Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY OF DEVELOPMENT OF THE FISHERIES COMPLEX OF THE ARKHANGELSK REGION

Volotskoy V.L. 1
1 FSAEI HE «Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov»
The article pays attention to the issues of sustainable socio-economic development of the Russian northern regions. The central element of the analysis is the regional program “Development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and foodstuffs of the Arkhangelsk region for 2013–2020” and the subprogramme for the development of the fishery complex of the Arkhangelsk region and its results. Estimates of the effectiveness of the implementation of the subprogramme for the development of the fisheries complex of the Arkhangelsk region by the five target indicators for 2014 - 2015 are given and 2016 – 2017. The list of program activities is represented from the standpoint of compliance with their tasks. The development potential of the fishery complex of the Arkhangelsk region is analyzed on the dynamics of the turnover of organizations and the balanced financial result. The characteristic distinctive features of the fisheries complex from agriculture, hunting and forestry are presented as well as comparisons of the profitability of sales of the industries are given. The main problem of the Russian fishing industry is synthesized according to results of the international conference “Fisheries in the Arctic”. Based on the analysis conducted the author proposes a rethinking of the state program “Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food of the Arkhangelsk region for 2013–2020” by the regional government.
fishery complex
assessment of efficiency
state program

Обеспечение интересов национальной безопасности России в Арктике помимо капитала, развитием трудового потенциала, формированием условий для равномерного устойчивого социально-экономического развития регионов. Масштабные проекты, реализуемые в настоящее время или находящиеся в стадии разработки, свидетельствуют о все возрастающей привлекательности Арктики как ресурсной кладовой. Но что от этих проектов населению приарктических территорий? Серьезные проблемы в развитии арктических регионов привели к осознанию необходимости поиска новых точек роста, смены устоявшихся ориентиров развития, более экологически и социально устойчивых по сравнению с экономиками, ориентированными на ресурсы, к необходимости пересмотра стратегий развития. Низкая плотность населения и отсутствие крупных городских центров делают использование окружающей среды отправной точкой для стратегий регионального развития. Речь идет не об увеличении добычи, а о расширении использования возобновляемых ресурсов (лесных, аквакультурных, сельскохозяйственных) с увеличением добавленной стоимости, повышением высококачественной занятости, расширением возможностей экспорта.

Отвечая на вызовы времени, Правительство Архангельской области утвердило государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы» [2], цель которой заключается в повышении конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Архангельской области. При этом подпрограмма по развитию рыбохозяйственного комплекса финансируется по остаточному принципу, на ее реализацию запланировано 1,58% от общего объёма средств.

Кроме того, определенные сложности вызывает оценка эффективности реализации этой подпрограммы, поскольку перечень целевых индикаторов изменяется в анализируемом периоде, позволяя проследить динамику только по данным 2-х летнего периода. За 2014 и 2015 гг. возможно диагностировать [3,4]:

1 Прирост объемов произведенной продукции организациями, занимающимися береговой рыбопереработкой за 2014 год составил 3 %, что соответствует целевому показателю на этот год, но в следующем 2015 году плановая цифра в 6 % не соответствует фактическому значению в 2 %.

2 Прирост объемов произведенной товарной продукции организациями, осуществляющими товарное рыбоводство в 2014 году соответствует значению в 190 %. Это связано с обращением внимания государства на данный вид рыбоводства, выраженный в выделении целевых субсидий предприятиям, занимающимся разведением рыбы. В 2015 году вместо целевого показателя в 6% в отчете 0.

3 Количество заключенных договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и договоров пользования водными биологическими ресурсами для осуществления промышленного рыболовства растет в анализируемом периоде и составляет 120,5 % в 2014 году и 134,6 % – в 2015 году.

В 2016 и 2017 гг. в качестве целевых индикаторов были введены новые показатели:

1 Проведение конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства. Показатель 2016 г. из запланированных двух договоров не был достигнут ввиду отсутствия заявителей или информации для составления сводного отчета. В 2017 г. плановый и фактический результат отсутствует.

2 Освоение общих допустимых уловов пользователями, зарегистрированными в Архангельской области. Данный показатель находится на уровне верхних возможных пределов. Так, в 2016 году было освоено 99,2 % квот из запланированных 91,5 %, и в 2017 году 97,8% квот из намеченных 95%. Такие высокие значения были достигнуты вследствие обновления рыболовецких судов рыбодобывающими компаниями Архангельской области. При этом следует отметить, что в 2017 г. в Российской Федерации было выловлено 4951,7 тыс. тонн рыбы, а рыбаки Архангельской области добыли 140 тыс. тонн, что составляет всего 2,83% от общего объема.

