Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

QUESTIONS OF IMPROVING STUDENTS TRAINING IN ELEMENTARY SCHOOL ON THE BASIS OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Sydykhov B.D. 1 Orynbasarova G.-. 2 Shoraeva U.-. 2 Zhunisbekova Z.A. 3 Koyshibaeva N.I. 3
1 Kazakh National Pedagogical University by name Abay
2 Institute of improvement of professional skill of pedagogical workers on the South Kazakhstan area (joint-stock company Branch «National training centre of pedagogical shots «Orley»)
3 М.O.Аuеzоv South Kazakhstan State University
The challenges of the new Millennium cannot be solved without the participation of today's youth, who will make strategic decisions in the future. The future development of the Republic of Kazakhstan as a whole will be determined by new generations. Representatives of today's youth will soon take a key position in the life of their country. One of the most important stages of the child's development is the primary school age. During this period, under the influence of purposeful pedagogical influence, important mental tumors are formed, educational activities, in particular, its motivation and basic educational skills, which largely determine the effectiveness of all further education of the student, are becoming more and more effective. That is why the state of educational activity, its formation in primary school children, as well as the issues of improving the education of primary school students are the subject of close attention in the professional activities of the teacher. Success in the development of training activities, as well as the seamless joining of the student in the situation of primary education in school is determined by the total school readiness. Our work is intended to help primary school teachers to improve and apply innovative technologies of training and education, as only then can we talk about a sufficient level of management of the educational process, when as a result of his students acquire knowledge and skills at the level of planned results.
elementary school
junior high school student
learning process
innovation
innovative activities
the learning process

Решение проблем нового тысячелетия невозможно без участия современной молодежи, которая будет принимать стратегические решения в будущем. Будущее развитие Республики Казахстан в целом будет определяться новыми поколениями. Представители сегодняшней молодежи займут в скором будущем ключевые позиции в жизни своей страны.

В новых условиях система образования выступает ведущим механизмом формирования положительной направленности адаптированности школьников в обществе. Молодому поколению подлежит усвоить содержание образования, которое рассматривается в качестве определяющей в развитии социальных способностей личности как части социокультурного опыта, - отобранное в соответствии с образовательными целями и процессуальными аспектами современного национального образования.

Таким образом, в условиях социально-экономических преобразований, реорганизации всех ступеней образования, особенно остро стоит проблема обучения в начальной школе, отвечающей требованиям современной школы.

Одним из самых ответственных этапов развития ребенка является младший школьный возраст. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника [1]. Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника, а также вопросы совершенствования обучения учащихся начальной школы являются предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога.

Успех при освоении учебной деятельности, а также органичное вхождение ученика в ситуацию начального обучения в школе определяется общей готовностью к школе.

Научные данные свидетельствуют о необходимости формирования у детей такого исходного уровня развития, при котором они достаточно уверенно и активно овладевают заданной школьным обучением с позиции субъекта учебной деятельности (Ж.Ш. Баримбеков, М.В. Воробьева, М.К. Ибраимова). Это, в свою очередь, требует высокого уровня самоорганизации школьников, развития навыков учебной деятельности, высокого уровня развития технических процессов.

Теоретические проблемы обучения детей школьного возраста и начального обучения в школьных учреждениях Казахстана получили освещение в работах отечественных ученых В.Н. Андросовой, Б.Б. Баймуратовой, Л.А. Давиденко, Е.Б. Дайрабаева, Г.И. Исмагуловой и др.

Процесс реформирования системы начального образования в школе, происходящий последние 10 лет, привел к тому, что каждое начальное учреждение имеет возможность самостоятельного развития, использования различных инновационных педагогических технологий и программ. Работы А.К. Кусаинова, С.Н. Лактионовой, Л.Я. Ленчевской, Р.Р. Масыровой, С.М. Назарбаевой, В.Я. Никитина, Ш.Т. Таубаевой свидетельствуют о том, что в республике идет активный процесс внедрения инноваций в систему начального образования в школе. Данные изменения вызваны современными требованиями школы.

В настоящее время в практике сложилось противоречие между возросшими требованиями школы, предъявляемыми к уровню подготовки будущих первоклассников, и относительно узкой подготовкой учеников в школе.

Поиск эффективных путей и методов совершенствования обучения детей в школе, а также преодоление ее узкой направленности являются проблемой нашего исследования.

Современные реформы образования связаны с внедрением все более усложняющихся технологий труда; возросший экономической и культурной конкуренцией, гуманизацией и демократизацией содержания образования; существенным повышением научного потенциала среднего образования, что повышает вес интеллектуально-духовной нагрузки на детей.

