Проблема этнокультурного воспитания и обучения подрастающего поколения сегодня выходит на первый план и ставит перед педагогами и психологами множество задач – начиная от наполнения содержания этнокультурного воспитания и заканчивая его реализацией. В условиях отсутствия стандартов и программ этнокультурного воспитания и недостаточной наполненностью учебно-дидактическим материалом педагоги и психологи вынуждены искать средства и пути решения этих проблем самостоятельно. С одной стороны этнокультурное воспитание и образование призвано удерживать национальную традицию, реализует принцип защиты и развития национальных культур, предусматривает возможность введения в воспитательно-образовательный процесс содержания, связанного с национальной культурой и историей, с другой стороны оно должно решать проблемы связанные с межэтнической толерантностью.
Человечество в целом не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп (наций, народов, религиозных общин и т.д.). Одной из таких групп являются этносы, которые различаются по численности, степени консолидированности, четкости этнического самосознания, характеру расселения и т.д. Как правильно замечено исследователями, Россия, являясь многонациональной страной, в которой проживает более ста восьмидесяти народов, участвует во всех мировых политических и экономических процессах. В эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным, очень остро поднимается вопрос о совмещении национальных ценностей Востока и Запада [6, с. 4]. Современные исследователи считают, что толерантность является потенциальным фактором межкультурных отношений.
Термин «толерантность» (от лат. tolerantia – терпение) определяется как мировоззренческая и психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего отличные от ее собственных и даже чуждые ей идеи, обычаи, нормы поведения и т. д. Основная суть толерантности – терпимость к другому, «инаковому», «чужому». Это качество может быть присуще как отдельной личности, так и группе людей, социальному сообществу, обществу в целом [7, 9, 10 и др.]. Любые взаимоотношения в полиэтнической группе иллюстрируют этническую толерантность (либо интолерантность) – как готовность и способность человека как представителя определенного этнического сообщества проявлять понимание, положительное отношение, терпение к малознакомому образу жизни представителей других этнических сообществ, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д. Внешне этническая толерантность выражается в выдержке, самообладании, способности людей длительно выносить непривычные воздействия иной или даже чужой им культуры без снижения адаптивных возможностей.
Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора и сопровождается дискомфортом, психологической напряженностью, конфликтной готовностью. Она имеет разные степени выраженности в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности [6, 9]. Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с такими социально-психологическими факторами, как ценности, стереотипы, идентичность и др. [7, 9, 10].
Становление идентичности происходит в процессе социализации. Исследователи личностной идентичности выделяют несколько ее уровней [10]:
личностно-психологический – осознание человеком, кто есть «Я», которое складывается по мере участия в различных социальных группах и тесно связано с представлением о себе самом, а также с теми эмоциями, которые возникают в результате осознания этих представлений;
социально-психологический, когда представления о себе формируются как производные от осознания причастности к определенной социальной группе, когда идет сравнение свей группы с другими группами и выстраивание поведения так, чтобы позиционировать свою группу в благоприятном свете. Тут следует сказать о такой разновидности социально-психологического явления как этническая идентичность – осознание своей принадлежности к определенному этносу [6, 7, 10].
В процессе формирования межэтнической идентичности и межэтнической толерантности необходимы новые интерактивные формы, методы и технологии в воспитании и обучении курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, которые способствовали бы личностному росту, формированию убеждений, ценностей, норм поведения, табу, ритуалов, отношения к культуре в целом, способности к пониманию и рефлексии [4, 5]. Для формирования этих качеств у курсантов были использованы ряд методов, основными задачами которых являются:
1) осознание многообразия мира и формирование установки на его принятие;
2) моделирование эмоционально комфортных межэтнических отношений;
3) развитие способов поведения и навыков межэтнической коммуникации в процессе совместной деятельности
Достаточно популярными сегодня являются метафорические карты, основанные на ассоциативном методе и механизме метафоры [4, 9]. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в работе с группами респондентов разного возраста и разной этнической принадлежности. Начиная с 30-х гг. ХХ века метафора изучается не только философами, филологами, лингвистами, но и методологами науки, культурологами, антропологами, психологами, и другими специалистами. Анализируя рост интереса к метафоре различных наук, связанных с изучением сознания, следует отметить, что метафора с недавнего времени стала восприниматься как средство, способствующее пониманию основ мышления, процессов создания образа мира.
