Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

APPLICATION OF A CASE METHOD IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF COLLEGE OF EDUCATION BACHELORS

Kardava A.V. 1 Timofeeva N.B. 1
1 Krasnoyarsk State Pedagogical University of V.P. Astafiev
The article addresses the issue relating to the introduction of a case method, which is based on a situational approach and enhances intellectual and creative activities of students, into training practice of a college of education. The possibility is described for applying one of the promising techniques for teaching bachelors, namely, a case method (a method of specific situation analysis) within extracurricular activities. The article names process features of the method and teaching techniques used in organization of work on case solution. In the article, we propose the case solution experience that was presented at the qualification stage of the competition for a position in the VI Youth Expert Council (Krasnoyarsk Region Youth Shadow Government) with Krasnoyarsk Region Governor. The subject example case is aimed at development of the ability to find solution for a problem and to handle information, development of communication skills, ability to make prompt management decisions, with the emphasis on production of knowledge, rather than obtaining ready one, and on interaction between a teacher and a student. The said case is solved using a “fish bone” technique for transforming information into an icon, and Minto pyramid for building information through a deductive approach.
case method
students
educational activity
case solution
teaching methods

Введение в образовательный процесс Федеральных государственных стандартов высшего образования задает вектор, направленный на поиск новых форм и методов обучения в образовательном учреждении. Мы считаем, что одним из приоритетных методом по ФГОС ВО, направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» у обучающихся к овладению знаниями является метод проблемного обучения. Одной из таких форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой - проблемное обучение.

В системе высшей школы России происходит поиск эффективных методов обучения, на наш взгляд, одним из таких методов обучения является case-study – метод конкретных ситуаций. Метод case-study (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций [5], зародившийся в институтах бизнеса при определенной мере адаптации, может использоваться и в подготовке других специалистов, в том числе и учителей.

Метод кейсов – это комплексный метод обучения на основе использования некоторой конкретной ситуации. В его структуре можно выделить методы работы преподавателя (способы предъявления ситуации обучающимся, совместного обсуждения ситуации и др.) и методы учебной деятельности обучающихся (методы познавательной деятельности, индивидуальной и групповой самостоятельной работы, дискуссии, и др.) [1]. При таком подходе метод кейсов будем рассматривать и как метод обучения, и как метод учения (учебно-познавательной деятельности обучающихся). В этом смысле его действительно можно понимать и как некоторый «кейс-чемоданчик» содержащий целый комплекс методов (способов), приемов, учебно-методических и других ресурсов обучения и учения обучающихся на основе использования конкретной учебной или социальной ситуации.

Применение метода кейсов позволяет формировать обучающимся адекватную оценку, кроме того данный метод способствует уменьшению психологического напряжения не только в учебной, но и во внеучебной деятельности, повышает качество предоставляемых знаний в процессе обучения, устанавливает особые доверительные взаимоотношения обучающегося и преподавателя. «Данный метод представляет также возможность развить у обучающихся самостоятельность мышления, умение слушать и слышать, учитывать альтернативную точку зрения и аргументированно озвучивать свою. Посредством метода кейсов обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем, а также принимать оперативные управленческие решения»[2]. Метод кейсов в образовании представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмысления сложившийся ситуации.

Назовем технологические особенности данного метода:

1. В сфере высшего образования – это специфическая разновидность исследовательской технологии (аналитической).

2. В образовании интегрирует ряд технологий развивающего обучения.

3. Выступает в качестве технологии коллективного способа обучения.

4. Подготовка к «погружению» всей группы обучающихся в конкретную ситуацию, повышения качества предоставляемых знаний, обмена открытиями.

5. «В рамках рассматриваемого метода происходит формирование проблемы вместе с многообразием ее решений на базе кейса, выступающего одновременно и техническим заданием, и информационным источником в целях осознания альтернативных вариантов наиболее эффективных действий» [2].

6. Направлен на «ситуацию успеха». Он предусматривает деятельность, ориентированную на активизацию обучающихся, подчеркивание их достижений и стимулирование их успеха.

«При работе с методом кейсов можно использовать методы обучения в процессе организации работы над решением ситуаций:

  • метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
  • метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами, бумагами, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
  • ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой исторической, правовой, социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
  • метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами)» [2].

В данной статье мы предлагаем опыт решения кейса, который был представлен на отборочном этапе конкурса в состав VI Молодежного экспертного совета (Молодежного правительства дублеров Красноярского края) при Губернаторе Красноярского края.

Рассмотрим пример кейса: Самое большое количество вакансий в школах Красноярского края среди учителей начальных классов. Какие мероприятия необходимо предусмотреть по привлечению выпускников педагогических вузов в школу: а) на уровне школы; б) на уровне муниципального органа управления образованием.

Приведем план решения предложенной ситуации:

1. В основу работы над кейсом легла модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать ее и попытаться решить методом «Фишбоун» (рыбная кость).

2. Пирамида Минто — это способ, в котором информация излагается в строгой иерархии по принципу пирамиды, на вершине — главная идея, а в основании — уточняющие детали.

3. В процессе создания пирамиды Минто было выявлено, что необходимо рассмотреть уровень высшего образования и среднего профессионального образования, так как эти образовательные учреждения непосредственно готовят к профессиональной деятельности молодых учителей.

