Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

CONTRADICTIONS OF COUNTRY DIGITALIZATION POLICY

Zhukov V.I. 1
1 Siberian Federal University
In the age of global informatization, it is impossible to imagine our life without the means of technological progress. Most of the actions of modern man, one way or another, involve information and telecommunication technologies. Every day from the media we hear about new inventions designed to improve the standard of living, most of which are based on the results of technological progress: information and digital technologies. All discoveries prompted by progress made ever are products of mental labor of residents of developed countries. Today, to order food or a taxi is enough to use the application, and you can pay for the purchase using a smartphone. Without leaving your home, you can pay bills or order a service, which saves our time. Electronic filing cabinets and electronic versions: now there is no need to queue up to the doctors in the morning in the hope of having time to get an appointment, as there is no fear not to disclose your medical card on several shelves with the cards of other patients. But is everything so how do we imagine this? This article is devoted to the current topic of today - the digitalization of the Russian Federation. The article deals with the topic of opportunities for the development of digital technologies in the country, as well as obstacles to its formation. The paper analyzes and describes the factors influencing the level of informatization of the population depending on the place: the rhythm of life, the presence of industrial enterprises, the development of information infrastructure, etc. Based on the analytical materials that can be found in the "Political Science" section
digitalization
economics
informatization
digital economy
progress

Сегодня, в век глобальной информатизации, невозможно представить нашу жизнь без средств технологического прогресса. Большинство действий современного человека, так или иначе, задействуют информационно-телекоммуникационные технологии.

Теперь, для заказа еды или такси достаточно воспользоваться приложением, а расплатиться за покупки можно  с помощью смартфона. Не выходя из дома можно оплатить счета или заказать услугу, что значительно экономит наше время. Электронные картотеки и электронные очереди также значительно облегчили нашу жизнь: теперь нет необходимости занимать очередь к врачам с самого утра в надежде успеть попасть на прием, как и нет опасения не обнаружить свою медицинскую карточку на многочисленных полках с карточками других пациентов. Говоря о промышленности, также стоит отметить колоссальный вклад роботизированной техники в процесс производства, что уменьшает трудозатраты и увеличивает объемы производства [1, 3].

Такое массовое использование информационных технологий изменяет вектор развития экономики стран в сторону цифровой экономики, которая определяет новые направления модернизации и совершенствования экономической ситуации внутри каждого государства и за его приделами.

Сегодня развитые страны активно борются между собой за звания «самая прогрессивная страна», «страна с самым высоким уровнем жизни», «лидер в области цифровой экономики» и др. И у многих это неплохо получатся. Так, например, к числу стран-лидеров в области цифровой экономики на сегодняшний день относятся ОАЭ, Великобритания, Япония и т.д. [5]. С недавних пор Россия пытается попасть к списку данных стран.

Основными факторами, определяющими принадлежность страны к той или иной группе «цифрового развития» являются: уровень инновационного развития, институциональная среда, уровень предложения и спроса на цифровые технологии.

В 2017 году Правительством Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», которая направлена на создание условий для перехода страны к цифровой экономике.

В широком смысле цифровую экономику понимают как совокупность экономических, социальных и общетехнических отношений, основывающихся на использовании цифровых технологий [2].

В результате программы уровень цифровой экономики в стране должен возрасти, а Российская Федерация в перспективе должна попасть в ряды стран-лидеров.

В российской программе развития цифровой экономики планируется использовать новые технологии в сферах, имеющих самое прямое к обеспечению качества жизни человека:

  • информационная инфраструктура;
  • государственное управление и регулирование;
  • кадры и образование;
  • информационная безопасность;
  • исследования и разработки;
  • цифровое здравоохранение.

На сегодняшний основными инновациями в сфере цифровизации являются  виртуализация, автоматизация, роботизация и десятилетняя технология – прорыв прошлого года – технология блокчейн. Перечисленные технологии отмечаются и в Программе как способствующие улучшению жизни общества и планируемые к использованию.

Согласно программе в период до 2024 года Россия должно повысить уровень жизни населения, развив более десяти конкурентоспособных на глобальных рынках компаний-лидеров, создав более десяти успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики, взрастив более пятисот успешно функционирующих малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг [4].

Для достижения поставленных целей Правительством Российской Федерации определены основные направления развития цифровой экономики в стране, отраженные в программе «Цифровая экономика Российской Федерации»:

  1. нормативное регулирование;
  2. кадры и образование;
  3. исследовательские компетенции и технические заделы граждан;
  4. информационная безопасность;
  5. информационная инфраструктура.

Разработка нормативных документов является базой и регламентирует развитие экономики в стране: определяет цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер.

Развитие кадров и образования является важным критерием достижения запланированных результатов, так как главным ресурсом цифровой или, как ее еще называют, информационной экономики являются знания. Именно умственные ресурсы человека в виде сформированных исследовательских компетенций и технических заделов способствуют формированию информационной инфраструктуры страны, что и является итоговой целью программы.

