Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ORGANIZATION OF CHILDREN'S LEISURE CENTRES IN FOREIGN ARCHITECTURAL PRACTICE

Devlikamova A.S. 1
1 Penza State University of Architecture and Constructions
The article is about the formation of a new type of children's leisure center abroad. Time stages of development of the game industry and ways of the organization of these centers in architecture are analyzed. Until the 1990s, children's leisure as a functional component of the building was integrated mainly in shopping centers, arcades of the United States. However, the methods of implementing forms of leisure have not yet been worked out precisely: the interests of children by age were not taken into account, the choice of forms of leisure was practically absent. Owners of commercial buildings focused primarily on profits from retail space, leaving the leisure component for children in the background. Game industry development and ways of the organization of these centers in architecture are analyzed. There are five main types of leisure centers, their brief description are given. Accordingly, more clear gradations of children's entertainment centers by size, type of game and entertainment, by age groups, by educational sphere began to be formed. Considered children's leisure and educational center as the latest format: methods of organization in architecture, functional composition, socio-economic prerequisites for the formation, examples are given. The commercial component of children's leisure industry in foreign practice has led to the formation of an architectural object focused on children, allowing combining entertainment (attractions, interactive games, and animations) and educational formats.
children's leisure center
architecture
foreign practice

Современным этапом развития форм детского досуга и развлечений в зарубежной архитектуре является начало 1990- х гг. Последующий временной интервал характеризуется развитием игровой индустрии от разработки отдельного игрового оборудования к его интеграции в торгово-развлекательные центры и к последующему формированию нового типа архитектурного объекта детского досугово-образовательного центра.

До 1990-х гг детский досуг как функциональная составляющая здания интегрировалась преимущественно в торговые центры, аркады США. Однако способы реализации форм досуга еще не были точно отработаны: не учитывались интересы детей по возрасту, выбор форм самого досуга практически отсутствовал. Владельцы торговых зданий ориентировались прежде всего на прибыль от торговых площадей, оставляя досуговую составляющую для детей на втором плане [1]. В 1977 году Н.Бушнелл впервые объединил ряд аттракционов для детей, площадку для проведения шоу с аниматорами в зонах реализации общепита (сети пиццерий) в Сан-Хосе, Калифорния. В 1982 году изобретение мягкого игрового оборудования позволило развивать новые концепции детских развлечений независимо от зон общественного питания. Основным преимуществом данного оборудования стала безопасность в детских игровых зонах. Впервые появились многоуровневые детские городки из мягких материалов, которые можно было подбирать и заказывать в любых размерах под соответствующую игровую площадку. Под мягкое игровое оборудование стали планировать зоны внутри коммерческих зданий, кооперируя их с зонами общепита [2].

Первый крытый детский развлекательный центр “Phisical Whimsical” был зарегистрирован в 1983 году в Колорадо предпринимателем Н. Эллинофом в здании универмага “Sharpstown”. Центр включал сухой бассейн из мягких мячей, батуты, кукольный театр, аттракционы, традиционные игровые площадки. Рост площадей под аренду в коммерческих зданиях для организации детских развлекательных центров от 800 до 1800 м2 начался с 1989 года. С середины 1990-х гг концепция организации детских зон стала развиваться в сторону интеграции образовательных и развивающих составляющих, помимо физических и активных игр, с учетом сопровождения взрослого (родителя или специалиста по работе с детьми). Соответственно стали формироваться более четкие градации детских развлекательных центров по размеру, по типу игры и развлечениям, по возрастным группам, по образовательной сфере. К 2011 году в зарубежной практике было выделено 5 типов детских развлекательных центров, которые зачастую комбинируют между собой в проектных предложениях.

1) Многофункциональные крытые центры от 2000 м2 – включают детские площадки до 10 штук, мягкое игровое оборудование, детские горки, батуты, зоны для проведения дня рождения [3].

2) Крыто-открытые центры, для размещения которых характерно наличие детской зоны внутри здания и снаружи площадью от 3000 м2. Наиболее распространенным сочетанием досуга является организация детского мини-гольфа и аттракционов на открытом воздухе, крытые игровые зоны с мягким игровым оборудованием и места размещения игровых приставок.

3) Игровые центры с выделенными отдельными помещениями для празднования дней рождений, совмещенными с общей игровой зоной, точкой питания и отдельной зоной для детей до трех лет. Общая площадь от 900 до 1600 м2 [4].

