Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

WALLPAPERS IN EUROPE AND RUSSIA

Malyar V.V. 1
1 Institute of Design and Technology, Omsk State Technical University
1028 KB
In this article, the goal was set to analyze Russian and European wallpapers and their history, to compare common features and differences. Analyze the history of the origin of wallpaper in the context of European and Russian history. Also, the task was to analyze and describe the methods of creating wallpaper, how these methods changed depending on the emergence of new technologies. When did the first machine for printing wallpaper, and how it contributed to the manufacture of wallpaper. It also describes which dyes were used, and which motifs were most often used in drawings and ornaments. A separate item was a study on wallpaper in Russian art: it was found that European art was strongly influenced by European art through close trade relations, the foundation of which was laid by Peter1. In conclusion, the role of wallpaper is revealed in the context of the development of the history of interior art and art in general. The wallpaper is a style-forming and background element that sets the basis for the formation of a style in a particular interior. Thus, thanks to the wallpaper, you can trace the evolution of interior art in the context of time.
architecture
wallpaper
paper
style

История появление интерьера берет свое начало с появлением жилица. Первыми видами жилица для человека являются естественные укрытия – это пещеры, углубления, деревья. Позже человек сам сооружал себе жилище – шалаши, землянки и т.д. С развитием ремесла и возникновением художественных ценностей люди начали уделять внимание не только удобному устройству, но и украшению жилищ. Интерьер — архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности. В истории мировой художественной культуры синтез архитектуры и декоративного искусства представлен через искусство интерьера,обладающего способностью наиболее чутко и, учитывая различия, реагировать на изменения эстетических вкусов и художественных запросов.[1]

В данной статье была поставлена цель проанализировать российские и европейские обои и их историю, общие черты и различия.

Особую роль в формировании стилистики и образа интерьера играет отделка стен. Одним из вариантов оформление стен являются обои. Бумажные обои, как и бумага, впервые появились в Китае. Существует свидетельство от 206 года до нашей эры о применении рисованного или печатного дизайна по бумаге. В Европу бумага пришла через арабов, которые выведали секрет ее изготовления у плененного мастера. Еще в 1481 году Жану Бурдишону было поручено нарисовать несколько рулонов бумаги с ангелами на синем фоне для Людовика 1. Другие богатые европейцы также стали поручать художникам рисовать бумагу для своих стен. Но самые ранние обои появились еще в 13 веке и были сделаны с изображениями религиозных икон и были популярны в основном у бедных. В течение нескольких последующих столетий обои печатались вручную. Они с самого начала были многофункциональны и клеились не только на стены, но и на внутренние поверхности сундуков, выдвижных ящиков столов, а также на форзацы книг. К шестнадцатому веку появились более дорогие обои, воплощающие образы, взятые из гобеленов. (рис. 1) Они стали популярны среди среднего класса. Обои в это время печатались не на бумажных полосах, а на отдельных листах бумаги. Размеры бумаги и печатных досок не были унифицированы и поэтому широко варьировались.[2]

(Рис. 1)

Самые ранние сохранившиеся печатные обои в домах Англии - это блок печатных конструкции в черном цвете, иногда с некоторыми дополнительными трафаретными цветными пятнами, представляющие геральдические конструкции. Другие обои носили рисунки, взятые из гобеленов или ксилографий. В 18 в. использовался узор акант или другие мотивы античной архитектуры для дополнения Палладианских интерьеров, а также богатые люди покупали импортируемых из Китая обои с ручной росписью.

Основным методом, используемым для производства обоев вплоть до девятнадцатого века, была блочная печать, которая давала продукт очень высокого качества. Размер повторения рисунка был ограничен шириной бумаги и весом деревянного блока. Обои были составлены из 12 листов бумагиручной работы, наклеенных совместно для того чтобы сделать их длиной достаточной для наклейки на всю стену. Обычно по обоим краям бумаги оставляли незаполненный край для защиты бумаги от повреждений во время транспортировки, его обрезали до того, как бумага была повешена.[3]

В викторианской эре, обои стали одним из самых важных элементовукрашения в доме по мере того как они стали доступными для большинства.Каждый мог позволить себе обои из-за разных ценовых категорий. Это было связано с внедрением технологии массового производства и отменой в 1836 году существовавшего в предыдущие 124 года налога на обои. Налог на обои был введен во время правления королевы Анны, и, хотя налог можно было обойти, купив простую бумагу и сделав ручным трафаретом рисунок, он по-прежнему являлся основным препятствием для широкого использования обоев всеми, кроме богатых.

