Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN MODERN RUSSIA

Martynov I.A. 1 Erokhina E.V. 1
1 KF MGTU Bauman
The article provides data on the state of small and medium-sized businesses in Russia for 2017. The criteria for the division of enterprises into micro, small, medium and large organizations in terms of the number of employees and the annual turnover of the organization are given. The analysis of support mechanisms for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The reasons for the sharp decline and closure of more than half a million small enterprises in the third quarter of 2017 come to light. The data on the state's intentions regarding methods of supporting small and medium-sized businesses in the Russian Federation are given. Identifies the variety of methods of providing assistance to the state of small and medium businesses, namely: financial support; property support; Information support; consulting support; support in the field of training. It reveals the types of subsidies with which the state supports small and medium-sized businesses in Russia. In addition to these measures, there are also such government measures that will complicate the lives of small and medium-sized businesses in Russia, namely: an increase in the VAT rate in 2019 from 18% to 20%, as well as a pilot project on tax collection for self-employed in some subjects RF. The article reveals possible measures to support small business in Russia in 2018 and prospects for its development.
small business support
development prospects
small and medium business
subsidies
taxes
competition
infrastructure
government assistance to entrepreneurs
financial support.

Согласно российскому законодательству существует несколько критериев относительно разделения предприятий на микро, малые, средние и крупные. К микропредприятиям относят те, в составе которых трудятся не более 15 человек, и такие организации имеют годовой оборот не более 120 миллионов рублей. К малым предприятиям принято относить организации, в составе которые работает менее 100 человек, а также такие предприятия должны иметь годовой оборот менее 200 миллионов рублей. К средним организациям принято относить те, в составе которых трудятся менее 250 человек, и они должны иметь годовой оборот менее 2 миллиардов рублей. И наконец, к крупным относят те, которые имеют в своём составе 251 человека и более, также данная категория организаций имеет годовой оборот, превышающий 2 миллиарда рублей. Также необходимо отметить, что при разделении предприятий на микро, малые, средние и крупные не следует обращать внимания на их организационно-правовую форму [5].

Таблица 1 - Критерии разделения предприятий на микро, малые, средние и крупные

Критерий

Микропредприятия

Малые

предприятия

Средние предприятия

Крупные предприятия

Численность работников, чел.

Менее 15

16-100

101-250

Более 250

Годовой оборот, млн. руб.

Менее 120

120-800

800-2000

Более 2000

 

В последнее время установились тенденции, которые свидетельствуют о том, что для наиболее эффективного развития России в целом необходимо наличие не только крупных градообразующих предприятий, но и развитие малых и средних предприятий. Большие предприятия и организации не могут в полной мере удовлетворить желания покупателей, поскольку практически всегда имеют целью - производство определённых видов продукции в большом количестве. Малый и средний бизнес представляет собой достаточно гибкую структуру и имеет возможность развиваться в диаметрально противоположных направлениях, удовлетворяя потребности всех слоев населения. Но следует отметить, что для достижения наибольшей эффективности малому и среднему бизнесу необходимо преодолевать множество разнообразных сложностей, в результате не все проходят путь до конца, и вынуждены прекращать свою деятельность. Это происходит из-за влияния множества факторов, значение которых разнообразно, но в целом приводит к завершению хозяйственной деятельности и ликвидации предприятия.

Малое и среднее предпринимательство в последние годы как подвергалось законодательному давлению со стороны государства, так и параллельно поддерживалось государством при помощи разнообразных рычагов и инструментов. А ведь роль малого и среднего предпринимательства в российской экономике чрезвычайно велика [7].

Создание дополнительных мест для работы, развитие конкурентной среды, а, следовательно, повышение качества продукции, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый и средний бизнес. Рынок не может быть полностью насыщен товарами и услугами только больших предприятий: определённые отрасли, абсолютно не имеют привлекательности для них, а в некоторых отраслях крупным предприятиям развиваться попросту невозможно [3, с. 56].

Для экономики в целом деятельность малых и средних предприятий является важным фактором увеличения ее гибкости. По уровню развития малого и среднего бизнеса эксперты даже судят о способности страны приспосабливаться к изменениям в экономике. Для Российской Федерации, которая находится на начальном этапе развития рыночной экономики, именно создание и развитие сектора малого и среднего бизнеса должно стать основой социальной перестройки общества, которая обеспечивает подготовку общества и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на определённые трудности, этот вид бизнеса развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические задачи [4, с. 313].

В России сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого и среднего бизнеса на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. К федеральным органам, производящим регулирование развития малого и среднего бизнеса, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, юстиции, финансов, образования и другие. Определённое место в инфраструктуре малого и среднего бизнеса занимают Высший арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и их органы на местного управления [2. с. 192].