4. Каждый участник решения кейса предлагает свои варианты на основе имеющегося у него багажа знаний, практического опыта и интуиции (многовариантность решений).

5. Презентация решения кейса.

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов плана решения предлагаемой ситуации.

1. Предлагаемый нами метод «Фишбоун» основан на преобразовании информации в графический образ. Необходимость применения данного метода вызвана тем, что важно организовать работу участников в парах, группах или индивидуально, визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями и научится ранжировать факторы по степени их значимости. С помощью схемы (рыбная кость) находились решения из рассматриваемой ситуации, при этом возникали каждый раз новые идеи.

2. Пирамида Минто — многоуровневая система. Первый уровень, вершина — это основная мысль, суть нашего повествования, мы ее определили как набор мероприятий по привлечению выпускников педагогических вузов в образовательные учреждения. На втором уровне мы поделили идею, изложенную «выше», на части. На третьем уровне мы конкретизировали мероприятия.

Рис. 1. Уровни решения предлагаемой ситуации

3. В процессе работы на кейсом к предложенным уровням мы добавили высшие и средне профессиональное образование, так как посчитали, что необходимо комплексно рассматривать данную проблему, то есть на всех уровнях, связанных с образованием.

4. Применяя дискуссионный метод работы, нами были выведен комплекс мероприятий для решения кейса. Рассмотрим их:

I. Уровень образовательных учреждений.

а) Социальный пакет включает в себя:

- льготные путевки;

- оплату аренды жилья (полностью или частично);

- льготные условия оплаты коммунальных услуг;

- оплату курсов повышения квалификации.

б) Наставник. Роль наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.

в) Тренинг командообразования. Тренинг необходим с целью интеграции молодого специалиста в пространство образовательного учреждения (коллектив учителей).

г) Профессионально-ориентированная работа. Мы рассматривали два мероприятия, а именно:

- проведение «Дней открытых дверей» в образовательных учреждениях для обучающихся средних специальных и высших образовательных учреждений;

- прохождение педагогической практики для бакалавров в образовательных учреждениях, в которых есть свободные вакансии, с последующим трудоустройством.

II. На уровне муниципальных органов управления образованием:

а) Психологическое консультирование. Мы рассматриваем его как помощь в преодолении различного рода психологических затруднений, возникающих в профессиональной деятельности молодого учителя при поступлении на работу в образовательное учреждение.

б) Рейтинговая система оценки достижений.

Рис. 2. Мероприятия включенные в рейтинговую систему оценки достижений учителя

в) «Бесплатное» социальное жилье с правом собственности. В Красноярском крае, на данный момент существует Государственная программа Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан" [3] и Положения о порядке льготной продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности [4]. Федеральная программа по жилью для молодых учителей в 2017 г. была приостановлена, решением правительства Российской Федерации. Нами предлагаются дополнения к вышеперечисленным документам:

- непрерывная работа в образовательных учреждениях сроком до 20 лет;

- непрерывная работа в образовательных учреждениях сроком от 5 до 15 лет с возмещением оставшейся суммы государству;

- изменение условия получения социального жилья (для любого учителя не имеющего своей квартиры, не зависимо от категорий представленных в вышеизложенных документах);

- к положению [4] внести дополнения - 60/40, 70/30, также с применением вышеизложенных условий.

III. На уровне высшего и среднего профессионального образования:

а) Педагогическая интернатура. Обучающиеся выпускных курсов проходят полное погружение в учебный процесс наряду с действующими учителями-предметниками в образовательном учреждении.

б) Студенческая организация, которая направляет обучающихся в образовательные учреждения для проведения профессиональных проб и внеклассных мероприятий. Предоставление возможностей для проведения совместных исследовательских проектов. Мы предполагаем, что бакалавры выступают в качестве руководителей исследований обучающихся, а обучающиеся выполняют исследования для дипломного проекта бакалавра);

в) «День молодого профессионала». Молодой учитель делится своим опытом с выпускниками, а учителя, состоящие в педагогических объединениях, рассказывают о себе.

5. Защита решения кейса. Защита решения кейса чаще всего проходит в формате презентации. При обосновании выбранных вариантов решения нужно учитывать следующие аспекты, например:

- решение должно соответствовать проблематике данного кейса;

- выступление построено логично, структурировано, последовательно;

- ответы на вопросы полностью соответствуют поставленным вопросам;

- решение является обоснованным, приведены аргументы эффективности решения;

- существуют альтернативные варианты развития при возникновении проблем;

- проведено прогнозирование возможности рисков;

- решение является комплексным, проблема рассмотрена с разных сторон;

- решение не является абстрактным, предложены конкретные мероприятия/меры по решению кейса;

- имеется понимание конкретного социального/технологического результата решения кейса;

- решение является нестандартным, креативным.

Из всего вышесказанного мы можем заключить, что метод кейсов способствует мировоззренческому осмыслению социальной и педагогической действительности, помогающей построить процесс обучения, таким образом, что уйти от пассивного усвоения набора знаний к его активному присвоению и активации, т.е. обучающиеся получают возможность соотносить теоретические знания с реальной жизнью.