Виктор Николаевич Сорока-Росинский – выдающийся педагог, который создал известную Школу-коммуну для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М. Достоевского. За разностороннюю развитость и многообразие талантов его назвали человеком эпохи Возрождения. Педагогика В.Н. Сороки-Росинского была гуманна, что проявлялось в том, что в трудных подростках он видел одаренные натуры. В школе имени Ф.М. Достоевского он другие преподаватели создали свою воспитательную систему и методику обучения трудных подростков, которая описывается в произведении Виктора Николаевича «Школа Достоевского», а так же в книге Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика Шкид». Система, применяемая в школе, была раскритикована Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, что вызвало запрет деятельности Виктора-Николаевича Сороки-Росинского в учреждениях Наркомпросса.
Безусловно, Виктор Николаевич был яркой личностью, что не нравилось некоторым людям, окружавшим его. Его считали старомодным и чудаковатым. Он был одинок, его успехам в обучении детей не верили – считали, что на самом деле ученики Виктора Николаевича не заслуживают своих оценок[1,2,3].
Произведение «Школа Достоевского» было последней работой В. Н. Сороки-Росинского, которую он не успел закончить. В книге описывается учительская практика Виктора Николаевича, представлены его педагогические взгляды. Описывая и анализируя работу школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых, В.Н. Сорока-Росинскийотстаивал идею о коренном пересмотре методов преподавания и воспитания, о необходимости для учителя не только учить детей, но и самому у них учиться, ведь, по его мнению, ребята лучше «чувствуют дух ближайшего будущего».
Одной из главных идей Виктора Николаевича было использование игровых приемов в труде и учебе. В школе использовался преимущественно умственный труд, а также была выражена интеллектуальная деятельность и активно развивалась духовная жизнь, в чем школа им. Достоевского превосходила остальные воспитательные заведения.
8 глава книги называется «Игра и труд», в ней Виктор Николаевич пишет, что всякого рода инсценировки были популярны всегда, но в его школе Достоевского они стали основным средством обучения. Это связано с тем, что «игра для ребенка - естественная потребность растущего организма», то есть она необходима для нормального развития детей. Со временем, с переходом детей из младших классов в средние, а затем и в старшие, игры разбиваются на 2 части: на тот труд, который подразумевается под этим словом, и на спорт, то есть игровой вариант труда. Важную роль при этом играет момент соревнования, совершенно естественный для детей в силу их возраста. В школе им. Достоевского прием инсценировок применялся без особого понимания его значения, преподаватели опирались лишь на педагогическое чутье, но, тем не менее, этот прием дал значительные результаты и принес известность школе. Так, ученики с большим удовольствием занимались изданием стенгазет и журналов, что тоже совершалось в игровой форме. Являясь сторонником «духа соревнования и состязания», которые побуждают к достижению максимальных успехов, а так же подлинным педагогом-гуманистом, В.Н. Сорока-Росинский умел направлять импульсы в русло работы самопознания, общественной активности, формирования личности. Например, при большом количестве ученических газет и журналов побеждали те, которые показались большинству членов коллектива наиболее интересными по жанру, оформлению, остроте содержания. Педагоги не оказывали на кого-либо никакого давления.
В главе 9 «Игра и учеба» В.Н. Сорока-Росинский пишет: «если нельзя игру превратить в урок, то почему же не ввести моменты такой игры в преподавание, в классную работу и в домашние задания?». По его мнению, такая тактика приведет к большим результатам, чем шаблонное стандартное преподавание, утомляющее учеников и рассчитанное не на каждого из них, хотя бы разделенных на мини-группы, а на всех. Следствием этого является то, что одни ученики тратят на учебу 10 часов, другие – 12, при этом они не всегда были способны самостоятельно разобраться в правилах или заданиях. И в качестве примера он приводит свою школу, где успешно использовалось игровое начало.
В Школе имени Достоевского познавательная деятельность успешно сочеталась и игровой и художественной, что стимулировало положительное эмоциональное отношение детей к учению. Помимо использования художественно-игровых форм деятельности в учебных предметах, в школе были введены общественные смотры знаний, позволяющие воспитанникам осознать общественную ценность и получить общественное признание проделанной ими работы. Ученики школы с энтузиазмом отнеслись к решению о проведении таких смотров. Ребята активно готовились к мероприятиям, а дневные учебные занятия и вечерние репетиции превратились в увлекательную игру, заразившую всех вокруг: ребята готовили сцены-диалоги, инсценировки, составляли различные схемы, рисовали карты, выполняли задания, требующие активной поисковой работы — самостоятельного сбора и обобщения фактов, наблюдений. Например, однажды ученики собрали и показали собранные ими коллекции для докладов на тему «Флора и фауна у Сергиева». Во время докладов «Морские порты и их значение», «История Петроградского порта» гости-портовики так заинтересовались, что вытащили блокноты и стали делать в них какие-то записи. Главным результатомэтого мероприятияВиктор Николаевич считал то, что «ребята впервые почувствовали уверенность в своих возможностях». Ученики понимали, что проделанная ими работа не пропадает даром, она важна и вызывает интерес. Из этого становится очевидным, что получая удовольствие от процесса подготовки к смотрам и занятиям, ученики добивались заметных результатов. Так, с помощью метода длительных игр, который использовал Виктор Николаевич, в школе удалось достичь того, что двоечники начинали получать твердые тройки.
«Итак, использование игрового начала в обучении и воспитании наших учащихся - вот что лежало в основе всей школы им. Достоевского» [3, 4,5].
О наказаниях и разрядах
В школе имени Достоевского обычные наказания использовались недолго из-за их малой пригодности. Популярное в то время оставление "без сладкого" или без обеда было бессмысленно, так как сладкого и так практически не было, а обедами с теми, кто наказан, делились остальные ребята. «Приходилось искать других, более практичных и эффективных мер, и они были подсказаны нам самой жизнью».