В 2017 году начал действовать Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным реестра следует отметить стабильный постепенный рост субъектов малого и среднего бизнеса за первое полугодие 2017 г. (рис. 1). Но в третьем квартале 2017 г. имел место резкий спад, вследствие которого закрылось 622 371 малое предприятие.

Данные события могут быть следствием многочисленных поправок и нововведений в законодательстве, принятых 01.07.2017 г, например, такие как:

1. Плата, собираемая с дальнобойщиков через систему «Платон», подлежит ежегодной индексации исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 г. индекса потребительских цен.

2. С 1 июля разрешается использование только контрольно-кассовой техники, имеющей возможность передавать информацию о наличных расчетах в налоговые органы в онлайн-режиме.

https://sibac.info/2017_11_06_economy/Korniltseva/image001.png

Рисунок 1 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства за период с октября 2016 г. по октябрь 2017 г. [6]

С целью поддержки малого и среднего бизнеса в 2018 г. продолжают действовать «надзорные каникулы». Данное мероприятие регламентируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, которое носит временный характер и освобождает от проверок органами государственного и муниципального контроля (трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.д.). Следует отметить, что Закон № 246-ФЗ не избавит малый бизнес от контроля со стороны государства таких органов, как, например ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и другие.

С 1 июля 2018 г. кассовые аппараты нового поколения, позволяющие передавать информацию о наличных расчётах в налоговые органы в онлайн – режиме, станут обязательными для всех групп предпринимателей. Ранее субъектам малого предпринимательства, которые работали по единому налогу на вменённый доход или патентам данный закон обходил стороной.

В 2018 г. Минэкономразвития планирует снизить на 3% ставку по ссудам малому и среднему бизнесу. Данные меры так же будут выгодны как бизнесу, так и банкам, так как они будут стимулировать кредитование малого и среднего предпринимательства. Планируется понизить стоимость кредита для заемщиков до 6,5%. О данной информации могут свидетельствовать изменения в правилах предоставления бюджетных субсидий банкам на возврат недополученных доходов по льготным кредитам для малого и среднего бизнеса в 2018 г. На 2017 г. действует программа поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, которая ставит процент по кредитам малым предприятиям на уровне до 10,6% годовых, а для средних предприятий - до 9,6%.

Разработана стратегия развития малого и среднего бизнеса в России до 2030 г. утвержденная Распоряжением от 02.06.2016 №1083-р. Эта программа предусматривает постепенный рост объема прямых закупок, которые осуществляют госкомпании у субъектов малого и среднего бизнеса до 25% с начала 2018 г. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2016 г. №819 с 01.01.2018 объем закупок вырастет всего до 15%. На 2017 г. малый и средний бизнес получает от госкомпаний 10% от общего объема заказов на торгах объемом до 200 млн. руб., процент от суммарного объема заказов должен составлять 18%.

На данный момент существует несколько разновидностей оказания государственной помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса:

· информационная поддержка – поддержка в виде организации информационных систем;

· финансовая поддержка – помощь в денежном выражении;

· имущественная поддержка – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование имуществом, находящимся в собственности у государства (земельные участки, строения и др.);

· консультационная поддержка – предоставление обучающих курсов, которые помогают организовать, построить, и продвинуть бизнес, найти актуальные направления его развития;

· поддержка в сфере подготовки специалистов – разработка и внедрение программ, для подготовки ценных сотрудников малого и среднего предпринимательства [8].

Государство оказывает помощь в денежном выражении малому и среднему предпринимательству в виде субсидий в соответствии с Указом Правительства Российской Федерации № 316. Программы субсидий включают:

· субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам;

· субсидии на возмещение процентов по кредиту;

· субсидии для начинающих предпринимателей;

· субсидии для участников выставок [1. c. 10-11].

В 2018 г. продолжают действие государственные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства. Эти мероприятия станут также базой для последующих изменений, в том числе, начиная с 2019 г. в России повышается ставка по НДС с 18% до 20%, в четырех регионах РФ, а именно, в Московской и Калужской области, Республике Татарстан и городе Москве в «тестовом режиме» будет запущен пилотный проект по взиманию налог для самозанятых [9].

Развитие малого и среднего предпринимательства в России требует наиболее детализированного подхода, следует также учитывать не только отраслевой вид деятельности, размера бизнеса, но и смотреть на субъект хозяйствования. Выработанные программы на начальном этапе способствуют развитию малого и среднего предпринимательства, но для его дальнейшего становления следует обращать внимание на факторы сдерживания. Только при сбалансированном подходе, возможно, добиться высокой эффективности. За счет своей гибкости и мобильности малое и среднее предпринимательство может подстраиваться под изменения рынка, занимать ниши, в которых практически нереально развиваться большим предприятиям или которые попросту неинтересны им, обеспечивать дополнительными рабочими местами различные слои населения и давать значительный вклад в ВВП страны. Все это предопределяет необходимость разработки специального комплекса мер по дальнейшему развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства.