Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE LEGAL STATUS OF ESTATES IN THE MOSCOW STATE OF XV – XVI CENTURIES

Kokareva M.E. 1 Pasechnik A.S. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
The classes are historically established for a long time independent social groups whose rights and obligations are contained in customs and legislation, as well as inherited. The class accessory as it is accepted, was noted from the moment of birth. It was difficult to move from one estate to another, and in some periods, in fact, impossible. Within the boundaries of feudal society established several classes, among which the secular feudal lords, clergy, townspeople and the feudal-dependent peasants. As in other States of the middle ages, and in the Moscow state carried out the process of organizing feudal estates. The class status of each population group was legally fixed by the state on the basis of features of their professional activity. The basic rights and duties of representatives of each estate were fixed in the law. In XVI century there is a legal registration of estates, and also their rights and duties. The ruling class is quite clearly divided into feudal nobility, that is, the boyars and the serving class, that is, the nobles. The economic basis for the boyars were the patrimonial land tenure and nobility landed estates. The patrimony was a hereditary property, the estate was given for a certain period of time and, as a rule, on condition of service. In most cases, the fiefdoms dominated by their size of the local villas. Speaking of landlords, they received land for a specific period and in a certain amount, striving hard to use it, as well as to exploit the inhabitants living on it. Farm households often waste was carried out of the estates in the estates. At this time, between the landowners and the landowners were fighting for labor.
the state system
the moscow state
feudal lords
merchants
posadsky population
peasants
the earth
the power.

Характерной особенностью возникновения единого государственного образования является появление центральных органов управления, во главе которых стоял правитель и управленец унитарного образования.  Только правитель имел право творить правовой фундамент государства, выстраивать отношения с другими государствами, начинать войну и заключать мир. Внутри Московского государства продолжали существовать территории, которыми руководствовался глава политического образования. Они выделялись только братьям и сыновьям великого управленца.

XV – XVI век характеризуется определённым государственным строем. Все сословия того времени, и феодалы, и феодально-зависимое население, имели свои права, но нельзя оставлять без внимания того факт, что это время также характеризуется и масштабным ущемлением прав различных классов в пользу центральной власти.

Целью исследования является анализ ограничения прав различных сословия в Московском государстве XV – XVI веков.

Вследствие этого был проведён социологический опрос, которых был направлен на исследование уровня правовой культуры современного общества и его отношения к правомерности центральной власти того времени. Опрос прошли 40 человек, 87 % из которых являются студентами. Последующие рассуждения выстроены исходя из результата вопроса об уровне осведомлённости опрашиваемых с данной темой. 53 % опрашиваемых имеют невысокий уровень знаний по данной теме, и только 2% изучили эту тему полностью.

Физические лица назначались на места работы, в зависимости от известности семьи и от того, какие должности занимали представители поколения. Такой порядок назывался местничеством. Особенность такой системы распределения – почетность должности определяется скорейшим прибытием на государственную службу. Более того, данные места трудоустройства фиксировались за их прямыми единокровниками. Современники в составе 46% определяют такой порядок несправедливым, и считают, что он препятствовал продвижению профессиональной карьеры талантливых, но неизвестных личностей. Отмена существующей системы назначения должностей устранила дискриминацию по признаку социального неравенства [1].

В Московском централизованном государстве шел процесс формирования феодальных сословий.

  1. Доминирующую позицию в обществе занимали феодалы – землевладельцы.

Класс владельцев феода, как и прежде, был разнородным. Наиболее многочисленным классом считалась боярско-княжеская знать. Она со­стояла из двух основных групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья, которые зафиксировали своё экономическое положение, но лишись ранее существующих политических преимуществ. Позже они соединились с основной массой феодальной аристократии. Во вторую груп­пу землевладельческой элиты вступали крупные и средние представители знати, после правителя государства. Интересы, цели и соображения этих двух групп землевладельцев были различны по определённым позициям. Первая группа шаг за шагом выступала оппонентом централизации, принимавшим меры для расшатывания цар­ской власти. Опричнина существенным образом ориентировалась против первой группы феодальной знати [2].

 В качестве центрального помощника устойчивости и опоры царской власти выступала новая группа землевладельцев — мелкий военно-служилый класс и средние землевладельцы, которые получали от государя землю с условием обязательного прохождения государственной службы. Такие люди стали называться помещиками. Они не имели законной возможности продавать или дарить предоставленную им землю. Мнение современников по этому поводу совпало по трём направлениям:

1) 31 % считают, что это увеличит боеспособность войска;

2) 31 % считают, что рациональным решением было бы предоставление таких земель на постоянное пользование;

3) 31 % не определились с ответом.

