясь на определённый принципах:

1) признание приоритета образования, то есть образование занимает первое место среди других целей и задач;

2) образование принимает гуманистический характер, преимущество прав и свобод человека, его жизни и здоровья, свободное развитие личности, формирование взаимоуважения, ответственности, чувства патриотизма, правовой культуры и др.;

3) единство образовательного пространства, защита и развитие этнических и культурных особенностей, а также традиций народов РФ;

4) создание оптимальных условий с целью интеграции системы образования РФ с другими системами других государств на основе взаимовыгоды и равноправия;

5) светский характер систем образования в организациях (государственных или муниципальных), которые осуществляют образовательную деятельность;

6) автономия образовательных организаций, их информационная открытость и публичная отчетность, а также академические права и свободы педагогических работников и учащихся;

7) неприемлемость ограничения или устранения конкуренции в образовательной сфере;

8) совмещение государственного и договорного урегулирования отношений в образовательной сфере [8].

Благодаря государственным образовательным стандартам разрабатывается современная образовательная среда, способная предоставить обучающимся реальные возможности для получения качественного образования в соответствии с различными возможностями и потребностями обучающихся.

Сюда относят предоставление организационных и информационных условий, а также программно-методическое обеспечение [9].

Первые включают организацию учебного процесса, процесса оценки качества образования, повышение квалификации, предоставление дополнительных дисциплин по выбору и элективных курсов, а также процесс защиты работ по элективным курсам обучающихся.

Вторые включают методические семинары, педагогические советы, к которым относят процесс информирования педагогов о современных пособиях, педагогическом и управленческом опыте, организация концепции внедрения образовательных стандартов.

Третьи включают наличие различных методических рекомендаций, дидактического материала, учебно-методического обеспечения, а также формирование медиотеки, в которую входят учебно-методические материалы, разработанные педагогами образовательного учреждения.