Еще 20 лет назад поиск парковочного места в городе Томске не составлял проблемы, существующий тогда парк машин позволял довольно просто относиться к проектированию парковочных пространств, не предъявляя строгих требований к максимально полному и рациональному использованию выделенной территории, к согласованности внешнего вида автопарковки с концептуальным образом городских территорий. В настоящее время в городе Томске проживает почти 600 тыс. человек, прирост автомобилей за последние шесть лет составил более 50 тысяч, и сейчас количество машин превысило 230 тысяч [4]. Учитывая перспективы роста автопарка к 2030 году до 300 тысяч, проблема временного и постоянного хранения транспорта настолько возрастает, что становится задачей практически государственного уровня. Уже на сегодняшний день Томск, как любой областной город, нуждается во вместительных и удобных парковках, способных обслуживать большое количество клиентов. Поэтому актуальность строительства многоуровневых автопаркингов не вызывает сомнения, а проектирование их становится одним из основных этапов стратегического планирования комплексного развития городских территорий.
Многоуровневые парковки имеют ряд существенных достоинств. Часто такие сооружения возводятся в границах жилой застройки, а также вблизи таких мест массового притяжения людей как торговые и культурные центры, крупные рынки, спортивные заведения. Подобные автопаркинги могут быть отдельно стоящими, пристроенными или встроенными в здания другого назначения [1, 2, 3]. Они также могут быть надземными и подземными. Кроме того, постоянное или временное хранение автомобилей может быть обеспечено в отапливаемых закрытых помещениях с принудительной вентиляцией или в открытых многоярусных стоянках с естественной вентиляцией.
Последний вид автопаркинга имеет большое распространение в Западной Европе и Америке. По некоторым данным, в Швеции хранение автомобилей в открытых многоэтажных паркингах составляет 30-35%, а большинство многоэтажных стоянок в США - это стоянки без наружных стен [5]. Также считается, что открытые парковки экономичнее и с ростом автомобильного парка станут все более распространенными. Построить открытую многоэтажную парковку значительно проще, чем здание с массивным ограждением. Немаловажно также и то, что открытый паркинг может иметь фасад, который будет удачно гармонировать с архитектурой существующей застройки. В сибирских условиях, в том числе в Томске, строительство открытых многоуровневых парковок сдерживается особенностями эксплуатации автомобилей в суровых климатических условиях, отсутствием специализированной строительной, нормативной базы и проектов для возведения экономичных и недорогих автопаркингов. Существующая в Томске единственная парковка такого типа, несмотря на удачные объемно-планировочные и конструктивные решения, не пользуется спросом, скорее всего, из-за невыгодного местоположения на окраине города.
Предложенная площадка для проектирования открытой многоуровневой парковки из металлических конструкций находится в северо-восточной части города Томска практически в центре большого спального района, недалеко от перекрестка двух ключевых автодорог, одну из которых (ул. Беринга) предполагается значительно продлить до активно развивающихся микрорайонов и снабдить дополнительными транспортными развязками (рис. 1). В непосредственной близости от проектируемого автопаркинга располагаются несколько крупных торговых центров, вводится в эксплуатацию еще один. Площадка для проектирования выбрана удачно, сейчас на этом месте находится платная открытая парковка с хорошей наполняемостью. Планируется, что многоуровневый автопаркинг будет обслуживать как торговые центры, так и жилой сектор. Инфраструктура данного района, как и близость к проектируемой площадке многочисленных жилых домов в совокупности с необходимостью снижения инвестиционных затрат на строительство накладывают определенные ограничения на тип многоуровневой парковки. Именно парковки из металлоконструкций можно строить в любое время года за короткие сроки с минимально необходимым количеством техники не нанося существенного урона окружающей среде.
Основной идеей концепции многоуровневой парковки из металлоконструкций являлось создание архитектурного объема, гармонично вливающегося в окружающее пространство. Стилистика находящихся рядом торговых центров предопределила конструктивные и колористические решения проектируемого автопаркинга. Генеральный план был разработан с учетом градостроительной ситуации в данном районе (рис. 2). Предполагается, что территория вокруг автопаркинга будет благоустроена и будет иметь зеленые насаждения, площадь озеленения – 0,1 га, на территории небольшого сквера располагаются скамейки. В целях обеспечения безопасности движения прилегающая улица (ул. Ивана Черных) будет расширена. Это позволит свободно передвигаться на автомобиле даже в часы пик. Предусмотрен беспрепятственный проезда пожарной машины. Для удобства автовладельцев в 15 метрах от главного корпуса многоуровневой парковки находится временная парковка на 40 мест. Пешеходное движение организовано по основным потокам движения.
Наземная многоуровневая парковка на 300 машино-мест достигает высоты 17,6 метров, состоит из 5 этажей общей площадью 2100 м2. Строительный объем здания составляет 35700 м3. Эффективность объемно-планировочного решения автопаркинга подтверждается его структурой с четким зонированием помещения.
На первом этаже здания запроектированы станция технического обслуживания на 3 поста, автомойка на 2 поста, пост охраны, санузел (рис. 3). Для удобства водителей предусмотрен зал ожидания. Обеспечение производственного процесса на СТО предполагает наличие технических помещений и кладовых. Вертикальное перемещение автомобилей обеспечивается с помощью прямой двухпутной рампы. Для передвижения людей в правой части первого этажа находится лестнично-лифтовой узел, в левой – лестница. Эти лестницы также могут выступать в качестве пожарных коммуникаций. На первом этаже располагается стояночная зона на 8 парковочных мест для инвалидов.
Остальные четыре этажа являются типовыми (рис. 4). Типовые этажи, как и стояночная зона на 1 этаже, не предполагают отопления. Высота этажей 3200 мм.
Конструктивная схема многоуровневой парковки представляет собой полную металлическую каркасную систему с сеткой колонн с шагом 6000х6000 мм и 6000х8000 мм (рис.5). Металлическая несущая конструкция состоит из соединенных болтами вертикальных колонн и горизонтальных балок. Для перекрытий планируется выполнять монолитный железобетон по несъемной опалубке. Именно применение несъемной опалубки, как отмечено в [6], существенно убыстряет процесс возведения перекрытий и уменьшает себестоимость конструкций.
Местоположение автопаркинга в активно развивающемся микрорайоне города предопределило использование пластичных решений внешнего облика, позволяющих объекту органично вписаться в ансамбль торговых и жилых зданий. Для придания строению динамизма и легкости фасад автопаркинга был отделан металлической перфорированной сеткой в сочетании с особым элементом декора - металлическими ячейками. Ячейки представляют собой соты, частично перекрытые металлическими пластинами. Размещение ячеек на главном и боковом фасаде придает некую ажурность зданию, визуально облегчая конструкцию (рис. 6).
Таким образом, созданная проект-концепция отрытой многоуровневой парковки оптимальна для данного района Томска и может решить ряд приоритетных проблем, связанных с парковкой и хранением автомобилей. Предложенные архитектурные, конструктивные решения позволили создать автопаркинг, повышающий комфортность жизни и автомобилистов, и пешеходов, и жителей данного района города. В тоже время стилистика самого здания не противоречит имеющейся концепции окружающего пространства, дополняя ее интересным и презентабельным образом.