Образовательный стандарт - комплекс нормативов, принимаемых в роли государственной нормы уровня образования. Ключевыми частями образовательного стандарта признаются его структура, содержание, объем учебного процесса, а также требования к уровню подготовки воспитанников. Образовательный стандарт представляет собой описание наименьших обязательных требований к целям и содержанию обучения. Зафиксированные в образовательном стандарте нормы и требования выступают в роли эталона для оценки качества образования [1].
Необходимость создания государственного стандарта образования вызвана следующими факторами:
1) потребность решения современных задач по обеспечению правового урегулирования программы образования и их результата, то есть поддержание единого образовательного ядра благодаря созданию единых общеобязательных правил и требований к профессиональной подготовке выпускающихся в рамках определённого уровня и объема содержания образовательных программ, а также максимального допустимого объема образовательной нагрузки за года обучения;
2) цель в создании непосредственной оценки деятельности организаций, осуществляющие реализацию образовательных программ;
3) создание фактических условий в целях получить каждым воспитанником полноценного образования;
4) повышение уровня развития образования, а также достижение очередных образовательных результатов.
Образовательные стандарты, занимаясь формированием содержания образования, находят реальное выражение в таких нормативных документах, как учебный план, учебная программа и учебная литература. Каждый нормативный документ соответствует конкретному уровню конструирования содержания образования.
Образовательный стандарт содержит в себе несколько характерных черт: управленческую, правовую и политическую [2].
Управленческая природа состоит в том, что образовательный стандарт закрепляет: во-первых, требования к структуре ключевых образовательных программ, включая требования к соотношению элементов программы и их объёмы; во-вторых, требования соотношения обязательной части программы и части, образованной субъектами учебного процесса, в-третьих, требования к средствам осуществления образовательных программ, среди которых кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия.
Значение управления образованием состоит в сохранении целенаправленности и организованности образовательных и воспитательных процессов системы образования [3].
Управление образовательной средой обладает особенностями, выражающиеся в способах организации и достижения важных целей в определенных условия учебно-воспитательной деятельности.
Сегодня, управление - это целенаправленная деятельность участников управления разного уровня, которая обеспечивает функционирование и прогресс системы управления, переход её на современный уровень посредством реальных педагогических способов, приёмов и средств [4].
Система управления изнутри составляет целенаправленное взаимоотношение субъектов педагогического процесса, основанное на изучении закономерностей, нацеленное на оптимальный результат [5].
Правовую природу образовательных стандартов, как и государственных в том числе, выражают два проявления:
1) любой стандарт, образовательный или государственных, содержит перечь правил, обращенных различным субъектам образовательных правоотношений. Эти правила различны для каждого, в зависимости от целей, мотивов и условий взаимоотношений. Также, эти правила имеют общеобязательный, то есть нормативный характер, который связывает их с чертами норм права. Кроме того, такие стандарты, в первую очередь, исходят непосредственно от государства, поэтому обладают государственным или государственно-общественным властным характером. В конце концов, стандарты нацелены, также, как и правовая норма, на упорядочение определённой стороны правоотношений, которые складываются в образовательной сфере между её субъектами. Стандарт определяет права и обязанности участников образовательных отношений, соответствующие характеру и содержанию таких отношений различных видов.
2) немало важный момент в том, что и государственные и образовательные стандарты всякий раз закреплены в нормативно-правовых актах, в основном, на федеральном или региональном уровнях [6].
В российской системе образования завоёвывают важное значение образовательные стандарты, выступая как объектом правового влияния, так и инструментом правового урегулирования. Образовательные стандарты – это стандарты государственные, так как укрепляются нормативно-правовыми актами государства. Эта позиция вполне справедлива и обоснована, потому что именно государство, выступая в качестве основного социально-политического института, способно в наибольшей степени осуществить обеспечение и гарантирование наиболее насущных общественных потребностей и интересов, включая потребности и развитие образовательного характера [7].
Образовательная политика устанавливает стратегию развития российского образования, основываясь на определённый принципах:
1) признание приоритета образования, то есть образование занимает первое место среди других целей и задач;
2) образование принимает гуманистический характер, преимущество прав и свобод человека, его жизни и здоровья, свободное развитие личности, формирование взаимоуважения, ответственности, чувства патриотизма, правовой культуры и др.;
3) единство образовательного пространства, защита и развитие этнических и культурных особенностей, а также традиций народов РФ;
4) создание оптимальных условий с целью интеграции системы образования РФ с другими системами других государств на основе взаимовыгоды и равноправия;
5) светский характер систем образования в организациях (государственных или муниципальных), которые осуществляют образовательную деятельность;
6) автономия образовательных организаций, их информационная открытость и публичная отчетность, а также академические права и свободы педагогических работников и учащихся;
7) неприемлемость ограничения или устранения конкуренции в образовательной сфере;
8) совмещение государственного и договорного урегулирования отношений в образовательной сфере [8].
Благодаря государственным образовательным стандартам разрабатывается современная образовательная среда, способная предоставить обучающимся реальные возможности для получения качественного образования в соответствии с различными возможностями и потребностями обучающихся.
Сюда относят предоставление организационных и информационных условий, а также программно-методическое обеспечение [9].
Первые включают организацию учебного процесса, процесса оценки качества образования, повышение квалификации, предоставление дополнительных дисциплин по выбору и элективных курсов, а также процесс защиты работ по элективным курсам обучающихся.
Вторые включают методические семинары, педагогические советы, к которым относят процесс информирования педагогов о современных пособиях, педагогическом и управленческом опыте, организация концепции внедрения образовательных стандартов.
Третьи включают наличие различных методических рекомендаций, дидактического материала, учебно-методического обеспечения, а также формирование медиотеки, в которую входят учебно-методические материалы, разработанные педагогами образовательного учреждения.