При Иване IV контракционные отношения феодалов и главы унитарного государства были заменены односторонней связью между ними, что привело к существенному разграничению прав владельцев земель в пользу центральной власти. Этот общественный класс потерял прежнюю перспективу выбирать: служить или не служить главе государства. Теперь все землевладельцы были обременены обязательной службой в пользу государя [3].

В рассматриваемый период осуществлялся рост церковного землевладения. Монастыри, митрополит, духовные представители активно закупали земли у владельцев вотчин, получали их как плату за долги. Но в большинстве случаев они получали эти земли в дар, так как люди исследуемого периода считали, что такими действиям они подарят себе возможность, замолить свои грехи. Великие князья, стремясь обогатить резерв свободных земель для пожалования классу землевладельцев, пытались оборвать рост церковного землевладения, запрещали духовенству покупать новые земли или принимать их в дар.

Современники в составе 42 % считают решение великих князей по обогащению резервов свободных земель для жалований феодалам справедливым [6].

  1. Купечество и посадское население.

Города в Московском государстве имели особенность оставаться полностью подконтрольными государственной властью и не имели прав самоуправления. На городских жителей возлагалась обязанность платить государственные подати и выполнять обязанности. В связи с этим население делилось на людей, которые выполняли взвалившуюся на них обязанность, и, соответственно, людей, имевших различные преимущества. Число исполняющих людей постоянно сокращалось, что наносило серьезный ущерб финансовым расчётам государства. 

  1. Население, находившееся в определённой зависимости от землевладельцев.

 Крестьяне составляли основную массу населения того времени. Они жили либо на землях, находившихся во владении феодалов, либо на государственных землях. В XVI - XVII вв. значительно возросло число владельческих крестьян. Большинство таких крестьян за пользование землей платили оброк в натуральной или денежной форме. В XVI в. распространяется такая повинность, как барщина, особенностью которой являлась обработка крестьянином господской земли. Вместе с тем крестьяне должны были платить налоги в государственную пользу и выполнять некоторые государственные повинности. Кроме этого, владельческим крестьянам необходимо было платить пошлины их феодалам, поэтому их положение считается более тяжёлым.

Крестьяне жили и работали на земле феодала, и платили ему за это, но они в любое время уйти от помещика. Установление вышесказанной зависимости предполагает экономическое принуждение крестьян к труду на феодала, захватившего основное средство развития хозяйства - землю. С развитием феодальной несправедливости требуются меры политического и правового принуждения. Владельцы феодов все более усиливают эксплуатацию крестьян, но и последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому, реализуют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Как раз и стремились закрепостить крестьян [4]. 

Государство пошло навстречу помещикам и установил единый для всех крестьян день перехода от одного феодала к другому. Затем была доработана форма перехода крестьян, заключение которой стал перемещение – за неделю до и неделей после установленного дня. Причем крестьяне должны были заплатить помещику пожилое, то есть платёж за потерянные руки. В последующем размер его был увеличен. Больше половины опрашиваемых современников считают отношение к крестьянам в рассматриваемый период категорически непозволительным.

В последующие года были пересмотрены размеры налогов, и теперь, кроме обычных стали взиматься дополнительные и чрезвычайные налоги.

В конце XVI века в страну закрался страшный голод, который усугубился появлением чумы, доставившая государству горе и беды, уничтожив целые города и крестьянское производство. Несмотря на это, взимание налогов не прекратилась, и даже не уменьшалось. Все это вызвало массовый отступление с мест работы и проживания и бегство от государственных органов. Вследствие этого был установлен срок сыска беглых крестьян [5].

В связи со сложившимся положением на конец XVI века приходится начало всеобщей переписи земель, что впоследствии привело к введению "заповедных лет", то есть периодов, когда крестьянам запрещено было покидать свои земли.

Таким образом, в ходе формирования унитарного государства власть московского правителя стала значительно увеличиваться. Глава государства стал опираться на служилых людей, раздавая им в качестве платы за службу земельные жалования. На данном временном отрезке происходит фиксация крестьян к земле и урезание крестьянской свободы.

В опрос был включен вопрос о правомерности современной власти, на который 39 % ответили, что их права иногда ограничивают. Скорее всего, причинами дискриминации прав граждан являются социальное неравенство и разнообразие национальностей.