В России и других развитых странах наблюдается повышение интереса к проблеме старения человека, к качеству его жизни, в первую очередь, это связано с увеличением числа пожилых людей [2]. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2017 год в России насчитывается более 36 млн. пожилых людей (мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины – 55 лет и более) [8]. Изучение социальной защиты граждан пожилого возраста необходимо из-за того, что идет процесс снижения уровня жизни и социальной защищенности значительной части населения. Поэтому проблемы пожилых людей, проблемы социальной защиты и помощи пожилым и престарелым гражданам являются одними из основных вопросов, требующих глубокого изучения.
В Волгоградской области административное и методологическое руководство учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения осуществляет Комитет социальной защиты населения Волгоградской области. В его ведомстве находится 43 центра социальной защиты населения, 79 государственных учреждений социального обслуживания населения и 1 областной центр контроля качества социальный услуг. Центры социальной защиты населения по Волгоградской области в своей деятельности руководствуются:
- Конституцией РФ – гарантирует право на получение бесплатной медицинской помощи, право на социальное обеспечение по возрасту, предоставление социальной помощи и ухода и др.;
- Федеральными законами РФ – «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ; «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ; «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ; «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 №181-ФЗ;
- постановлениями Правительства РФ;
- законами Волгоградской области;
- инструкциями вышестоящих органов социальной защиты.
В настоящее время главным действующим законом, который регулирует правовые отношения в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и обеспечивает развитие системы социального обслуживания, является новый федеральный закон от 28.12.2013 №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Новый закон создает правовые основы для обеспечения этой категории населения высокого качества жизни с учетом всех его составляющих, включая: уход и заботу, активное участие в жизни общества, предоставление возможности для реализации внутреннего потенциала, приобретения знаний, умений, передачи жизненного опыта молодежи, обеспечение доступа к культурным ценностям, дополнительному образованию, творческому развитию [5].
Согласно данному закону появляется понятие «получатель социальных услуг», где говорится, что гражданин признается, нуждающимся в социальном обслуживании, в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Также, согласно данному закону регионы сами могут дополнять перечень обстоятельств. На территории Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области от 6 ноября 2014 №140-ОД «О социальном обслуживании граждан в Волгоградской области» список льготных получателей социального обслуживания был расширен. Социальные услуги на дому, в полустационарной и стационарной формах предоставляются бесплатно следующей категории граждан:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;
- инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий;
- участникам Великой Отечественной войны;
- родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
- получателям срочных социальных услуг [3].
Остальным категориям граждан социальное обслуживание предоставляется платно. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается каждому гражданину индивидуально с учетом оказанных услуг и установленных на них тарифов. С введением платы за социальное обслуживание стало спорным значение термина «социальные услуги», поскольку данный вид деятельности уже перестает ассоциироваться с предоставлением социальной помощи в традиционном смысле этого понятия.
На областном уровне между государственными, муниципальными и некоммерческими структурами в сфере социального обслуживания пожилых граждан существует взаимодействие. Некоммерческие организации помогут снять социальную напряженность на территории, выявить «болевые точки». Но говорить о системе пока рано, поскольку отсутствуют механизмы партнерства, которые давали бы НКО равное право для участия в борьбе за ресурсы наравне с муниципальными и государственными учреждениями и предприятиями.
На территории Волгоградской области действует Социальный Кодекс, который регулирует отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи различным категориям граждан за счет средств областного бюджета. Согласно данному кодексу социальная помощь предоставляется следующим лицам пожилого возраста: ветеранам труда и ветеранам военной службы; ветеранам труда Волгоградской области; труженикам тыла; бывшим военнослужащим 1927-1928 года рождения; участникам Сталинградской битвы; членам семей военнослужащих. Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на следующие меры социальной поддержки:
- ежемесячная денежная выплата (размер выплаты различен для каждой категории граждан пожилого возраста);
- ежемесячная денежная выплата на компенсацию 50 процентов: на оплату за наем или содержание жилья; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса; платы за коммунальные услуги;
- ежегодная денежная выплата на компенсацию 50 процентов стоимости твердого топлива, сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд гражданам, проживающих в домах, не подключенных к газораспределительной системе.
