Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

OVERVIEW OF PLANNED IPO OF RUSSIAN COMPANIES IN 2019-2020

Chabak A.D. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
This article discusses the concept of IPO, as one of the popular methods of attracting a large amount of additional, external capital to the company. Entering the public market is a completely new stage in the development of a company, with certain advantages described in the article. Due to the slowdown in the development of the financial sector in the Russian Federation, Russian companies have been holding IPOs for only 20 years, but after the introduction of economic sanctions by the United States, our companies have had problems entering the stock market over the past 2 years. After analyzing the tendency of domestic IPOs over the past 7 years, the author of the article gave a negative outlook for Russian companies entering the US stock markets. The article also discusses the planned exits to the public markets of some Russian companies, which, due to political conflicts, had to be postponed for 2019-2020. To escape from US sanctions, the author of the article recommended attracting additional money capital by issuing securities on Asian stock exchanges, which are already being negotiated with the head of the Russian Vnesheconombank.
IPO
stock market
sources of financing companies
capital
public offering of shares
planned ipos in russia

Перед каждой крупной частной компанией рано или поздно встает вопрос о выборе дополнительного источника финансирования собственной деятельности с целью привлечения большого объема капитала. Классическим методом является привлечение инвестиционного капитала, включающий в себя: банковский кредит, лизинг, векселя, облигации или привлечение инвесторов. Но со временем данные внешние источники становятся недостаточными для полноценного финансирования деятельности организации. Поэтому, самым популярным методом для привлечения крупного денежного потока является выход компании на новый этап развития – на публичный рынок, где она совершает первичное предложение акций (англ. – Initial Public Offering, IPO).

Выход компании на фондовый рынок – это переход на совершенно новый уровень развития компании. Данный источник финансирования дает следующий ряд преимуществ: во-первых, первичное предложение акций позволяет повысить рыночную стоимость организации за счет распространения ценных бумаг широкому кругу инвесторов. Во-вторых, IPO – это новые перспективы развития и расширения бизнеса, повышение деловой репутации и кредитного рейтинга компании. В-третьих, открывается доступ к крупному источнику долгосрочного капитала на фондовом рынке на выгодных условиях, нежели чем обращение к инвестиционным фондам, частным займам или банковским ссудам. Также изменение статуса компании с частной на публичную влечет за собой поток высококвалифицированных специалистов, что отражается на престижности организации [5, с. 1].

В России рынок IPO существует не так давно, как в США и Европе. Только к концу 1996 года начала осуществляться практика проведения публичных размещений в РФ, благодаря компании «Вымпелком», в то время как в США современное IPO проводится уже на протяжении двух веков. Данное отставание возникло в связи с медленным развитием финансового сектора в России, что привело к становлению рынка IPO лишь к концу XX века. И уже в 2007 году более 50 российских компаний вышли на публичный рынок, опередив Европу по количеству размещений, сумев предложить акции почти на 30 млрд долл. [6].

После введения зарубежных санкций против России в 2014 году, российский рынок IPO обвалился из-за оттока иностранного капитала на 88,2% с 10 797 млрд долл. до 1 271 млрд долл. (рис.1).

Рис. 1 – Динамика IPO российских компаний в 2012-2017 годах

Источник: составлено автором на основе материалов аналитической компании PREQVECA (http://preqveca.ru)

По данным рисунка 1 четко видна тенденция восстановления российского рынка IPO к 2017 году. Это означает, что российские компании, несмотря на нестабильную политическую ситуацию в мире, все равно имеют инвестиционную привлекательность для зарубежных инвесторов. На основании анализа возможностей повышения эффективности российской экономики выявлено, что в государстве продолжают улучшаться ресурсы и условия для осуществления экономической деятельности [1, с. 3]. К прошлому году рынок публичных размещений возрос на 271% по отношению к 2014 году, сумев привлечь до 8,5 млрд долл.

Основной отраслью российских компаний, вышедших на IPO является нефтепереработка, занимающая 51,2% от всех выходов отечественных организаций на публичный рынок. Второе место занимает финансовый сектор с долей в 12,2%, третье - металлургия с 10,6%. С долей менее 10% занимают такие сектора как: энергетика, химическая отрасль, пищевая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, машиностроение и прочие. Данные показатели отражены на следующем рисунке (рис.2):

Рис. 2 – Основные отрасли российских компаний, вышедших на IPO в 2017 году

Источник: составлено автором на основе материалов аудиторской компании PWC (https://www.pwc.ru/)

Одним из самых успешных IPO российских компаний состоялось в ноябре 2017 года у «En+Group», занимающаяся энергетикой, цветной металлургией и горнорудной промышленностью. Данное публичное размещение было одним из самых масштабных в РФ за последние 5 лет. Компания вышла на Лондонскую фондовую биржу, разместив акции на сумму 1,5 млрд долл, тем самым увеличив свою рыночную стоимость до 8 млрд долл [9].

