Несмотря на хорошо развитую медицину и фармакологические новшества, люди сталкиваются с такой проблемой как бесплодие. Согласно статистике в России каждый шестой брак испытывает трудности с зачатием, т.е. является бесплодным.
Бесплодие – это проблема не только каждой конкретной супружеской пары, но и проблема общества, так как большая часть населения заинтересована как в повышении деторождаемости (за исключением перенаселенных стран, ведущих целенаправленную политику снижения рождаемости – например, Индия, Китай), так и сохранении семейных ценностей.
Проблема бесплодия не является новой. Однако примерно в последние пятьдесят лет она приобрела принципиально новое качество – количество бесплодных пар возросло в разы. Существует множество причин, способствующих этому.
Многие видят проблему в сексуальной революции, начавшейся в 60-х годах прошлого века. Изменилось понятие «семья», а также отношение к сексуальным отношениям и браку, общение между мужчинами и женщинами стало более свободным. Большое количество половых партнеров и беспорядочные половые связи, которые воспринимаются молодыми людьми как некий атрибут истинной свободы и полноты жизни, впоследствии могут отрицательно сказаться на репродуктивную функцию женщины. Зачастую сейчас молодые девушки не следят за своим здоровьем, пренебрегают правильным питанием, ставят в свои интересы карьеру или смену десятков мужчин, не заботясь о себе и о том, что же останется после нее. Все живут одним днем и всем глубоко наплевать, что же будет завтра.
Иная сторона сексуальной революции и феминистского движения – огромный скачок в сфере равенства полов. Женщины категорически против, чтобы их воспринимали исключительно как жен и матерей. Они хотят быть независимыми: получать образование, двигаться по карьерной лестнице, заниматься различными видами спорта, активно участвовать в социальной жизни. Рождение детей многие женщины стараются отложить и начинают задумываться об этом ближе к тридцати годам. С точки зрения гинекологии это уже довольно поздно: снижается фертильность, значительно повышается риск выкидышей и рождение детей с различными патологиями.
Из-за экологической ситуации также высок риск бесплодия. Мы живем в то время, когда все давно заменили техникой. Сейчас в семьях на каждого человека имеется машина, мы живем в огромных городах, где и свежему воздуху не откуда взяться. Хотя нужно стремиться за другим, уезжать в деревни, где лес и поля, где возможно, что вам и вашей семье будет намного комфортнее в плане здоровья. Не для кого ни секрет, что сейчас маленькие дети намного чаще болеют чем раньше и все это не от хорошей жизни.
Вместе с тем медицина, в частности генетика, гинекология, репродуктология, – проделала огромную работу в изучении этого вопроса, ее труды не остались без внимания. На помощь в решении проблемы бесплодия пришли вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) – это методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбриона осуществляются вне организма. Современные методы вспомогательной репродукции включают в себя, в том числе и ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение.
Однако, приняв решение воспользоваться помощью ЭКО, будущие родители часто сталкиваются с непониманием общества и недостаточной юридической просвещенностью.
Экстракорпоральное оплодотворение (от лат. extra — извне, за пределами, снаружи и лат. corpus — тело, то есть оплодотворение за пределами тела, сокр. ЭКО) — вспомогательная репродуктивная технология, применяемая в случае бесплодия. Синонимы: «оплодотворение в пробирке», «оплодотворение in vitro», «искусственное оплодотворение». [1]
Технология проведения ЭКО заключается в следующем: из организма женщины извлекают яйцеклетку, которую в дальнейшем искусственно оплодотворяют в условиях «in vitro» («в пробирке»), затем зиготу помещают на питательную среду, где она начинает активно развиваться в условиях инкубатора, там зародыш развивается в течение 2—5 дней, впоследствии чего его переносят в полость матки с целью дальнейшего развития.
Использование метода ЭКО при лечении бесплодия не всегда заканчивается рождением ребенка. Ссылаясь на статистику Европы и России только одна из четырех пар впоследствии были оплодотворены, а детей появилось на 10% меньше от числа зачатых.
Следует сделать акцент на том, что успешная беременность зависит от возраста будущей матери. Процесс беременности, а также сами роды после применения метода ЭКО не отличаются от естественных родов.
Процедура ЭКО требует от женщины терпения и времени для того, чтобы пройти все необходимые обследования, сдать анализы и осуществлять непосредственно протоколы искусственного оплодотворения. Не исключено, что первая попытка может привести к долгожданной беременности. Но это бывает очень редко. Поэтому психологический настрой женщины должен быть направлен и на несколько попыток для осуществления поставленной цели.
