В процессе развития личности формируется определенное представление о себе, которое на протяжении жизни претерпевает изменения. Самоотношение, уровень самоуважения, отношение к успешности в учебе находятся в зависимости от уровня притязаний, мотивации, ценностных ориентаций личности. На самооценку в студенческие годы значительно влияет учеба в вузе сопряженная с оценкой интеллектуальных, социальных и физических возможностей студента со стороны педагогов и других учащихся.
Люди, страдающие низкой самооценкой, рассматривают себя, как нечто незначительное и ущербное. Ощущения человека, выражающиеся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой, представляют собой комплекс неполноценности, впервые описанный А. Адлером. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие, настроение, поведение человека. С проблемами самооценки связано большинство других психологических проблем личности. А. Адлер считал внутриличностный конфликт между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению причиной развития невротических симптомов. З. Фрейд указывал на развитие невротического расстройства во взрослом состоянии на основе чувства неполноценности, сформировавшегося в условиях отсутствия любви к ребенку. В.Н. Мясищев видел в основе невроза лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания [6,7]. Из чувства неполноценности в тяжелых случаях может вытекать и последовать опасность самоубийства.
Таким образом, учеба в вузе сопряжена оценкой своих возможностей, способностей, места среди других студентов. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Возникающий конфликт в результате неадекватной самооценки приводит к фрустрации, невротизации.
Поэтому целью нашего исследования явилось изучение самооценки у студентов высших учебных заведений, структуры их самоотношения, уровня невротизации и психопатизации при определении сниженной самооценки.
Материал и методы
Исследование самооценки студентов проводилось с помощью тестирования с использованием «Гугл опросника». Обследовали 107 студентов вузов в возрасте от 19 до 24 лет. Количество юношей составило 32 (29,91%), а девушек – 75 (70,09%). Жителей села было 36 человек (33,64%), из городов – 71 (66,36%).
Для исследования самоценности личности использовался тест Соренсена [9]. В тесте, состоящем из 50 вопросов, предлагаются утверждения, которые человек может подтвердить или опровергнуть. Чем больше положительных ответов, тем ниже самооценка индивида. Мэрилин Соренсен за низкую самооценку принимает результаты от 16 и более баллов.
Для выявления структуры самоотношения у студентов с заниженной самооценкой была применена «методика исследования самоотношения личности». Она направлена на определение выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения [1]. В тесте, состоящем из 110 вопросов, представлен перечень суждений, который характеризует отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Значения баллов в диапазоне 1-3 принимаются за низкие, 4-7 – средние, 8-10 – высокие.
Для выявления уровня невротизации и психопатизации студентов мы использовали «Опросник определения уровня невротизации и психопатизации» (УНП). Отрицательная величина коэффициента свидетельствует о патологии, положительная – о норме. Оценки, не выходящие за пределы ±10 по шкале невротизации и ±5 по шкале психопатизации, попадают в зону неопределенного диагноза. При количестве ответов по шкале неискренности (буква «Л») более 5 – результаты всего обследования не могут считаться достоверными [4].
Результаты и обсуждение
Определенное представление о себе, о своем месте в мире формируется под влиянием социального окружения с раннего детского возраста, влияет на саморегуляцию и находится под влиянием ценностей личности. Немаловажным является одобрение или осуждение со стороны значимых людей [3]. М. Соренсен низкую самооценку считает расстройством мышления, при котором человек рассматривает себя, как неадекватную, неспособную, непривлекательную и некомпетентную личность [9].
Среди протестированных методикой Соренсен 44 (41,12%) имели заниженную самооценку с полученными баллами 24±6. Среди лиц женского пола было зафиксировано 37 человек с низкой самоценностью личности из 75 прошедших (49,33%). А показатели у лиц мужского пола – 7 из 32 (21,88%). При проведении выборки по месту обучения в школьный период: из 36 студентов, родом из районов, 14 имели заниженную самооценку (38,89%), а из 71 городских – 30 (42,25%).
Низкий уровень самооценки характеризуется желанием быть незаметным, ощущением неловкости на людях, застенчивостью, чувством одиночества, чрезмерной уязвимостью, страданием от насмешек.
