Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ALGORITHMIZATION OF TAX CONTROL OF DESIGNED OPERATIONS OF ENTERPRISE STRUCTURES

Stepanova Yu.N. 1 Chigrinova Y.L. 1
1 The Voronezh state timber university of G. F. Morozova
The economic activities of business entities, including settlement operations, are subject to tax control by the federal tax service to determine objective data on the completeness and timeliness of paying taxes and dues to the relevant budget or extrabudgetary fund, and on the performance of the tax obligations imposed. [41] The tax control methodology is quite extensive and has a multi-level system that includes both general scientific and special methods.Keywords: small business, tax burden, tax, special tax regimes. In their generalization, supervisory actions cover the processes underlying the calculation of tax obligations, as well as with respect to certain aspects of the activity of the supervised entity, drawing on a wide range of indicators. The procedure ends with an analysis conducted systematically or by the factor method based on the financial accounting data in order to determine the level of execution of the tax discipline. Due to the fact that settlement operations conducted by business entities are connected with cash flow, cash and non-cash settlements, including, they are subject to strict verification, including cash, banking discipline and movement of accountable amounts. Tax control over settlement operations should be built according to a certain algorithm with clearly defined stages, proceeding from the logical sequence of calculation of tax liabilities of business structures.
business structures
settlement transactions
tax
cash settlement
cashless settlement
cash discipline

Важнейшими элементами налогового контроля, помимо его форм, являются его виды и методы. Как правило, налоговый контроль осуществляется посредством проверок, ревизий и анализа [2]. В неразрывном единстве с видами контрольных мероприятий находятся методы их осуществления. Методология налогового контроля достаточно обширна, она включает в себя общенаучные приемы, такие как анализ, синтез, моделирование, научное абстрагирование и др., эмпирические приемы, в частности инвентаризацию, контрольные замеры работ, формальная и арифметическая проверки, письменный и устный опросы и специфические приемы, а именно приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики [4].

Первое с чего начинается налоговый контроль, это с проверки главных финансово-экономических показатели деятельности предпринимательских структур. В процессе контроля ставится ряд задач:

- анализ финансового состояния предпринимательской структуры;

- анализ ликвидности бухгалтерского баланса;

- расчет и оценка финансовых коэффициентов;

- определение финансовой устойчивости;

- анализ бухгалтерской финансовой отчетности.

Основными методами налогового контроля расчетных операций предпринимательских структур являются проверка и ревизия [7]. Именно они наиболее востребованы как система контролирующих действий. Исходя из важности данных методов, остановимся впоследствии на их характеристике более подробно [1].

Итак, сделаем выводы. В качестве методов налогового контроля можно рассматривать: получение информации и документов (от различных государственных органов (например – в соответствии со статьей 85 НК РФ); от банков; от налогоплательщиков; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверку данных учета и отчетности (в настоящее время в НК РФ не описан); истребование документов при проведении налоговой проверки; истребование документов о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; выемку документов и предметов; доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); участие свидетеля; экспертизу; привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля [5].

Общим для всех этих методов является то, что они обеспечивают осуществления налогового контроля, но не имеют самостоятельного значения. Более того – использование некоторых из этих методов вне рамок налоговой проверки не разрешено Налоговым кодексом.

Основываясь на вышесказанном, представляется целесообразным выделить в качестве объекта проведения налогового контроля за расчетными операциями предпринимательских структур – алгоритм контроля налоговых обязательств.

Проверка налогов должна строиться по определенному алгоритму. При этом могут быть выделены этапы, исходя из логической последовательности расчета налогового обязательства, рисунок 1.

Рисунок 3 – Алгоритм налогового контроля за расчетными операциями

Рисунок 1 - Алгоритм налогового контроля за расчетными операциями

Одним из самых сложных для исчисления налогов и одним из самых значимых для бюджета является налог на добавленную стоимость (НДС). Налоговый контроль НДС включает оценку системы внутреннего контроля, проверку правильности исчисления налога по продажам и ведения книги продаж, проверку правильности изъятия НДС, вычета из бюджета и ведения книги покупок, расчетов по НДС и соответствия данных деклараций данным бухгалтерского учета [6].

Данный алгоритм позволяет выявить в ходе проверки ошибки и нарушения, зафиксировать их в рабочей документации и определить их суммарную величину.