В 19 веке бумага стала производиться в непрерывных рулонах сначала Луи Робертом во Франции в 1798 году, а затем в Англии Фурдринье, который запатентовал машину, которая могла делать бумагу любой длины в 1807 году. Только в 1830 году акцизное управление отменило запрет на использование непрерывной бумаги для печати обоев, чтобы это изобретение могло начать использоваться должным образом.

В 1839 году Гарольд Поттер, владелец обойной фабрики в Ланкашире, запатентовал 4-цветную вальцовую печатную машину для обоев, которая могла печатать 400 рулонов в день. Эта машина была оборудованамедными роликами, используемыми в текстильной промышленности. Были специально изобретены чернила основанные намасле для работы с этой машиной, которые равномерно поступали на ролики и покрывали бумагу равномерно. Эти ранние медные ролики были относительно небольшими и поэтому не могли печатать большие узоры, поэтому эти новые условия сильно повлияли на дизайн рисунка обоев.

Анилиновые красители были изобретены в 1856 году, что увеличило выбор и снизило цену цветов обоев. Мышьяк и белый свинец использовались во многих викторианских газетах в качестве красителей, что привело к широко распространенным проблемам со здоровьем для многих работников отрасли, так что к 1870-м годам многие фирмы рекламировали свои бумаги как свободные от мышьяка. В результате этих нововведений производство и использование обоев значительно возросло, так как цена неуклонно падала на протяжении всего 19-го века.[2]

(Рис. 2)

Позже стали популярны 3 мотива: архитектура, ландшафт и растения.Эти мотивы делали как можно реалистичнее. Критики такие обои осудили, так как они отрицали изображение плоской природына стенах. Пугин и другие художественные реформаторы считали, что 2-мерные мотивы были единственными подходящими дизайнами обоев, и в 1956 году Оуэн Джонс опубликовал грамматику орнамента, Библию дизайна интерьера с плоскими повторяющимися мотивами, узорами и геометрическими формами в сильных цветовых комбинациях – эта книга оказала огромное влияние на дизайн интерьера того времени. Это движение помогло переопределить роль обоев из фонадля мебели вдекоративный элемент. [4]

В России бумагу привозили из Европы, а собственное производство появилось во время правления Петра 1. Позже Елизавета Петровна восстановила мануфактуры по производству обоев. В первой половине XVIIIв. в Петербурге в домах аристократов декораторы часто применяли шелковые китайские обои сручной сюжетной росписью. Панели из таких же обоевукрашали стены Летнего, Екатерининского, Меншиковского дворцов. (рис. 3,4)

(Рис. 3)

(Рис. 4)

В русском искусстве цвет, формы, графические изображения и орнаменты заключали в себе определенный смысл, а система символов определялась идеями и мировоззрением того времени. Хоромные росписи, декор стен и потолков создавали мир иллюзорного пространства как бы расширяя границы. Именно 17 век стал ключевым для истории обоев, поскольку этот период времени наделил их значением главного стилеобразующего элемента и инструмента декорирование русских интерьеров. Узор, ритмичное построение орнамента, яркие цветные сочетания и т.д. наделили функциональные обойные материалы статусом декоративного элемента, формирующего пластику и эстетику интерьерного пространства.

В конце XVIII в. в России возводились сотни особняков и усадеб, требовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои сильно вырос. Стало модно использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. В Москве бумажные обои были особенно популярны, что было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге (рис. 5)

(Рис. 5)

В целом можно говорить о том, что искусство обоев в Европе и России в 17-18 веке было очень похожим. На это повлияло то, что в эти века началась тесная связь и торговые отношения между Россией и странами Европы. Также развитее российского государства, увеличение торгового обмена отразились и на внедрение в традиционный русский интерьер иноземных приемов оформления жилых пространств. В начале XVIII века обозначается появление первого европейского стиля в русском интерьере - барокко, который, соединяясь с традициями русского зодчества, стал источником для формирования «русского барокко» (рис. 6).

(Рис. 6)

Наряду с такими важными элементами интерьера как архитектурный декор, декоративные ткани, мебель и художественные паркеты, настенные обои являются таким же стилеобразующим элементом и важным фоновым элементом, задающим основу для формирования определенного стиля в конкретном интерьере.Находясь в тесном взаимодействии с архитектурным контекстом, обои выполняют такую же декоративную функцию, как монументальная живопись на стенах или потолочных сводах. В то же время, находясь в непосредственном стилевом контакте с предметным миром, обои (как текстильные, так и бумажные) на протяжении всей своей истории, выполняли функцию стилевого базиса, на основе которого художник выстраивал художественно-эстетическую концепцию интерьера. Также благодаря обоям, можно проследить развитие интерьерного и декоративно- прикладного искусства, так как изначально обои выполняли именно декоративную роль.[4]