Метафору как объяснительний прием и как механизм создания образов и смыслов изучали Ф. Ницше, М. Блэк, П.Рикер, М. Элиаде, М. Эриксон, Р. Мей, Ж. Беккио и другие мастера философии и психологи [2]. Метафоры активизируют познавательные и мыслительные процессы, активизируют ресурсные механизмы, опосредуют использование имеющегося и приобретение нового опыта, обогащают субъективные картины мира, воздействуют на глубинные структуры психики. По выражению М. Блэка, метафора являет собой пример так называемого «двухуровневого языка», в котором репрезентированы два уровня смысла, один из которых адресован сознанию, а другой – бессознательному [2]. Результаты анализа теоретических исследований метафоры, а также ее практического применения показали, что метафора – это продукт деятельности ассоциативного мышления, главная функция которого – установление связи по сходству, смежности или противоположности.
В последние годы в психологической науке и практике открыты новые свойства метафоры, позволяющие успешно использовать ее в глубинной и социальной психологии, психодиагностике, психокоррекции, психотерапии, гипнотерапии и других видах и формах прикладной психологии. Так И.В. Вачков считает такими свойствами:
1) экстраполяцию скрытых смыслов (метафора – это «волшебный сундучок», в котором каждый находит то сокровище, какое он способен найти);
2) активацию творческих ресурсов воображения;
3) семантическое опосредование (метафоры являются связующим звеном между семантическими пространствами психолога и клиента);
4) актуализацию архетипов;
5) фасилитацию (метафоры снижают воздействие негативных эмоций и действуют гораздо мягче и деликатней, чем многие другие средства психологического воздействия) [3].
Вместе с тем, до недавнего времени попытки обращения к метафоре как области психологического знания были достаточно редки, хотя ее возможности как средства развития творческого потенциала растущего человека, как механизма, участвующего в создании новых значений, способствующего решению познавательных и межличностных проблем, значительно обширнее, представленных в современной системе технологий развития. Основная психологическая функция метафоры – обеспечить процесс понимания, что обусловлено ее способностью одновременно активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Курантам образовательных организаций высшего образования МВД России были предложены психокоррекционные тренинги с метафорическими ассоциативными картами. В основе данной проективной методики лежит принцип переноса внутреннего образа человека на внешний объект. У каждого человека в ходе своей собственной жизни, в процессе социализации формируется система взглядов и отношений к различным ситуациям, объектам и людям. Всё, что мы видим вокруг себя, мы воспринимаем субъективно, через призму своего внутреннего опыта и отношения. Выбрав ту или иную карту, участник описывает то, что он на ней видит. И здесь срабатывает основной принцип любой проективной методики: описание внешнего объекта опосредуется внутренним образом и предъявляется психологу как внутреннее состояние. В процессе реализации методики была использована колода карт, разработанная на основе этнических фотографий и картин о народах России. В процессе тренинга было важно активизировать личностный рост участников, самопознание, открытие собственной креативности, коммуникацию с другими участниками в атмосфере безопасности и доверия, которую создают карты.
Метафорические карты помогают разобраться в психологических причинах, происходящих с человеком событий и найти решение для сложных ситуаций. Для тренинга была спроектирована колода из тридцати карт, на картинках изображены национальные, семейные традиции, мужские и женские фигуры в костюмах народов России, а также религиозные символы.
Например:
В процессе работы курсантам предлагалось обсудить следующие темы: представление о межэтнической толерантности; моя Родина – Россия. Курсантам предлагалось выбрать из набора карт какую-либо одну (по их желанию) и в процессе группового обсуждения поразмышлять на заданные темы. Использование ассоциативного метода в качестве инструмента коррекционной работы позволяет активизировать студентов на совместную работу, развивает их представления друг о друге и формирует их межэтническую толерантность.
Выводы. Работа по формированию межэтнической толерантности в полиэтнических группах курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России способствовала осознанию собственной этнической идентичности, позитивного образа собственной этнической группы и ценности «других» этнических групп. По данным включенного наблюдения, в результате применения метода ассоциативных метафорических карт наблюдается положительная динамика взаимоотношений курсантов в группе по следующим показателям: эмпатия, принятие других, групповая сплоченность, эмоциональная привязанность к группе, толерантностные установки.
Россия – многонациональная страна, которая время от времени сталкивается с острыми национальными проблемами. Цивилизованное решение этих проблем невозможно без учета национальных особенностей и единства многообразия общечеловеческих особенностей. Феномен человека определяется многими философскими, историческими, антропологическими, психологическими, педагогическими и этнологическими направлениями.
Для многонациональной России чрезвычайно важна реальность этноса. Именно об этом свидетельствуют следующие знаменательные слова Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер», включающий «формирование мировоззрения и... такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса ощущал бы себя наследником противоречивой, трагической, но великой России».