В последние десятилетия в педагогике заговорили о необходимости использования здоровьесберегающих технологий. Это обусловлено причинами внешнего (общее повышение темпа жизни; обилие разнообразной информации, поступающей извне) и внутреннего (тенденция к снижению физической активности ребенка; высокая загруженность программ среднего образования; увеличение стрессообразующих факторов в обучении) характера. Проблема воспитания здорового ребенка для педагогики не нова и имеет глубокие традиции. Она уходит корнями в принцип природосообразности, провозглашенный Я.А.Коменским, И.Г. Песталоцци, А.В.Дистервергом, К.Д.Ушинским и др., согласно которому, воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного природного развития ребенка, согласовывая организацию всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и с природой в которой он живет, и ее изменениями. [5, с 685-688] Еще раньше мы находим идеи гармоничного развития ребенка в соответствии с его природой в традициях Древней Греции и Востока. Понимание важности сохранении и приумножения здоровья ребенка к началу XXвека «вылилось» в огромное количество авторских методик (валеологическая модель воспитания А.Г.Татарникова,М.И. Дроздова, природосообразная модель обучения А.М.Кушнира, природосообразная методика преподавания Н.Масловой и др.)и систем воспитания целых наций (американская система здорового образа жизни). Не смотря на разнообразие педагогических идей все они провозглашают личностноориентированный подход к образованию: «Методы и программы, вращающиеся вокруг ребенка, а не ребенок, изо всех сил старающийся крутиться вокруг программы, составленной без какого-либо учета его особенностей,-вот именно такую «коперникову революцию» требует психология от педагогики» (Э. Клапаред)[1,с. 361.]
Таким образом, здоровьесберегающие технологии базируются на мощной философской и психолого-педагогической основе: это общая теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, И.В. Блауберг, В.П. Зинченко); гуманистическая психология (Д. Келли, А. Маслоу и др.); идеи социализации и адаптации личности (A.B. Мудрик, A.B. Петровский и др.). Подробно раскрыты аксиологические аспекты здоровья как социальной ценности в трудах B.C. Барулина, С.С. Бубновой, Е.С. Демиденко, В.М. Димова, В.Д. Жирнова, A.JI. Иванюшкина, и др. Особое значение приобретают исследования, направленные на поиск средств сбережения здоровья обучающихся и педагогов в процессе обучения (В.Ф. Базарный, В.К. Бальсевич, В.П. Казначева, В.В. Колбанова, Е.А. Левановой, Л.М. Митина и др.).
Всемирная организация здравохранения под здоровьем понимает состояние полного физического, душевного и социального благополучия, поэтому здоровьесбереающие технологии призваны решать комплексную задачу, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и укрепление их здоровья (физического, социального и душевного), воспитание у них культуры здоровья и содействия в стремлении заботиться о своем здоровье. Исходя из этого, можно выделить 4 направления реализации здоровьсберегающих технологий:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации обучения;
- создание благоприятного психологического климата в классе;
- ориентирование содержания предмета на валеологическое воспитание;
- подбор оптимальных методов и средств обучения, способствующих здоровьесбережению.
О создании благоприятного психологического климата в классе и соблюдении санитарно-гигиенических норм при организации обучения сказано много, поэтому остановимся на последних двух направлениях.
Химия как школьный предмет имеет огромный потенциал в плане формирования представлений о здоровом образе жизни и развитии соответствующей мотивации. Н.К.Смирнов отметил, что «здоровье формирующие образовательные технологии, программы и методы направлены прежде всего на развитие мотивации к ведению здорового образа жизни» [3,с. 147].
Выделим основные аспекты содержания школьного курса химии, направленные на здоровьсбережение:
- техника безопасности при работе с различными веществами и приборами:
- меры безопасности при работе со стеклом, первая помощь при возникновении порезов;
- техника безопасности при работе с кислотами и щелочами (правило разбавления концентрированной кислоты,первая помощь при ожогах кислотами и щелочами);
- техника безопасности при работе с нагревательными приборами (меры безопасности при использовании спиртовки и плитки, первая помощь при термических ожогах);
- техника безопасности при работе с легковоспламеняющимися и горючими веществами (техника безопасности при работе со спиртами, хранение красного фосфора);
- меры безопасности при работе с электрооборудованием(меры предосторожности при работе с электроплиткой, прибором Фарадея);
- меры безопасности при работе с щелочными и щелочно-земельнымиметаллами (особенности хранения щелочных и щелочно-земельных металлов, их отбора и осуществления реакций с ними);
- меры предосторожности при работе с герметичными приборами (особенности нагревания герметичныхприборов для получения метана и этилена);
2) культура питания:
-макро- и микроэлементы в организме человека (роль макроэлементов (кислород, азот, водород, углерод); и микроэлементов (кальций, калий, магний, натрий, сера, фосфор) в организме человека);
-компоненты пищи (биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки; калорийность жиров, белков и углеводов, их питательная ценность, особенности обмена веществ);
- хранение пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота как консерванты; процессы брожения глюкозы, виды брожения и их особенности);
