Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

Experience in the use of metaphorical maps in the formation of interethnic tolerance

Lukin V.S. 1
1 Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia VY name Kikot
The article presents the experience of psycho-correctional work on the formation of interethnic tolerance in polyethnic groups of cadets of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. During the implementation of corrective measures, an associative method was used, and modified metaphorical maps were used as a tool. As a result of the research, it is shown that the application of this method gives a positive dynamics of the cadets' relationships in the group by such indicators as empathy, acceptance of others, group cohesion, emotional attachment to the group, satisfaction of the group members with their ethnicity. The aim of the work is to demonstrate the use of the method of metaphorical associative maps as an element of innovative psychotechnology and an active method of forming interethnic tolerance. The work on the formation of interethnic tolerance in polyethnic groups of cadets of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia contributed to the awareness of their own ethnic identity, positive image of their own ethnic group and the value of "other" ethnic groups. According to the included observation, as a result of the application of the method of associative metaphorical maps, there is a positive dynamics of the cadets' relationships in the group in terms of the following indicators: empathy, acceptance of others, group cohesion, emotional attachment to the group, tolerant attitudes.
interethnic tolerance
polyethnic group
associative method
culture of interethnic relations
metaphorical maps
associative method.

Проблема этнокультурного воспитания и обучения подрастающего поколения сегодня выходит на первый план и ставит перед педагогами и психологами множество задач – начиная от наполнения содержания этнокультурного воспитания и заканчивая его реализацией. В условиях отсутствия стандартов и программ этнокультурного воспитания и недостаточной наполненностью учебно-дидактическим материалом педагоги и психологи вынуждены искать средства и пути решения этих проблем самостоятельно. С одной стороны этнокультурное воспитание и образование призвано удерживать национальную традицию, реализует принцип защиты и развития национальных культур, предусматривает возможность введения в воспитательно-образовательный процесс содержания, связанного с национальной культурой и историей, с другой стороны оно должно решать проблемы связанные с межэтнической толерантностью.

Человечество в целом не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп (наций, народов, религиозных общин и т.д.). Одной из таких групп являются этносы, которые различаются по численности, степени консолидированности, четкости этнического самосознания, характеру расселения и т.д. Как правильно замечено исследователями, Россия, являясь многонациональной страной, в которой проживает более ста восьмидесяти народов, участвует во всех мировых политических и экономических процессах. В эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным, очень остро поднимается вопрос о совмещении национальных ценностей Востока и Запада [6, с. 4]. Современные исследователи считают, что толерантность является потенциальным фактором межкультурных отношений.

Термин «толерантность» (от лат. tolerantia – терпение) определяется как мировоззренческая и психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего отличные от ее собственных и даже чуждые ей идеи, обычаи, нормы поведения и т. д. Основная суть толерантности – терпимость к другому, «инаковому», «чужому». Это качество может быть присуще как отдельной личности, так и группе людей, социальному сообществу, обществу в целом [7, 9, 10 и др.]. Любые взаимоотношения в полиэтнической группе иллюстрируют этническую толерантность (либо интолерантность) – как готовность и способность человека как представителя определенного этнического сообщества проявлять понимание, положительное отношение, терпение к малознакомому образу жизни представителей других этнических сообществ, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д. Внешне этническая толерантность выражается в выдержке, самообладании, способности людей длительно выносить непривычные воздействия иной или даже чужой им культуры без снижения адаптивных возможностей.

Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора и сопровождается дискомфортом, психологической напряженностью, конфликтной готовностью. Она имеет разные степени выраженности в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности [6, 9]. Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с такими социально-психологическими факторами, как ценности, стереотипы, идентичность и др. [7, 9, 10].

Становление идентичности происходит в процессе социализации. Исследователи личностной идентичности выделяют несколько ее уровней [10]:

личностно-психологический – осознание человеком, кто есть «Я», которое складывается по мере участия в различных социальных группах и тесно связано с представлением о себе самом, а также с теми эмоциями, которые возникают в результате осознания этих представлений;

социально-психологический, когда представления о себе формируются как производные от осознания причастности к определенной социальной группе, когда идет сравнение свей группы с другими группами и выстраивание поведения так, чтобы позиционировать свою группу в благоприятном свете. Тут следует сказать о такой разновидности социально-психологического явления как этническая идентичность – осознание своей принадлежности к определенному этносу [6, 7, 10].

В процессе формирования межэтнической идентичности и межэтнической толерантности необходимы новые интерактивные формы, методы и технологии в воспитании и обучении курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, которые способствовали бы личностному росту, формированию убеждений, ценностей, норм поведения, табу, ритуалов, отношения к культуре в целом, способности к пониманию и рефлексии [4, 5]. Для формирования этих качеств у курсантов были использованы ряд методов, основными задачами которых являются:

1) осознание многообразия мира и формирование установки на его принятие;

2) моделирование эмоционально комфортных межэтнических отношений;

3) развитие способов поведения и навыков межэтнической коммуникации в процессе совместной деятельности

Достаточно популярными сегодня являются метафорические карты, основанные на ассоциативном методе и механизме метафоры [4, 9]. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в работе с группами респондентов разного возраста и разной этнической принадлежности. Начиная с 30-х гг. ХХ века метафора изучается не только философами, филологами, лингвистами, но и методологами науки, культурологами, антропологами, психологами, и другими специалистами. Анализируя рост интереса к метафоре различных наук, связанных с изучением сознания, следует отметить, что метафора с недавнего времени стала восприниматься как средство, способствующее пониманию основ мышления, процессов создания образа мира.

