Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

LEGAL ASPECTS OF THE LEGAL ENTITY BODY IN THE EXISTING CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Maevskaya E.N. 1
1 Novosibirsk State University
This work deals with the problem of understanding the essence of the legal entity body. The purpose of the work is to identify the legal aspects of the bodies of a legal entity as the basis for the emergence of its status and powers. The object of the study is various changes concerning the body of the legal entity.The special attention is paid to different theories and approaches where the question of the body of the legal entity definition is considered. Besides, this work examines various jurists’ points of view concerning the existence of full powers of the individual executive body. The stated problems have been analyzed on the basis of legal practice, on some methods and as well as relying on the results of the “round table”, various opinions and the points of view. The following conclusion was made. Currently, The Civil code of the Russian Federation based on the experience of international and Russian legislation. Various theories of a legal entity not only indicate the complexity of this legal phenomenon, but also analyze the institution of a legal entity. The Civil code of the Russian Federation in its latest edition defines the bodies of a legal entity as its representatives. The article uses such General scientific methods as induction, deduction, synthesis, analysis and classification method.
legal entity
body of legal entity
agency
individual executive body
powers
fiction theory

Правительство Российской Федерации предпринимает меры для активизации предпринимательской деятельности, которая рассматривается как основа экономического развития страны. Многообразие форм юридического лица позволяет выбрать оптимальную форму предпринимательской активности. Эффективное развитие предприятие связано не только с правовыми аспектами его деятельности, но с организацией управления. Современное законодательство уделяет особое внимание статусу и функциям юридического лица. В подтверждение этому были рассмотрены споры в истории отечественной и современной цивилистики об определении органа юридического лица, его роли в организации эффективной деятельности и ответственности юридического лица. Результатом этих споров стало появление разнообразных теорий юридического лица и органов его управления, признаваемых в качестве субъекта права. Таким образом, в повседневной жизни можно столкнуться с различными видами органа юридического лица, и незнание их особенностей осложняет взаимодействие.

Продолжаются споры об источниках права, регламентирующих деятельность органов юридического лица. Расширение форм международного сотрудничества вынуждает российского законодателя приводить законодательство в соответствие с международными нормами. Например, начиная с внесения поправок в Гражданский кодекс РФ от 05.05.2014 и до действующей ныне редакции от 01.09.2018[1].

Все упомянутые аспекты обеспечивают актуальность проблемы в определении статуса органа юридического лица и его полномочий.

Рассмотрение вопроса, посвященного статусу органов юридического лица как его представителей, невозможно без анализа понятия «юридическое лицо» и его признаков. Именно поэтому на первом этапе анализа было всесторонне рассмотрено определение «юридическое лицо», что в свою очередь подразумевает организацию создаваемую, функционирующую и прекращающую деятельность в установленном законом порядке[1].

 на более эффективное использование имущества и ограничение риска ответственности по долгам юридического лица, что проявляется в положении, согласно которому учредители несут риск убытков в пределах вклада, кроме случаев, предусмотренных законом[1].

Определение статуса органа юридического лица не представляется возможным без понимания сущности юридического лица.

В настоящее время существует ряд фундаментальных теорий юридического лица, предложенных как зарубежными авторами, так и советскими цивилистами. Внимание советских цивилистов было обращено к изучению юридической личности государственных предприятий, сделанные выводы имеют важное значение и для понимания сущности юридического лица.

Ключевой проблемой является получение ответа на вопрос: кто или что является субстратом юридического лица, т.е. носителем свойств юридической личности. В зависимости от ответа на поставленный вопрос, теории юридического лица можно подразделить на две группы – функциональные теории и реалистические.

К функциональным теориям относятся следующие: «теория фикции» и теория «персонифицированной цели», которые отрицают наличие реальных субъектов в роли юридического лица.

К реалистическим относятся «органическая теория», «теория интереса», «теория коллектива», «теория государства» и «теория директора»[7, с.281], которые признают реальность существования юридических лиц как действительных образований.

В настоящее время, на взгляд автора, актуальной является именно «теория фикции», признающая юридическое лицо в качестве искусственно созданного субъекта, существующего в воображении людей, будучи фиктивным, не существующим в реальности, лицом. 

Следует также отметить, что существование множества разнообразных теорий юридического лица свидетельствует о сложности данного правового явления. Развитие научных взглядов отражает эволюцию института юридического лица.

Непосредственно, стоит перейти к рассмотрению проблемы определения понятия органа юридического лица и его полномочий. В действующем гражданском законодательство РФ отсутствует определение органа юридического лица. Однако в научной литературе предложено несколько определений органа юридического лица. Рассмотрим самые основные.