Так как в школе было туго не только с питанием, но и обмундированием, часто возникали споры о том, кому выделить пальто, башмаки или какую-нибудь другую одежду. «И вот тут-то совершенно естественно и возникала мысль разделить всех ребят на разряды». Чем выше разряд, тем выше требования к ученику и больше позволений.
В итоге получилось 5 разрядов.В первый и второй входили ребята, не получившие замечаний и отличившиеся в хорошем смысле этого слова. Третий разряд состоял из тех, кто совершилмелкие проступки; они не были ощутимо ущемлены в правах, но в то же время их ни за что не поощряли. Четвертый и пятый разряды представляли штрафники, которые вследствие своего поведения были лишены отпусков и прогулок. Впрочем, перейти из одного разряда в другой было несложно, так как перераспределение происходило на каждой неделе. Кроме того, ученики имели право возражать против замечаний, предъявляемых к ним, и если они были правы, запись с этим замечанием вычеркивалась. А при распределении вещей преимущество в получении было у тех, кто был в более высоком разряде, то есть у ребят был стимул следить за своим поведением.
Система разрядов в какой-то степени способствовала перевоспитанию учеников. Ведь если сначала некоторые «до сих пор многим товарищам импонировали лишь своей дерзостью», то теперь «разряды стали мерилом самооценки, испытанием своей волевой выдержки, своей ценности». И попасть в более высокий разряд для учеников было большой радостью. А уж если представителя 1 или 2 разряда угораздило получить замечание, он был готов к любому наказанию, лишь бы не понизили его разряд. «И это было вовсе не из-за тех выгод, которые давал добытый с немалым трудом разряд: здесь затрагивалось что-то гораздо более важное».
Для того чтобы помочь таким ребятам, ученики придумали следующее. Плохие поступки «перечеркивались» хорошими: это, например, заступничество за того, кого обижают, работа, выполненная на отлично или добровольно и т.п.Кроме того был введен обычай: кто-то из ребят брал под свою опеку четверто- или пяторазрядника, которому никак не удавалось продвинуться вверх, и с этих пор все замечания последнего становились общими. «А это налагало обязанность все время думать о своем товарище - как бы не подвести его, приходилось сдерживаться, обдумывать свои действия. Разряды, таким образом, развивали тормоза, умение управлять собою, вырабатывать то, что так ценят мальчики, - силу воли, возможность стать настоящим мужчиной» [4, 5].
О результатах приемов обучения и воспитания
В главе 17 «Мы» и «они» Виктор Николаевичнаписал, что лучшим показателем воспитательской работы является ответ на вопрос: удалось ли педагогам преодолеть то противостояние между ними и учениками. Ребята пришли в школу, отрицая личность педагога, стремились как-то их задеть, повышая тем самым свое положение среди товарищей. Учителей называли «халдеями», а на сближение учеников и педагогов смотрели. Понятно, что «при такой атмосфере да еще при почти болезненном негативизме наших ребят решение задачи "мы" и "они" наталкивалось на очень большие трудности». В этой ситуации требовался искусный подход, использовались методы косвенного внушения.
Деление на «мы» и «они» исчезло со временем. Виктор Николаевич шел навстречу своим ученикам,если видел, что для них это действительно важно. Например, он разрешил ребятам организовать Юнком - кружок юных коммунаров, хотя это не совпадало с его убеждениями. В.Н. Сорока-Росинскийсчитал, что школа должна быть вне политики. Однако ребята потребовали ввести политграмоту в программу обучения и даже создали «подпольную организацию РКСМ» (трудновоспитуемымбыло запрещено это делать), он с пониманием отнесся к их желанию. Виктор Николаевич заметил в этом не мимолетное увлечение, а стремление отстоять свое право быть наравне со всеми. В основе перевоспитания ребят лежит признание их гражданских прав.
В школе В.Н. Сороки-Росинскогобыла своя система самоуправления: избирались старосты, которые назначали дежурных, совет старост совместно с педагогическим советом обсуждал все важнейшие школьные мероприятия и дальнейшие пути ее развития. И если сначала ученики были настроены против подобной системы, считали ее «монархией», то вскоре они увидели, что педагоги настроены доброжелательно и с ними можно решать возникающие вопросы. Результатом упорной и долгой работы стало сближение учеников и педагогов, их объединение в одну дружную семью, символом чего является герб школы - зрелая головка подсолнуха, которая плотно набита семечками.
Все ребята участвовали в хозяйственной жизни школы: заготавливали дрова, мыли посуду, убирались в комнатах, дежурили и многое другое. При этом труд не был наказанием, более того часть работ проводилась на добровольной основе. Нужно заметить, что желающих всегда находилось больше, чем требовалось. Введенная регистрация каждым воспитанником добровольного доброго дела привела к всеобщему увлечению «добровольчеством», когда ребята стали сами просить работу: помыть пол, лестницы, уборные, наколоть дрова и т. д. Это стало для учеников нормой жизни.
Виктор Николаевич не представлял своей жизни без детей – даже покинув школу, он брал себе в ученики группы отстающих ребят. Кроме того, он постоянно писал книги, и несмотря на то, что его произведения не публиковали, он не бросил это дело, веря, что они пригодятся в будущем.
Можно сделать вывод, что Виктор Николаевич Сорока-Росинский совместно с педагогами школы имени Достоевского добился замечательных результатов, так как смог заинтересовать и перевоспитать ребят, относясь с пониманием и уважениям к их желаниям и интересам. Более того, ребята прониклись его интересам, что говорит о его умении «заражать» своими увлечениями [4,5].