Дополнительно труженикам тыла положено бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и слуховыми аппаратами; они имеют преимущество при приеме в учреждения социального облуживания [7, 1]. Со дня вступления данного кодекса многие законы Волгоградской области о мерах социальной поддержки населения утратили силу.
Также важно отметить Федеральную целевую программу «Старшее поколение». В работе над ней участвовало более 20 министерств и ведомств, ряд академических и отраслевых научных организаций, руководители администраций многих регионов. Целями данной программы являются – осуществление мер по улучшению условий жизни пожилых граждан и повышение степени их социальной защищенности; улучшение «социального самочувствия»; активизация участия граждан в добровольческой деятельности по решению социальных проблем пожилых граждан. Программа отдает приоритет решению социальных проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжелобольных ветеранов, пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских районах или в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев старших возрастных групп, пожилых из состава маргинальных групп населения [4]. Состоящая из 5 разделов, программа предусматривает создание широкой сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологического, геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов-интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства, престарелых беженцев и вынужденных переселенцев; организацию и развитие отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Волгоградская область также реализует данную программу и является одним из наиболее успешных регионов, где данный проект был введен. В 2017 году добились сокращения очереди в дома-интернаты для пожилых людей. Это стало возможным благодаря комплексной работе в этой сфере, обновлению стационарных социальных учреждений, а также строительству нового современного дома-интерната для престарелых и инвалидов в Киквидзенском районе. В Волгоградской области продолжается работа по организации социальных семей для пожилых, созданию мобильных бригад и выездных гериатрических служб. В 2017 году открыто 19 гериатрических кабинетов при поликлиниках.
Не менее важным документом, который реализуется на территории Волгоградской области, является Постановление Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 года №504-п Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области» (с изменениями на 30 января 2018 года). В рамках данной программы ведется подпрограмма «Повышение качества жизни пожилых людей», в задачи которой входит повышение качества и доступности социальных услуг для пожилых людей и инвалидов; поддержание здоровья и социальная реабилитация пожилых людей. Для решения поставленных задач данной подпрограммой предусмотрены следующие мероприятия:
- оснащение организаций социального обслуживания оборудованием, аппаратурой, мебелью, транспортными средствами, обеспечивающими надлежащее качество социальных услуг;
- организация социальных семей;
- организация работы службы сиделок для пожилых граждан;
- организация работы мобильных бригад специалистов и обеспечение их автотранспортом для оказания социальных услуг;
- введение инновационных технологий и пилотных программ по подготовке граждан пожилого возраста к пользованию компьютерами, в том числе на дому, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.
В ходе реализации подпрограммы ожидаются следующие результаты: для пожилых граждан и инвалидов, проживающих в удаленных районах и сельской местности, необходимо обеспечить доступность социальных услуг; совершенствовать коммуникативные связи, сохранять и развивать интеллектуальный потенциал пожилых людей; обеспечить надлежащей материально-технической базой организаций, получателями услуг которых являются граждане пожилого возраста и инвалиды. Работа подпрограммы будет осуществляться ответственным исполнителем – Комитетом, путем взаимодействия с государственными учреждениями и организациями [6].
Таким образом, социальная поддержка пожилых граждан не ограничивается только материальной помощью. Она также включает в себя меры в виде содействия и услуг, оказываемых организациями социального обслуживания. По состоянию на 1 января 2017 года в Волгоградской области функционируют 79 организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Комитета, которые предоставляют гражданам социальные услуги в стационарной форме, полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому. За последние годы в Волгоградской области проведена большая работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социальной поддержки и социального обслуживания пожилых граждан; по укреплению материально-технической информационной базы организаций социального обслуживания. Но, несмотря на это все еще остаются нерешенные проблемы, которые сложились в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан: не удовлетворена в полной мере потребность населения в социальных услугах, в том числе высокого качества; не обеспечена их доступность и осведомленность населения о положенной социальной помощи.