Проанализировать потенциал развития рыбохозяйственного комплекса Архангельской области как части продовольственного комплекса России частично позволяют данные территориального управления статистики: динамика оборота организаций и сальдированный финансовый результат [7].

Сальдированный финансовый результат по видам экономической деятельности сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство в сравнении с аналогичными данными рыболовства и рыбоводства в 2016 году отражены на рисунке 1, а данные по обороту организаций с 2005 по 2016 гг. представлены на рисунке 2.

Рисунок 1 - Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по видам экономической деятельности в 2016 году, млн. рублей

Конечный финансовый результат сферы рыболовства практически в 10 раз превышает аналогичный показатель сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. Это означает, что предприятия рыбохозяйственного комплекса являются донором регионального бюджета и вносят вклад в валовый региональный продукт.

Рисунок 2 - Оборот организаций Архангельской области (юридических лиц) (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), тысяч рублей

На представленном рисунке 2 отчетливо прослеживается положительная динамика с высокими темпами прироста оборота рыбопромышленных предприятий по сравнению с незначительными изменениями значений соответствующего показателя сельскохозяйственных предприятий. В 2013 г. оборот предприятий анализируемых отраслей практически сравнялся, а с 2015 г. значение этого показателя в рыболовстве опережает значение аналогичного показателя в сельском хозяйстве. При этом траектория графика оборота предприятий рыбопромышленного комплекса практически повторяет траекторию изменения курса доллара США (рисунок 3), вследствие чего можно сделать вывод о прямой зависимости между этими показателями.

Рисунок 3 – Динамика курса доллара США с 2005 по 2016 гг.

Международная конференция «Рыболовство в Арктике», прошедшая в марте 2017 года в Мурманске, и IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса РФ, состоявшийся в конце февраля 2018 года в Москве, подтвердили главную проблему российской рыбной отрасли: большая часть рыбы, добытой рыбаками, продолжает уходить на экспорт [6]. В полемике по второстепенным вопросам замалчивается тот факт, что на внутреннем рынке рыба становится все менее доступной российскому покупателю – за последние пять лет она подорожала вдвое. Живая и охлажденная рыба в Мурманской области стоила в 2010 году 103,7 рубля, в 2016 году – 213,1 рубля за килограмм. При этом, по данным Мурманскстата, рентабельность рыбопромышленных предприятий выросла с 34,9 процента в 2011 году до 74,1 процента в 2017 году [5].

Представленные выше показатели позволяют рассчитать и сравнить рентабельность продаж анализируемых отраслей. Рентабельность продаж в рыболовстве за 2016 г. составила 35,6 %, что практически в 10 раз превышает рентабельность продаж в сельском хозяйстве со значением 3,7%. При этом целевым показателем Программы закреплено значение рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) в 2016 в 7,0 %, а по рыбопромышленному комплексу аналогичного целевого индикатора нет.

Помимо целевых индикаторов заслуживает внимания перечень мероприятий Программы с позиций соответствия их решению поставленных задач [1]. Ряд мероприятий слабо увязан со сформулированными задачами. Так, например, для решения задачи № 4 – Создание условий для обеспечения населения в достаточном количестве и качестве рыбной продукцией, в том числе для увеличения потребления населением Архангельской области рыбной продукции – предлагается мероприятие 4.2. – Проведение соревнований по спортивной ловле. Представляется сомнительным, что это мероприятие способно удовлетворить потребности населения региона в рыбе и рыбной продукции.

Цели и индикаторы региональной Подпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Архангельской области» вызывают вопросы к компетенции составителей. Общая оценка приводит к выводу о низкой эффективности государственной политики в этой сфере, что не позволяет в полной мере реализовать производственный потенциал рыбохозяйственного комплекса и обеспечить продовольственную безопасность региона. Кроме того, рыбное хозяйство относится к секторам экономики, имеющим значительный мультипликативный эффект, являясь потребителем и поставщиком материально-технических ресурсов машиностроения, судостроения, пищевой промышленности, а также имеет решающее значение для обеспечения социальной стабильности в прибрежных поселениях северных территорий. В целом подпрограмма для рыбопромышленного комплекса выглядит не эффективной, и требует переосмысления и корректировки региональной отраслевой политики.