История развития медицины охватывает развитие человеческого общества с древних времён по настоящее время. С самого начала велась борьба человека с природой за свои жизнь и здоровье, зарождался эмпирический опыт, развивалось самосознание, но вместе с тем человек сначала столкнулся с невежеством, суевериями и предрассудками. Первый лекарь был сверстником первобытного человека. Величайший русский ученый Павлов Иван Петрович говорил: «В лаборатории врача – все больное человечество… их деятельность – ровесница первого человека». Очень трудной была борьба человеческого общества против бедствий, эпидемий, травм.
Медицинские знания помогали справится с недугом, приносили радость, надежду избавления от болезней. В течении всего периода развития и распространения эмпирических знаний в области медицины было много символических и специфических изображений. Многие из медицинских символов исчезли в далёком прошлом, другие перешли в другие сферы, третьи символы дошли до наших дней почти в неизменном виде. Изучить и понять историю возникновения и внутреннего содержания символа – довольно сложное, но опираясь на различные источники можно понять откуда возникло то или иное изображение. Любой медицинский символ имел свою индивидуальную историю и на протяжении веков приобретал различные индивидуальные смысловые оттенки [9].
В более - менее обобщенном понимании, символ (от греческого simbolon) – условный знак, используемый в практических целях, он так же может оказаться тайным обозначением, смысл которого известен только “посвященным людям”. Символ в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона означал «вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу» [3]. Со временем символ преобразовывался и стал видимым отображением некоторого явления, предмета и идеи.
Если взять определение у великого русского врача Максимовича-Амбодика Н. М. (XVIII в.), автора первого в России руководства по акушерству «Искусство повивания» (1784 г.), а также автора книг «Емблемы и символы» в 2-х изданиях: «Символ есть краткая надпись, состоящая в остроумном изречении немногих слов, совершенный смысл в себе заключающих, кои, будучи соединены с эблемою, руководствуют нас к познанию другой вещи <...>, исторический, политический, нравственный или таинственный смысл, или подобное сему ознаменование содержащей»; эмблемой же нарикается «остроумное изображение или <…> картина, очам представляющая какое ни есть <…> вещество <...>, с принадлежащей к ней надписью, состоящей в кратком слов изречении».
Еще одно определение эмблемы, а так же символа дает, книга упомянутая выше: «емблема – это условное изображение какого-либо понятия, идеи в рисунке и пластике». Можно сказать то, что смысл иносказания эмблемы установлен и не полагает другого объяснения. Эмблемы должны быть понятны для понимания и довольно незаурядны, почти любой человек должен понимать их смысловое значение. Символ может иметь различную смысловую нагрузку, так символ воплощает идею, концепцию художника, а понимание может быть любое. Можно сказать, что эмблема - это некий условный знак, такой как иероглиф. «Там, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем эмблему: это не символ, а аллегория – прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа» [5].
В Древней Греции слово «эмблема» означало рельефные украшения на предмете из дорогого материала (золота, серебра, бронзы). На сегодня принято ассоциировать эмблему с условным изображением какого-либо понятия или идеей. Приведем пример: “Серп и молот” ассоциируется с эмблемой СССР; условное изображение улия ассоциируется с трудолюбием и упорядоченностью; “якорь” отображает смелость, находчивость, решительность; “лира” символизирует поэзию и музыку [1].
Раньше в древние времена символика была хорошо распространена и играла очень важную роль в жизни человека, так же помогала общаться с другими людьми. Старинные символы впоследствии отразились в различных эмблемах; одно из самых распространённых изображений, это условное изображение растений. В книге Максимовича-Амбодика Н.М. каждая эмблема сопровождается транскрипцией на пяти языках (латинском, французском, русском, немецком и английском), так же указывается, что “вечнозеленые” растения, такие как: лавр, ель, сосна, кедр и другие, символизируют незыблемость и постоянство; эмблема розы символизирует все возвышенное, красоту и справедливость.
Однако в медицине распространены свои специфические символы и эмблемы. В современной научной литературе так же опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения различных символов от определенных исторических периодов развития человеческого общества. Если мы раскроем первоначальный смысл символов медицины и увидим постепенное изменение его в течении всего все периода своего существования, мы так же сможем понять, как менялось образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях в повседневной жизни, несомненно оказывающих на него пагубное и положительное воздействие. Раньше человек не осознавал сущности этих явлений, человек и связывал их с различными одушевленными и неодушевленными предметами. Но по мере накопления эмпирического опыта и развитием знаний первоначальные “вещественные” представления о окружающем мире переосмысливались, а первые символы, олицетворяющие различные природные явления, постепенно меняться приобретают другие значения. В настоящее время существует различные версии смыслового содержания древних символов и эмблем медицины, дошедших до наших времен.
