Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

READINESS FOR PARENTHOOD AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM

Serebriakova T.A. 1 Arkhipova E.A. 1
1 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The relevance of addressing the problems of parenthood is objectively due to the radical socio-cultural transformations that have occurred both in society and in the minds of people. Orientation to material values eliminates the need for people to implement one of the main social functions – the function of the birth and upbringing of children. Not accidentally, many scientists define modernity as a "crisis of parenting" (studies in N. N. Basagni, L. A. Gritsay, E. I. Zakharova, G. G. Filippova, etc.). And it is the crisis state in this area of people's life that objectively determines a stable and very active interest in this problem on the part of representatives of various human Sciences (philosophy, cultural studies, sociology, pedagogy, etc.). Psychological aspects of parenting are scrutinized by representatives of psychology (research A. Adler, E. Badinter, T. Gordon, R. Campbell, K. Rogers, V. Satir; G. S. Abramova, E. R. Alekseeva, N. In. Bogacheva, L. A. Gritsay, E. I. Zakharova, M. O. Ermichine, O. A. Karabanova, R. V. Ovcharova, G. G. Filippova, etc.). Based on the analysis of the work of psychologists, we are inclined to understand parenting as a complex and systematic personal education, which includes a range of positive emotions and feelings towards their children (with the main feeling we highlight the love of parents to their own children), a systematic understanding of the specifics of effective interaction and education of children, understanding and awareness of the full range of goals of education of their children as full and full members of society, as well as the willingness to a certain nature of actions in relation to their child. Also research psychologists objectively proven, successful, effective parenting can only be provided sorbirovannoe the subject is ready to implement this feature. The purpose of this publication – the study of gender-specific readiness for parenthood as a personal education
parenting
readiness for parenting
motivation parenthood

Кардинальные изменения, произошедшие в последние десятилетия в системе как общественных, так и субъективных ценностей, ориентация современных людей, в первую очередь, на карьеру и профессиональные самореализацию и благополучие, с одной стороны, и личностную свободу и партнерские отношения, с другой стороны, объективно обусловливают пристальное внимание и повышение интереса представителей самых разных наук о человеке к проблеме родительства. Многие ученые современность определяют как «кризис родительства», характеризующийся и нежеланием многих взрослых людей рожать и воспитывать детей, и неготовностью к выполнению своих родительских обязанностей (работы Н.Н. Васягиной, Л.А. Грицай, Е.И. Захаровой, Г.Г. Филипповой и т.д.).

Осуществленный нами анализ исследований, свидетельствует о том, что к проблеме родительства обращаются

  • философы, рассматривая данный феномен с позиций ценностных и морально-нравственных характеристик человека;
  • культурологи (работы Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Плек, М. Спиро, М. Херсковиц и пр.) говорят о родительстве, как о специфической модели поведения субъекта, объективно обусловленной, в первую очередь, культурными особенностями общества. Своими исследованиями представители культурологи доказывают, что именно культура общества определяет характер и направленность как воспитательных воздействий родителей на своих детей, так и содержание и эмоциональную окрашенность взаимодействий между родителями и их детьми;
  • как устойчивое и эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей со своими детьми трактуют родительство социологи (труды А.И. Антонова, Н.В. Богачёвой, О.В. Глезденёвой, Т.А. Гурко, И.С. Кона и др.). По мнению представителей социологии, родительство тесно связано с рождением и воспитанием детей и характеризуется соответствующим поведением родителей (как матери, так и отца) по отношению к своим детям;
  • как один из основных факторов воспитания ребенка и его социализации трактуют родительство педагоги (И.Н. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Л.Ф. Спирин и т.д.). По мнению ученых, именно родители определяющим образом влияют не только на поведение ребенка, но и во многом определяют его образ жизни (как в детские голы, так и в последующие возрастных периоды).

Особый интерес к феномену «родительство» проявляют представители психологии (исследования А. Адлера, Э. Бадинтера, Т. Гордона, Р. Кэмбелла, К. Роджерса, В. Сатир; Г.С. Абрамовой, Э.Р. Алексеевой, Н.В. Богачевой, Л.А. Грицай, Е.И. Захаровой, М.О. Ермихиной, О.А. Карабановой, Р.В. Овчаровой, Г.Г. Филипповой и др.). Опираясь на идеи о том, что родительство оказывает непосредственное влияние не только на детско-родительские отношения, но и на семью в целом, психологи трактуют его как социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений о себе как о родителе, реализуемую во всех поведенческих проявлениях субъекта.