Исследование структуры самоотношения студентов позволяет раскрыть влияние особенностей отношения личности к самому себе на психическое здоровье личности. Среди полученных нами 44 студентов с заниженной самооценкой для выявления структуры самоотношения в тестировании приняло участие 36 (табл. 1). Значения «закрытости» оказались повышенными у четырех человек (11,11%), что отражает отсутствие желания раскрывать себя, признавать существование личных проблем. Средние значения были выявлены у 32 студентов (88,89%), что характеризует преодоление психологических защит в критических ситуациях. Высокая «самоуверенность» выявлена у трех (8,33%), показывающая уважение к себе, довольство собой, своими начинаниями и достижениями. Средние показатели оказались у 26 (72,22%), что характеризует способность сохранять работоспособность, уверенность в себе в привычных для себя ситуациях, но снижает их при появлении трудностей. Низкая «самоуверенность» проявилась у семи (19,44%), что свидетельствует о неуважении к себе, связанное с неуверенностью в своих способностях. Высокое «саморуководство» выявлено у шести студентов (16,67%), которые основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считают себя. Средние показатели у 24 (66,67%) свидетельствуют об особенностях личного контроля в зависимости от степени адаптированности в ситуации. Значения «саморуководства» оказались низкими у шести человек (16,67%), показывающие подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам и событиям. Повышенное «отраженное самоотношение» выявлено у трех исследуемых (8,33%), которые воспринимают себя принятыми окружающими и ощущают эмоциональную открытость для взаимодействия с другими. Средние значения у 24 (66,67%) показывают то, что положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества и поступки, а другие - способны вызывать раздражение и непринятие. Низкое «Отраженное самоотношение» у девяти исследуемых (25%) указывают на то, что человек относится к себе как к вызывающему у других людей осуждение и неуважение. «Самоценность» повышена у девяти человек (25%), высоко оценивающих богатство своего внутреннего мира. Средние показатели выявлены у 25 (69,44%), что отражает высокую ценность ряда своих качеств и недооценивание других. Низкие значения «самоценности» показали два человека (5,56%), что свидетельствует о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, отстраненности и недооценке своего внутреннего мира. Повышенное «самопринятие» оказалось у четырех студентов (11,11%), что отражает безусловное принятие себя таким, каков он есть, включая недостатки. Средние значения проявились у 26 исследуемых (72,22%), которые склонны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. «Самопринятие» у шести человек (16,67%) указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Значения «самопривязанности» повышены у одного исследуемого (2,78%), показывающее стремление сохранить в неизменном виде свои качества. Средние показатели обнаружены у 20 (55,56%), на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Значения «самопривязанности» у 15 исследуемых (41,67%) оказались низкими, что показывает желание изменить себя, неудовлетворенность собой и тягу к соответствию с идеальными представлениями о себе. «Внутренняя конфликтность» имеет высокие значения у шести (16,67%), что соответствует человеку, у которого преобладают сомнение, несогласие с собой, выраженность к самокопанию. Средние значения у 26 (72,22%), характеризуют то, что при привычных условиях наблюдается положительный фон отношения к себе, а при возникновении трудностей − недооценка собственных успехов. Низкие показатели «внутренней конфликтности» у четырех студентов(11,11%) встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе. Значения «самообвинения» повышены у восьми исследуемых (22,22%), что можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Средние значения, характеризующие избирательное обвинения себя при определенных ситуациях, выявлены у 25 (69,44%). Низкие значения «самообвинения» у трех студентов (8,33%), характеризуют тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях.
Таблица 1
Показатель структуры самоотношения личности
Критерий |
Высокие значения (%) |
Средние значения (%) |
Низкие значения (%) |
Внутренняя честность |
11,11 |
88,89 |
- |
Самоуверенность |
8,33 |
72,22 |
19,44 |
Саморуководство |
16,67 |
66,67 |
16,67 |
Отраженное самоотношение |
8,33 |
66,67 |
25 |
Самоценность |
25 |
69,44 |
5,56 |
Самопринятие |
11,11 |
72,22 |
16,67 |
Самопривязанность |
2,78 |
55,56 |
41,67 |
Внутренняя конфликтность |
16,67 |
72,22 |
11,11 |
Самообвинение |
22,22 |
69,44 |
8,33 |
Пониженная, по сравнению с нормой, самооценка является особенностью больных неврозами [5]. Больные с невротическими расстройствами часто высказывают неудовлетворенность своим положением в обществе, семейной ситуацией, отношением с друзьями и близкими, своей внешностью, с физическими данными, способностями [7,8].
