Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ANALYSIS OF THE LEGAL FRAMEWORK SOCIAL PROTECTION FOR OLDER PEOPLE IN THE VOLGOGRAD REGION

Sergeeva Alyona Sergeevna 1
1 Volgograd State University
This article is devoted to the analysis of the legal regulation of social protection of elderly people in the Volgograd region. The administrative and methodological guidance of the social protection of the Volgograd Region is disclosed; describes the normative documents that the specialists of the Centers for Social Protection of Population use in their work. The article deals with the main current Federal Law № 442 of 28.12.2013, «On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation», which regulates all legal relations in the sphere of social services. According to this law, the article describes the concept of «recipient of social services». On the example of the regional law of the Volgograd region of 06.11.2014 «On the social service of citizens in the Volgograd region» defined categories of citizens who can receive social services on preferential terms. This article describes the main regional laws of the Volgograd region in the field of social protection and social services for the elderly. The subprogram «Improving the quality of elderly people» within the state program «Social support and protection of the population of the Volgograd region» is also described. The purpose of this subprogram is to create conditions for improving the quality of life of o elderly people living in the Volgograd Region.
social support
social protection
elderly people
social policy
legal and regulatory framework

В России и других развитых странах наблюдается повышение интереса к проблеме старения человека, к качеству его жизни, в первую очередь, это связано с увеличением числа пожилых людей [2]. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2017 год в России насчитывается более 36 млн. пожилых людей (мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины – 55 лет и более) [8]. Изучение социальной защиты граждан пожилого возраста необходимо из-за того, что идет  процесс снижения уровня жизни и социальной защищенности значительной части населения. Поэтому проблемы пожилых людей, проблемы социальной защиты и помощи пожилым и престарелым гражданам являются одними из основных вопросов, требующих глубокого изучения.

В Волгоградской области административное и методологическое руководство учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения осуществляет Комитет социальной защиты населения Волгоградской области.  В его ведомстве находится 43 центра социальной защиты населения, 79 государственных учреждений социального обслуживания населения и 1 областной центр контроля качества социальный услуг. Центры социальной защиты населения по Волгоградской области в своей деятельности руководствуются:

  • Конституцией РФ – гарантирует право на получение бесплатной медицинской помощи, право на социальное обеспечение по возрасту, предоставление социальной помощи и ухода и др.;
  • Федеральными законами РФ – «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ; «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ; «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ; «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 №181-ФЗ;
  • постановлениями Правительства РФ;
  • законами Волгоградской области;
  • инструкциями вышестоящих органов социальной защиты.

В настоящее время главным действующим законом, который регулирует правовые отношения в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и  обеспечивает развитие системы социального обслуживания, является новый федеральный закон от 28.12.2013 №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Новый закон создает правовые основы для обеспечения этой категории населения высокого качества жизни с учетом всех его составляющих, включая: уход и заботу, активное участие в жизни общества, предоставление возможности для реализации внутреннего потенциала, приобретения знаний, умений, передачи жизненного опыта молодежи, обеспечение доступа к культурным ценностям, дополнительному образованию, творческому развитию [5].

Согласно данному закону появляется понятие  «получатель социальных услуг», где говорится, что гражданин признается, нуждающимся в социальном обслуживании, в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Также, согласно данному закону регионы сами могут дополнять перечень обстоятельств. На территории Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области от 6 ноября 2014 №140-ОД «О социальном обслуживании граждан в Волгоградской области» список льготных получателей социального обслуживания был расширен. Социальные услуги на дому, в полустационарной и стационарной формах предоставляются бесплатно следующей категории граждан:

  • несовершеннолетним детям;
  • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;
  • инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
  • получателям срочных социальных услуг [3].

Остальным категориям граждан социальное обслуживание предоставляется платно. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается каждому гражданину индивидуально с учетом оказанных услуг и установленных на них тарифов. С введением платы за социальное обслуживание стало спорным значение термина «социальные услуги», поскольку данный вид деятельности уже перестает ассоциироваться с предоставлением социальной помощи в традиционном смысле этого понятия.

На областном уровне между государственными, муниципальными и некоммерческими структурами в сфере социального обслуживания пожилых граждан существует взаимодействие. Некоммерческие организации помогут снять социальную напряженность на территории, выявить «болевые точки».  Но говорить о системе пока рано, поскольку отсутствуют механизмы партнерства, которые давали бы НКО равное право для участия в борьбе за ресурсы наравне с муниципальными и государственными учреждениями и предприятиями.

