Рис. 1. Сергиев Пётр Григорьевич
Сергиев Пётр Григорьевич родился 10 июля 1893 года в селе Сретенское, Котельничского уезда, Вятской губернии. Жил в семье учителя губернской гимназии. Детство он провел в Сретенье, там жил брат отца – священник. Учился в Вятской гимназии он хорошо (рис. 1). В 1911году окончил гимназию и поступил в Военно-медицинскую академию, проучился там не долго, за участие в студенческой забастовке против реакционной реформы академии его отчислили. Вскоре он поступил на медицинский факультет в Юрьевский университет. Не окончив его, во время Первой мировой войны П.Г. Сергиев работал в военных госпиталях, в холерных бараках в инфекционном отделении больницы города Обухово Московской области. Высшее медицинское образование Сергиев получил в Казанском университете в 1917году.
После окончания учебы был направлен полковым врачом в армию, после демобилизации некоторое время работал инфекционистом. Медицинская практика ученого и врача началась в революционное время. В 1919 году он добровольно вступил в Красную Армии, а в 1920 году был начальником санитарного управления Западно-Сибирского округа. В условиях Гражданской войны проводил борьбу с сыпным тифом, там он вступил в партию большевиков [1, c. 148]. В 1921 году его назначили врачом в Советское представительство в Афганистане, именно здесь он впервые заинтересовался проблемой тропической медицины.
В 1927 году его приглашают в Москву, в институт малярии (ныне институт медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И. Марцинковского). В институте сложился его профиль доктора - паразитолога широкого плана, маляриолога и эпидемиолога.
Через год Петр Григорьевич едет в научную командировку в Испанию, Францию и Италию для ознакомления с работой паразитологических учреждений. По возвращению в Москву его назначают заместителем директора, а в скором времени директором института. Его деятельность в качестве руководителя начинается с набора штата квалифицированных кадров. Он окружает себя сообразительными специалистами, поддерживает рост молодых талантливых врачей, также поощряет развитие науки и ведет преподавательскую деятельность. Одновременно он занимал несколько должностей. В 1937 году его назначают наркомом здравоохранения РСФСР, затем в 1938 году начальником противоэпидемического управления Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, в годы Великой Отечественной войны начальник отдела борьбы с малярией в союзном наркомате здравоохранения СССР [2]. В 1944 г. избирают действительным членом Академии медицинских наук, а позже в 1957-1960 годах - вице-президент АМН СССР. Однако, он не оставлял руководство институтом [4, c. 65].
Советское правительство большое внимание уделяло борьбе с малярией. Малярия с далеких времен известна как болотная лихорадка. Она характеризуется приступами высокой температуры, ознобом и трясет так, что ничем нельзя согреться. Резкий скачок ощущения озноба сменяется жаром. Часто температура поднимается до 39, держится несколько часов, и сразу падает. Затем появляется сильный пот, сон, после которого больной просыпается, как будто здоровый, но чувствует слабость [3, c. 14]. Малярия приводит к анемии (малокровию), поражению селезенки и печени, отмечается упадок сил, часто заканчивалась летальным исходом. Тысячи лет считали, что болезнь возникает в местностях с повышенной влажностью. Древнее поверье утверждало: люди болеют от болотных испарений. Якобы, в испарениях, которые поднимаются после заката над болотами, им чудятся ядовитые вещества. Это мысль, что зараза гнездится в испарениях, дала повод итальянцам назвать болотную лихорадку малярией, что значит – «дурной воздух» [3, c. 5]. Лишь только в конце 19 века в крови больных ученые нашли возбудителей - плазмодий – это одноклеточные паразиты, которые переносятся и передаются комарами. Заболеваемость в стране в 20-х годах составляло около 12,5 млн. и умирало до 62 тыс. человек в год.
Петр Григорьевич первый задумался о глобальной борьбе с малярией и вошел в правительство и ЦК ВКП. Задача стояла сложная: было мало специалистов, не хватало медикаментов и других средств борьбы, не было опыта крупномасштабной работы такого рода и т.д. Сергиев, имея должность заместителя директора института малярии, подготовил научно обоснованный план в 1932 году внес его в правительство Союза, которое, рассмотрев предложение, приняло постановление № 629 «О мероприятиях по ликвидации малярии», что привело к снижению заболеваемостью. Согласно этому постановлению, предусматривалось расширение сети малярийных станций, обеспечение их средствами борьбы с комарами и медикаментами, финансирование работ, подготовка и переподготовка врачей - маляриологов, усиление научных исследований, пропаганда знаний о профилактике малярии, разработка и внедрение научных достижений в практику и т.д. [5].
В итоге на государственный уровень была поднята борьба с малярией. Но предусмотренным работам. помешала Великая Отечественная война. В стране была нехватка лекарств. Часть препаратов закупали за границей, здоровье больных зависело от межгосударственных отношений и импорта лекарств. При содействии Сергиева был создан завод «Акрихин», он стал выпускать препарат акрихин, а также синтезирован противомалярийный препарат – хиноцид. Борьба с малярией была достаточно сложной. Происходили в отдельных очагах рецидивы вспышек болезни. Около 30 лет ушло на осуществление плана. К 1960 г. малярия в СССР была полностью ликвидирована.
