Согласно российскому законодательству существует несколько критериев относительно разделения предприятий на микро, малые, средние и крупные. К микропредприятиям относят те, в составе которых трудятся не более 15 человек, и такие организации имеют годовой оборот не более 120 миллионов рублей. К малым предприятиям принято относить организации, в составе которые работает менее 100 человек, а также такие предприятия должны иметь годовой оборот менее 200 миллионов рублей. К средним организациям принято относить те, в составе которых трудятся менее 250 человек, и они должны иметь годовой оборот менее 2 миллиардов рублей. И наконец, к крупным относят те, которые имеют в своём составе 251 человека и более, также данная категория организаций имеет годовой оборот, превышающий 2 миллиарда рублей. Также необходимо отметить, что при разделении предприятий на микро, малые, средние и крупные не следует обращать внимания на их организационно-правовую форму [5].
Таблица 1 - Критерии разделения предприятий на микро, малые, средние и крупные
Критерий |
Микропредприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Крупные предприятия |
Численность работников, чел. |
Менее 15 |
16-100 |
101-250 |
Более 250 |
Годовой оборот, млн. руб. |
Менее 120 |
120-800 |
800-2000 |
Более 2000 |
В последнее время установились тенденции, которые свидетельствуют о том, что для наиболее эффективного развития России в целом необходимо наличие не только крупных градообразующих предприятий, но и развитие малых и средних предприятий. Большие предприятия и организации не могут в полной мере удовлетворить желания покупателей, поскольку практически всегда имеют целью - производство определённых видов продукции в большом количестве. Малый и средний бизнес представляет собой достаточно гибкую структуру и имеет возможность развиваться в диаметрально противоположных направлениях, удовлетворяя потребности всех слоев населения. Но следует отметить, что для достижения наибольшей эффективности малому и среднему бизнесу необходимо преодолевать множество разнообразных сложностей, в результате не все проходят путь до конца, и вынуждены прекращать свою деятельность. Это происходит из-за влияния множества факторов, значение которых разнообразно, но в целом приводит к завершению хозяйственной деятельности и ликвидации предприятия.
Малое и среднее предпринимательство в последние годы как подвергалось законодательному давлению со стороны государства, так и параллельно поддерживалось государством при помощи разнообразных рычагов и инструментов. А ведь роль малого и среднего предпринимательства в российской экономике чрезвычайно велика [7].
Создание дополнительных мест для работы, развитие конкурентной среды, а, следовательно, повышение качества продукции, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый и средний бизнес. Рынок не может быть полностью насыщен товарами и услугами только больших предприятий: определённые отрасли, абсолютно не имеют привлекательности для них, а в некоторых отраслях крупным предприятиям развиваться попросту невозможно [3, с. 56].
Для экономики в целом деятельность малых и средних предприятий является важным фактором увеличения ее гибкости. По уровню развития малого и среднего бизнеса эксперты даже судят о способности страны приспосабливаться к изменениям в экономике. Для Российской Федерации, которая находится на начальном этапе развития рыночной экономики, именно создание и развитие сектора малого и среднего бизнеса должно стать основой социальной перестройки общества, которая обеспечивает подготовку общества и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на определённые трудности, этот вид бизнеса развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические задачи [4, с. 313].
В России сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого и среднего бизнеса на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. К федеральным органам, производящим регулирование развития малого и среднего бизнеса, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, юстиции, финансов, образования и другие. Определённое место в инфраструктуре малого и среднего бизнеса занимают Высший арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и их органы на местного управления [2. с. 192].
В 2017 году начал действовать Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным реестра следует отметить стабильный постепенный рост субъектов малого и среднего бизнеса за первое полугодие 2017 г. (рис. 1). Но в третьем квартале 2017 г. имел место резкий спад, вследствие которого закрылось 622 371 малое предприятие.
Данные события могут быть следствием многочисленных поправок и нововведений в законодательстве, принятых 01.07.2017 г, например, такие как:
1. Плата, собираемая с дальнобойщиков через систему «Платон», подлежит ежегодной индексации исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 г. индекса потребительских цен.
2. С 1 июля разрешается использование только контрольно-кассовой техники, имеющей возможность передавать информацию о наличных расчетах в налоговые органы в онлайн-режиме.
