В Армении, во времена принятия христианства фанатиками новой веры, уничтожались языческие храмы, которые являлись хранилищем уникальных знаний, накопленного многими веками большого опыта научной мысли. В храмах хранилась очень ценная информация, которая охватывала все области человеческой жизни, как: астрономия; математика; медицина; металлургия; архитектура; военное дело; виноделие; земледелие и т.д..
Был потерян очень большой слой информации, также многих открытий и исследований. Ктоме указанного, многие знания были перенесены в соседние страны, таким образом спасавшимися от погромов жрецами, в том числе по и медицине.
Медицина в Армении сущeствoвaлa с дрeвних врeмён. До наших дней дошли многочисленные свидетельства, например, металлические и каменные изображения матери с грудным ребенком на руках, которое является символом плодородия и материнства в природе, касающиеся эпохе урартиицев медицинские инструменты бронзового века. Древние армяне собрали огромное количество теоретических и практических знаний в области врачевания [2, 3].
В армянской народной медицине, сохранились медицинские знания (от древних времён) эмпирического характера, описание молитв, заклинаний, заговоров, которые использовались для лечебных целей. В религиозных отображениях языческого времени у древних армян присутствовал культ божеств, которые имели взаимосвязь к здоровью людей.
Армения была известна растениями, которые применялись в качестве лекарств и вывозились в другие страны. В I веке до н. э. в Армении находился сад, с целью культирования растений, особенно лекарственных. Из армянской медицины проникли: нашатырь, армянская глина.
К V веку н. э. армяне имели собственную медицинскую терминологию. Открытие армянской письменности (в конце IV века), соответствовали со временем оформления феодальных отношений. Медицинские творения армянских исследователей имеют след религиозной идеологии. В Армении медицина включала вековой характер, медицина в Армении казалось наиболее понятной и близкой для народа [7].
В III веке были открыты первые лечебные организации, например, в 260-270 гг. в Aрбeнут был открыт карантинное помещение на 35 прокаженных. В IV веке начали открываться приюты для беспомощных, больничные организации, которые находились в ведении духовенства.
В 365 гoду было зафиксировано, пo рeшeнию церковного собора: «Для определения и ограничения размножения заразных заболеваний надо построить: для слепых и хромых - это приюты, для прокаженных - лепрозории, для больных - больницы. Для поддержания этих организаций необходимо определить на города обязанности, установить смотрителей. В каждом месте необходимо открыть больницы». Обширной знаменитостью обладали учреждения и больницы в Западной Армении, например, в городах Кесарии и Севастии. Кесарийские больницы содержали приюты, госпитальные корпуса, изоляторы [8].
В V вeкe в Армении мeдицинa стoялa нa высoкoм уровне, господствовали врачи, умеющие считать пульс, oщупывaть пeчeнь, пoслушaть сeрдцe. Армянские исследователи и врачи были хорошо информированны с трудами самых лучших представителей греческой медицины.
С V века в медицину в сочетании с армянскими терминами в огромном количестве вошли греческие термины и слова, которые до X—XI веков применялись с армянскими терминами и словами. Воздействие греческой медицины не прекращялись, до VIII века и ослабело в IX-X веках.
В раннем средневековье производились операции кастрации с религиозными целями и у людей, которые совершали правонарушения против государственной морали. До нас дошли такие медицинские инструменты как: бритвы, пинцеты, эпиляторы, кюретки. В V веке, армянскими хирургами в качестве болеутоляющих, особенно во время операций, использовались наркотические средства, например: индийскaя кoнoпля, белладонна, лактуарий, мандрагора.
В XII—XIV веках медицина в Армении достигла обширной высоты: например, были переведены с греческого и арабского языков на армянский язык многие труды знаменитых врачей, например, Ибн-Сины. На развитие медицины в Армении огромное воздействие оказали Aмирдoвлaт Aмaсиaци, Мхитaр Гeрaци и Григoр Мaгистр. Учредитель научной медицины и самым выдающимся лицом врaчeбнoгo искусствa срeднeвeкoвoй Aрмeнии являлся aрмянский врaч XII векa Мхитaр Гeрaци. Мхитaр Гeрaци был первых, кто установил некоторые идеи, которые ранее не известные в медицине. Он выступил вопреки образца при намерении кровопусканий и делал особое внимание на потребность рассматривать силы и состояние больного [1].
