Современная биоэтика является сложной социокультурной системой, которая имеет дело с такими явлениями человеческой жизни как: здоровье и болезнь, рождение и смерть, выживание и сохранение человека. Все без исключения люди являются непосредственными активными участниками процесса исполнения этих явлений, тем самым вступая в постоянные и специфические отношения с медициной. Именно это и позволяет говорить о том, что медицинская этика, как дисциплина объединяющая биологическое знание и человеческие ценности, не может быть только сводом профессиональных правил и запретов. Она регулирует и оценивает отношения людей в более широком, чем религиозный, классовый, этнический, политический и другие контексте, и исходя из этого неоправданно ограничение нравственной проблематики медицины лишь отношениями «врач-пациент». [2, с. 8]
Важно отметить, что биоэтика является важной составляющей нашей жизни, потому как мы живем в 21 веке, веке высоких технологий, когда один за одним совершаются открытия в области биологии и медицины, адаптация и преобразования которых происходит в рамках биоэтики. Эта наука возникла как насущная потребность решения проблем, вставших в связи с тем, что человек стал по-иному относиться к самому себе и ко всему, что его окружает. [1]
60-70 годы 20 века, вобрав в себя огромный теоретический объем знаний, накопленный почти за трехтысячелетнюю историю, стали годами невиданного ранее противодействия между наукой и этикой. Ученые пришли к выводу, что прежде объектом изучения науки был, непосредственно, не сам человек, а конспекты, теории, модели поведения индивида или каких-либо групп. Но столкновение живых человеческих ценностей и принципов научности, привело к превосходству первого, сделав в итоге, приоритетом - интересы человека и выживание человечества. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что биоэтика совершила коперниканский поворот в нынешнем представлении о науке и человеке, знаменуя собой окончание этапа преклонения перед научным знанием, который правил вот уже несколько веков. [4]
Для становления биоэтики, как учения о нравственной составляющей деятельности человека в медицине и биологии, необходимы были предпосылки, которые и явились начальными этапами для развития этой дисциплины.
Основу первого этапа составляют главенствующие принципы врачебной этики: добродетель, мудрость, разумность. 3 этих качества и по сей день являются важной составляющей медицинской практики.
Следующим этапом является становление врачебной деятельности, как самостоятельной профессии, формирование основополагающих принципов и правил этой деятельности. Основной вклад внесли такие древнегреческие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ. Именно они заложили основные правила врачебной этики: врачебная тайна, социальное доверие к профессии, моральные добродетели врача. Гиппократ в своих трудах (в частности, в своей клятве) призывает использовать свои знания и силы ради пользы больного, чтобы лечить, сохранять жизнь и помогать людям. Поэтому те ценности, сформировавшиеся в то время, стали существенной частью современной биоэтики.
В одно время с творениями Гиппократа моральные требования к врачу нашли отражение в древнейших памятниках древнеиндийской культуры – «Аюрведах» (книгах жизни). Как и в античной медицине в древнеиндийских трактатах находятся Клятва, которую давали все студенты после окончания обучения. В книгах жизни содержатся прогрессивные концепции медицинской этики, которые имеют сходства с современными этическими нормами. [3, 6]
В конце первого тысячелетия в мировой истории наблюдается господство в обществе религиозного сознания и морали, когда носителями медицинских знаний и практики были священники, а основные правила медицинской этики всецело соответствовали религиозной морали. Главенствующие принципы медицинской этики были отражены в христианских ценностях: милосердии, сострадании и деятельной любви.
Четвертый этап включает в себя период раннего средневековья и начало нового времени. Работы Парацельса, Т. Персиваля, И. Бентама положили начало совершенно новому этапу развития медицинской этики, сделав главным ориентиром - принципы долга и должного в профессиональной деятельности врача. В этот период впервые создаются медицинские школы и факультеты в рамках университетов, а за ними и медицинские университеты. Выпускники этих учебных заведений давали «Факультетское обещание», текст которого, как правило, являлась разновидностью Клятвы Гиппократа. Медицинский факультет Московского университета, который открыли в 1758 г., принял текст «Факультетского обещания» русских врачей, в котором хотя и стояли на первом месте интересы и честь сословия медиков, а не пациентов, тем не менее именно этот факт заложил основу традициям русской медицинской школы и медицинской этики. Важную роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды М.Я. Мудрова, в которых обосновывалась необходимость овладения будущими врачами основами психотерапии как условия продуктивного общения с больным, как важнейшего элемента искусства врачевания. [5]
В середине 20 века сложились условия не только для реформирования традиционной медицинской этики, но и для ее полного видоизменения. С наступлением новейшего времени господствовавшие в медицине деонтологические принципы, сыграв свою положительную роль в профессии врача, постепенно уступают место новым принципам и правилам – биоэтическим. Это период становления и развития собственно биоэтики. В этот период времени люди осознают, что ни одна из теорий в мире не способна решить многие фундаментальные этические вопросы, и остро встает вопрос – о переосмыслении сути самой этики, ее задач, методов, новых путей развития. Для возникновения биоэтики 3 группы оснований: научные, социальные и ценностно-мировоззренческие.