Деятельность Сергиева не ограничилась изучением и борьбой с малярией. Так же он исследовал японский энцефалит на Дальнем Востоке, москитов, корь и лихорадку паппатачи (москитная лихорадка). Петр Григорьевич занимался изучением клещей и других переносчиков заразных заболеваний, участвовал в изучении и испытании антибиотиков, предлагал новые репелленты для отпугивания кровососущих насекомых, возглавлял комитет по борьбе с гельминтозами [4, c. 148].
Одним из авторов модели опылителя «Серна» является Петр Григорьевич. Он способствовал внедрению авиахимического метода при обработке анофелогенных водоемов. В 1952 году Сергиеву и группе ученых - маляриологов была присвоена Сталинская премия за разработку системы мероприятий и внедрение их в практику [6, c. 84]. Его заслуги за избавление населения страны от малярии и другие достижения были высоко оценены, он в год 70-летия удостоен звания Героя Социалистического Труда и дважды - лауреата Государственной премии СССР, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени [4, c. 148].
Петр Григорьевич является автором более 200 научных работ. Он посвящал работы проблемам малярии, которую он изучал более 45 лет. В1956 году в монографии П.Г. Сергиева и А.И. Якушевой «Малярия и борьба с ней в СССР» были изложены исследования по эпидемиологии малярии, по испытанию эффективности новых противомалярийных лекарств, изучение штаммов возбудителей, классификации очагов малярии [6, c. 32]. Его работы совместно с Н.А. Тибурской по изучению малярийных паразитов различных штаммов получили мировое признание.
Он представлял отечественную медицину на международных форумах, был почетным членом Венгерской академии наук и Бельгийского общества тропической медицины. За заслуги в области маляриологии в 1965 году ему была присуждена международная премия и медаль имени Дарлинга. В 1930 г. был членом Малярийной комиссии Лиги Наций (сейчас Организации Объединенных Наций). Он много внимания уделял и другим вопросам паразитологии, возглавлял работу Комитета по борьбе с гельминтозами человека в СССР, участвовал не только в организационной, но и в научно-исследовательской работе по изучению раздела медицинской паразитологии. Он вносил новые идеи, проявлял интерес к изучению борьбы с болезнями, которые вызывают простейшие. 15 лет был экспертом Всемирной организации здравоохранения. Много времени он отдавал журналу «Медицинская паразитология и паразитарные болезни», был его главным редактором в течение 40 лет. Под его редакцией вышло более 40 руководств и сборников. Интересы П. Г. Сергиева были достаточно широки, выходили за пределы науки о паразитологии. Одним из первых он поднял вопрос о вирусной этиологии болезни Боткина, под его руководством проведено первое клиническое испытание советского грамицидина. Сергиев долгие годы руководил лабораторией АМН СССР по разработке методов активной иммунизации против кори, проводил исследования и в других областях медицины.
Петр Григорьевич открыл школу русских маляриологов и воспитал десятки ученых - паразитологов. С энтузиазмом он занимался с аспирантами и молодыми научными сотрудниками института, уделял им много внимания. За свои научные достижения Сергиев был широко известен, как в нашей стране, так и за рубежом. Он был почетным членом Венгерской Академии наук, ассоциированным членом Бельгийского общества тропической медицины. Представлял СССР в ряде международных организаций: в малярийной комиссии Лиги Наций, в Комитете экспертов по малярии при Консультативном комитете по научным исследованиям ВОЗ и др.
Жил и работал в Москве. Умер ученый 12 июля 1973 года, прожил 80 лет [4, c. 149]. Похоронен он в Москве на Новодевичьем кладбище (рис. 2).
Рис. 2. Могила Героя Социалистического Труда Петра Сергиева
Сотрудники и его ученики тепло вспоминают о нем как об отзывчивом человеке, он легко откликался на личные проблемы и помогал им, ценил в людях правдивость. В 1937 - 1938 годах выступал за спасение сотрудников от незаконных политических обвинений и репрессий, это говорит о его смелости [4, c. 149]. Благодаря его стараниям и открытиям, теперь Россия не знает малярии. Этим благосостоянием она обязана Петру Григорьевичу.
П.Г. Сергиев был великим ученым - теоретиком, а так же общественный деятель и талантливый организатор, мудрый учитель и просто замечательным человеком. Огромная роль в становлении советской науки принадлежит ему. Только такой человек с щедрой душой, каким был Петр Григорьевич, мог сплотить большой коллектив и направить по правильному пути российских паразитологов, энтомологов и маляриологов. Его труды заняли особое место в истории российской науки и здравоохранения. Правительство высоко оценило его научные, общественные и организационные заслуги. Сергиев был удостоен звания Героя Социалистического Труда, его наградили двумя Государственными премиями.
Рис. 3. Мемориальная доска Сергиеву П.Г.
В Москве на здании Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского, которым руководил Петр Григорьевич, была установлена мемориальная доска.