Из 36 исследуемых лиц 23 (63,89%) имели от одного и более измененных критериев самоотношения личности, характеризующих сниженную самооценку. Среди них высокий уровень невротизации выявлен у девяти студентов (39,13%) (табл. 2). Это свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков, что в результате формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость. Низкие показатели выявлены у восьми студентов (34,78%). В этом случае отмечается эмоциональная устойчивость, спокойствие, оптимизм, независимость и легкость в общении [1]. Кроме того у шести студентов (26,09%) значения оказались в зоне неопределенного диагноза.
Высокий уровень психопатизации проявился у восьми исследуемых (34,78%), что свидетельствует о беспечности и легкомыслии, холодном отношении к людям, напористости, упрямстве в межличностных взаимодействиях. Их поступки нередко выходят за рамки общепринятых норм и морали и создают конфликтные ситуации. Низкий уровень психопатизации выявлен у шести студентов (26,08%). Это свидетельствует об осмотрительности, уступчивости, прислушивании к мнению окружающих, о строгом соблюдении общепринятых правил и норм поведения [1]. А также у девяти студентов (39,13%) показатели оказались в зоне неопределенного диагноза.
Совместное повышение уровня невротизации и психопатизации выявлено у трех студентов (13,04%).
Высокий уровень невротизации и/или психопатизации наблюдается у 14 (60,09%).
Таблица 2
Показатель уровней невротизации и психопатизации у студентов с низкой самооценкой
Критерий |
Высокий уровень (баллы) |
Под сомнением (баллы) |
Низкий уровень (баллы) |
Невротизация |
-39±19,18 |
1,67±3,25 |
20,75±9,98 |
Психопатизация |
-10,13±3,32 |
0±2,62 |
13,83±3,97 |
Частота встречаемости отклонений в показателях невротизации у женщин и мужчин со сниженной самооценкой значительно отличается. Невротические расстройства чаще встречаются у женщин, что может проявляться в виде быстрой утомляемости, нарушений сна, фиксации на неприятных соматических ощущениях, повышенной раздражительности, тревоги и неуверенности в себе. Перечисленные симптомы часто приводят к нарушению адаптации человека в обществе. Частота встречаемости повышенного уровня психопатизации у женщин незначительно выше, чем у мужчин, что проявляется в виде безразличия к мнению окружающих, стремлении выделиться среди других, лицемерии и вспыльчивости [1].
При сравнении показателей жителей из села и городов, высокий уровень невротизации и/или психопатизации выявлен у городских студентов.
По результатам исследования [2], невротические расстройства среди студентов выявлены у 16,4% с полученными баллами в пределах -28,8±1,04. Психопатии и явные акцентуации личности проявились в 22,3% случаев. При сравнении вышеупомянутых данных и результатов нашего исследования, частота встречаемости невротизации и психопатизации среди студентов с заниженной самооценкой выше. Так, высокий уровень невротизации имели 39,13% (-39±19,18 баллов) студентов с низкой самооценкой. Психопатии выявлены у 34,78% студентов.
Выводы
В ходе исследования выявлено, что у студентов сниженная самооценка встречается часто. В структуре самоотношения преобладают «самоуверенность», «отраженное самоотношение», «самопривязанность» и «самообвинение», характеризующие комплекс неполноценности с чувством ущербности, неудовлетворенности собой и самообвинением. У большинства студентов с низкой самооценкой выявлены высокие уровни невротизации и психопатизации/акцентуации личности.
Значительная распространенность в студенческой популяции пограничных психических расстройств требует разработки комплекса мероприятий по предупреждению возникновения психических нарушений, их раннему выявлению и активному лечению, предотвращение рецидивов болезни и инвалидизации пациента. Студентам со сниженной самооценкой рекомендуется психотерапия, направленная на личностный рост [6].