Большая часть внимания российских политических деятелей уделяется вопросам улучшения качества жизни населения граждан Российской Федерации, что можно видеть из программы «Здоровое поколение XXI» и других проектов. Ключевой вопрос воплощения в жизнь написанных поручений – сбережение и увеличение качества здоровья детей при взаимодействии образовательных учреждений и семьи.
Российские ученые И. Брехман, Э. Вайнер, Г. Зайцева, Т. Казаковцева и др. в своих трудах изложили понятия о воспитании в ребенке принципов здорового образа жизни. Однако вопрос работы детского образовательного учреждения с родителями освещен в литературе не в полной мере.
По этой причине вопрос нахождения новых способов взаимодействия ДОУ с родителями по воспитанию у ребенка принципов здорового образа жизни как никогда актуален.
Арнаутова Е.П. отметила следующие аспекты семейного воспитания, позволившие выделить его среди остальных институтов образования, таких как ДОУ и школа:
- эмоциональность и интимность процесса воспитания;
- постоянный характер воспитательного воздействия в семье;
- возможность участия детей в бытовой, хозяйственной и воспитательной жизни семьи [1].
Важнейшей составляющей развития личности ребенка и определение его в окружающем социуме можно назвать слаженную работу взрослых, которые находятся вокруг, родителей и воспитателей. Только правильно организованная слаженная работа персонала ДОУ и родителей способна дать необходимый результат в формировании принципов здорового образа жизни у ребенка. Самые близкие люди, главная составляющая социального окружения ребенка – это семья. И одним из главных вопросов в современном мире встает вопрос того, как организовать помощь семье в понимании психологии ребенка, нахождении путей его оптимального гармоничного развития, осознании проблем в межличностных отношениях с окружающими детьми и взрослыми.
Родители должны воспитываться не с целью приобретения глубинных научных знаний в области психологии и педагогики, но с перспективой получения «педагогических компетенций» и «педагогических рефлексий», а также коррекции их педагогических позиций в сторону, которая даст возможность правильно наладить взаимодействие и построить с ребенком совместную деятельность.
«Педагогическая компетентность» – это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка [4, с. 37].
«Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации [4, с. 37].
Т.Н. Доронова отмечает, что для воспитания ребенка как полноценной личности с сильной нервной системой, которая будет готова успешно адаптироваться к бытовым и социальным условиям жизни, нужно обеспечить решение следующих задач:
- Организовать пространство для самореализации.
- Снабдить ребенка нужным опытом и знаниями, которые позволят с успехом решить все задачи работы по оздоровлению и укреплению организма.
- Посредством активной деятельности сформировать у ребенка умение противостоять нестандартным и экстремальным ситуациям.
- Стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
- Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
- Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья [3, с. 77].
Карепова Т.Г. отмечает, что социально-педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни – это
«элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов» [5, с. 57]. Это можно понимать, как педагогическую технологию, подразумевающую совместную работу ДОУ и семьи, направленную на формирование здорового образа жизни, складывающуюся из последовательности определенных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата, включающих три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия:
- Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.
- Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.
- Работа с дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование у них адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела), на осознание ими ценности своей жизни и жизни другого человека, на формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, на формирование умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, оптимистического миро- и самоощущения, умения сочувствовать, сопереживать [5, с. 67].
- Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Существует достаточно большое количество различных форм сотрудничества детского сада с родителями. Участие родителей в подготовке и проведении образовательного процесса по формированию навыков здорового образа жизни. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки спортивного зала, участка, раздаточного и спортивного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, спортивных играх, самостоятельного обучения детей различным физическим упражнениям, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.
- Работа консультационных пунктов. Предполагает организацию консультацийдля всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.
- Коллективные формы. Кроме родительских собраний, конференций, семинаров, показали следующие формы работы. Например: «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».
- Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы», «Советы Арнольда Шварценегера – стоит прислушаться?».
- Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками дошкольного учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции, совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш».
- Формы работы на основе телепередач: КВН, педагогический ринг, «Моя семья», «Поле чудес» и другие. Представляют собой такую организацию мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается психолого-педагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам развития, воспитания и обучения детей.
- Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Ежемесячно включаем в практику активную деятельность участников педагогического сообщества. Это спортивные игротеки, развлечения, игротека «Подвижные игры народов Поволжья», малые спортивные олимпиады. [6, с. 54].
Вместе с воздействием современных технологий основным рычагом влияния на становление личности ребенка можно назвать эмоциональную атмосферу окружающего его социума. Любовь родителей создает ребенку в эмоциональном и психологическом плане комфортные условия, опору в жизни; дети, любящие родителей и доверяющие им, в особой степени воспринимают их воздействие. Из исследований в области психологии, педагогики и социологии видно, что в современной семье в период дошкольного детства ребенка необходимы рекомендации специалистов. Между тем ясно – они не должны заменить друг друга, а работать совместно, имея общую цель – развитие ребенка.
Делая вывод можно утверждать, что современному обществу необходима тесная совместная работа семьи и общественных институтов воспитания. Действенное и правильное становление личности ребенка не получится без всех составляющих цепочки «ребенок - родитель - педагог».