Однако в связи с введением с апреля 2018 года новых санкций на российские банки, финансовые эксперты сошлись во мнении, что 2019 год будет не самым успешным по привлечению дополнительного капитала в отечественные компании. Волатильность и неопределенность на рынке замедляют выходы компаний на биржу уже с начала этого года. За первые 2 квартала 2018 года на российском публичном рынке не состоялось ни одного IPO. Учредители организаций боятся, что новый статус негативно отразится на компании, уменьшив ее стоимость.

Например, в ноябре 2018 года планировала свое первое публичное размещение одна из самых крупных нефтехимических компаний «Сибур». Холдинг начал готовиться к IPO в июле, планируя этой осенью разместить акции на сумму до 2,5 млрд долл. Аналитики спрогнозировали, что после выхода на IPO компания смогла бы достичь капитализации до 26 млрд. долл. Однако в середине сентября Леонид Мехельсон, совладелец компании, заявил, что «Сибур» пока не готова к выходу на биржу из-за неблагоприятной ситуации на рынке. Если IPO холдинга все же состоится, то это будет крупнейшее в современной истории IPO в перерабатывающем секторе российской промышленности с высокой добавочной стоимостью. В то же время Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер», полагает, что IPO холдинга произойдет не раньше 2020 года [7].

Российская золотодобывающая компания «GV GOLD» начала подготовку к IPO на Московской бирже в феврале этого года. Герман Пихоя, генеральный директор компании в сентябре 2018 года заявил, что выход на биржу должен был произойти еще в первой половине года. Однако после введения новых санкций со стороны США компания решила повременить с IPO. Заместитель генерального директора предприятия сообщил, что первичное размещение планируется только через три года, после стабилизации рыночной конъюнктуры [2].

Также отложить IPO пришлось и крупнейшему российскому поставщику IT-услуг компании IBS, рассматривавший выход на биржу в марте 2018 года. Компания рассчитывала на полученный после выхода на IPO капитал направить на расширение бизнеса и на финансирование сделок слияний и поглощений. Пока аналитики не могут спрогнозировать сколько лет IBS будет откладывать выход на публичный рынок.

Выжидать стабилизации в российской экономике приходится и всеми известной рекрутинговой компании «Headhunter», желавшей привлечь 250 млн долл. на Нью-Йоркской бирже Nasdaq. Корпорация готовилась к размещению на фондовом рынке еще с 2016 года, запланировав это событие в нынешнем году. Главными организаторами размещения акций компании выступали американские банки Morgan Stanley и Goldman Sachs, что после введения новых американских санкций привело к заморозке выхода на IPO [8].

На сегодняшний день перспектива проведения публичных размещений российских компаний на американских биржах является отрицательной. Только лишь 8 августа 2018 года фондовый рынок РФ потерял 19 млрд долл. или 3% своей капитализации из-за обесценения рубля и недоверия американских инвесторов к дальнейшему развитию деятельности российский компаний, попавших под санкции [4]. Поэтому, как альтернативу западным биржам, России следует рассматривать азиатские биржи, а именно Гонконгскую (HKEX) и Шанхайскую (SSE).

В 2017 году Сергей Горьков, глава Внешэкономбанка, обсудил вместе с Китаем возможность выхода российских инновационных компаний на китайский фондовый рынок. Стороны предложили совершать сделки в национальных валютах для развития финансового сотрудничества между Россией и Китаем, а также был обсужден вопрос о выходе ВЭБ на публичный китайский рынок. Горьков считает, что финансирование отечественных инновационных стартапов при помощи китайских бирж – это масштабная перспектива развития доступа для российских компаний на азиатский рынок капитала. Также, помимо дополнительного привлечения средств, это одновременно продвижение отечественного бренда на крупнейшем инновационном рынке сбыта [3].

Таким образом, в ближайшие 2 года России будет сложно провести IPO на американских биржах, в связи с возникшими политическими конфликтами и нестабильной экономической ситуацией. Поэтому, партнерство между Россией и Китаем открыло бы отечественным компаниям доступ к азиатским фондовым площадкам, что будет способствовать росту их капитализации, притоку иностранного капитала в страну в целом и уходу зависимости от США.