Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SITUATIONAL TASKS AS A MEANS OF FORMATION READINESS FOR SAFE BEHAVIOR IN EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL CHARACTER AT 7-CLASS TRAINING

Nikiforova A.A. 1 Chichinina S.V. 1
1 The Khakass state university of N. F. Katanov
The article considers the aspects of the formation of safe behavior in emergency situations for students at the lessons of the OBL. It is shown that the formation of safe behavior is a component of the pedagogical process that fosters the formation of the personality, ready to act in unpredictable (including dangerous and extreme) conditions, striving for permanent self-improvement and the realization of new opportunities. As such a component in the training process is a course OBZH, the main content of which is a safety culture. The methods of research on revealing the level of formation of safe behavior in natural disasters of natural character among 7th grade students are reflected. It was revealed that only 38% of students (10 people) are at the level of the quality of mastering the knowledge "reproduction", in which the students have the ability to independently reproduce and apply the received knowledge in typical. These results indicate the need to introduce new working methods that contribute to the formation of safe behavior in natural disasters. The arising problem can be solved by application of situational problems. To this end, a set of situational tasks was developed for 9 lessons on "Emergency situations of a natural nature and protection against them," consisting of eighteen tasks that can be applied at various stages of the lesson.
safe behavior
emergency situations
formation of safe behavior
situational tasks
trainees

Защита населения от различного рода опасностей является одной из актуальных государственных задач, которая обусловлена сегодня все более частым проявлением опасных природных процессов, как в глобальных масштабах, так и на местном уровне. Пред лицом природной стихии наиболее уязвимыми становятся люди, не обладающие элементарными знаниями и умениями по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих. Этим обуславливается потребность современного общества – видеть личность, способную к ответственности в принятии решений в опасных (экстремальных и чрезвычайных) жизненных ситуациях [2].

В настоящее время перед курсом «ОБЖ» выдвигается множество задач по обучению учащихся готовности к безопасному поведению и формированию личности, обладающей целостной системой знаний о различного рода чрезвычайных ситуациях природного характера. ФГОС ООО ориентирован на формирование современной культуры безо-пасности жизнедеятельности, на основе понимания необходимости защиты личности посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характерах.

Новые условия образовательной политики, переход от знаниевого подхода к компетентностному в обучении требуют использования на уроке новых методических ресурсов. Одним из них является ситуационная задача, позволяющая сочетать компетентностно - ориентированный подход с традиционным содержанием образования [3].

Вопросам безопасности человека уделяется внимание в научных трудах Ю.И. Арсентьева, В.С Белова, О.Н. Русака и др. Вопросы обучения школьников по формированию готовности к безопасному поведению разработаны в научных трудах С.В. Горбачева, С.В. Белова и других. Но при этом не в полной мере освещаются вопросы использования ситуационных задач, их применение в комплексном формировании знаний об опасностях природного характера. Отсюда вытекает актуальность изучения ситуационных задач, как средства формирования готовности к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 25 г. Абакана. Тема «ЧС природного характера и защита от них» в данной школе изучается в 7-м классе по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-го класса под общей редакцией А.Т Смирнова, О.Б. Хренников (2012 г). Анализ тематического плана курса ОБЖ для 7-го класса показал, что при изучении раздела 1 «Основы комплексной безопасности», ученики узнают ключевые понятия в области опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификацию, то есть у них формируется общее представление о данных ЧС. Раздел 2 «Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций» направлен на изучение последствий ЧС, алгоритмов поведения при угрозе возникновения и в случае попадания в нее, а также защиты населения органами государственной власти.

Таким образом, в программе курса ОБЖ для 7 го класса на изучение тем, касающихся опасные и чрезвычайные ситуации природного характера, отводится 20 часов.

С целью выявления сформированности у обучающихся 7-го класса МБОУ СОШ № 25 г. Абакана готовности к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера была проведена диагностика по двум методикам. В исследовании приняли участие 26 учеников 7 «Д» класса.

На первом этапе диагностики применялась анкета «Что я знаю о чрезвычайных ситуациях природного характера», разработанная Мошкиным В.Н и адаптированная к предмету данного исследования [4]. Анкета по субъективной оценки готовности к безопасному поведению состояла из 13 вопросов, отвечая на которые школьники выражали свое согласие или несогласие с теми или иными утверждениями. Ознакомившись с утверждением, они давали свой ответ: согласен (да), не согласен (нет), если не уверен (примерно).

Анализ полученных результатов показал, что степень готовности к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера у учеников 7-го класса не достаточно сформирована, так как у респондентов присутствовала преобладающая часть ответов - «Примерно», и ориентировочно одинаковое количество ответов «Да» и «Нет». В большинстве случаев ученики отмечают, что они знают о конкретных чрезвычайных ситуациях, но не знают алгоритм действия при угрозе возникновения опасной ситуации природного характера или в случае попадания в нее.

