Сегодня, в век глобальной информатизации, невозможно представить нашу жизнь без средств технологического прогресса. Большинство действий современного человека, так или иначе, задействуют информационно-телекоммуникационные технологии.
Теперь, для заказа еды или такси достаточно воспользоваться приложением, а расплатиться за покупки можно с помощью смартфона. Не выходя из дома можно оплатить счета или заказать услугу, что значительно экономит наше время. Электронные картотеки и электронные очереди также значительно облегчили нашу жизнь: теперь нет необходимости занимать очередь к врачам с самого утра в надежде успеть попасть на прием, как и нет опасения не обнаружить свою медицинскую карточку на многочисленных полках с карточками других пациентов. Говоря о промышленности, также стоит отметить колоссальный вклад роботизированной техники в процесс производства, что уменьшает трудозатраты и увеличивает объемы производства [1, 3].
Такое массовое использование информационных технологий изменяет вектор развития экономики стран в сторону цифровой экономики, которая определяет новые направления модернизации и совершенствования экономической ситуации внутри каждого государства и за его приделами.
Сегодня развитые страны активно борются между собой за звания «самая прогрессивная страна», «страна с самым высоким уровнем жизни», «лидер в области цифровой экономики» и др. И у многих это неплохо получатся. Так, например, к числу стран-лидеров в области цифровой экономики на сегодняшний день относятся ОАЭ, Великобритания, Япония и т.д. [5]. С недавних пор Россия пытается попасть к списку данных стран.
Основными факторами, определяющими принадлежность страны к той или иной группе «цифрового развития» являются: уровень инновационного развития, институциональная среда, уровень предложения и спроса на цифровые технологии.
В 2017 году Правительством Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», которая направлена на создание условий для перехода страны к цифровой экономике.
В широком смысле цифровую экономику понимают как совокупность экономических, социальных и общетехнических отношений, основывающихся на использовании цифровых технологий [2].
В результате программы уровень цифровой экономики в стране должен возрасти, а Российская Федерация в перспективе должна попасть в ряды стран-лидеров.
В российской программе развития цифровой экономики планируется использовать новые технологии в сферах, имеющих самое прямое к обеспечению качества жизни человека:
- информационная инфраструктура;
- государственное управление и регулирование;
- кадры и образование;
- информационная безопасность;
- исследования и разработки;
- цифровое здравоохранение.
На сегодняшний основными инновациями в сфере цифровизации являются виртуализация, автоматизация, роботизация и десятилетняя технология – прорыв прошлого года – технология блокчейн. Перечисленные технологии отмечаются и в Программе как способствующие улучшению жизни общества и планируемые к использованию.
Согласно программе в период до 2024 года Россия должно повысить уровень жизни населения, развив более десяти конкурентоспособных на глобальных рынках компаний-лидеров, создав более десяти успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики, взрастив более пятисот успешно функционирующих малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг [4].
Для достижения поставленных целей Правительством Российской Федерации определены основные направления развития цифровой экономики в стране, отраженные в программе «Цифровая экономика Российской Федерации»:
- нормативное регулирование;
- кадры и образование;
- исследовательские компетенции и технические заделы граждан;
- информационная безопасность;
- информационная инфраструктура.
Разработка нормативных документов является базой и регламентирует развитие экономики в стране: определяет цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер.
Развитие кадров и образования является важным критерием достижения запланированных результатов, так как главным ресурсом цифровой или, как ее еще называют, информационной экономики являются знания. Именно умственные ресурсы человека в виде сформированных исследовательских компетенций и технических заделов способствуют формированию информационной инфраструктуры страны, что и является итоговой целью программы.
Развитие информационной инфраструктуры на должном уровне также во многом зависит от предпринятых действий по обеспечению информационной безопасности. С появлением информационных технологий повысились риски хищения и искажения информации – отрицательная сторона цифровизации. Однако данная проблема решается посредствам тщательного анализа, прогнозирования и предотвращения возможных действий злоумышленников с помощью тех же информационных технологий.
Безусловно, цели и задачи, определенные в программе, выведут страну на новый уровень, однако будет ли он соответствовать индустрии 4.0 – вопрос.