Очень грустно, но приходится осознавать, что в вопросах, касающихся бесплодия и методов его лечения, наше общество плохо просвещено, осведомлено и безграмотно. А тем более люди старшего возраста любят преувеличивать и придумать разные высказывания по этому поводу. Людей, воспользовавшихся ЭКО, могут осудить и всячески оговаривать. Также довольно сложно получить от простых людей нормального видения вопроса, если даже главный педиатр России Александр Баранов публично заявляет, что правительству нашей страны не следует развивать технологии экстракорпорального оплодотворения[2]. Он аргументирует свою точку зрения тем, что при использовании ЭКО возрастает риск рождения детей с пороками развития. Ссылаясь на данные Баранова около 75% детей, появившихся на свет при помощи ЭКО являются инвалидами. А женщин, по его мнению, ЭКО лишает здоровья. Подобные высказывания вызывают недоумение. Тем не менее, Всемирная Организация Здравоохранения официально признала ЭКО наиболее эффективным методом лечения бесплодия. И цифра 75% не подкрепляется ни мировой статистикой, ни статистикой любой конкретной клиники или родильного дома. Люди очень верны СМИ и это не всегда хорошо влияет на развитие нашей медицины, в частности.
Посмотрим, как обстоит дело в других странах. Возьмем для примера Израиль. Традиции семьи в этой стране очень почитаемы. В этой стране считают, что чем больше детей тем счастливее твоя семья. Здесь не считается позорным общаться к методу ЭКО, если первые дети тоже зачаты искусственным путем. Государственная поддержка развития медицины в Израиле и ее высочайший уровень известны во всем мире. С другой стороны, государство всячески поддерживает и стимулирует рождаемость, потому что оно заинтересовано в увеличении численности населения. Сочетание этих двух факторов определило значительные успехи израильской медицины в области лечения бесплодия – в этой стране отмечается один из наиболее высоких показателей успешных ЭКО в мире.
Рассмотрим еще один пример - Швецию. В этой стране не только общество, но и церковь стоит на стороне экстракорпоральное оплодотворение. Женщинам этой страны можно до трех раз воспользоваться системой ЭКО за счет государства. Семьи, ставшие родителями после ЭКО, вызывают только восхищение и почет. Никто в этой стране не будет осуждать Вас за действия связанные с ЭКО.
Государственная поддержка ЭКО существует только в шести странах, где работают программы полного финансирования ЭКО- это Бельгия, Франция, Греция, Израиль, Словения и Швеция. Частичное финансирование за счет государства или страховых компаний есть еще в ряде стран. А вот, например, в Коста-Рике ЭКО запрещено на государственном уровне, потому что оно рассматривается как нарушение прав и свобод личности. В России женщина теоретически может получить квоту на бесплатное ЭКО. Но процедура это непростая и длительная. В некоторых регионах очередь может быть расписана вперед на 4-5 лет. К сожалению, это совсем не соответствует декларации государственной поддержки семьи и призыву улучшать демографическую ситуацию.
Факторы против ЭКО:
Требует длительного периода, для выявления причины. Соответсвенно, возраст женщины увеличивается, тем самым она приближает себя к порогу старородящих, что не является положительным качеством.
В связи с большим количеством затраченного время, вероятность зачать и благополучно выносить ребёнка становится ниже каждый год. Маленькая вероятность зачатия ребёнка после первого протокола. А каждый следующий протокол это воздействие на здоровье и психоэмоциональное состояние женщины.
Факторы против ЭКО: Требует длительного периода, для выявления причины. Соответсвенно, возраст женщины увеличивается, тем самым она приближает себя к порогу старородящих, что не является положительным качеством; в связи с большим количеством затраченного время, вероятность зачать и благополучно выносить ребёнка становится ниже каждый год; маленькая вероятность зачатия ребёнка после первого протокола. А каждый следующий протокол это воздействие на здоровье и психоэмоциональное состояние женщины, что в дальнейшем, у большинства пар, может вызывать недопонимания, разногласия и тем самым приводит к разводам; ещё одним недостатком является дороговизна процедуры, она требует больших финансовых затрат; так же существует риск летального исхода; если процедура ЭКО прошла успешно и в конечном итоге женщина родила ребёнка, то он автоматически попадает в группу риска. По некоторым данным дети, зачатые таким образом имеют высокий риск возникновения хронических заболеваний и патологий;
С религиозной стороны ЭКО встречает противодействие и возражения, причём часто даже при использовании генетического материала лишь родителей, состоящих в брачном союзе.
