Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современный ритм жизни заставляет человека различных профессий находиться в постоянном стрессе. Многие профессии приводят человека к эмоциональному истощению и внутренней опустошенности в связи с тем, что данные профессии связанны с постоянным контактом с людьми. Ведь для любого человека сильной нагрузкой является общение с другим человеком. Именно этот постулат можно положить в основу синдрома эмоционального выгорания.
Выгорание – это реакция, которая возникает в процессе нахождения индивида в профессиональном стрессе, понижение самооценки, развитие цинизма[1].
Понятие «эмоциональное выгорание» было введено в 1974 году американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом для характеристики людей, которые находились в постоянном эмоциональном напряжение. Под эту категорию попали работники кризисных центров и психиатрических клиник. Позже, в 1982 году Р. Шваб расширил эту группу, включив в нее полицейских, врачей, педагогов, социальных работников, менеджеров всех отраслей.
На данный момент существует три модели синдрома эмоционального выгорания, описывающих данное заболевание.
Авторами однофакторной модели СЭВ являются А. Пайнс и Е. Аронсон (1988г.). Они рассматривали данное заболевание как состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванного достаточно долгим нахождением в эмоционально перегруженной ситуации. Согласно данной модели, главная причина синдрома эмоционального выгорания - это истощение, все остальные являются лишь второстепенными.
Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма) эмоционального выгорания представляет собой двухмерную конструкцию, которая включает в себя психологическое истощение и деперсонализацию. Первый элемент называется «аффективный», сводится к области жалоб на собственное самочувствие, здоровье, нервное истощение и эмоциональное состояние. Второй – деперсонализация – характеризуется особыми изменениями в отношении пациентов или самого себя. Данный элемент называют «установочным».
Трехфакторная модель (К. Маслак и С. Джонсон) является трехмерной и состоит из трех компонентов - эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. В совокупности они проявляются в виде ухудшения отношений с окружающими, сниженного эмоционального фона, негативной оценки своих собственных достоинств, личных и профессиональных достижений и успехов.
Профессиональная деятельность человека оказывает огромное влияние на образ жизни человека и развитие его индивидуальных качеств.
Существует понятие «профессиональное выгорание», что дает возможность рассмотреть данный синдром в рамках профессиональной деятельности.
Как уже говорилось выше, данный синдром превалирует в профессиях, имеющих социальный характер, то есть, связан с постоянным общением с людьми.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) чаще встречается у людей следующих профессий: учителя, преподаватели, врачи, социальные работники, работники правоохранительных органов и спасательных служб.
В данном исследовании будет рассмотрен синдром выгорания у преподавателей медицинских ВУЗов, потому что данная категория людей сочетает в себе и преподавателя, и врача.
Профессиональное выгорание заключает в себе ряд отрицательных переживаний, которые связаны со сферой деятельности, коллективом, в котором работает, и находиться индивид, а также организации в целом[9].
Синдром профессионального выгорания относят к феномену изменения личности, который приводит к негативной реакции на неблагоприятные рабочие процессы и заключает в себе ряд элементов, таких как психологические, поведенческие, физиологические и т.д. С медицинской точки зрения СЭВ выражается в снижении иммунитета, расстройствах пищеварения, ухудшении общего состояния (слабость, головокружение, бессонница, головные боли, одышка, потемнение в глазах), в нарушении функции опорно-двигательного аппарата (боли в суставах), сердечно-сосудистой системы (повышение АД, увеличение риска развития ИБС и артериальной гипертензии)[7]. У некоторых людей данный синдром сопровождается повышенным аппетитом, что увеличивает риск развития ожирения, а у других – потерей аппетита, что может привести к такому серьезному заболеванию как анорексия.
Данный синдром достаточно легко выявить: если у человека при одной мысли о работе появляется головная боль и окружающие люди вызывают раздражение – это и есть первые симптомы. Так же основными признаками данного симптома можно считать сильную утомляемость, бессонницу, чувство вины, в некоторых случаях бывает приступы необъяснимой агрессии.
Дж. Гринберг схематично разделил СЭВ на несколько этапов, которые получили следующие наименования: первый этап – «медовый месяц», второй – «недостаток топлива», третий – проявление хронических симптомов, четвертый – кризис и пятый этап – «пробивание стены»[10].
Рассмотрим эти этапы подробно. «Медовый месяц» - первый этап, когда человек еще наслаждается своей работой и получает от своих действий удовольствие.
На втором этапе человеку начинает казаться, что его знаний и умений не хватает для того чтобы работа выполнялась на «отлично».
На третьем этапе человек испытывает эмоциональное опустошение, неудовлетворенность, бессонницы, раздражение, все основные симптомы СЭВ. И четвертый этап «пробивание стены» - этап, на котором человек собирает свои силы и понимает, что его труд приносит пользу и востребован, что он не зря работает и его ценят.
В 2003 году в Берлине было принято решение перейти на Болонскую систему образования. В связи с этим СЭВ стал максимально превалировать у педагогов ВУЗов, не исключением стали и педагоги медицинских учебных заведений.