Развитие информационной инфраструктуры на должном уровне также во многом зависит от предпринятых действий по обеспечению информационной безопасности. С появлением информационных технологий повысились риски хищения и искажения информации – отрицательная сторона цифровизации. Однако данная проблема решается посредствам тщательного анализа, прогнозирования и предотвращения возможных действий злоумышленников с помощью тех же информационных технологий.

Безусловно, цели и задачи, определенные в программе, выведут страну на новый уровень, однако будет ли он соответствовать индустрии 4.0 – вопрос.

К сожалению, опыт советских времен  и закалка прошлого века во многом отягощает процесс перехода страны к цифровой экономике. За последние года в стране разрабатывалось много решений, которые призваны обеспечить переход на инновационный путь развития,  развитие экономики в целом, повышение качества жизни и т.д., но большинство из них до сих пор находится в стадии «идея». Основная причина этому – неготовность населения к изменениям.

Глобальная информатизация, как правило, происходит в крупных городах, что обусловлено ритмом жизни, наличием промышленных предприятий, развитостью информационной инфраструктуры либо готовностью к ее становлению.

Согласно данным Росстата от 24.07.2018 в России пятнадцать городов с населением более одного миллиона, в которых проживает больше трети общего населения – достаточно большая платформа, способствующая выходу страны в число передовиков в области цифровой экономики. Однако прорыв до установленного высокого уровня возможен только с уровня чуть ниже: для перехода к индустрии 4.0 необходима устойчивая база индустрии 3.0.

Как упоминалось ранее, наличие крупных промышленных предприятий во многом определяет уровень цифровизации общества на близлежащей территории. Промышленность – отрасль, которая, при традиционном производстве, требует огромных трудовых и временных затрат. Данный факт послужил предпосылкой к становлению информационного общества в стране: первые продукты технологического прогресса направлены на улучшение производительности путем автоматизации производства. Сегодня же промышленность все больше модернизируется, за счет использования достижений информационных технологий – индустрия 3.0.

Промышленность способна обеспечить занятостью большое количество граждан, что, как исторически сложилось, является механизмом прироста населения в регион, в котором находится предприятие, способствуя изменениям его положения в рейтинге страны.

Современные российские города-милионники развиваются не только в промышленных отраслях. Сегодня сложно представить жителя мегаполиса, не использующего средства информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни. В первую очередь это обусловлено динамичным ритмом и образом жизни. Также огромное значение здесь имеет влияние передовых стран: продукты  информационной деятельности и  технологический опыт других стран, новые методы информатизации – все это более доступно для жителей больших развивающихся городов. Обучение граждан посредством информационных технологий, активно внедряющееся в российское образование, также является когда-то преемственной тенденцией.  

Описанное выше говорит о неплохой подготовленности трети граждан нашей необъятной страны к надвигающейся цифровизации. А как же остальные жители?

В маленьких городах ситуация немного хуже. Хоть и в городах, население в которых меньше 50 тысяч человек, информационные технологии и внедряются в повседневную жизнь, но  их значимость не велика. Одни не признают цифровых улучшений ввиду возраста, другие – ввиду стереотипов и собственных установок. Отсюда возникает потребность в обучении и развитии. Необходимы прорывные действия, способствующие становлению желания развиваться в новых областях.

Говоря о глубинках, нередко можно встретить деревушки, где не развита даже сотовая связь, которая во всем мире является обыденностью уже несколько десятилетий. Жителям районов, развитость которых едва соответствует индустрии 2.0, сложно и представить о возможностях индустрии 4.0. Интернет вещей и киберфизические системы для них чужды.

Резюмируя описанное, можно говорить о том, что принятие программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»  – это важный шаг в развитии цифровой экономики. Внедрение цифровых технологий будет способствовать увеличению производительности труда и увеличению эффективности экономики. Но для того чтобы оно принесло максимальную пользу, должно быть решено противоречие между желанием быть конкурентоспособной современной державой на мировом рынке и реальными пробелами во внутренней информатизации страны, что в итоге может создать лишь видимость передовых позиций.

Для разрешения данного противоречия, прежде всего, необходимо предпринять ряд мер, способствующих повышению уровня цифровизации в регионах:

  • обеспечить малонаселенные пункты обыденными, для нашего времени, средствами информатизации;
  • обучить людей основам информационной грамотности;
  • привить населению желание развиваться для дальнейших трансформаций экономической деятельности страны.

Конечно, возможно улучшить реальный уровень развитости цифровой экономики в России, но до 2024 года это сделать невозможно. Для этого потребуются десятилетии, влекущие за собой смену поколений, а соответственно и смену мировоззрения относительно инноваций. То есть естественное улучшение информатизации населения произойдет не намного позже, чем возможное массовое искусственное.

Так, возможным итогом программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» будет лишь поверхностное улучшение в  рассматриваемой области.