В официальном документе «Основы социальной концепции» (2000) Русская православная церковь рассматривает различные проблемы биоэтики, в том числе и вопросы преодоления бесплодия. К нравственно допустимым методам преодоления бесплодия отнесено «искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».[3]
Негативно Церковь рассматривает те варианты экстракорпорального оплодотворения, при которых используются донорские материалы: сперма, яйцеклетки или суррогатное материнство. То есть когда помимо «социальных» родителей у ребенка еще будут иметься биологические. В каком-то смысле слова данная проблема очень актуальна особенно в России. Дети после взросления и недопонимания всех аспектов данной процедуры будут требовать правды и разьяснений. Суррогатное материнство вообще никак недопустимо, так как Церковь рассматривает это как «заказ» для получения ребенка.
Так же Церковь отрицает те варианты ЭКО, которые предусматривают умышленное получение большего количества эмбрионов. Ставит проблему понятия «эмбрион» и относит это понятие к живому человеку. «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью».[4]
Католическая Церковь, в отличии от православной Церкви, полностью отвергает метод ЭКО во всех его аспектах, так как считает неестественным и антиморальным. Католическая церковь учит, что «искусственное оплодотворение противоречит единству брачного союза, достоинству супругов, родительскому призванию и праву ребёнка быть зачатым и произведённым на свет в браке и в результате этого брака».[5]
Католическая церковь приводит следующие аргументы против метода ЭКO.
- Разделение естественного способа зачатия
Католическая Церковь считает, что при методе ЭКО происходит нарушение естественного процесса зачатия, который служит для появления новой жизни. Происходит разобщение зачатия, то есть сперма получается путем мастурбации, а половой акт связан с технической процедурой искусственного зачатия. ЭКО нарушает весть смысл полового акта для достижения зачатия. Это приводит к тому, что появившийся ребёнок становится предметом, так как добывается технически, а не является даром. «Ребёнок больше не получается естественным образом, но "изготавливается на заказ" в мельчайших деталях».[6]
- Статус человеческих эмбрионов
Католическая церковь поднимает вопрос о статусе человеческих эмбрионов, которых она считает изначально человеком. Она говорит, что эмбрион изначально является человеком и относиться к нему следует так, как если бы он был личностью, с вытекающими из этого правами и достоинством человека.
При ЭКО имплантируется несколько эмбрионов. Если некоторые из них приживаются, то родители или медицинские специалисты могут решить какое количество из них оставить. То есть, родителям предлагают «заморозить» эмбрионов с последующим возможным их использованием ими или другой супружеской парой. Также эмбрионов могут предложить продать или подарить, но продажа людей запрещена еще с времен отмены рабства. Отправить эмбрионы на научные цели, генетические исследования, медицинские цели- это никак не совместимо с понятием о человеческом достоинстве. Либо уничтожены вовсе, но это уже будет считаться абортом не иначе.
Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие факторы.
За: выполнение обязательств о размножение и воспроизведении потомства, об оказании добра людям и о стремлении помочь бездетным парам, сохранить их целостность.
Против: вопрос об отцовстве и материнстве ребенка; компетентности медицинских работников, их честности и порядочности; разрушение понятия традиционной семьи; рассматривают как измену, если мать состоит в отношениях, но донор спермы посторонний человек.
Соответственно, следует разделять случаи ЭКО: материалы взятые от супружеской пары, либо материалы взятые как донорская сперма или оплодотворенная яйцеклетка.
Во всех случаях по всем вопросам не существует твёрдо установившейся законной практики. Некоторые авторитеты полностью запрещают ЭКО. Другие разрешают для пар, не способных естественным путем исполнить заповедь. Существует согласие, что если и допустить применение донорской спермы, то только от не еврея. И некоторые видные авторитеты дали согласие на это. В случае внедрения донорской оплодотворённой яйцеклетки большинство считает матерью, ту кто родила, а не донора яйцеклетки.
Среди буддийских школ взгляды на экстракорпоральное оплодотворение расходятся. Одни негативно относятся к представленной технологии, потому что считают, что искусственное оплодотворение противоречит естественному процессу. Другие наоборот приветствуют данный метод и оппозиционируют тем, что это дает возможность женщинам стать матерями. При этом они настаивают на том, что если все-таки ребенок зачат методом ЭКО, то любыми способами нужно стремиться, чтобы эти дети выживали.