Следует отметить, что основной целью данного соглашения стало расширение профессиональных возможностей как для студентов, так и для педагогов. Но подписание данного соглашения привело к тому, что спустя несколько лет появились статьи о «развале системы образования». В данных статьях говорилось об эмоциональном спаде педагогов, подрыве их авторитетов, излишнем чиновничестве, снижению творческой мотивации, а также оптимизации и модернизации, как образования, так и здравоохранения в целом[8].
Среди преподавателей медицинских учреждений как, впрочем, и у других ВУЗов стал чаще проявляться синдром СЭВ, потому что неопределенность в системе образования, появление новых критерий и не способность адаптироваться к ним привел к снижению чувства собственного достоинства и неудовлетворенности педагога своим статусом[5].
Существует много факторов, влияющих на эмоциональное состояние педагога, вызывая стресс и негативное воздействие в целом. Считается, что учитель и врач - это призвание, поэтому эти профессии можно отнести к профессиям альтруистического типа. Но, существует такой тип профессии, который совмещает в себе два призвания - это преподаватель и врач.
СЭВ у преподавателей-врачей возникает довольно часто потому что, во-первых, врачи служат «жилетками» - ведь выслушать пациента их прямой долг, а во-вторых, будучи преподавателем, они находятся под постоянным давлением со стороны начальства и родителей своих учеников. Стремление заслужить уважение, как у студентов, так и у их родителей, а также у своих коллег не редко приводит преподавателя-врача к СЭВ.
Существует три типа преподавателей-врачей, которые предрасположены к развитию СЭВ.
Первый тип – «педантичный» - преподаватели-врачи, которые стремятся добиться образцового порядка во всем в ущерб себе.
Второй тип – «демонстративный» - тип преподавателей-врачей, которые стремятся быть на виду.
Третий тип – «эмоциональный», люди впечатлительные и чувственные. Их способность воспринимать боль как собственную граничат с саморазрушением.
Преподаватели-врачи проявляют неотъемлемую любовь к своей практической деятельности, преподаванию медицинских дисциплин и занятиям научно-исследовательской работой. Возлагая на себя такую большую нагрузку и часто забывая о своём собственном эмоционально-психологическом фоне и физическом состоянии, врач-преподаватель может столкнуться с эмоциональным истощением, но представители данной группы относятся к этому привычно.
Эмоциональное выгорание у преподавателей-врачей соответствует среднему уровню, в связи со спецификой их работы вырабатывается устойчивость к выгоранию, в отличие от их коллег, занимающихся исключительно преподавательской деятельностью.
Проведенные многочисленные исследования отражали, что показатели эмоционального истощения наиболее высоки у преподавателей ВУЗов, по сравнению с преподавателями-врачами. Это можно объяснить высоким уровнем контакта с огромной аудиторией и разумеется очень низкой положительной эмоциональной отдачей[4].
Но все же следует отметить, что риск развития данного синдрома среди преподавателей-врачей также достаточно высок. Это объясняется постоянным психологическим напряжением, страхом совершить как медицинскую, так и педагогическую ошибку.
Не каждый человек может вовремя выявить у себя симптомы СЭВ, поэтому для сотрудников медицинских вузов важно поддерживать дружеские отношения с коллегами, обмениваться мнениями, делиться чувствами и эмоциями. Благодаря этому процесс развития выгорания будет значительно снижен.
Желание педагога выполнять свою работу отлично, тем более что профессия врача не дает право на ошибку, приводит к трудоголизму вплоть до перфекционизма – это причина выгорания и эмоционального опустошения, потому что результат недосягаем[2].
Отсутствие определенной поддержки со стороны коллег и окружения тоже приводит к эмоциональному выгоранию, а также недооценивание профессиональных навыков и заслуг.
Также немаловажным становиться и низкий уровень знаний у студентов, их нежелание принимать активное участие в учебном процессе.
Это только малая часть причин, которые приводят к СЭВ преподавателей медицинских ВУЗов. Но данный синдром можно избежать, если умело распоряжаться своими профессиональными и внутренними ресурсами[6]. Также стоит отметить, что абитуриентам, прежде чем поступить в медицинский ВУЗ, необходимо пройти обязательный отбор, при котором будут оцениваться не только соматические показатели, но и степень психологической адаптации[3].
Во-первых, в своей педагогической работе преподаватель должен использовать паузы, чтобы за это время он смог привести свои эмоциональное и психологическое состояния в норму.
Во-вторых, преподаватель по мере возможности должен посещать курсы самообразования, и повышения квалификации, что повысит его профессиональную и внутреннюю самооценку. Обмен знаниями и возможность поделиться опытом с другими преподавателями дает возможность самосовершенствования.
В-третьих, как банально это не звучало, но состояние здоровья тоже имеет огромное значение для СЭВ: бессонницы, вредные привычки, неправильное питание.
Также преподавателям медицинских ВУЗов, чтобы избежать СЭВ, необходимо стараться избегать конфликтов на своем рабочем месте, а также рассчитывать нагрузки.
Используя эти минимальные рекомендации появиться возможность избежать синдром выгорания и продолжить выполнять свои педагогические обязанности с минимальными эмоциональными затратами.