Решение проблем нового тысячелетия невозможно без участия современной молодежи, которая будет принимать стратегические решения в будущем. Будущее развитие Республики Казахстан в целом будет определяться новыми поколениями. Представители сегодняшней молодежи займут в скором будущем ключевые позиции в жизни своей страны.
В новых условиях система образования выступает ведущим механизмом формирования положительной направленности адаптированности школьников в обществе. Молодому поколению подлежит усвоить содержание образования, которое рассматривается в качестве определяющей в развитии социальных способностей личности как части социокультурного опыта, - отобранное в соответствии с образовательными целями и процессуальными аспектами современного национального образования.
Таким образом, в условиях социально-экономических преобразований, реорганизации всех ступеней образования, особенно остро стоит проблема обучения в начальной школе, отвечающей требованиям современной школы.
Одним из самых ответственных этапов развития ребенка является младший школьный возраст. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника [1]. Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника, а также вопросы совершенствования обучения учащихся начальной школы являются предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога.
Успех при освоении учебной деятельности, а также органичное вхождение ученика в ситуацию начального обучения в школе определяется общей готовностью к школе.
Научные данные свидетельствуют о необходимости формирования у детей такого исходного уровня развития, при котором они достаточно уверенно и активно овладевают заданной школьным обучением с позиции субъекта учебной деятельности (Ж.Ш. Баримбеков, М.В. Воробьева, М.К. Ибраимова). Это, в свою очередь, требует высокого уровня самоорганизации школьников, развития навыков учебной деятельности, высокого уровня развития технических процессов.
Теоретические проблемы обучения детей школьного возраста и начального обучения в школьных учреждениях Казахстана получили освещение в работах отечественных ученых В.Н. Андросовой, Б.Б. Баймуратовой, Л.А. Давиденко, Е.Б. Дайрабаева, Г.И. Исмагуловой и др.
Процесс реформирования системы начального образования в школе, происходящий последние 10 лет, привел к тому, что каждое начальное учреждение имеет возможность самостоятельного развития, использования различных инновационных педагогических технологий и программ. Работы А.К. Кусаинова, С.Н. Лактионовой, Л.Я. Ленчевской, Р.Р. Масыровой, С.М. Назарбаевой, В.Я. Никитина, Ш.Т. Таубаевой свидетельствуют о том, что в республике идет активный процесс внедрения инноваций в систему начального образования в школе. Данные изменения вызваны современными требованиями школы.
В настоящее время в практике сложилось противоречие между возросшими требованиями школы, предъявляемыми к уровню подготовки будущих первоклассников, и относительно узкой подготовкой учеников в школе.
Поиск эффективных путей и методов совершенствования обучения детей в школе, а также преодоление ее узкой направленности являются проблемой нашего исследования.
Современные реформы образования связаны с внедрением все более усложняющихся технологий труда; возросший экономической и культурной конкуренцией, гуманизацией и демократизацией содержания образования; существенным повышением научного потенциала среднего образования, что повышает вес интеллектуально-духовной нагрузки на детей.
Возрастает сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок, а также требования к процессу обучения. Повышаются требования к ученику, а, следовательно, увеличивается нагрузка на организм ребенка. Подобные изменения требуют соответствующей подготовки дошкольника, воспитания зрелого в физическом и социальном отношении ребенка с высокими интеллектуальными возможностями, а также психологической готовностью, проявляющейся в сформированности основных психических сфер ребенка – волевой, мотивационной, нравственной, умственной, позволяющих беспрепятственно и безболезненно переходить из дошкольного учреждения и предшкольной подготовки детей к школе [2].
Обучение охватывает большие периоды жизни человека, поглощая его продуктивные, творческие годы. Ключевым вопросом в содержании ребенка в школе является его опора на национальные и общественные ценности, формирование системного миропонимания и мышления, которые возможны только на основе синтеза технической и гуманитарной культуры человека.
Качественно новый уровень обучения и воспитания детей должен достигаться на основе полноценного использования всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество. Сама система образования должна быть не только гибкой, но должна соблюдать преемственность и использовать народную педагогику, национальные, региональные и микросоциальные проблемы.
