Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

POSSIBILITIES OF TEACHER INTERACTIONS WITH PARENTS ON THE PROBLEM OF FORMATION IN CHILDREN OF HEALTHY LIFE REPRESENTATIONS

Kuznetsova D.V. 1
1 Federal State Budgetary Institution of Higher Education Yelets State University named after I.A. Bunin
In the modern world, from the media, from teachers, medical workers, and parents, we increasingly hear about the health problems that arise in children. This topic is relevant both in our country and around the world. At a time when mankind invented high-speed computers, machines capable of doing almost any kind of homework, we are seeing a downward trend in children's health in various regions of Russia. People are born not only to spend their lives in comfortable conditions in a state of happiness. Our mental abilities, knowledge and skills are needed by our children, society, and future descendants. Our life will be lived with dignity, provided that we were spiritually and physically healthy; this is what can be called the main achievement of the individual, and this is even to some extent the concern of not only one person personally, but also society as a whole. It is important to note that the absence of physical defects or any diseases cannot be taken as health. In the statute of the World Health Organization (WHO), “health” is considered as a state of complete social and spiritual well-being [2, p. 92]. The health of a child consists in the harmonious development of his physical and spiritual strength, the development of endurance and balance, the ability to counteract adverse environmental conditions. The state of health of the child is directly dependent on many components: biology, ecology, hygiene, proper interaction between the family and children's educational institutions. The introduction of the child to the principles of a healthy lifestyle is impossible without teachers and all the staff of the DOW, the active participation of parents. It is precisely the complex interaction of all components that will produce the expected results and will push children and parents to treat their health correctly.
children
health
parents
healthy lifestyle.

Большая часть внимания российских политических деятелей уделяется вопросам улучшения качества жизни населения граждан Российской Федерации, что можно видеть из программы «Здоровое поколение XXI» и других проектов. Ключевой вопрос воплощения в жизнь написанных поручений – сбережение и увеличение качества здоровья детей при взаимодействии образовательных учреждений и семьи.

Российские ученые И. Брехман, Э. Вайнер, Г. Зайцева, Т. Казаковцева и др. в своих трудах изложили понятия о воспитании в ребенке принципов здорового образа жизни. Однако вопрос работы детского образовательного учреждения с родителями освещен в литературе не в полной мере.

По этой причине вопрос нахождения новых способов взаимодействия ДОУ с родителями по воспитанию у ребенка принципов здорового образа жизни как никогда актуален.

Арнаутова Е.П. отметила следующие аспекты семейного воспитания, позволившие выделить его среди остальных институтов образования, таких как ДОУ и школа:

  • эмоциональность и интимность процесса воспитания;
  • постоянный характер воспитательного воздействия в семье;
  • возможность участия детей в бытовой, хозяйственной и воспитательной жизни семьи [1].

Важнейшей составляющей развития личности ребенка и определение его в окружающем социуме можно назвать слаженную работу взрослых, которые находятся вокруг, родителей и воспитателей. Только правильно организованная слаженная работа персонала ДОУ и родителей способна дать необходимый результат в формировании принципов здорового образа жизни у ребенка. Самые близкие люди, главная составляющая социального окружения ребенка – это семья. И одним из главных вопросов в современном мире встает вопрос того, как организовать помощь семье в понимании психологии ребенка, нахождении путей его оптимального гармоничного развития, осознании проблем в межличностных отношениях с окружающими детьми и взрослыми.

Родители должны воспитываться не с целью приобретения глубинных научных знаний в области психологии и педагогики, но с перспективой получения «педагогических компетенций» и «педагогических рефлексий», а также коррекции их педагогических позиций в сторону, которая даст возможность правильно наладить взаимодействие и построить с ребенком совместную деятельность.

«Педагогическая компетентность» – это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка [4, с. 37].

«Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации [4, с. 37].

Т.Н. Доронова отмечает, что для воспитания ребенка как полноценной личности с сильной нервной системой, которая будет готова успешно адаптироваться к бытовым и социальным условиям жизни, нужно обеспечить решение следующих задач:

  1. Организовать пространство для самореализации.
  2. Снабдить ребенка нужным опытом и знаниями, которые позволят с успехом решить все задачи работы по оздоровлению и укреплению организма.
  3. Посредством активной деятельности сформировать у ребенка умение противостоять нестандартным и экстремальным ситуациям.
  4. Стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
  5. Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
  6. Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья [3, с. 77].

Карепова Т.Г. отмечает, что социально-педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни – это

«элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов» [5, с. 57]. Это можно понимать, как педагогическую технологию, подразумевающую совместную работу ДОУ и семьи, направленную на формирование здорового образа жизни, складывающуюся из последовательности определенных действий, образующих технологический процесс, гарантированно  обеспечивающий  достижение  ожидаемого  результата,  включающих  три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия:

  1. Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.
  2. Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.
  3. Работа с дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование у них адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела), на осознание ими ценности своей жизни и жизни другого человека, на формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, на формирование умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, оптимистического миро- и самоощущения, умения сочувствовать, сопереживать [5, с. 67].
  4. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Существует достаточно большое количество различных форм сотрудничества детского сада с родителями. Участие  родителей  в подготовке и проведении образовательного процесса по формированию навыков здорового образа жизни. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки спортивного зала, участка, раздаточного и спортивного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, спортивных играх, самостоятельного обучения детей различным физическим упражнениям, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.
  5. Работа консультационных пунктов. Предполагает организацию консультацийдля всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.
  6. Коллективные формы. Кроме родительских собраний, конференций, семинаров, показали следующие формы работы. Например: «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».
  7. Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы», «Советы Арнольда Шварценегера – стоит прислушаться?».
  8. Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками дошкольного учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции, совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш».
  9. Формы работы на основе телепередач: КВН, педагогический ринг, «Моя семья», «Поле чудес» и другие. Представляют собой такую организацию мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается психолого-педагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам развития, воспитания и обучения детей.
  10. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Ежемесячно включаем в практику активную деятельность участников педагогического сообщества. Это спортивные игротеки, развлечения, игротека «Подвижные игры народов Поволжья», малые спортивные олимпиады. [6, с. 54].

Вместе с воздействием современных технологий основным рычагом влияния на становление личности ребенка можно назвать эмоциональную атмосферу окружающего его социума. Любовь родителей создает ребенку в эмоциональном и психологическом плане комфортные условия, опору в жизни; дети, любящие родителей и доверяющие им, в особой степени воспринимают их воздействие. Из исследований в области психологии, педагогики и социологии видно, что в современной семье в период дошкольного детства ребенка необходимы рекомендации специалистов. Между тем ясно – они не должны заменить друг друга, а работать совместно, имея общую цель – развитие ребенка.

Делая вывод можно утверждать, что современному обществу необходима тесная совместная работа семьи и общественных институтов воспитания. Действенное и правильное становление личности ребенка не получится без всех составляющих цепочки «ребенок - родитель - педагог».