4) Игровые центры сочетающие крупный фуд-корт с детскими развлечениями (батуты, аттракционы, проведение вечеринок к Дню рождения).

5) Досугово-образовательный центр – является новейшей категорией в данной сфере. Модель центра базируется на идее интеграции интерактивного образовательного ресурса в игровую индустрию для детей. Приоритетными в данном направлении является реализация спонтанных игр, практических лабораторий, образовательных зон – таким образом поддерживается идея о необходимости умственное и эмоциональное развитие детей. Типичная площадь данных центров от 2250 м2.

До формирования данного типа досуговые центры находили выражение в интерьерах за счет разнообразного оборудования в коммерческом здании на арендопригодных площадях. Развитие пятого выделенного типа детского досугового-образовательного центра в зарубежной практике сегодня представляет ряд уникальных архитектурно-планировочных решений.

Например, детский центр «Amager» в Копенгагене, Дания, Dorte mandrup arkitekter (рис.1), [5]. Центр рассчитан на посетителей в возрасте от 0 до 18 лет. Его необычная форма продиктована близостью к жилым домам: чтобы не затенять окна последних, архитекторы сильно занизили высоту центральной угловой части секции нового здания.

Рис.1 – Детский центр «Amager» в Копенгагене, Дания, Dorte mandrup arkitekter https://www.dortemandrup.dk/work/amager-childrens-culture-house

Фасады и кровля детского центра облицованы одинаковыми стальными панелями, за счет чего создается иллюзия отсутствия у здания «начала» и «конца»: это ассоциации с фрагментами ленты Мебиуса, случайно попавший ей в традиционную застройку квартала. Единообразие поверхностей подчеркнуто и с помощью одинаково оформленных окон: квадратные проемы в широких деревянных рамах обращены как к обеим улицам, так и к небу.

Интерьер отличает отсутствие изолированных игровых комнат. Все помещения так или иначе связаны между собой, а в роли центральной коммуникационной зоны выступают лестница и скалодром. В соответствии со своей формой, два крыла центра трактованы как горные склоны.

В детском досугово-образовательном центре Children’s Recreation Centre, AIR Architecture во Франции представляет собой сочетание небольших цветных домиков, объединенных коммуникациями (рис.2), [6].

Досуговый центр в Далласе “Arboretum Children’s Adventure Garden & Education Center” (Dattner Architects) в архитектурном решении объединяет образовательные, культурные программы для всех возрастных групп. Например, в здании Discovery проводят экспериментальные уроки для детей с использованием интерактивных экспонатов, компьютерных технологий (рис.3). Территория центра запланирована в качестве ландшафтного парка и включает развлекательные аттракционы, рекреационные зоны с развитой системой благоустройства (рис.4).

Анализируя аналоговые детские досугово-образовательные центры зарубежья можно выделить стремление к открытости с окружающей средой, реализацию экологического подхода в проектировании, применение экологичных материалов и энергосберегающих технологий [7].

Рис.2 – Досугово-образовательный центр “Children’s Recreation Centre”, AIR Architecture во Франции https://www.archdaily.com/40323/children%25e2%2580%2599s-recreation-centre-air-architecture

Рис.4 План здания “Discovery” на территории детского досугово-развлекательного центра, DattnerArchitects, (Даллас), [8]

Рис.5 Детский досугово-развлекательный центр (генеральный план) , DattnerArchitects, (Даллас), [9]

Многие центры Европы и США на первых этажах имеют ленточное остекление, это дает хорошее освещение, насыщенность архитектурного пространства лёгкостью и воздухом. Такой архитектурный замысел позволяет сохранить связь ландшафта и архитектоники. Наряду со стремлением соединить архитектуру и природу, существует тенденция объединения многих функций в одном комплексе. Такой подход эффективен и оправдан точки зрения экономики: за счёт использования общих площадей под разные необходимости (рис.4).

Рис.4– Детский досуговый центр в Сэн-Клу, Франция, KOZ Architectes, [10]

Коммерческая составляющая индустрии детского досуга в зарубежной практике привела к формированию архитектурного объекта, ориентированного на детей, позволяющего сочетать развлекательный (аттракционы, интерактивные игры, анимации) и обучающий форматы, а также ряд сопутствующих и поддерживающих развлекательную индустрию функций. Количественный рост данных функций обусловил необходимость реализовать различные подходы к организации досуга, формирования способов взаимодействия между родителями и детьми внутри здания, привлечение персонала по работе с детьми, ориентации на различные возрастные группы детей.