Осуществленный нами анализ исследований в области феномена «родительство» позволяет говорить об отсутствии до настоящего времени единой трактовки данного понятия. Опираясь на специфические характеристики родительства, выделенные представителями разных наук, мы сочли для себя возможным сформулировать следующее определение данного понятия. Под родительством мы склонны понимать достаточно сложное и системное личностное образование, включающее в себя целый спектр позитивно окрашенных эмоций и чувств по отношению к своим детям (при этом основным чувством мы выделяем любовь родителей к собственным детям), систематизированные представления о специфике эффективного взаимодействия и воспитания детей, понимание и осознание всего спектра целей воспитания своих детей как полноценных и полноправных членов общества, а также готовность к определенному характеру действий по отношению к своему ребенку.

Также мы считаем важным отметить, что, несмотря на определенную разницу в трактовках ученых термина «родительство», в качестве неких точек соприкосновения представителей разных областей научного знания относительно данного феномена мы выделили следующие положения:

  • родительство, в первую очередь, - это любовь и привязанность к своим детям, а также ответственность за них;
  • родительство предполагает обеспечение полноценного ухода за ребенком, создание всех необходимых условий для его развития, воспитания и обучения;
  • родительство – феномен, на формирование которого оказывает влияние целый спектр социальных, эмоциональных, когнитивных и иных факторов;
  • родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом нормативов и правил взаимодействия в социуме.

Особый акцент ученые делают на готовности к родительству и ответственном отношении каждого субъекта к реализации своей социальной роли «родитель». Повышенный интерес современных исследователей именно к данной проблематике, с нашей точки зрения, объективно обусловлен такими негативными явлениями, типичными для современности, как увеличение количества детей, оставленных в родильных домах, а также катастрофическое возрастание числа случаев семейного насилия над детьми (результаты исследований Т.М. Малеевой [7] и Г.Г. Филипповой [11]).

Но что же такое «готовность к родительству»? В чем она проявляется и чем характеризуется?

Осуществленное нами изучение работ психологов, касающихся именно готовности к родительству, показал, что, в первую очередь, ученые предпринимают попытку дать определение данному понятию. При этом, если С.Ю. Мещерякова [8] рассматривает психологическую готовность к родительству  как специфическое личностное образование, основу которого составляет субъект-субъектная ориентация в отношении к ребенку, то по мнению Е.И. Захаровой [4] психологическая готовность к родительству – это сложное структурное образование, включающее в себя мотивационный, когнитивный, эмоциональный и операционально-технический компоненты. По мнению же К.Н. Белогай [2], готовность к родительству есть не что иное, как особое состояние мобилизации психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих ему эффективность выполнения родительской роли.

Являясь особым личностным образованием, готовность к родительству, имея, как утверждает С.Ю. Мещерякова [8], инстинктивную основу, формируется  под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Особую роль в этом процессе формирования некоторые ученые отводят периоду беременности (работы О.В. Баженовой, Л.Л. Баз, О.А. Копыл, Г.Г. Филипповой). Вместе с тем, как считает Е.И. Захарова [4], готовность к родительству, в частности, как пишет автор, «родительская компетентность» развивается в полной мере уже после рождения ребенка в процессе реальной деятельности по уходу за малышом.

Также исследованиями ученых объективно доказана тесная связь готовности к родительству и потребностно-мотивационной сферы субъекта (исследования Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой, Е.Ю. Печниковой, М.С. Родионовой, А.С. Спиваковской, А.В. Ступак, Г.Г. Филипповой и т.д.). При этом, как считают исследователи, мотивация родительства относится к факторам, объективно обуславливающим психологическую готовность к родительству. С одной стороны, «сила» мотивации родительства указывает на приоритетную значимость для субъекта определенной потребности. С другой, - содержание мотивации родительства показывает, какой смысл вкладывает человек в родительство и какие потребности и ожидания стоят за решением родить (усыновить) ребенка.

Исследуя взаимосвязь между готовностью к родительству и потребностно-мотивационной сферой личности, в качестве базовой потребности, объективно обусловливающей реальную (а не формальную) готовность к родительству исследователи называют потребность в детях. Опираясь на идею В.В. Бойко [3] о том, что потребность в детях многозначна, следует отметить, что мотивация родительства будет адекватной (зрелой) в том случае, если ведущая мотивация в реализации желания иметь ребенка – это мотив любить ребенка и проявлять заботу о нем. Диаметрально же противоположной мотивацией родительства выступает мотивация, когда рождение ребенка становится лишь средством полоролевой, возрастной, личной или социальной самореализации, способом удержания партнера, достижения определенного социального статуса, компенсации своих детско-родительских отношений и пр.

Весьма активно исследуются учеными и вопросы, связанные с гендерной спецификой представлений о родительстве и отношения к родительству. Анализируя гендерные особенности как самого феномена «родительство», так и готовности к нему, ученые, в первую очередь, обращаются к рассмотрению таких понятий, как «материнство» и «отцовство» (Э. Бадинтер, М. Мид; Т.Б. Беляева, Л.А. Дубисская, Ю.В. Евсенкова, И. Кон, Е.В. Кричевская, Р.В. Овчарова, Н.Л. Пушкарева, Т.В. Скрицкая, Г.Г. Филиппова, Е.В. Шамарина и др.).

