Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

HISTORY OF VARIOLATION IN RUSSIA (THE 250TH ANNIVERSARY OF THE INTRODUCTION OF VARIOSLY IN RUSSIA)

Snegireva S.G. 1
1 Belgorod State National Research University
This article will review the history of variolation in Russia. Smallpox is known to human society since ancient times. Smallpox (lat. Variola) is a highly contagious viral infection, leading to death. It is characterized by: general intoxication, high temperature, specific eruptions in the form of bubbles on the skin and mucous membranes, after the disappearance of which there are retracted scars - the so-called ospins. In the seventeenth and eighteenth centuries, smallpox took on a grand scale in Russia. 250 years ago (1768), the English doctor Dimsdale conducted the first variolation in Russia to Catherine II. She set an example that contributed to the widespread occurrence of Ospoprivania in the 1770-1980s. As a result, the Russian state became at the same level with the countries of Europe in terms of the number of vaccinated people, and also surpassed them. In the eighteenth century, variolation is the common property. One of the factors that hindered the development and the introduction of opeprevivaniya, and further vaccination include the prejudices that existed in Russia, against variolation. The problems that prevent the variolation, as well as the attitude of the population to opeprevivanie. The role of Moscow and St. Petersburg educational houses is revealed. Analyzes the work of Dr. E. Jenner, who sent all the forces to conduct research, as well as the development of a more reliable method of dealing with smallpox - vaccination. Jenner's work is becoming one of the outstanding in the world history of medical science. 250 years ago, vaccination is becoming a salvation for millions of people in the period of the devastating smallpox epidemic. With this discovery in the twentieth century, smallpox is one of the first diseases that human society was able to defeat with the help of vaccination.
variolation
smallpox
smallpox
ekaterina ii.

Проблема заболеваемости и профилактики инфекционных заболеваний с давних времен волновала человека. Люди стали замечать закономерность, что если человек, переболел более легкой формой оспы, второй раз он не болел уже этой болезнью. Это легкое течение оспы народ называл «хорошая оспа». Еще в девятом веке Разес (Эль Раза) осуществлял прививание против данного заболевания. Он переносил пустулы оспы от человека, болевшего данным заболеванием, здоровому человеку. Данную методику прививания назвали вариоляцией. От латинского variola — оспа.

В 17 – 18 веках оспа стала самым распространенным заболеванием человечества. Данное заболевание унесло в могилу много людей. Во всех странах встречалось большое число заболевших, которых обезобразила и искалечила оспа. «От оспы, как и от любви, спасаются лишь немногие» - гласила старая немецкая поговорка [3].

Рис. 1 Девочка из Бангладеш, больная натуральной оспой (1973 год)

Типично заболевание протекало с интоксикацией, температурой, появлением специфической сыпи на слизистых оболочках и кожных покровах, последовательно проходившей через стадии пятен, пузырьков, пустул, корочек, рубцов. Если у человека не было иммунитета, полученного вследствие заболевания, перенесенного им раньше или же проведенной вакцинации, то он мог заразиться натуральной оспой. Заболевание передается воздушно-капельным путем, а так же при контакте с пораженной кожей больного, при соприкосновении с инфицированными предметами. Поэтому от данного заболевания очень трудно защититься. Заболевший человек опасен для окружающих его людей на протяжении всего времени заболевания. Известно, что трупы людей, которые скончались от оспы, длительно сохраняют инвазивность.

С того времени, когда началась вспышка эпидемии оспы, стали делаться попытки найти лечебное средство против нее. К «терапии» привлекались колдуны. Они вели борьбу с болезнью при помощи заклинаний, так же они одевали красную одежду, которая предназначалась для вытягивания болезни из тела человека.