На втором этапе диагностики ученикам был предложен тест «Чрезвычайные ситуации природного характера», разработанный на основе теоретического материала учебника по ОБЖ под редакцией Смирнова, Хренникова. Данный тест состоял из трех блоков, проверяющий понятийный аппарат, классификацию понятий и алгоритмы действий в случае возникновения ЧС природного характера.

Качественная и количественная обработка результатов тестирования проводилась по предложенной методике В.П. Беспалько (1968), которая предлагает классификацию качества усвоения знаний учащимися по пяти уровням:

1) На нулевом уровне учитель должен добиться понимания учащимися изучаемого материала («понимание»).

2) На первом уровне учащиеся под руководством учителя пошагово выполняют ряд заданий, закрепляющих изученную теорию («узнавание»).

3) На втором уровне учащиеся самостоятельно действуют в аналогичной ситуации согласно инструкции, данной учителем или представленной в учебном пособии («воспроизведение»).

4) На третьем уровне учащиеся воспроизводят отработанные алгоритмы при самостоятельном решении стандартных задач («применение»).

5) На четвертом уровне учащиеся проявляют способность применять изученный материал для решения нестандартных задач, анализировать условия задач, выбирать методы решения задач из нескольких возможных альтернатив, оценивать полученный результат («творчество»).

Разработанный тест включает 30 заданий. из них:

18 заданий закрытого типа, с возможностью выбора правильного ответа, что соответствует уровню усвоения знаний «понимание» (нулевой уровень);

5 заданий закрытого типа, с возможностью выбора правильного ответа, проверяющие знание классификаций, что соответствует уровню «узнавание» (I уровень);

7 заданий, направленные на выявление последовательности действий, что соответствует уровню «воспроизведение» (II уровень).

Полученные результаты показывают, что все исследуемые обучающиеся находятся на уровне усвоения качества знаний «понимание», т.е. у всех учеников сформированы знания о ключевых понятиях раздела и умение решать задания с выбором ответа (подсказкой). У 77% обучающихся (20 человек) наблюдается также I уровень – «узнавание», то есть, у данной группы детей сформировано умение использовать ранее полученную информацию по памяти и применять к конкретному заданию. И только 38 % обучающихся (10 человек) находятся на уровне – «воспроизведение», при котором у учеников сформировано умение самостоятельно воспроизводить и применять полученные знания в типовых ситуациях, что свидетельствует о необходимости внедрения новых методов работы, способствующих формированию безопасного поведения при ЧС природного характера. Возникшую проблему можно решить с внедрением ситуационных задач на различных этапах урока ОБЖ.

Ситуационная задача – это вид учебного задания, имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности. В основе ситуационных задач заложено умение решать стандартные (типовые) задачи прикладного характера, т.е. по алгоритму действия в предложенных типовых ситуациях, а также осуществлять теоретическую деятельность и, более сложную, – исследовательскую (решение задач в нестандартных ситуациях, проблемные и творческие задачи). Выделяют такие виды ситуационных задач, как: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация и ситуация-упражнение [1].

Решение ситуационных задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни.

Во всех случаях решение ситуационных задач будет направлено на достижение метапредметных результатов, то есть образовательных результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применимых в разных видах деятельности. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Эти ситуации могут быть новыми не только для учащихся, но и для учителя, что изменяет характер отношений между учителем и учеником. В обычной учебной практике учитель «знает», а ученики «не знают». При решении ситуационной задачи учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы.

Таким образом, возможности ситуационных задач состоят в способствовании изменению отношений учитель — ученик в направлении их равноправного взаимодействия, когда учитель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый. В силу своей межпредметности, интегративности, ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Поэтому ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности [3].

В данной работе был разработан комплект ситуационных задач для 9-ти уроков по теме "Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них". Всего разработано содержание восемнадцати задач, из них 8 задач – «ситуаций оценок», 8 задач – «ситуаций проблем», 2 задачи – «ситуации-иллюстрации», которые можно применить на различных этапах урока.

В задаче «ситуация-оценка» обучающиеся дают свою оценку принятым в ситуации решениям. Для решения такой ситуационной задачи достаточно даже иметь общее представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, поэтому данную задачу можно решать на всех этапах урока, в том числе и на этапе урока «мотивация к деятельности». Следует отметить, что при решении такой задачи должно соблюдаться обязательное условие - после выполнения задачи дать правильный эталон решения данной задачи, что позволит учащиеся скорректировать свой ответ и запомнить правильный вариант.

Задача «ситуация-проблема» направлена на нахождение причины появления проблемы и поиск способов разрешения данной проблемы. Для выполнения данной задачи необходима сформированная теоретическая база, поэтому решение будет эффективно на таких этапах урока, как: «учебно-познавательная деятельность», «интеллектуально – преобразовательная деятельность» и на этапе контроля и оценки результатов деятельности. Также после выполнения задачи необходимо представить правильный эталон решения данной задачи.

Задачу «ситуация-иллюстрация», где на конкретном примере демонстрируются закономерности и механизмы проявления различных опасных и чрезвычайных ситуаций, можно решать на этапе урока «учебно-познавательная деятельность», а так же на этапе контроля и оценки результатов деятельности. На первом этапе урока ученики с помощью материалов учебника или дополнительных материалов ищут способ решения, а на втором – решают данную задачу по памяти, без дополнительного материала.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:

- название задания;

 - личностно-значимый познавательный вопрос;

 - информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т. д.)

 - задания на работу с данной информацией.

Например, при изучении темы «Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия» на этапе урока «учебно – познавательная деятельность» к решению предлагается задача под названием «Угроза урагана», решить которую ученики могут с помощью содержания темы учебника и дополнительных материалов. Задание задачи звучит следующим образом: «Вы услышали штормовое предупреждение о приближении урагана, опишите правильный алгоритм действи по обеспечению личной безопасности, если: ураган застал вас дома, ураган застал вас на улице».

При решении данной ситуационной задачи будут формироваться следующие умения: умение находить  обрабатывать информацию из различных источников, умение выделять признаки и выстраивать алгоритм действий с учетом этих признаков, умение обеспечивать личную безопасность.

На этапе урока «контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия» обучающимся предлагается к решению задача «Последствия урагана», имеющая такое содержание: «Ночью неожиданно начался ураган. Петр, проживающий в частном доме, решил укрыться в самой ветхой комнате и принял решение не отключать электроэнергию, оставив включенным свет. Дом Петра оказался разрушен и охвачен пожаром, а он сам получил значительный ущерб здоровья. Дайте общую оценку сложившейся ситуации и оценку действиям Петра. Какой алгоритм действий предприняли бы Вы, попав в данную ситуацию?».

Такая задача будет направлена на формирования следующих умений: умение анализировать сложившуюся обстановку, умение искать причинно-следственные связи, умение оценивать алгоритм действия, умение проецировать сценарий на собственную жизнь.

При изучении темы «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия» на этапе урока «мотивация к деятельности» ученикам предлагается решить ситуационную задачу «Подземные толчки»: «Находясь дома, Иван неожиданно почувствовал толчки. Он обратил внимание на колебание различных предметов (люстры, мебель), кухонная утварь стала падать на пол. Через некоторое время Иван оказался под завалом. Определите вид данной чрезвычайной ситуации природного характера и оцените действия Ивана».

Используя данную ситуационную задачу на этом этапе, ученики в соответствии с требованиями ФГОС самостоятельно определят тему урока, а также она будет формировать следующие умения: умение анализировать обстановку, умение идентифицировать чрезвычайные ситуации природного характера по признакам.

На этапе урока «учебно – познавательная деятельность» ученикам должны выдаваться диагностические задания на «знание», «понимание» и «умение». Ситуационная задача под названием «Если землетрясение застало дома» соответствует уровню диагностических заданий, данную задачу ученикам предложено решить с помощью материалов учебника. Условие задачи звучит так: «Предположите, что во время землетрясения вы не успели эвакуироваться из квартиры, которая расположена на втором этаже пятиэтажного дома. Здание получило серьёзные повреждения, частично разрушено. Вы попали под завал, нога придавлена упавшей конструкцией. Ногу вы освободили, шевелить пальцами и ступнёй ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства. Выход из помещения заблокирован. Какой правильный алгоритм действия вы будете предпринимать в данной ситуации?». Эта ситуационная задача направлена на формирование таких умений как: умение анализировать сложившуюся обстановку, умение составлять причинно-следственные связи, умение выбирать правильный алгоритм действия.

Таким образом, применение данного комплекта ситуационных задач на уроках ОБЖ позволит подросткам овладеть умениями и навыками работы с информацией, всестороннего анализа и оценки опасной ситуации, планирования своего поведения, а также обоснованного изложения собственной точки зрения [5]. Решая данные задачи, учащиеся погружаются в проблему, мысленно «проигрывают» все возможные варианты действий и выстраивают модель безопасного поведения на своем личном опыте. У них возникает твердое убеждение, что при возникновении реальной опасности они смогут принять правильное решение и его реализовать.