В настоящее время правовую основу для применения новых репродуктивных технологий (НРТ) в России составляют два документа. Первый – статья 35 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в Российской Федерации», второй – Приказ №301 Минздрава РФ от 28 декабря 1993 г. за подписью министра Э.А. Нечаева «О применении методов искусственной инсеминации женщин спермой донора по медицинским показаниям и метода экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки для лечения женского бесплодия».[7]
Согласно статье 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в Российской Федерации « … каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины)».
Вторым документом, регулирующим применение НРТ является Приказ №301 Минздрава РФ от 28 декабря 1993 г. за подписью министра Э.А. Нечаева «О применении методов искусственной инсеминации женщин спермой донора по медицинским показаниям и метода экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки для лечения женского бесплодия».[8]
В соответствии со статьей 35 «Основ законодательства Российской Федерации об охране граждан Российской Федерации» разрешено применение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона. В целях упорядочения применения указанных методов в лечебных учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Анализируемый Приказ преодолевает недостаток ст.35. В нем не оговариваются случай мужского бесплодия, все внимание обращено к женщинам. Но ведь не всегда причиной отсутствия детей являются женщины. Этот приказ не говорит о применении ЭКО для семейных пар, то есть этим могут воспользоваться и неполноценные семьи и гомосексуалисты. Данные недочеты могут привести к серьезным последствиям. Ведь традиционная семья- это главное современного государства и оно должно всячески поддерживать и помогать народу.
Сейчас ЭКО одно из самых востребованных способов по решению такой проблемы как бесплодие.
После проведенного анализа по поводу общественного отношения к ЭКО, возникает вопрос. Готово ли общество воспринимать детей, зачатых методом ЭКО, и их родителей как полноценных членов общества? К большому сожалению, в России ситуация по данному вопросу малоутешительная. На наш взгляд, это связано с недостаточной информированностью населения о новых репродуктивных технологиях и менталитетом россиян. В других странах, отличающихся более высоким уровнем развития медицины и образования. Общество не только толерантно по отношению к людям, решившим прибегнуть к ЭКО, но и поддерживает их в этом. Кроме того, и государство обеспечивает поддержку таким гражданам. Фактически и в России существует программа по поддержке граждан, решивших воспользоваться ЭКО, но на практике она малоэффективна. Таким образом, в настоящий момент времени люди, которые хотят прибегнуть к ЭКО, сталкиваются с непониманием и осуждением общества.
Существует множество документов, в которых представители разных религий высказывают точку зрения в отношении ЭКО. В целом, церковь неблагосклонно относится к ЭКО, считая его противоестественным. Однако некоторые религии разрешают проведение ЭКО только внутри бесплодной супружеской пары.
Предпринятый этический анализ нормативно-правового регулирования применения ЭКО порождает ряд вопросов. Искажение ими общепринятых нравственных норм может иметь непредвиденные негативные последствия для жизни общества.
В целом можно сделать вывод о том, что крайне необходимо с особой ответственностью учитывать этико-правовые последствия внедрения новых технологий для безопасности и блага общества.
[1] См.об этом: Экстракорпоральное оплодотворение. Материал из Википедии- свободной энциклопедии.-URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 20.09.2018)
[2] См. об этом: «Интерфакс» от 28.09.2009/ Главный педиатр России-против господдержки искусственного оплодотворения.
[3] См. об этом: Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. С. 155
[4] См.об этом: Кнутов Алексей, иерей «Важные уточнения к Основам Социальной концепции РПЦ (по поводу искусственного оплодотворения)»
[5] См.об этом: Энциклика Humanae vitae, II, 2
[6] См.об этом: Лексикон, Дискуссионные темы и неоднозначные термины в сфере семьи, жизни и этики, Папский совет по делам семьи, изд. Францисканцев, М., 2009, стр. 99 - 103
[7] См.об этом: Л.Б. Ляуш, Н.А.Сушко «Приказ №301. Этико-правовые аспекты репродуктивных технологий.»
[8] См.об этом: Приказ МЗ РФ от 28 декабря 1993 г. “О применении метода искусственной инсеминации женщин спермой донора по медицинским показаниям и метода экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки для лечения женского бесплодия”. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 января 1994 г.)