В восемнадцатом веке с целью профилактики натуральной оспы доктора начинают использовать метод вариоляции, то есть прививание заболевания для того, чтобы получить легкое течение болезни и тем самым, без возврата, предупредить возможное развитие тяжелого заболевания. Проведение вариоляции в 18 веке выглядело так: протягивали зараженную нитку под надрезанной кожей. Среди привитых людей, в большей степени, снизился процент болеющих, следовательно, был снижен уровень их смертности, но вариоляция не могла дать 100 процентной гарантии. Оспопрививание распространялось, что привело к накоплению эпидемиологических наблюдений. Так же появляются первые представления об иммунитете, активной специфической профилактике инфекционных заболеваний. Следует отметить, что вариоляция не являлась совершенным методом профилактики, потому что после прививки в некоторых случаях могло развиться тяжелая форма болезни, приводившая к смерти привитого. На процесс вариоляции влияли следующие факторы: не было контроля количества инфекционного начала, не было понятия о инвазивности и вирулентности возбудителя, а так же другие факторы патогенности. Следовательно, все это вызывало значительное противостояние населения профилактике методом вариоляции. Поэтому медицинские работники вынуждены были искать другие способы предупреждения оспы.

В Российском государстве натуральная оспа приняла большие масштабы. Об этом констатируют старинные дворянские рода, например, Рябовы, Щедрины, Рябцевы. В середине восемнадцатого века заболевание затронуло все регионы России. Натуральная оспа не пощадила никого. Она затрагивала все слои населения. Например, император Петр Второй в возрасте 14 лет умер от натуральной оспы (в 1730 году). Болезнь не пощадила и Петра Третьего. Он до своей смерти мучился от осознания уродства, являвшегося результатом данного заболевания [2].

В 1768 году в России осуществили первую прививку от натуральной оспы. В Санкт-Петербург был приглашен английский доктор Томас Димсдейл, для того, чтобы провести вариоляцию среди группы населения. Для наименьшего сопротивления населения, императрица Екатерина Вторая приняла решение, что подаст пример народу [6]. В Царском селе Екатерине Второй втайне совершили прививку (вариоляционного типа) первую в России. Биологический материал взяли от мальчишки Саши Маркова, который был крестьянином. В дальнейшем Саше дали фамилию Марков-Оспенный и дворянство. После того, как императрице сделали вариоляцию, Екатерина Вторая лечилась неделю, за эти семь дней она, можно сказать, практически ничего не кушала. Императрицу атаковали головные боли и лихорадка. По воспоминаниям лекаря, императрица вела себя покорно: "19 дня октября всю ночь дремала и засыпала, но сон много раз прерывался. Боль в голове и спине продолжалась с лихорадкою. Руки рделись гораздо больше, и вечер многие пупырышки, слившиеся вместе, показались кругом около ранок. Кушать весь день нимало не хотелось, и не изволила кушать ничего, кроме немножко чаю, овсяной кашицы и воды, в которой варены были яблоки" [7].

Рис. 2. Екатерина II

После того, как императрица оправилась от болезни, сделали прививку наследнику Павлу Петровичу и его жене. Т. Димсдейл получил в качестве вознаграждения за свой труд баронский титул и звание лейб-медика, а так же пожизненную пенсию. Спустя несколько лет привили внуков императрицы Екатерины Второй.

Благодаря примеру Екатерины Второй вариоляция вошла в моду, большинство аристократов последовали ее примеру. В течение следующих 2-3 месяцев инокулировались примерно сто сорок придворных. Дело доходило до абсурда, так как желание привиться выражали даже те, кто уже переболел этой болезнью и имел от нее приобретенный иммунитет. Императрица очень гордилась, что именно ей была сделана первая прививка от оспы в России. Она писала об эффекте, который произвел ее поступок, своим родственникам и знакомым за границу.

Екатерина II не остановилась на своих достижениях. Очень скоро она дала приказ прививать всех учеников кадетских корпусов, а через некоторое время офицеров и солдат в императорской армии. Безусловно, методика была не в полной мере идеальной, и случались смертельные исходы, но вариоляция, без всяких сомнений, помогла уменьшить число людей, заболевших оспой среди российского общества.

Первая прививка от натуральной оспы в России по методике, предложенной английским врачом Дженнером, была сделана в 1801 году. Прививку провел профессор Е. Мухин. Он привил Антона Петрова из Московского воспитательного дома. После вакцинации мальчику дали фамилию Вакцинов, а так же назначили пенсион.