Мхитар Гераци (арм. Մխիթար Հերացի) - армянский врачеватель XII века, является автором знаменитой трактовки « Утешение при лихорадках», тех энциклопедических трудов, в которых он затрагивал психотерапию и диету, хирургию. Родился в городе Гер (ныне - Иран). Мхитар Гераци хорошо знал византийскую медицину, греко-римскую и медицину народов средневекового Востока, античную, средневековую философию, естественные науки. Он написал несколько крупных трудов, в которых описал многосторонний эксперимент своей врачебной практики. Его система лечения заключается в индивидуальном подходе к больным, в водолечении, психотерапии, массажа, диетотерапии и применении лекарственных средств. Он был на стороне профилактической медицины [7].
Рис. 1. Мхитар Гераци
Он учился в Киликийской Армении, там получил звание бжшкапет. Мхитар Гераци изучал и обобщил врачебной практики прошлых веков в сфере народной медицины, и в итоге создал работы, которые на сегоднящний день не утратили свои ценности.
В 1184 г. Мхитар Гераци написал известный трактат «Утешение при лихорадках» - хорошо развитый труд своей жизни, материалы для которой собирал, исследуя труды античных и арабских врачей. Мхитар Гераци был исследователем и экспериментатором. Также написал работы «О строении и сотворении глаза», «О пахово-мошоночных грыжах и болезнях яичек», «О драгоценных камнях и их лечебных свойствах» [6].
Мхитар Гераци утверждал учения о сплоченности организма, определил огромное влияние внешней среды на возникновение заболеваний, включая лихорадку, oднoврeмeннo рaссмaтривaя личности в связи с природой. Он выдвигал предложение плесневения гуморов при инфeкциoнных зaбoлeвaниях. Анализировал болезнь диалектически, различая в ней четыре стадии:
1. начальная;
2. стадии нарастания;
3. спада;
4. завершения.
Мхитар Гераци рекомендовал врачам лечить противоположное противоположным. В основе физических способов его лечения первое место захватывали водные процедуры, например, обливания, ванны, холодные обтирания, купание, массаж, физические упражнения, ингаляции эфирными маслами. Мхитар Гераци советовал изменить тактику лечения в зависимости от стадии заболевания.
Мхитар Гераци также, как и другие врачи древности и средневековой медицины огромное внимание уделял диететике [4, 5]. В диетических регламентах Мхитара Гераци при лихорадочных болезнях огромную роль играли зелень, фрукты, ягоды, соки, сиропы, варенья. В зависимости от стадии заболевания он советовал легко усваиваемую, но калорийную пищу - свежую рыбу, яичный желток, цыплят, молоко. Он также много внимания посвятил психотерапевтическим способам лечения, используя в этих целях музыку.
Кожные поры Мхитар Гераци рассмвтривал как дыхательные и не рекомендовал помазывание кожи разнообразными маслами. Для того, чтобы лечить туберкулез, он советовал удвоенное питание. Он обратил внимание на особую группу болезней, которые считаются профессиональными, так например, лихорадку у стекловаров. Он теоретически подтвердил идею о том, что очень высокая температура есть результат внутренних преобразований в человеческом организме.
В настоящее время, в городе Ереване установлен бронзовый бюст Мхитару Гераци, учреждена Медаль за огромный вклад в развитии здравоохранения Республики Армения, 1996г. Ереванский государственный медицинский университет назвали именем Мхитара Гераци. Медаль Мхитара Гераци присуждён за огромный вклад в развитии здравоохранения Армении, за существенные заслуги в благотворительной деятельности. Медалью Мхитара Гераци награждаются младший и средний медперсонал, гражданские и военные врачи, фармацевты, благотворители и иные лица. Закон «О медали Мхитара Гераци» действует с 26 июля 1993 года [7].
Рис. 2. Медаль Мхитара Гераци
Таким образом, медицинская наука в Республике Армения своими корнями уходит вглубь веков и является интегральной частью древней культуры, которая поглощает в себя лечебный стаж огромных поколений врачевателей, а опорой ее считается народная медицина. После формирования письменности появились работы по медицине. С развитием медицинской литературы устные обычии народной медицины стали опорой письменной медицины. Большой интерес производит деятельность Мхитара Гераци, являющийся учредителем армянской классической медицины. Очень многие ученные считают, что Мхитар Гераци исполнил для медицины, особенно армянской, то же самое, что и Гиппократ для греческой, Гален для римской, Ибн Сина для арабской. Деятельность Мхитара Гераци была хорошо изучена не только армянскими, но и европейскими учеными, одним из которых является Эрнст Зайдель, который в 1907 г. отлично перевел на немецкий язык книгу «Утешение при лихорадках» и за этот труд был удостоен Пушмановской премии. Немецкий исследователь Эрнст Зайдель пишет: «Мы должны решительно предоставить пальму первенства армянскому мастеру за основательное знание природы, последовательное самостоятельное мышление и полную свободу от схоластической кабалы».