В дидактике установлено, что все компоненты учебного процесса закономерно связаны между собой. Цель как закон определяет содержание и методы обучения. Методы определяют выбор средств и форм организации учебного процесса. Взаимосвязанное единство всех компонентов обучения обеспечивает определенные результаты обучения.
Из закономерностей обучения вытекают определенные основополагающие требования к его эффективной организации, которые называют принципами обучения. Знание принципов обучения позволяет более уверенно избирать необходимые методы обучения [3].
Зная общую структуру процесса обучения и его методов, учитель продумает, какие методы деятельности, какие конкретные действия и операции он и сами ученики осуществят на данном этапе урока, какие при этом будут использованы средства обучения, чтобы наиболее успешно решить поставленные перед данным этапом обучения задачи. Надо помнить, что действия всегда соотносятся с поставленными задачами, а операции - с имеющимися условиями для обучения. И хотя действия и операции взаимосвязаны, но их специфику необходимо учитывать, конструируя определенный прием и метод обучения.
В школьной практике нередко традиционное объяснительное и иллюстративное проведение уроков преобладает над всеми другими формами. Но применение только традиционного обучения не всегда способствует повышению самостоятельности мышления и творческому усвоению материала, так как не в полной мере учитываются интересы, потребности, способности и мотивы самих учащихся.
Анализ исследования показал, что процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется слабой мотивацией учебного труда школьника.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.
Для школ характерен сегодня широкий инновационный поиск. Его сфера чрезвычайно обширна. Это и организационные преобразования (изменение статуса учреждения, ритма работы школы, функции администрации и т.д.), введение регионального и школьного компонентов учебного плана, интеграции учебных предметов, целевой отбор содержания обучения в соответствии с проблемами глобального образования. Это и экспериментальная проверка новых учебных технологий, оптимизация базового образовательного стандарта, новые методики, дающие возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах [4].
Термин «инновация» по разному определяются в энциклопедиях и словарях. В большом энциклопедическом словаре данное понятие трактуется как новообразование. Советский энциклопедический словарь определяет его тоже как новообразование. А.И. Кочетов дает понятию «инновация» следующие определения: целостная теоретическая и технологическая и методическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее вывод на указанный уровень. Мы не можем полностью согласиться с этим определением. На взгляд В. Кваша и В. Латкина «инновация – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень». Практика убеждает, что любая инновация выходит за пределы нормированной деятельности и устремлена к прорыву вперед. Но вместе с тем, педагогическому коллективу инновационных школ необходимо оглядываться на прошлый опыт, соотносить свою деятельность с существующей практикой.
Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к непрерывному обновлению педагогического процесса. Н.Р. Юсуфбекова дает такое определение: инновационный процесс – динамическое единство педагогических новшеств, их освоения педагогическим обществом и эффективного использования в практике на научной основе.
Инновационная деятельность – один из аспектов работы современной школы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий, характеризующихся позитивными качественными изменениями. Инновационная деятельность предусматривает своего рода отклонения от нормы, представляющей стандарт, признанный в конкретных социально-психологических условиях; введение альтернативных норм, заимствование их из других сфер и другое. Она обеспечивает совокупность средств для развития, предполагает сознательное преобразование действительности.
Инновационная деятельность характеризуется процессами, состоящими из этапов возникновения, разработки и реализации новшеств. «Инновационная деятельность – отмечает В.И. Горбунова, - зависит от двух факторов: силы развивающегося инновационного процесса и характера его отношений со средой». В условиях инновационных школ это, с одной стороны, обоснованность выбора или разработки новшеств, с другой – заинтересованность в нем учителей, учащихся, родителей [5].