Возрастает сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок, а также требования к процессу обучения. Повышаются требования к ученику, а, следовательно, увеличивается нагрузка на организм ребенка. Подобные изменения требуют соответствующей подготовки дошкольника, воспитания зрелого в физическом и социальном отношении ребенка с высокими интеллектуальными возможностями, а также психологической готовностью, проявляющейся в сформированности основных психических сфер ребенка – волевой, мотивационной, нравственной, умственной, позволяющих беспрепятственно и безболезненно переходить из дошкольного учреждения и предшкольной подготовки детей к школе [2].

Обучение охватывает большие периоды жизни человека, поглощая его продуктивные, творческие годы. Ключевым вопросом в содержании ребенка в школе является его опора на национальные и общественные ценности, формирование системного миропонимания и мышления, которые возможны только на основе синтеза технической и гуманитарной культуры человека.

Качественно новый уровень обучения и воспитания детей должен достигаться на основе полноценного использования всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество. Сама система образования должна быть не только гибкой, но должна соблюдать преемственность и использовать народную педагогику, национальные, региональные и микросоциальные проблемы.

В дидактике установлено, что все компоненты учебного процесса закономерно связаны между собой. Цель как закон определяет содержание и методы обучения. Методы определяют выбор средств и форм организации учебного процесса. Взаимосвязанное единство всех компонентов обучения обеспечивает определенные результаты обучения.

Из закономерностей обучения вытекают определенные основополагающие требования к его эффективной организации, которые называют принципами обучения. Знание принципов обучения позволяет более уверенно избирать необходимые методы обучения [3].

Зная общую структуру процесса обучения и его методов, учитель продумает, какие методы деятельности, какие конкретные действия и операции он и сами ученики осуществят на данном этапе урока, какие при этом будут использованы средства обучения, чтобы наиболее успешно решить поставленные перед данным этапом обучения задачи. Надо помнить, что действия всегда соотносятся с поставленными задачами, а операции - с имеющимися условиями для обучения. И хотя действия и операции взаимосвязаны, но их специфику необходимо учитывать, конструируя определенный прием и метод обучения.

В школьной практике нередко традиционное объяснительное и иллюстративное проведение уроков преобладает над всеми другими формами. Но применение только традиционного обучения не всегда способствует повышению самостоятельности мышления и творческому усвоению материала, так как не в полной мере учитываются интересы, потребности, способности и мотивы самих учащихся.

Анализ исследования показал, что процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется слабой мотивацией учебного труда школьника.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Для школ характерен сегодня широкий инновационный поиск. Его сфера чрезвычайно обширна. Это и организационные преобразования (изменение статуса учреждения, ритма работы школы, функции администрации и т.д.), введение регионального и школьного компонентов учебного плана, интеграции учебных предметов, целевой отбор содержания обучения в соответствии с проблемами глобального образования. Это и экспериментальная проверка новых учебных технологий, оптимизация базового образовательного стандарта, новые методики, дающие возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах [4].

Термин «инновация» по разному определяются в энциклопедиях и словарях. В большом энциклопедическом словаре данное понятие трактуется как новообразование. Советский энциклопедический словарь определяет его тоже как новообразование. А.И. Кочетов дает понятию «инновация» следующие определения: целостная теоретическая и технологическая и методическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее вывод на указанный уровень. Мы не можем полностью согласиться с этим определением. На взгляд В. Кваша и В. Латкина «инновация – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень». Практика убеждает, что любая инновация выходит за пределы нормированной деятельности и устремлена к прорыву вперед. Но вместе с тем, педагогическому коллективу инновационных школ необходимо оглядываться на прошлый опыт, соотносить свою деятельность с существующей практикой.

Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к непрерывному обновлению педагогического процесса. Н.Р. Юсуфбекова дает такое определение: инновационный процесс – динамическое единство педагогических новшеств, их освоения педагогическим обществом и эффективного использования в практике на научной основе.

Инновационная деятельность – один из аспектов работы современной школы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий, характеризующихся позитивными качественными изменениями. Инновационная деятельность предусматривает своего рода отклонения от нормы, представляющей стандарт, признанный в конкретных социально-психологических условиях; введение альтернативных норм, заимствование их из других сфер и другое. Она обеспечивает совокупность средств для развития, предполагает сознательное преобразование действительности.