При изучении истории возникновения и распространения медицинских символов, нам волей-неволей приходится обращаться к различным вспомогательным дисциплинам (нумизматика, мифология, языковеденье). Медицинские символы, вместе с ними и медицинские знания берут свое начало с незапамятных времен, при их развитии, на них также оказывали влияния различные культурные и духовные традиции народов. Вспомогательная историческая дисциплина нумизматика является одной из главных при изучении истории медицинских символов, она изучает монеты, ордена, медали, слитки. Еще одной дисциплиной является бонистика, предметом исследования которой являются различные денежные купюры, а также их значения в экономических, исторических и духовных аспектах. На монетах различных эпох можно найти символы и эмблемы врачевания, так же, иногда монеты являются их единственными историческими свидетельствами [1].
При изучении медицинских символов, как правило, использует исторический метод исследования, позволяющий объективно рассмотреть “проблему развития” медицинских символов и все ее связи с историческими явлениями в области культуры, науки и искусства.
Многие ученые, изучающие символы и эмблемы медицины, предлагают различные классификации эмблем врачевания. Согласно основной классификации медицинских эмблем, медицинские эмблемы разделяются на общие и частные. Как правило, к общим медицинским эмблемам относятся изображение змеи, а так же различные вариации этого изображения: 1) змея обвивающая посох (посох Асклепия); 2) змея обвивающая чашу; 3) змея обвивающая треножник Аполлона; 4) змея обвивающая омфалос (Дельфийский пуп); 5) змея обвивающая свечу (или светильник); 6) змея обвивающая зеркало; 7) две змеи обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия). Помимо змеи к общим медицинским эмблемами относятся: Анк Импотеха; горящий факел или горящая свеча; сердце на ладони; светильник; яйцо; петух.
Основными частными медицинскими эмблемам являются:
1) эмблемы терапевтического профиля — изображение флорентийского младенца, изображение ландыша, уринария, клистира, рука, ощупывающая пульс;
2) эмблемы хирургического профиля — пентаграммы, изображения некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.);
3) эмблемы фармации - ступки, ступки с пестиком, греческий крест;
4) военно-медицинские эмблемы и эмблемы медицинских обществ (все вышеперечисленные символы, как правило немного изменённые и украшенные венками, инструментами, надписями, цветами)[1].
Из вышеперечисленного следует, что общие медицинские эмблемы символизируют медицинскую деятельность как таковую, в то время как частные медицинские символы относятся к отдельным направлениям врачебной деятельности.
Рассмотрим некоторые частные медицинские символы более подробно, в том числе их историческую подоплёку.
1) В Средневековой Европе эмблемой терапии было изображение цветка ландыша, лечебные свойства которого были известны ещё с древних времен, в частности лекарства на его основе использовались для лечения болезней сердца. Ландыш запечатлен на портрете Н. Коперника, известного астронома.
Другими символом терапии были изображения сосуда для сбора мочи – уринария, руки, прощупывающие пульс и другие [1].
2) Эмблемы аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.), большинство это были змеи и растения (лилии), но чаще всего изображение аптекарской ступки с пестиком.
3) Уроскопия (осмотр мочи пациента) пользовалась достаточно давно, её применяли и в Древнем Китае, так же в Древней Индии, Древней Греции. Изображение “Уринарии” (сосуда для мочи) использовалось для обозначения терапии. Сосуд ассоциировался с телом человека, являлся его зеркальным отражением: верхняя треть сосуда соответствовала голове, средняя - грудной клетке, последняя треть - нижней части тела.
4) Символами хирургии служили изображения различных хирургических инструментов (нож, пила).
5) Эмблемой педиатрии начиная с 19 века стало изображение «флорентийского младенца» – закутанного до пояса ребёнка. Изображение появилось на фасаде сиротского дома во Флоренции, а после распространилось и на другие учреждения [1].
6) Пентаграмма — изображение в виде пятиконечной звезды, вычерченное одной линией. Пентаграмма использовалась во многих странах древнего мира, в том числе в Древнем Египте, Месопотамии. Этот знак применялся как личный талисман против “злых духов”, вызывающих болезни и несчастья. Своими остриями он связывал пять планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и для “посвящённых” являлась могущественным знаком. В Древнем Вавилоне пентаграмму изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. Так же он использовался как символ здоровья в Кротонской медицинской школе, основателем которой был сам Пифагор.
7) Пеликан, разрывающий свою грудь и кормящий птенцов, представляет собой символ безвозмездной и самопожертвенной любви к детям. В Европе, а после и в России (с IXX века) изображение пеликана, кормящего своей грудью птенцов, служило эмблемой многих приютов и больниц, символ педиатрии. В скандинавских странах эта эмблема символизирует донорство [1].
8) Лотарингский благотворители крест
Стал известен благодаря Международной лиге борьбы с туберкулёзом. На конференции проходившей в Берлине в 1902 году был утвержден Лотарингский крест, как символ борьбы с туберкулезом. Он изображался в виде красного креста с двумя горизонтальными или несколько наклонными полосами (полосы могли быть разной толщины).
Лотарингский крест появился во время первых Крестовых походов, герцог Лотарингии Годфрид использовал его в качестве личного герба.