К сожалению, опыт советских времен и закалка прошлого века во многом отягощает процесс перехода страны к цифровой экономике. За последние года в стране разрабатывалось много решений, которые призваны обеспечить переход на инновационный путь развития, развитие экономики в целом, повышение качества жизни и т.д., но большинство из них до сих пор находится в стадии «идея». Основная причина этому – неготовность населения к изменениям.
Глобальная информатизация, как правило, происходит в крупных городах, что обусловлено ритмом жизни, наличием промышленных предприятий, развитостью информационной инфраструктуры либо готовностью к ее становлению.
Согласно данным Росстата от 24.07.2018 в России пятнадцать городов с населением более одного миллиона, в которых проживает больше трети общего населения – достаточно большая платформа, способствующая выходу страны в число передовиков в области цифровой экономики. Однако прорыв до установленного высокого уровня возможен только с уровня чуть ниже: для перехода к индустрии 4.0 необходима устойчивая база индустрии 3.0.
Как упоминалось ранее, наличие крупных промышленных предприятий во многом определяет уровень цифровизации общества на близлежащей территории. Промышленность – отрасль, которая, при традиционном производстве, требует огромных трудовых и временных затрат. Данный факт послужил предпосылкой к становлению информационного общества в стране: первые продукты технологического прогресса направлены на улучшение производительности путем автоматизации производства. Сегодня же промышленность все больше модернизируется, за счет использования достижений информационных технологий – индустрия 3.0.
Промышленность способна обеспечить занятостью большое количество граждан, что, как исторически сложилось, является механизмом прироста населения в регион, в котором находится предприятие, способствуя изменениям его положения в рейтинге страны.
Современные российские города-милионники развиваются не только в промышленных отраслях. Сегодня сложно представить жителя мегаполиса, не использующего средства информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни. В первую очередь это обусловлено динамичным ритмом и образом жизни. Также огромное значение здесь имеет влияние передовых стран: продукты информационной деятельности и технологический опыт других стран, новые методы информатизации – все это более доступно для жителей больших развивающихся городов. Обучение граждан посредством информационных технологий, активно внедряющееся в российское образование, также является когда-то преемственной тенденцией.
Описанное выше говорит о неплохой подготовленности трети граждан нашей необъятной страны к надвигающейся цифровизации. А как же остальные жители?
В маленьких городах ситуация немного хуже. Хоть и в городах, население в которых меньше 50 тысяч человек, информационные технологии и внедряются в повседневную жизнь, но их значимость не велика. Одни не признают цифровых улучшений ввиду возраста, другие – ввиду стереотипов и собственных установок. Отсюда возникает потребность в обучении и развитии. Необходимы прорывные действия, способствующие становлению желания развиваться в новых областях.
Говоря о глубинках, нередко можно встретить деревушки, где не развита даже сотовая связь, которая во всем мире является обыденностью уже несколько десятилетий. Жителям районов, развитость которых едва соответствует индустрии 2.0, сложно и представить о возможностях индустрии 4.0. Интернет вещей и киберфизические системы для них чужды.
Резюмируя описанное, можно говорить о том, что принятие программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» – это важный шаг в развитии цифровой экономики. Внедрение цифровых технологий будет способствовать увеличению производительности труда и увеличению эффективности экономики. Но для того чтобы оно принесло максимальную пользу, должно быть решено противоречие между желанием быть конкурентоспособной современной державой на мировом рынке и реальными пробелами во внутренней информатизации страны, что в итоге может создать лишь видимость передовых позиций.
Для разрешения данного противоречия, прежде всего, необходимо предпринять ряд мер, способствующих повышению уровня цифровизации в регионах:
- обеспечить малонаселенные пункты обыденными, для нашего времени, средствами информатизации;
- обучить людей основам информационной грамотности;
- привить населению желание развиваться для дальнейших трансформаций экономической деятельности страны.
Конечно, возможно улучшить реальный уровень развитости цифровой экономики в России, но до 2024 года это сделать невозможно. Для этого потребуются десятилетии, влекущие за собой смену поколений, а соответственно и смену мировоззрения относительно инноваций. То есть естественное улучшение информатизации населения произойдет не намного позже, чем возможное массовое искусственное.
Так, возможным итогом программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» будет лишь поверхностное улучшение в рассматриваемой области.