На заключительном этапе контроля за расчетными операциями замечания и рекомендации целесообразно отражать в карточке, представленной в таблице 1.

Таблица 1 – Реестр уточнений налогового контроля расчетных операций

Показатель

Описание

Оформление в контексте бухгалтерского учета

Определяется наличие ошибки, и ее отражение в бухгалтерском учете

Замечание и его суть

Поясняется смысл ошибки, нарушающий методологию учета расчетов с бюджетом или противоречащий действующему законодательству

Информационный источник

Указывают документ, содержащий ошибку

Нормативно-законодательная база

Устанавливают нарушивший пункт и дают рекомендации по исправлению выявленной ошибки

Грамотное оформление данных бухгалтерского учета

Даются пояснения для верного отражению операции в бухгалтерском учете

Порядок исправления

Определяется порядок исправления выявленной ошибки в налоговой документации

Предложенный алгоритм проведения налогового контроля за расчетными операциями с выделением определенных этапов на основании логической последовательности расчета налоговых обязательств, позволяет осуществлять правильность начисления и вычета НДС, выявлять недостатки, оперативно их устранять, не допуская начисление штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату начисленного налога [3].

Важным аспектом при проведения налогового контроля за расчетными операциями является обоснованный выбор необходимого и достаточного количества показателей, способных в полной мере охарактеризовать полноту учёта налогообложения предпринимательских структур [8]. После того, как показатели налогового контроля за расчетными операциями будут определены, устанавливаются их барьерные величины, к примеру, на основании ставок налога штрафных санкций; отклонений, полученных по факту данных от заданной налогооблагаемой базы; величиной льгот по отдельным налогам и пр.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем использовать следующие коэффициенты для проведения государственного налогового контроля за расчетными операциями предпринимательских структур [9].

1. Коэффициент перечисления, который рассчитывается как отношению общей суммы перечисленных средств по результатам контрольной работы к общей сумме запланированных налоговых поступлений. Данный показатель определяет, какую долю от запланированных поступлений в бюджет составляют перечисления по результатам налогового контроля, в какой мере может быть пополнен государственный бюджет.

2. Коэффициент эффективности экономической деятельности, определяющий отношение общей суммы перечисленных в бюджет средств к общей сумме доначисления по результатам налоговой проверки. Коэффициент определяет степень качества проведённых мероприятий налогового контроля, а также степень воздействия отрицательных факторов.

3. Коэффициент экономической эффективности объектов налогового контроля, рассчитываемый как отношение общей суммы перечисленных в бюджет средств по результатам налогового контроля по отдельному налогу к общей сумме доначисленных в бюджет средств по результатам налогового контроля по отдельному налогу. Он демонстрирует качество проведенных мероприятий налогового контроля по отдельному объекту.

4. Коэффициент нереализованных возможностей, определяемый путем отношений суммы части средств, не поступившей в бюджет по отдельному налогу, к сумме части средств, запланированной, но не поступившей по всем налоговом платежам.

5. Коэффициент риска неуплаты налогов, получаемый путем отношения максимальной суммы уплаченных налогов к сумме запланированных поступлений. Этот коэффициент определяется по нижеприведенной формуле 1:

Kp=Q/P (1)

где Q - максимальной суммы уплаченных налогов;

Р - сумма запланированных поступлений

Приведем уровни градации для Kp:

0,0 < Kp < 0,10 – риск неуплаты налогов минимальный;

0,101< Kp < 0,20 – риск неуплаты налогов средний;

0,201< Kp < 0,40 – риск неуплаты налогов высокий.

Итак, в качестве вывода отметим:

- для анализа налоговой проверки за расчетными операциями целесообразно использовать специально подготовленные опросные листы;

- при осуществлении налогового контроля следует рассматривать контролируемые показатели по группам объектов: налоги, ставки, льготы, источники выплаты;

В связи с тем, что при проведении налогового контроля за расчетными операциями применяются показатели общих сумм доначислений и перечислений в бюджеты различных уровней, которые не в полной мере раскрывают возможности налогового контроля, целесообразно использовать следующие показатели [10]:

- коэффициент доначисления;

- коэффициент перечисления;

- коэффициент эффективности экономической деятельности;

- коэффициент экономической эффективности налогового контроля;

- коэффициент нереализованных возможностей;

- коэффициент эффективности деятельности налоговых подразделений;

- коэффициент риска неуплаты налогов.