Обращаясь к исследованиям, ориентированным на изучения материнства, мы делаем вывод о том, что данный феномен определяется и как феномен культуры, и как биологически закрепленное поведение, и как проявление инстинктов. Вместе с тем, несмотря на разницу в подходах к определению материнства, связанную, по нашему мнению, с целевыми ориентирами каждого конкретного исследователя, практически все ученые говорят о нем как об одной из важнейших ценностях женщины. Только лишь через реализацию своей материнской функции женщина может передать своему малышу опыт социальных отношений. Более того, именно посредством отношений с матерью, в процессе совместной с нею деятельности, ребенок познает окружающий его мир, приобретает тот социальный опыт, который обеспечит в дальнейшем успешность его жизни и деятельности. Как подтверждение данного нашего вывода, можно сослаться на исследование А.Р. Михеевой [9], которая отмечает, что образ мира для ребенка, - это, прежде всего, образ его матери.

Характеризуя феномен «материнство» В.С. Мухина [10] говорит о нем, как об особом состоянии женщины в период беременности, родов, кормления и взращивания ребенка (аналогичную трактовку материнства мы нашли и в Словаре С.И. Ожегова, а также в Толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова: материнство – это  1) беременность, роды, кормление – как функция женщины-матери; 2) родственная связь матери с детьми: материнское чувство (а), чувство материнства, инстинкт материнства, материнская любовь; 3) то, что является источником, давшим жизнь, откуда черпают силу, энергию, жизнеспособность). Возвращаясь к анализу работ В.С. Мухиной [10], следует отметить, что по ее мнению материнство в норме - это чувство любви и ответственности за своего ребенка, потребность и способность реагировать на любые физические и психические проявления малыша, а также потребность и способность к его сопровождению по жизни. Реализовать себя во всех этих проявлениях женщина может только лишь при условии, что у нее сформирована готовность к материнству и родительству (исследования Н.Н. Авдеевой, Е.Х. Л.А. Баз, Л.Я. Варги, Т.А, Гурьяновой, И.В. Добрякова, А.И. Захарова, Н.Б.К едроной, Н.П. Коваленко, Е.М. Савицкой, Л.С. Спиваковской, Г.Г. Филипповой, И.Ю. Хамитовой, Э.Г. Эйдсмиллер и т.д.).

Поскольку, как мы отмечали выше, готовность субъекта к чему либо тесно связана с развитием его мотивационной сферы, обращаются ученые и к изучению тех мотивов, которые побуждают женщину стать матерью. Так

  • Т.М. Зенкова [5], исследуя материнское отношение к ребенку, отмечает, что оно может быть как субъектным, при котором мать относится к ребенку как к активной, самостоятельной, самобытной личности, мотивируемая реальной заботой о ребенке и его благополучием, так и объектным – когда ребенок для матери – только лишь объект для удовлетворения личных целей; движимая инструментальными мотивами, женщина далека от интересов ребенка.
  • Результатом же исследования Г.Г. Филипповой [12] стало выделение 8 категорий мотивов материнства:

- достичь желаемого социального и возрастного статуса (я - взрослая, самостоятельная женщина, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе),

- удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других),

- стремление продолжить свой род,

- реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт),

- компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я),

- решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости),

- любовь к детям (сочетает удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т. п.) и

- достижение критического для деторождения возраста.

Если же говорить об отцовстве, то, в отличии от материнства, к исследованию данного феномена ученые обращаются сравнительно недавно. Проанализировав имеющиеся исследования, мы сочли возможным выделить следующие аспекты изучения феномена «отцовство»:

  • И.С. Кон [6], говоря об отцовстве, как о социокультурном феномене, позиционирует отца как кормильца, дисциплинатора, пример для подражания, непосредственного наставника сыновей в общественно-трудовой деятельности.
  • По мнению же Т.П. Авдуловой [1] и О.К. Трухачевой [1], в настоящее время появляется «новый образ мужчины». Новая модель отцовства подразумевает активное участие отца в уходе за ребенком, проявление заботы о нем, умение эмоционально взаимодействовать с малышом, обеспечивая ему максимальное удовлетворение потребности в общении.

Готовность же к отцовству объективно обусловлена как знаниями функций отца в семье, его роли в воспитании ребенка, так и потребностью и способностью взять на себя ответственность за благополучное будущее своего малыша.

Таким образом, готовность к родительству – это сложное образование, включающее в себя мотивационную, когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие и предполагающая готовность, как к материнству, так и к отцовству. Являясь весьма сложным социокультурным феноменом, готовность к родительству объективно обусловлена теми средовыми условиями, в которых рос и воспитывался потенциальный носитель родительской функции.