На территории Волгоградской области действует Социальный Кодекс, который регулирует отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи различным категориям граждан за счет средств областного бюджета. Согласно данному кодексу социальная помощь предоставляется следующим лицам пожилого возраста: ветеранам труда и ветеранам военной службы; ветеранам труда Волгоградской области;  труженикам тыла; бывшим военнослужащим 1927-1928 года рождения;  участникам Сталинградской битвы; членам семей военнослужащих. Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на следующие меры социальной поддержки:

  • ежемесячная денежная выплата (размер выплаты различен для каждой категории граждан пожилого возраста);
  • ежемесячная денежная выплата на компенсацию 50 процентов: на оплату за наем или содержание жилья; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса; платы за коммунальные услуги;
  • ежегодная денежная выплата на компенсацию 50 процентов стоимости твердого топлива, сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд гражданам, проживающих в домах, не подключенных к газораспределительной системе.

Дополнительно труженикам тыла положено бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и слуховыми аппаратами; они имеют преимущество при приеме в учреждения социального облуживания [7, 1]. Со дня вступления данного кодекса многие законы Волгоградской области о мерах социальной поддержки населения утратили силу.

Также важно отметить Федеральную целевую программу «Старшее поколение». В работе над ней участвовало более 20 министерств и ведомств, ряд академических и отраслевых научных организаций, руководители администраций многих регионов. Целями данной программы являются – осуществление мер по улучшению условий жизни пожилых граждан и повышение степени их социальной защищенности; улучшение «социального самочувствия»; активизация участия граждан в добровольческой деятельности по решению социальных проблем пожилых граждан. Программа отдает приоритет решению социальных проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжелобольных ветеранов, пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских районах или в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев старших возрастных групп, пожилых из состава маргинальных групп населения [4]. Состоящая из 5 разделов, программа предусматривает создание широкой сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологического, геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов-интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства, престарелых беженцев и вынужденных переселенцев; организацию и развитие отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Волгоградская область также реализует данную программу и является одним из наиболее успешных регионов, где данный проект был введен. В 2017 году добились сокращения очереди в дома-интернаты для пожилых людей. Это стало возможным благодаря комплексной работе в этой сфере, обновлению стационарных социальных учреждений, а также строительству нового современного дома-интерната для престарелых и инвалидов в Киквидзенском районе. В Волгоградской области продолжается работа по организации социальных семей для пожилых, созданию мобильных бригад и выездных гериатрических служб. В 2017 году открыто 19 гериатрических кабинетов при поликлиниках.

Не менее важным документом, который реализуется на территории Волгоградской области, является Постановление Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 года №504-п Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области» (с изменениями на 30 января 2018 года). В рамках данной программы ведется подпрограмма «Повышение качества жизни пожилых людей», в задачи которой входит повышение качества и доступности социальных услуг для пожилых людей и инвалидов; поддержание здоровья и социальная реабилитация пожилых людей. Для решения поставленных задач данной подпрограммой предусмотрены следующие мероприятия:

  • оснащение организаций социального обслуживания оборудованием, аппаратурой, мебелью, транспортными средствами, обеспечивающими надлежащее качество социальных услуг;
  • организация социальных семей;
  • организация работы службы сиделок для пожилых граждан;
  • организация работы мобильных бригад специалистов и обеспечение их автотранспортом для оказания социальных услуг;
  • введение инновационных технологий и пилотных программ по подготовке граждан пожилого возраста к пользованию компьютерами, в том числе на дому, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.

В ходе реализации подпрограммы ожидаются следующие результаты: для пожилых граждан и инвалидов, проживающих в удаленных районах и сельской местности, необходимо обеспечить доступность социальных услуг; совершенствовать коммуникативные связи, сохранять и развивать интеллектуальный потенциал пожилых людей; обеспечить надлежащей материально-технической базой организаций, получателями услуг которых являются граждане пожилого возраста и инвалиды. Работа подпрограммы будет осуществляться ответственным исполнителем – Комитетом, путем взаимодействия с государственными учреждениями и организациями [6].

Таким образом, социальная поддержка пожилых граждан не ограничивается только материальной помощью. Она также включает в себя меры в виде содействия и услуг, оказываемых организациями социального обслуживания.  По состоянию на 1 января 2017 года в Волгоградской области функционируют 79 организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Комитета, которые предоставляют гражданам социальные услуги в стационарной форме, полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому. За последние годы в Волгоградской области проведена большая работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социальной поддержки и социального обслуживания пожилых граждан; по укреплению материально-технической информационной базы организаций социального обслуживания. Но, несмотря на это все еще остаются нерешенные проблемы, которые сложились в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан: не удовлетворена в полной мере потребность населения в социальных услугах, в том числе высокого качества; не обеспечена их доступность и осведомленность населения о положенной социальной помощи.