Метафору как объяснительний прием и как механизм создания образов и смыслов изучали Ф. Ницше, М. Блэк, П.Рикер, М. Элиаде, М. Эриксон, Р. Мей, Ж. Беккио и другие мастера философии и психологи [2]. Метафоры активизируют познавательные и мыслительные процессы, активизируют ресурсные механизмы, опосредуют использование имеющегося и приобретение нового опыта, обогащают субъективные картины мира, воздействуют на глубинные структуры психики. По выражению М. Блэка, метафора являет собой пример так называемого «двухуровневого языка», в котором репрезентированы два уровня смысла, один из которых адресован сознанию, а другой – бессознательному [2]. Результаты анализа теоретических исследований метафоры, а также ее практического применения показали, что метафора – это продукт деятельности ассоциативного мышления, главная функция которого – установление связи по сходству, смежности или противоположности.

В последние годы в психологической науке и практике открыты новые свойства метафоры, позволяющие успешно использовать ее в глубинной и социальной психологии, психодиагностике, психокоррекции, психотерапии, гипнотерапии и других видах и формах прикладной психологии. Так И.В. Вачков считает такими свойствами:

1) экстраполяцию скрытых смыслов (метафора – это «волшебный сундучок», в котором каждый находит то сокровище, какое он способен найти);

2) активацию творческих ресурсов воображения;

3) семантическое опосредование (метафоры являются связующим звеном между семантическими пространствами психолога и клиента);

4) актуализацию архетипов;

5) фасилитацию (метафоры снижают воздействие негативных эмоций и действуют гораздо мягче и деликатней, чем многие другие средства психологического воздействия) [3].

Вместе с тем, до недавнего времени попытки обращения к метафоре как области психологического знания были достаточно редки, хотя ее возможности как средства развития творческого потенциала растущего человека, как механизма, участвующего в создании новых значений, способствующего решению познавательных и межличностных проблем, значительно обширнее, представленных в современной системе технологий развития. Основная психологическая функция метафоры – обеспечить процесс понимания, что обусловлено ее способностью одновременно активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферы.

Курантам образовательных организаций высшего образования МВД России были предложены психокоррекционные тренинги с метафорическими ассоциативными картами. В основе данной проективной методики лежит принцип переноса внутреннего образа человека на внешний объект. У каждого человека в ходе своей собственной жизни, в процессе социализации формируется система взглядов и отношений к различным ситуациям, объектам и людям. Всё, что мы видим вокруг себя, мы воспринимаем субъективно, через призму своего внутреннего опыта и отношения. Выбрав ту или иную карту, участник описывает то, что он на ней видит. И здесь срабатывает основной принцип любой проективной методики: описание внешнего объекта опосредуется внутренним образом и предъявляется психологу как внутреннее состояние. В процессе реализации методики была использована колода карт, разработанная на основе этнических фотографий и картин о народах России. В процессе тренинга было важно активизировать личностный рост участников, самопознание, открытие собственной креативности, коммуникацию с другими участниками в атмосфере безопасности и доверия, которую создают карты.

Метафорические карты помогают разобраться в психологических причинах, происходящих с человеком событий и найти решение для сложных ситуаций. Для тренинга была спроектирована колода из тридцати карт, на картинках изображены национальные, семейные традиции, мужские и женские фигуры в костюмах народов России, а также религиозные символы.

Например:

В процессе работы курсантам предлагалось обсудить следующие темы: представление о межэтнической толерантности; моя Родина – Россия. Курсантам предлагалось выбрать из набора карт какую-либо одну (по их желанию) и в процессе группового обсуждения поразмышлять на заданные темы. Использование ассоциативного метода в качестве инструмента коррекционной работы позволяет активизировать студентов на совместную работу, развивает их представления друг о друге и формирует их межэтническую толерантность.

Выводы. Работа по формированию межэтнической толерантности в полиэтнических группах курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России способствовала осознанию собственной этнической идентичности, позитивного образа собственной этнической группы и ценности «других» этнических групп. По данным включенного наблюдения, в результате применения метода ассоциативных метафорических карт наблюдается положительная динамика взаимоотношений курсантов в группе по следующим показателям: эмпатия, принятие других, групповая сплоченность, эмоциональная привязанность к группе, толерантностные установки.

Россия – многонациональная страна, которая время от времени сталкивается с острыми национальными проблемами. Цивилизованное решение этих проблем невозможно без учета национальных особенностей и единства многообразия общечеловеческих особенностей. Феномен человека определяется многими философскими, историческими, антропологическими, психологическими, педагогическими и этнологическими направлениями.

Для многонациональной России чрезвычайно важна реальность этноса. Именно об этом свидетельствуют следующие знаменательные слова Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер», включающий «формирование мировоззрения и... такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса ощущал бы себя наследником противоречивой, трагической, но великой России».