Научные основания являются главенствующими, ведь ошеломительные успехи естественных и технических наук и активное внедрение технологий в медицинскую практику повлияли на ту область проблем, которая в настоящее время отводится на решение биоэтике. [8]
Вторая группа оснований – социальные. В настоящий момент наука глубочайшим образом проникла в интимную и сокровенную составляющую нашей жизни, что это привлекло пристальное внимание некоторых людей и социальные группы к науке, это требует соответствующего изменения индивидуального и общественного сознания. Социальные основания напрямую связаны с желанием людей контролировать развитие и внедрение полученных научных открытий и проводимых научных исследований. Грандиозные изменения в технологическом оснащении современной медицины, огромные сдвиги в медико-клинической практике стали возможны благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накоплении соответствующих знаний и практического опыта. Общество волнует ответственность за результаты проводимой деятельности, ведь ответственность лежит на плечах не только ученого, занимающегося исследованием, но и на плечах всего общества. Это и является основной причиной активного обсуждения биоэтики в средствах массовой информации, людьми различной сфер деятельности, а не только учеными. Таким образом, биоэтика стала наукой, соединяющей знание и умение управлять этим знанием, знания и ответственность в поисках путей выживания человека в современных условиях улучшение качества жизни.
И к третьей группе относят ценностно-мировоззренческие основания. Эта группа является самой, пожалуй, драматичной, потому что в таком большом количестве стран, культур и народов наблюдается полярная разность в морально-мировоззренческих традициях людей, таким образом проявляется ценностный плюрализм современного мира. [7]
Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция медицинской этики, формирование и развитие биоэтики связаны, во-первых, с процессом преобразования социальной этики, а, во-вторых, с качественными изменениями в обществе и активным развитием биологии и медицины.
На рубеже 60-70-х гг. 20 века резко большое внимание начинает уделяться правам человека (в медицинской практике это права пациента, испытуемого), начинают создаваться новые медицинские технологии, порождающие невиданные ранее нестандартные и сложные проблемы, требующие решения как с точки зрения права, так и морали. В развитии биоэтики возникает новый этап, который предполагает возрастание роли медицинских работников и ученых. [2]
Исходя из вышесказанного, в формировании биоэтики большую роль играют научные открытия, но основой этой дисциплины являются именно моральные принципы и гуманистические ценности, биоэтика не абстрагируется от человека, а главный приоритет - его интересы. [10] Биоэтика является тем новым типом этики, главным предметом которой является выживание человечества в современных условиях, защита интересов и прав человека, защита прав тех, кто был поставлен в силу объективных обстоятельств перед лицом риска и негативных последствий новых биомедицинских технологии. Биоэтика - это моральная оценка новых достижений нынешней медицинской науки и врачебно-клинической практики. [3]
Биоэтика - это наука об этичном отношении к любой жизни, основной целью которой является доказать право на существование всех, кому свойственна воля к жизни. Кроме того, она применяется и в сфере ветеринарных наук, сельского хозяйства, фармации, а также неотъемлемо связана с педагогической деятельностью и с юридической составляющей. [9]
В последнее время значение биоэтики обсуждается в различных сферах образования и научно-практической деятельности, приводя к тенденции формирования так называемого «морального сообщества». Биоэтика как дисциплина является предметом изучения в вузах многих стран. В России эта дисциплина включена в программу обязательного медицинского образования. Она призывает уважать жизнь и любое ее проявление, характеризует отношение самого человека к проблемам нравственного воспитания каждого члена нашего общества. Показателем действенности биоэтики как элемента общественной жизни является наличие этических и других национальных комиссий, которые готовят решения в различных сферах деятельности: религиозной, социальной, научной и других.
Таким образом, видно невооруженным взглядом, что место биоэтики в современном мире – одно из ключевых и важных, она занимает одно из ведущих мест в образовании медицинских работников, философов, социологов. Биоэтику можно и нужно рассматривать как один из этапов подготовки к новому восприятию возникающих проблем в наше непростое время, время высоких технологий, напряженной политики, социально-экономической революции и постоянно меняющейся структуры образования. Именно в это непростое для страны и всего мира время биоэтика воспитывает в нас уважение к различным взглядам, мнениям и интересам, учит преодолевать свои предрассудки и предубеждения. Учит любить жизнь во всех ее проявлениях.