В мусульманских странах используют видоизмененный Лотарингский Крест, в котором вместо горизонтальных полос имеется два полумесяца [1].
9) В России символом противотуберкулезной борьбы стал символ “Белой ромашки”, он впервые появился благодаря Всероссийской Лиги по борьбе с туберкулезом. На заседании лиги борьбы с туберкулезом проходившей в Петербурге цветок белой ромашки был избран эмблемой борьбы с туберкулезом (в 1911 году). Он символизировал здоровье и чистоту лёгких и дыхательных путей. В дальнейшем благотворительное движение “Белого цветка” (“Белой ромашки”) охватила большую часть России и самые различные слои населения. Уже после Октябрьской социалистической революции в 20-е годы противотуберкулезная пропаганда возродилась и на «туберкулезных трехдневках» организовывались митинги, собирались средства для нужд диспансеров [1].
10) В 1962 году на заседании Всемирная организация здравоохранении была предложена эмблема противомалярийной борьбы — изображение посоха в виде копья, обвитого змеёй и обращённого остриём вниз, против малярийного комара на фоне Земного шара. Также начались выпускался марки с этим изображением для сбора средств.
11) В начале XX века возникло Международное общество борьбы с лепрой (раньше её называли «львиной болезнью»). Символом этой организации стало изображение в виде виньетки, образованная из двух львиных голов. В центре изображения – круг с латинской буквой «L», а на верху и в низу виньетки надпись из двух слов – «Lions» и «International», что обозначало «Международное общество борьбы с лепрой». Эта эмблема и стала международным символом борьбы с лепрой.
12) Символом борьбы с различными онкологическими заболеваниями стало изображение краба, пронзённого стрелой или шпагой (cancer с латинского и есть рак или злокачественная болезнь) [1].
13) Отдельную группу медицинских эмблемы составляют военно-медицинские эмблемы. В большинстве стран мира в качестве знаков отличия военно-медицинской службы использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях [1].
14) Важное место среди различных медицинских символов занимают символы международных медицинских организаций.
А) Символ “Красный крест” на белом поле узнают во всем мире. Созданный первоначально для обозначения санитарных служб в рядах вооруженных сил, чтобы обозначить раненных и больных при их транспортировке из поля боя в медучреждения, тем самым “защищая” раненных от негуманного поведения. По мере своего развития символ “Красный крест” использовался уже различными гуманитарными организациями, помогал многим людям во всем мире.
Красный крест наряду с символом Красного полумесяца (у мусульман) является эмблемой Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Главным инициатором создания этого движения стал швейцарец Анри Дюнан. Своими статьями, об ужасах воины и об возможности создания служба помощи, во время вооруженых конфликтов, он объединил людей во всем мире; в результате Женевское благотворительное общество создает Международный Комитет Красного Креста (МККК).
Б) “Снежинка”. Идея изображать синюю снежинку в качестве медицинской эмблемы зародилась в США. Её оригинальное название с английского переводится как “Звезда жизни” (Star of Life).
Впервые эмблема была представлена отделом экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах, а её автором был Лео Шварц. Позже она была одобрена Американской медицинской академией 1 февраля 1977 г.
Сегодня эта эмблема принадлежит Экстренной медицинской помощи. Каждый луч шестиконечной снежинки символизирует определенные функции, которые выполняет служба по оказанию экстренной медицинской помощи: обнаружение пострадавших, извещение об обнаружении, проверка реакции пострадавшего, оказание помощи на месте и оказание помощи во время транспортировки, направление пациента на следующий этап оказания медицинской помощи (операционное отделение, медицинский стационар).
Считается, что голубой (синий) цвет снежинки символизирует безвозмездную помощь, благотворительность, чистоту, а сама шестиконечная фигура отождествляется с именем Спасителя [1].
Таким образом, проанализировав фактический материал, можно сделать вывод, что медицинские символы и эмблемы зародились достаточно давно, постепенно они “развивались” и в дальнейшем приобрели свой современный вид и значение; как правило, они обозначали врачебную деятельность или целую отрасль в медицине. На сегодня не уменьшается интерес к истории медицины, а вместе с тем и к истории появления и “развития” символов. Символы и эмблемы с древних времен объединяли группы единомышленников (школы философов, университеты ученых, гильдии аптекарей), стали их социальными “знаменами”, со временем появились различные медицинским направления. Общеисторическое значение медицинских символов и эмблем велико, поэтому они объединены с историей человечества, с культурой народов, а также с их нравами и обычаями (например, красный полумесяц у мусульман). Некоторые медицинские символы используются на всех континентах (чаша со змеей, зелёный крест, красный крест), что утверждает их роль в мировой глобализации(объединение) народов и в образовании сплоченного общества. Чем лучше мы представляем себе содержание той культурной эстафеты, которую приняли от прошлых поколений, тем ценнее полученные знания; мы можем передать их следующим поколениям, принося через года весь “багаж” знаний, “черпая” и применяя из него все самое лучшее, что создано человечеством.