Ведущий методист В.И. Горбунова выделяет пять факторов, которые способствуют интенсификации инновационного процесса:
1) творческий потенциал руководителей школы, куда можно отнести способности к изменению ценностных ориентаций конструированию новых образов личностного поведения; разработку новых технологий и обучения инновационной деятельности участников процесса; организацию интенсивного взаимодействия и коммуникации;
2) разработанные комплексные проекты (программы, планы), которые включают параметры не только самого инновационного процесса, но и среда, на которую он воздействует;
3) консультирование проектов (программ, планов) и самого процесса, которое обеспечивает надежность действий руководителей, возможность создания альтернативных вариантов, своевременную коррекцию. Роль этого фактора велика, поскольку любое нововведение всегда связано с риском. В условиях школ инновационного типа это не только экономический, сколько добровольный, профессиональный, практический и морально-психологический риск. Отсюда возникает необходимость поиска антипода – гарантии, позволяющей избежать негативных последствий, определить и обосновать условия достижения определенных результатов в ходе инновационной деятельности и возможность компенсирующих действий в результате неудачи;
4) социально-экономическая среда, которая выступает как гарант инновационной деятельности с позиций психолого-педагогического, научно-методического и материально-теоретического обеспечения;
5) речевые позиции участников инновационного процесса. Их можно характеризовать как инициативные, содействующие, противодействующие и бездействующие. Вполне понятно, что приоритет тех или других будет сказываться на потенциале инновационной школы в целом, то есть на способности создать и реализовывать нововведения, освобождаться от уже утративших свою роль, распространять те новшества, которые значительно влияют на деятельность школы [6].
Инновационная школа – это образовательное учреждение нового типа, созданное на основе системных нововведений, с иными отношениями между учителями и детьми, с новым содержанием образования и технологией учебно-воспитательного процесса, новой его организацией и управлением, реализующая на территории государства образующей нации свою суверенную образовательную политику, свободно формирующая у учащихся широкий спектр образовательных и культурных потребностей.
Для принятия решений об уровне образования детей точная оценка учебы ребенка становится существенной. Наблюдение за детьми во время обучения, общение с другими детьми и участие в учебном процессе помогает учителю собрать информацию о каждом ученике. Записи смешных и примечательных событий, контрольные листки, папки, учительско-ученические конференции и самооценка ученика – все это является приемами и методами, с помощью которых учитель точно оценивает своих учеников и становится более опытным при общении. Для того, чтобы получить надежную, правдоподобную и полную картину способностей и прогресса ребенка, процесс оценки должен стать непрерывным, тщательным и проводится во всех аспектах классных занятий.
Изучая проблемы использования инновационных технологий обучения в начальной школе на опыте работы ведущих учителей начальных классов города Шымкент можно увидеть, что в ответ на возрастающие требования школы к личности учащихся начальных классов, к уровню их развития, наиболее прогрессивная часть педагогов предпринимает попытки оптимизировать учебно-воспитательный процесс посредством внедрения инновационных педагогических технологий [7].
На наш взгляд, применение инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе способствует активизации учебного процесса, позволяет развивать положительную внутреннюю мотивацию учения, а именно: учащиеся испытывают моральное удовлетворение, высокий эмоциональный настрой, радость переживания за успехи.
Планирование, разработка и отработка наиболее благоприятного фона интенсивного обучения способствует позитивным изменениям личностной, мотивизационной и смысловой сферы обучаемого.
Было бы целесообразно шире применять инновационные технологии обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы, так как они повышают интерес к изучаемому предмету, а также более глубже развивают умственные способности учащихся.
Все вышеизложенное требует от учителя:
- Овладение психолого-педагогическими основами применения инновационных технологий обучения и воспитания на уроках.
- Совершенствование владения методикой преподавания учебного предмета.
- Знание индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
- Умение анализировать учебный материал и использовать возможности инновационных технологий обучения и воспитания на уроках для усвоения развития умственных и творческих способностей учащихся.
- Считаем возможным применение инновационных технологий обучения и воспитания во всём учебном процессе. Так как подобная организация учебного процесса позволяет наиболее полно развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.
И в заключении, наша работа предназначена в помощь учителям начальных классов по совершенствованию и применению инновационных технологий обучения и воспитания, так как лишь тогда можно говорить о достаточном уровне управления учебным процессом, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых результатов.