Современным этапом развития форм детского досуга и развлечений в зарубежной архитектуре является начало 1990- х гг. Последующий временной интервал характеризуется развитием игровой индустрии от разработки отдельного игрового оборудования к его интеграции в торгово-развлекательные центры и к последующему формированию нового типа архитектурного объекта детского досугово-образовательного центра.
До 1990-х гг детский досуг как функциональная составляющая здания интегрировалась преимущественно в торговые центры, аркады США. Однако способы реализации форм досуга еще не были точно отработаны: не учитывались интересы детей по возрасту, выбор форм самого досуга практически отсутствовал. Владельцы торговых зданий ориентировались прежде всего на прибыль от торговых площадей, оставляя досуговую составляющую для детей на втором плане [1]. В 1977 году Н.Бушнелл впервые объединил ряд аттракционов для детей, площадку для проведения шоу с аниматорами в зонах реализации общепита (сети пиццерий) в Сан-Хосе, Калифорния. В 1982 году изобретение мягкого игрового оборудования позволило развивать новые концепции детских развлечений независимо от зон общественного питания. Основным преимуществом данного оборудования стала безопасность в детских игровых зонах. Впервые появились многоуровневые детские городки из мягких материалов, которые можно было подбирать и заказывать в любых размерах под соответствующую игровую площадку. Под мягкое игровое оборудование стали планировать зоны внутри коммерческих зданий, кооперируя их с зонами общепита [2].
Первый крытый детский развлекательный центр “Phisical Whimsical” был зарегистрирован в 1983 году в Колорадо предпринимателем Н. Эллинофом в здании универмага “Sharpstown”. Центр включал сухой бассейн из мягких мячей, батуты, кукольный театр, аттракционы, традиционные игровые площадки. Рост площадей под аренду в коммерческих зданиях для организации детских развлекательных центров от 800 до 1800 м2 начался с 1989 года. С середины 1990-х гг концепция организации детских зон стала развиваться в сторону интеграции образовательных и развивающих составляющих, помимо физических и активных игр, с учетом сопровождения взрослого (родителя или специалиста по работе с детьми). Соответственно стали формироваться более четкие градации детских развлекательных центров по размеру, по типу игры и развлечениям, по возрастным группам, по образовательной сфере. К 2011 году в зарубежной практике было выделено 5 типов детских развлекательных центров, которые зачастую комбинируют между собой в проектных предложениях.
1) Многофункциональные крытые центры от 2000 м2 – включают детские площадки до 10 штук, мягкое игровое оборудование, детские горки, батуты, зоны для проведения дня рождения [3].
2) Крыто-открытые центры, для размещения которых характерно наличие детской зоны внутри здания и снаружи площадью от 3000 м2. Наиболее распространенным сочетанием досуга является организация детского мини-гольфа и аттракционов на открытом воздухе, крытые игровые зоны с мягким игровым оборудованием и места размещения игровых приставок.
3) Игровые центры с выделенными отдельными помещениями для празднования дней рождений, совмещенными с общей игровой зоной, точкой питания и отдельной зоной для детей до трех лет. Общая площадь от 900 до 1600 м2 [4].
4) Игровые центры сочетающие крупный фуд-корт с детскими развлечениями (батуты, аттракционы, проведение вечеринок к Дню рождения).
5) Досугово-образовательный центр – является новейшей категорией в данной сфере. Модель центра базируется на идее интеграции интерактивного образовательного ресурса в игровую индустрию для детей. Приоритетными в данном направлении является реализация спонтанных игр, практических лабораторий, образовательных зон – таким образом поддерживается идея о необходимости умственное и эмоциональное развитие детей. Типичная площадь данных центров от 2250 м2.
До формирования данного типа досуговые центры находили выражение в интерьерах за счет разнообразного оборудования в коммерческом здании на арендопригодных площадях. Развитие пятого выделенного типа детского досугового-образовательного центра в зарубежной практике сегодня представляет ряд уникальных архитектурно-планировочных решений.
Например, детский центр «Amager» в Копенгагене, Дания, Dorte mandrup arkitekter (рис.1), [5]. Центр рассчитан на посетителей в возрасте от 0 до 18 лет. Его необычная форма продиктована близостью к жилым домам: чтобы не затенять окна последних, архитекторы сильно занизили высоту центральной угловой части секции нового здания.
Рис.1 – Детский центр «Amager» в Копенгагене, Дания, Dorte mandrup arkitekter https://www.dortemandrup.dk/work/amager-childrens-culture-house
Фасады и кровля детского центра облицованы одинаковыми стальными панелями, за счет чего создается иллюзия отсутствия у здания «начала» и «конца»: это ассоциации с фрагментами ленты Мебиуса, случайно попавший ей в традиционную застройку квартала. Единообразие поверхностей подчеркнуто и с помощью одинаково оформленных окон: квадратные проемы в широких деревянных рамах обращены как к обеим улицам, так и к небу.
Интерьер отличает отсутствие изолированных игровых комнат. Все помещения так или иначе связаны между собой, а в роли центральной коммуникационной зоны выступают лестница и скалодром. В соответствии со своей формой, два крыла центра трактованы как горные склоны.
В детском досугово-образовательном центре Children’s Recreation Centre, AIR Architecture во Франции представляет собой сочетание небольших цветных домиков, объединенных коммуникациями (рис.2), [6].
Досуговый центр в Далласе “Arboretum Children’s Adventure Garden & Education Center” (Dattner Architects) в архитектурном решении объединяет образовательные, культурные программы для всех возрастных групп. Например, в здании Discovery проводят экспериментальные уроки для детей с использованием интерактивных экспонатов, компьютерных технологий (рис.3). Территория центра запланирована в качестве ландшафтного парка и включает развлекательные аттракционы, рекреационные зоны с развитой системой благоустройства (рис.4).
Анализируя аналоговые детские досугово-образовательные центры зарубежья можно выделить стремление к открытости с окружающей средой, реализацию экологического подхода в проектировании, применение экологичных материалов и энергосберегающих технологий [7].
Рис.2 – Досугово-образовательный центр “Children’s Recreation Centre”, AIR Architecture во Франции https://www.archdaily.com/40323/children%25e2%2580%2599s-recreation-centre-air-architecture
Рис.4 План здания “Discovery” на территории детского досугово-развлекательного центра, DattnerArchitects, (Даллас), [8]
Рис.5 Детский досугово-развлекательный центр (генеральный план) , DattnerArchitects, (Даллас), [9]
Многие центры Европы и США на первых этажах имеют ленточное остекление, это дает хорошее освещение, насыщенность архитектурного пространства лёгкостью и воздухом. Такой архитектурный замысел позволяет сохранить связь ландшафта и архитектоники. Наряду со стремлением соединить архитектуру и природу, существует тенденция объединения многих функций в одном комплексе. Такой подход эффективен и оправдан точки зрения экономики: за счёт использования общих площадей под разные необходимости (рис.4).
Рис.4– Детский досуговый центр в Сэн-Клу, Франция, KOZ Architectes, [10]
Коммерческая составляющая индустрии детского досуга в зарубежной практике привела к формированию архитектурного объекта, ориентированного на детей, позволяющего сочетать развлекательный (аттракционы, интерактивные игры, анимации) и обучающий форматы, а также ряд сопутствующих и поддерживающих развлекательную индустрию функций. Количественный рост данных функций обусловил необходимость реализовать различные подходы к организации досуга, формирования способов взаимодействия между родителями и детьми внутри здания, привлечение персонала по работе с детьми, ориентации на различные возрастные группы детей.