Инновационная деятельность характеризуется процессами, состоящими из этапов возникновения, разработки и реализации новшеств. «Инновационная деятельность – отмечает В.И. Горбунова, - зависит от двух факторов: силы развивающегося инновационного процесса и характера его отношений со средой». В условиях инновационных школ это, с одной стороны, обоснованность выбора или разработки новшеств, с другой – заинтересованность в нем учителей, учащихся, родителей [5].

Ведущий методист В.И. Горбунова выделяет пять факторов, которые способствуют интенсификации инновационного процесса:

1) творческий потенциал руководителей школы, куда можно отнести способности к изменению ценностных ориентаций конструированию новых образов личностного поведения; разработку новых технологий и обучения инновационной деятельности участников процесса; организацию интенсивного взаимодействия и коммуникации;

2) разработанные комплексные проекты (программы, планы), которые включают параметры не только самого инновационного процесса, но и среда, на которую он воздействует;

3) консультирование проектов (программ, планов) и самого процесса, которое обеспечивает надежность действий руководителей, возможность создания альтернативных вариантов, своевременную коррекцию. Роль этого фактора велика, поскольку любое нововведение всегда связано с риском. В условиях школ инновационного типа это не только экономический, сколько добровольный, профессиональный, практический и морально-психологический риск. Отсюда возникает необходимость поиска антипода – гарантии, позволяющей избежать негативных последствий, определить и обосновать условия достижения определенных результатов в ходе инновационной деятельности и возможность компенсирующих действий в результате неудачи;

4) социально-экономическая среда, которая выступает как гарант инновационной деятельности с позиций психолого-педагогического, научно-методического и материально-теоретического обеспечения;

5) речевые позиции участников инновационного процесса. Их можно характеризовать как инициативные, содействующие, противодействующие и бездействующие. Вполне понятно, что приоритет тех или других будет сказываться на потенциале инновационной школы в целом, то есть на способности создать и реализовывать нововведения, освобождаться от уже утративших свою роль, распространять те новшества, которые значительно влияют на деятельность школы [6].

Инновационная школа – это образовательное учреждение нового типа, созданное на основе системных нововведений, с иными отношениями между учителями и детьми, с новым содержанием образования и технологией учебно-воспитательного процесса, новой его организацией и управлением, реализующая на территории государства образующей нации свою суверенную образовательную политику, свободно формирующая у учащихся широкий спектр образовательных и культурных потребностей.

Для принятия решений об уровне образования детей точная оценка учебы ребенка становится существенной. Наблюдение за детьми во время обучения, общение с другими детьми и участие в учебном процессе помогает учителю собрать информацию о каждом ученике. Записи смешных и примечательных событий, контрольные листки, папки, учительско-ученические конференции и самооценка ученика – все это является приемами и методами, с помощью которых учитель точно оценивает своих учеников и становится более опытным при общении. Для того, чтобы получить надежную, правдоподобную и полную картину способностей и прогресса ребенка, процесс оценки должен стать непрерывным, тщательным и проводится во всех аспектах классных занятий.

Изучая проблемы использования инновационных технологий обучения в начальной школе на опыте работы ведущих учителей начальных классов города Шымкент можно увидеть, что в ответ на возрастающие требования школы к личности учащихся начальных классов, к уровню их развития, наиболее прогрессивная часть педагогов предпринимает попытки оптимизировать учебно-воспитательный процесс посредством внедрения инновационных педагогических технологий [7].

На наш взгляд, применение инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе способствует активизации учебного процесса, позволяет развивать положительную внутреннюю мотивацию учения, а именно: учащиеся испытывают моральное удовлетворение, высокий эмоциональный настрой, радость переживания  за успехи.

Планирование, разработка и отработка наиболее благоприятного фона интенсивного обучения способствует позитивным изменениям личностной, мотивизационной и смысловой сферы обучаемого.

Было бы целесообразно шире применять инновационные технологии обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы, так как они повышают интерес к изучаемому предмету, а также более глубже развивают умственные способности учащихся.

Все вышеизложенное требует от учителя:

  • Овладение психолого-педагогическими основами применения инновационных технологий обучения и воспитания на уроках.
  • Совершенствование владения методикой преподавания учебного предмета.
  • Знание индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
  • Умение анализировать учебный материал и использовать возможности инновационных технологий обучения и воспитания на уроках для усвоения развития умственных и творческих способностей учащихся.
  • Считаем возможным применение инновационных технологий обучения и воспитания во всём учебном процессе. Так как подобная организация учебного процесса позволяет наиболее полно развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.

И в заключении, наша работа предназначена в помощь учителям начальных классов по совершенствованию и применению инновационных технологий обучения и воспитания, так как лишь тогда можно говорить о достаточном уровне управления учебным процессом, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых результатов.