На протяжении тридцати лет Дженнера волновало то, как разработать более современный метод вакцинации. Будучи юношей, услышал от пожилой крестьянки о том, что коровья оспа имеет некое предохранительное свойство: «Оспой я заболеть не могу, потому что у меня была коровья оспа», — на долгое время данная фраза осталась в его воспоминании. Эта мысль не давала Дженнеру покоя. Доктор очень много искал и наблюдал, перед тем, как осмелился проверить собственное мнение опытом. Четырнадцатого мая 1796 г. Дженнер произвел прививку гноя из пустулы коровьей оспы восьмилетнему мальчишке Джемсу Фиппс и спустя год доктор инфицировал Фиппса оспой. Мальчуган не заболел — прививание основательно защитило ребенка, предупредило заражение натуральной оспой. После проведенного опыта, Дженнер решается напечатать открытие, но, к сожалению, журнал, в котором прежде печатали его работы, отказал сделать это: все положения и выводы доктора были, довольно таки, новыми и смелыми. Но Дженнер не опустил руки. Год спустя он издает трактат в виде брошюры, которую сопроводил многочисленными наглядными примерами. Работу Дженнер называл: «Исследование о причинах и последствиях вариоляции — вакцины болезни, открытой в некоторых западных графствах Англии, особенно в Глостершайре, и известной под именем коровьей оспы» [1].

Английский врач предлагал забор биоматериала для прививания от коров, а для последующих прививок — от первого привитого, осуществляя прививание «с ручки на ручку». Вокруг открытия Дженнера разгорелся ярый спор. Те, кто был против выдвигали всевозможные предположения на грани фантастики и различные домыслы. Например, известный врач из Лондона Мозель говорил: «Что иного можно ожидать от какой-то скотской болезни, как не новых и ужасных болезней? Кто в состоянии предусмотреть границы ее физических и нравственных следствий? Можно ли не опасаться, что у вакцинированных вырастут рога?». Другой же доказывал, что после прививания «дочь одной лэди начала кашлять как корова и вся обросла волосами». Появлялись изображения, в которых вакцинированных изображали обросшими волосами, с хвостами и коровьими рогами. Английскому доктору Дженнеру пришлось приложить много усилий для того, чтобы прекратить недоверие и сомнение к его открытию. Вакцинопрививание дало большие преимущества, а так как оспа была губительна, то вакцина завоевала всеобщее признание, невзирая на возмущения тех, кто был против. Метод Дженнера получил широкое распространение во Франции, Швеции, Дании, Норвегии, Польше, Италии и Испании.

Ведущие врачи России вели пропаганду новой методики оспопрививания. Московский профессор Е. О. Мухин опубликовал сочинения, которые были посвящены вакцинации оспы. Круг лиц, которые желали подвергнуть собственных детей прививке коровьей оспы, грандиозно начал разрастаться. И все это благодаря мерам, которые приняло правительство России, а так же пропаганде нового метода. Центрами распространения вакцинации в Российском государстве стали воспитательные дома – Московский и Петербургский. В этих домах желающие могли получить бесплатно биологический материал для прививок, сделать прививку на месте, а так же здесь обучали и первых вакцинаторов. С 1801 по 1810 г. в Петербургском воспитательном доме привили 18 626 детей. Сначала вакцинировали младенцев, которым было семь – восемь дней от роду, в скором времени прививку начали производить лишь после того, как малышу исполнялось три месяца [4].

Прививки, с тех пор, начали делать повсеместно. Правительство тщательно следило, чтобы малыши не оставались без вакцинации.

В 1815 году были составлены списки не привитых детей. Вакцинация от оспы, лишь, до 1919 года не была обязательна, однако после декрета СНК РСФСР стали делать прививку всем детишкам без исключения. Таким образом, произошло снижение числа больных с 186 000 человек до двадцати пяти тысяч человек к 1925 году [5].

В 1958 году В. Жданов (заместитель министра здравоохранения Советского Союза) представил программу по искоренению натуральной оспы на одиннадцатой Всемирной ассамблеи здравоохранения. Инициативу СССР поддержали участники саммита, принявшие соответствующую резолюцию. В 1963 году, Всемирная Организация Здравоохранения решила усилить интенсивность массовой вакцинации людей. Вследствие этого с 1977 года не зарегистрировали ни одного случая заболевания. Всемирная Организация Здравоохранения объявляет о полной победе над оспой в 1980 году. На основании этого приняли решение о том, чтобы прекратить вакцинацию. В настоящее время прививки против натуральной оспы не осуществляются.