Рисунок 1 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства за период с октября 2016 г. по октябрь 2017 г. [6]
С целью поддержки малого и среднего бизнеса в 2018 г. продолжают действовать «надзорные каникулы». Данное мероприятие регламентируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, которое носит временный характер и освобождает от проверок органами государственного и муниципального контроля (трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.д.). Следует отметить, что Закон № 246-ФЗ не избавит малый бизнес от контроля со стороны государства таких органов, как, например ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и другие.
С 1 июля 2018 г. кассовые аппараты нового поколения, позволяющие передавать информацию о наличных расчётах в налоговые органы в онлайн – режиме, станут обязательными для всех групп предпринимателей. Ранее субъектам малого предпринимательства, которые работали по единому налогу на вменённый доход или патентам данный закон обходил стороной.
В 2018 г. Минэкономразвития планирует снизить на 3% ставку по ссудам малому и среднему бизнесу. Данные меры так же будут выгодны как бизнесу, так и банкам, так как они будут стимулировать кредитование малого и среднего предпринимательства. Планируется понизить стоимость кредита для заемщиков до 6,5%. О данной информации могут свидетельствовать изменения в правилах предоставления бюджетных субсидий банкам на возврат недополученных доходов по льготным кредитам для малого и среднего бизнеса в 2018 г. На 2017 г. действует программа поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, которая ставит процент по кредитам малым предприятиям на уровне до 10,6% годовых, а для средних предприятий - до 9,6%.
Разработана стратегия развития малого и среднего бизнеса в России до 2030 г. утвержденная Распоряжением от 02.06.2016 №1083-р. Эта программа предусматривает постепенный рост объема прямых закупок, которые осуществляют госкомпании у субъектов малого и среднего бизнеса до 25% с начала 2018 г. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2016 г. №819 с 01.01.2018 объем закупок вырастет всего до 15%. На 2017 г. малый и средний бизнес получает от госкомпаний 10% от общего объема заказов на торгах объемом до 200 млн. руб., процент от суммарного объема заказов должен составлять 18%.
На данный момент существует несколько разновидностей оказания государственной помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса:
· информационная поддержка – поддержка в виде организации информационных систем;
· финансовая поддержка – помощь в денежном выражении;
· имущественная поддержка – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование имуществом, находящимся в собственности у государства (земельные участки, строения и др.);
· консультационная поддержка – предоставление обучающих курсов, которые помогают организовать, построить, и продвинуть бизнес, найти актуальные направления его развития;
· поддержка в сфере подготовки специалистов – разработка и внедрение программ, для подготовки ценных сотрудников малого и среднего предпринимательства [8].
Государство оказывает помощь в денежном выражении малому и среднему предпринимательству в виде субсидий в соответствии с Указом Правительства Российской Федерации № 316. Программы субсидий включают:
· субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам;
· субсидии на возмещение процентов по кредиту;
· субсидии для начинающих предпринимателей;
· субсидии для участников выставок [1. c. 10-11].
В 2018 г. продолжают действие государственные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства. Эти мероприятия станут также базой для последующих изменений, в том числе, начиная с 2019 г. в России повышается ставка по НДС с 18% до 20%, в четырех регионах РФ, а именно, в Московской и Калужской области, Республике Татарстан и городе Москве в «тестовом режиме» будет запущен пилотный проект по взиманию налог для самозанятых [9].
Развитие малого и среднего предпринимательства в России требует наиболее детализированного подхода, следует также учитывать не только отраслевой вид деятельности, размера бизнеса, но и смотреть на субъект хозяйствования. Выработанные программы на начальном этапе способствуют развитию малого и среднего предпринимательства, но для его дальнейшего становления следует обращать внимание на факторы сдерживания. Только при сбалансированном подходе, возможно, добиться высокой эффективности. За счет своей гибкости и мобильности малое и среднее предпринимательство может подстраиваться под изменения рынка, занимать ниши, в которых практически нереально развиваться большим предприятиям или которые попросту неинтересны им, обеспечивать дополнительными рабочими местами различные слои населения и давать значительный вклад в ВВП страны. Все это предопределяет необходимость разработки специального комплекса мер по дальнейшему развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства.