Введение в образовательный процесс Федеральных государственных стандартов высшего образования задает вектор, направленный на поиск новых форм и методов обучения в образовательном учреждении. Мы считаем, что одним из приоритетных методом по ФГОС ВО, направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» у обучающихся к овладению знаниями является метод проблемного обучения. Одной из таких форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой - проблемное обучение.
В системе высшей школы России происходит поиск эффективных методов обучения, на наш взгляд, одним из таких методов обучения является case-study – метод конкретных ситуаций. Метод case-study (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций [5], зародившийся в институтах бизнеса при определенной мере адаптации, может использоваться и в подготовке других специалистов, в том числе и учителей.
Метод кейсов – это комплексный метод обучения на основе использования некоторой конкретной ситуации. В его структуре можно выделить методы работы преподавателя (способы предъявления ситуации обучающимся, совместного обсуждения ситуации и др.) и методы учебной деятельности обучающихся (методы познавательной деятельности, индивидуальной и групповой самостоятельной работы, дискуссии, и др.) [1]. При таком подходе метод кейсов будем рассматривать и как метод обучения, и как метод учения (учебно-познавательной деятельности обучающихся). В этом смысле его действительно можно понимать и как некоторый «кейс-чемоданчик» содержащий целый комплекс методов (способов), приемов, учебно-методических и других ресурсов обучения и учения обучающихся на основе использования конкретной учебной или социальной ситуации.
Применение метода кейсов позволяет формировать обучающимся адекватную оценку, кроме того данный метод способствует уменьшению психологического напряжения не только в учебной, но и во внеучебной деятельности, повышает качество предоставляемых знаний в процессе обучения, устанавливает особые доверительные взаимоотношения обучающегося и преподавателя. «Данный метод представляет также возможность развить у обучающихся самостоятельность мышления, умение слушать и слышать, учитывать альтернативную точку зрения и аргументированно озвучивать свою. Посредством метода кейсов обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем, а также принимать оперативные управленческие решения»[2]. Метод кейсов в образовании представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмысления сложившийся ситуации.
Назовем технологические особенности данного метода:
1. В сфере высшего образования – это специфическая разновидность исследовательской технологии (аналитической).
2. В образовании интегрирует ряд технологий развивающего обучения.
3. Выступает в качестве технологии коллективного способа обучения.
4. Подготовка к «погружению» всей группы обучающихся в конкретную ситуацию, повышения качества предоставляемых знаний, обмена открытиями.
5. «В рамках рассматриваемого метода происходит формирование проблемы вместе с многообразием ее решений на базе кейса, выступающего одновременно и техническим заданием, и информационным источником в целях осознания альтернативных вариантов наиболее эффективных действий» [2].
6. Направлен на «ситуацию успеха». Он предусматривает деятельность, ориентированную на активизацию обучающихся, подчеркивание их достижений и стимулирование их успеха.
«При работе с методом кейсов можно использовать методы обучения в процессе организации работы над решением ситуаций:
- метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
- метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
- ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
- метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами)» [2].
В данной статье мы предлагаем опыт решения кейса, который был представлен на отборочном этапе конкурса в состав VI Молодежного экспертного совета (Молодежного правительства дублеров Красноярского края) при Губернаторе Красноярского края.
Рассмотрим пример кейса: Самое большое количество вакансий в школах Красноярского края среди учителей начальных классов. Какие мероприятия необходимо предусмотреть по привлечению выпускников педагогических вузов в школу: а) на уровне школы; б) на уровне муниципального органа управления образованием.
Приведем план решения предложенной ситуации:
1. В основу работы над кейсом легла модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать ее и попытаться решить методом «Фишбоун» (рыбная кость).
2. Пирамида Минто — это способ, в котором информация излагается в строгой иерархии по принципу пирамиды, на вершине — главная идея, а в основании — уточняющие детали.
3. В процессе создания пирамиды Минто было выявлено, что необходимо рассмотреть уровень высшего образования и среднего профессионального образования, так как эти образовательные учреждения непосредственно готовят к профессиональной деятельности молодых учителей.
4. Каждый участник решения кейса предлагает свои варианты на основе имеющегося у него багажа знаний, практического опыта и интуиции (многовариантность решений).
5. Презентация решения кейса.
Рассмотрим подробнее каждый из пунктов плана решения предлагаемой ситуации.
1. Предлагаемый нами метод «Фишбоун» основан на преобразовании информации в графический образ. Необходимость применения данного метода вызвана тем, что важно организовать работу участников в парах, группах или индивидуально, визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями и научится ранжировать факторы по степени их значимости. С помощью схемы (рыбная кость) находились решения из рассматриваемой ситуации, при этом возникали каждый раз новые идеи.
2. Пирамида Минто — многоуровневая система. Первый уровень, вершина — это основная мысль, суть нашего повествования, мы ее определили как набор мероприятий по привлечению выпускников педагогических вузов в образовательные учреждения. На втором уровне мы поделили идею, изложенную «выше», на части. На третьем уровне мы конкретизировали мероприятия.
Рис. 1. Уровни решения предлагаемой ситуации
3. В процессе работы на кейсом к предложенным уровням мы добавили высшие и средне профессиональное образование, так как посчитали, что необходимо комплексно рассматривать данную проблему, то есть на всех уровнях, связанных с образованием.
4. Применяя дискуссионный метод работы, нами были выведен комплекс мероприятий для решения кейса. Рассмотрим их:
I. Уровень образовательных учреждений.
а) Социальный пакет включает в себя:
- льготные путевки;
- оплату аренды жилья (полностью или частично);
- льготные условия оплаты коммунальных услуг;
- оплату курсов повышения квалификации.
б) Наставник. Роль наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
в) Тренинг командообразования. Тренинг необходим с целью интеграции молодого специалиста в пространство образовательного учреждения (коллектив учителей).
г) Профессионально-ориентированная работа. Мы рассматривали два мероприятия, а именно:
- проведение «Дней открытых дверей» в образовательных учреждениях для обучающихся средних специальных и высших образовательных учреждений;
- прохождение педагогической практики для бакалавров в образовательных учреждениях, в которых есть свободные вакансии, с последующим трудоустройством.
II. На уровне муниципальных органов управления образованием:
а) Психологическое консультирование. Мы рассматриваем его как помощь в преодолении различного рода психологических затруднений, возникающих в профессиональной деятельности молодого учителя при поступлении на работу в образовательное учреждение.
б) Рейтинговая система оценки достижений.
Рис. 2. Мероприятия включенные в рейтинговую систему оценки достижений учителя
в) «Бесплатное» социальное жилье с правом собственности. В Красноярском крае, на данный момент существует Государственная программа Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан" [3] и Положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности [4]. Федеральная программа по жилью для молодых учителей в 2017 г. была приостановлена, решением правительства Российской Федерации. Нами предлагаются дополнения к вышеперечисленным документам:
- непрерывная работа в образовательных учреждениях сроком до 20 лет;
- непрерывная работа в образовательных учреждениях сроком от 5 до 15 лет с возмещением оставшейся суммы государству;
- изменение условия получения социального жилья (для любого учителя не имеющего своей квартиры, не зависимо от категорий представленных в вышеизложенных документах);
- к положению [4] внести дополнения - 60/40, 70/30, также с применением вышеизложенных условий.
III. На уровне высшего и среднего профессионального образования:
а) Педагогическая интернатура. Обучающиеся выпускных курсов проходят полное погружение в учебный процесс наряду с действующими учителями-предметниками в образовательном учреждении.
б) Студенческая организация, которая направляет обучающихся в образовательные учреждения для проведения профессиональных проб и внеклассных мероприятий. Предоставление возможностей для проведения совместных исследовательских проектов. Мы предполагаем, что бакалавры выступают в качестве руководителей исследований обучающихся, а обучающиеся выполняют исследования для дипломного проекта бакалавра);
в) «День молодого профессионала». Молодой учитель делится своим опытом с выпускниками, а учителя, состоящие в педагогических объединениях, рассказывают о себе.
5. Защита решения кейса. Защита решения кейса чаще всего проходит в формате презентации. При обосновании выбранных вариантов решения нужно учитывать следующие аспекты, например:
- решение должно соответствовать проблематике данного кейса;
- выступление построено логично, структурировано, последовательно;
- ответы на вопросы полностью соответствуют поставленным вопросам;
- решение является обоснованным, приведены аргументы эффективности решения;
- существуют альтернативные варианты развития при возникновении проблем;
- проведено прогнозирование возможности рисков;
- решение является комплексным, проблема рассмотрена с разных сторон;
- решение не является абстрактным, предложены конкретные мероприятия/меры по решению кейса;
- имеется понимание конкретного социального/технологического результата решения кейса;
- решение является нестандартным, креативным.
Из всего вышесказанного мы можем заключить, что метод кейсов способствует мировоззренческому осмыслению социальной и педагогической действительности, помогающей построить процесс обучения, таким образом, что уйти от пассивного усвоения набора знаний к его активному присвоению и активации, т.е. обучающиеся получают возможность соотносить теоретические знания с реальной жизнью.