-проблема чистой воды (очистка воды с помощью фильтров и иные способы очистки);
- «вредные» пищевые продукты (транс- жиры – их источники и влияние на организм; последствия избыточного потребления сахаров;диеты с избыточным потреблением белков);
- нездоровое пищевое поведение (проблема анорексии и булимии, оптимальная калорийность потребляемой пищи, ее сбалансированность);
3)профилактика формирования вредных привычек:
- избыточное потребление сахара и его последствия (кариес, сахарный диабет, избыточный вес и др.);
- проблема алкоголизма (этанол – «социальный токсин», влияние этанола как химического соединения на органы и ткани человека, алкогольная абстиненция с точки зрения химии, последствия алкоголизма;опасный токсин метанол в контрафактной алкогольной продукции, его пагубное влияние на организм);
- проблема табакокурения (токсины, содержащиеся в сигаретном дыме, их влияние на здоровье человека);
- наркотическая зависимость (вещества, вызывающие наркотическую зависимость, профилактика возникновения наркотической зависимости);
4)уход за телом и косметические средства и их влияние на здоровье (глицерин, вазелин, воск, масла и иные компоненты кремов и мазей, способствующие сохранению влаги в коже и волосах; негативное воздействие ацетона и спирта на кожу человека и др.);
5) проблема чистого воздуха:
- загрязнение воздуха оксидами углерода и предупреждение отравления (места повышенной концентрации углекислого и угарного газа, предупреждение отравления оксидами углерода, первая помощь при угаре);
- явление смога, влияние смога на здоровье человека (понятие «смог», виды смога, их химическая природа и влияние на состояние здоровья);
- отравление парами фенолов (токсичность фенола,испарения от мебели, изготовленной с применением фенолформальдегидных смол, профилактика отравлений);
6)проблема пожаров:
- факторы, способствующие возгоранию (высокая степень измельчения, повышенная температура, избыточное количество кислорода, наличие горючих веществ и др.);
- меры борьбы с возгоранием в зависимости от причины возгорания (прекращение доступа воздуха, использование воды, песка или пены и др.);
- первая помощь при термических ожогах;
7) лекарственные препараты и иные средства оказания медицинской помощи; проблемы, связанные с их применением; народная медицина и фитотерапия:
- антисептики (спиртовые растворы бриллиантовой зелени и йода, раствор перманганата калия);
- жаропонижающие (ацетилсалициловая кислота, парацетамол);
- фиксирующие повязки (гипс);
- успокоительные средства и сердечные препараты (корвалол, нитроглицерин, валидол);
- обезболивающие средства (кофеин, анальгин и др.).
Среди способов включения материала валеологического характера в курс химии можно отметить следующие:
- на уроках:
- небольшие рассказы;
- мини-кейсы («Вегетарианство и мясоедение», «Фенольные дома»);
- доклады и рефераты («Транс-и цис-жиры»);
- демонстрация социальной рекламы («Проблема алкоголизма», «Табак»);
- химический эксперимент (демонстрационный эксперимент «Влияние этанола на белок куриного яйца и листья расстений)
- во внеучебной деятельности:
- проектные и исследовательские работы (например, проект «Газированные напитки – мифы и реальность»,исследовательская работа «Изучение качества молока и некоторых молочных продуктов»;
- элективные курсы («Химия питания», «Химия и медицина» и др.).
Наше исследование направлено на выявление понимания учителями химии сущности здоровьесберегающей технологии и отдельных аспектов их реализации, а также определение уровня мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни. В исследовании приняло участие 62 учителя химии и 209 обучающихся г.Оренбурга и Оренбургской области. В качестве методов исследования использовался анкетный опрос. Предварительное исследование показало, что 26 учителей-41,9% задачей здоровьесберегающих технологий видят сохранение лишь физического здоровья ребенка. 15 учителей- 24,2% отмечают два аспекта - сохранение физического и душевного здоровья ребенка и только 21 учитель -33,8% демонстрируют полное понимание этого определения.
Главной задачей использования здоровьесберегающих технологий 35 педагогов видят сохранение здоровья ребенка, 24 - формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, и лишь 3 –создание здоровьесберегающей среды.Для реализации здоровьсберегающих технологий 49 учителей-79 % отводят преимущественно внеучебную деятельность (проекты, учебно-исследовательская деятельность, творческие задания, домашний эксперимент, реферативная работа и др.). 58 учителей-93,5% отметили, что валеологическая тематика является преобладающей в проектной и научно-исследовательской деятельности наравне с проблемами экологии.
Тестирование учащихся показало преобладание низкого уровня мотивации на ведение здорового образа жизни (низкий уровень - 94 учащихся, средний – 72, высокий – 43), при этом здоровый образ жизни ведут, судя по ответам, лишь 39 учащихся. Высокий уровень знаний валеологического характера продемонстрировали 25 учащихся, средний – 38, низкий – 146.
Таким образом, нами констатирована необходимость апробации разработанной ранее методики по использованию здоровьесберегаюших технологий на уроках химии с целью повышения мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, повышения уровня осведомленности о здоровом образе жизни и стимулирования соответствующего поведения (то есть воздействия на мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты формируемого качества).