  1. «Орган юридического лица - совокупность лиц физических[4,с.127]».
  2. «Органы юридического лица - это предусмотренные законом, уставом или положением живые люди, которые вырабатывают и осуществляют его волю[3, с.201]».
  3. «Орган юридического лица - это лицо (гражданина) или группа лиц, образующие и (или) изъявляющие его волю в целом или в определенном частном направлении[8, с.91]».
  4. «Орган юридического лица - средство, с помощью которого юридическое лицо приобретает права и принимает на себя гражданские обязанности[5, с.121]».

Тем самым, анализ существующих понятий органа юридического лица позволяет обозначить два прямо противоположных подхода:

  • Орган юридического лица – это неотъемлемая часть юридического лица;
  • Орган юридического лица – это особый представитель юридического лица.

Следует отметить, что для отечественного правопорядка традиционной был первый подход, однако ситуация изменилась ещё 01.09.2014, т.е. после вступления в силу изменений, внесенных в мае 2014 г. в главу 4 Гражданского кодекса РФ. Законодатель РФ признал органы юридического лица его представителями, доведя до логического конца теорию фикции, рассмотренную автором ранее. Следует отметить, что 29 июня 2015 года было внесено уточнение, которое отражено и в ныне действующей редакции, в статью 53 п. 1 ГК РФ [2, с.2304] о том, что порядок несения обязанностей органам юридического лица указан в соответствующем законе, иным актом или учредительным документом.

Автором указывалось сомнение относительно возможности признания таких органов юридического лица, как совет директоров, общее собрание участников в качестве представителей организации, т.к. они, как правило, не совершают сделки от имени юридического лица, а принимают решения, которые, в соответствии со ст. 8 ГК Российской Федерации, не являются сделками.

Статья 182 ГК РФ закрепляет четыре основания возникновения полномочий представителя: по доверенности, в силу закона, в силу обстановки, по акту органа государственной власти или органа местного самоуправления[1].

Существуют различные точки зрения относительно оснований возникновения полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица.

Имеется точка зрения, высказанная О.Р. Зайцевым, согласно которой из всех оснований возникновения полномочий представителя, указанных в статье 182 ГК РФ, наиболее подходящим основанием возникновения полномочий органа юридического лица, как единоличного исполнительного органа, так и наблюдательного совета, является доверенность.

Д.В. Новак анализируя параграф 26 Германского гражданского уложения, а также статью 182 ГК РФ приходит к выводу, что единоличного исполнительного органа юридического лица следует отнести к законному представителю; полномочия напрямую вытекают из закона и устава. [9]

Р. Речкин  сделал вывод, что полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица как представителя явствуют из обстановки. [6]

Таким образом, вышеизложенные точки зрения относительно оснований возникновения полномочий единоличного исполнительного органа, позволяют выделить три основания возникновения таких полномочий:

  1. Доверенность;
  2. Закон;
  3. Обстановка.

Автор считает, что представительство юридического лица со стороны единоличного исполнительного органа близко к добровольному представительству по доверенности, но есть и отличия, позволяющие сделать вывод, что это представительство добровольное, так как есть частная воля, порождающая полномочия, не законное, однако представительство особого вида.

Стоит также отметить, что в юридических лицах может быть образовано несколько единоличных исполнительных органов с указанием в ЕГРЮЛ способа распределения полномочий директоров, однако ЕГРЮЛ не позволяет это сделать.

Если рассматривать сроки полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица, то можно сделать вывод, что в уставе публичных акционерных обществ будет целесообразнее указывать срок полномочий руководителя организации [26].

Итак, на основании проведенного исследования автор сделал вывод. В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя признаки, конструкцию, правоспособность и дееспособность юридического лица, опирается на опыт международного и российского законодательства. Разнообразные теории юридического лица не только свидетельствуют о сложности данного правового явления, но и анализируют сам институт юридического лица. В результате исследования автор пришла к выводу, что Гражданский кодекс Российской Федерации в его последней редакции определяет органы юридического лица как его представителей, основу его деятельности и ответственности в соответствие с «теорией фикции». Опираясь на различные точки зрения современных правоведов, Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет «равноправие» между единоличным и коллегиальным органами юридического лица, доказывая эффективность их деятельности. В ГК РФ автор нашла подтверждение своей позиции о том, что такие органы юридического лица, как совет директоров, общее собрание участников не являются представителями организации. Считаю, что при организации юридического лица целесообразно не только указывать сроки полномочий, но и четко фиксировать их права и обязанности для предотвращения возникновения споров. Кроме того, следует отметить, что правильная интерпретация понятия «орган юридического лица» позволяет не только понимать его сущность и значение, но и эффективно функционировать предприятию на рынке, защищать и охранять права его участников и учредителей.