Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SYSTEM DESIGN AS A BASIS OF DESIGN ACTIVITY

Amirzhanova A.S. 1 Dzhus E.S. 2
1 Omsk State Technical University
2 Omsk State Pedagogical University
In this article, the authors discuss the training and activities of modern designers. They believe that their professional activities are based on such factors as: first, the idea of dialogue, integration and cooperation; secondly, a whole cycle of knowledge, skills, and thirdly, the author's worldview, his attitude to the world around him and his view of the design object. In the future, the authors define modern system design, as part of engineering activities, aimed at the embodiment of design ideas. Also, important tasks in modern system design are: approbation of characteristic relationships, determination of patterns inherent in certain types of systems, and development on this basis of methods for their study and description. Also, they believe that the system approach facilitates the simplification and acceleration of the design process itself, minimizes the likelihood of erroneous judgments, since all methods are built logically and endowed with a control system. The product of system design, according to the authors, can be considered technical (working) projects, as well as embodied projects, such as: sports complexes, residential microdistricts, cinemas, recreation centers and others. To substantiate the essence of system design, as an example, the article presents the developed project (step-by-step solution) of the exhibition stand for the international company TRANSPORTATION COMPANY, engaged in the transport of goods. In conclusion, the authors believe that in recent years system design design has been filled with new content, in connection with the innovative processes in the field of communicative technologies.
design activity
system design
method
ergonomics
exhibition stand.

В современном мире, дизайнерская деятельность занимает одно из важных мест в сфере профессиональной подготовки молодежи. Это обусловлено высоким спросом на специалистов данного профиля на рынке труда. Поэтому, в различных художественных учебных заведениях по всей России осуществляется подготовка специалистов по разным профилям: это дизайн среды, интерьера, ландшафтный дизайн, графический дизайн, дизайн костюма.

На сегодняшний день, накопленный позитивный опыт, дает право определит перспективы и некоторые проблемы в профессиональной подготовке, которые периодически обсуждаются на творческих встречах, на научно-практических конференциях разного уровня, в печати. Вместе с тем, анализируя сложившийся опыт по подготовке специалистов по дизайну, можно сделать вывод о том, что есть ряд нерешенных проблем, в частности проблемы изучения студентами мирового художественного опыта в области дизайна в целом, качества дизайна в учебном проекте и макете. Кроме всего этого, остается недостаточным уровень общехудожественной подготовки студентов, что в конце концов приводит к обилию штампов, однообразии или копирования опыта других мастеров. Также, можно отметить тот факт, что отсутствует системный подход в отборе предметов, характеризующий вузовский компонент Госстандарта и отражающих концепцию подготовки будущих специалистов по дизайну.

Современный подход в системе подготовки дизайнеров включает в себя идеи диалога, сотрудничества совместной деятельности, идеи интеграции профессиональной деятельности. Однако в эпоху компьютерных технологий обучения, наглядный метод преподавания общехудожественных и специальных дисциплин в подготовке специалистов по дизайну все же признается наиболее эффективным, что предполагает построение художественных дисциплин на основе передачи традиции, культуры, опыта, манеры в процессе общения, осуществляемой на уровне восприятия, воспроизведения, усвоения способов деятельности, творческой самореализации и ценностных ориентаций [1, с. 32].

Для того, чтобы разработать любой дизайнерский проект, в первую очередь, необходима идея. Для возникновения идеи необходимы: творческий источник для вдохновения, умение ассоциировать его с собственный проектом, опыт, знание и умение. Также необходим уровень профессиональной культуры, который может быть сформирован при изучении курса лекции и практических занятий по дисциплинам общехудожественной и общепрофессиональной направленности.

Что же касается самой деятельности дизайнеров, то в первую очередь, это целый цикл знаний, умений и навыков, которые, в дальнейшем, посредством комплексного преобразования, внедряется в проектную дизайнерскую мысль для создания оригинальных дизайн-проектов или их систем. С другой стороны, дизайнерская деятельность – это мировоззрение автора, его отношение к окружающему миру и взгляд на объект проектирования. Вместе с тем, в своей проектной деятельности дизайнер должен уметь обобщать, синтезировать, выявлять важные и существенные аспекты взаимосвязи и взаимовлияния. Практически все проектные работы дизайнеров, не зависимо от профиля, направлены на достижение результатов, связанных с инженерной, технологической и социальной направленностью. Это связано со спецификой дизайнерской деятельности, т.е. в соединении в целостной конструкции – функционального, утилитарно-практического начало и эстетического, художественного решения. Поэтому, важными критериями в любом дизайнерском процессе – есть три, взаимосвязанных показателей: функция, связанная с технологией действия изделия; конечный образ и эстетическая, художественная составляющая [2, с. 64].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что между понятиями «проектирование» и «система» существует прочная взаимосвязь и взаимовлияние.

Современное системное проектирование, как часть инженерной деятельности, направлена на воплощение дизайнерской масли и включает в себя ряд особенностей:

1. Любой объект проектирования до его реализации в материале, рассматривается в виртуальном (знаковом) аспекте;

2. Любое проектирование, связанное со сложностями технических объектов (строительство), предусматривает соучастие специалистов разного профессионального уровня, т.е. проектирование носит коллективный метод;

3. Любое проектное решение и средства проектирования, обязательно подвергается унификации и типизации;

4. Любое проектное решение имеет вариативные стороны и методы.

В заключительной части системного проектирования – это оценка проектной деятельности, представляющая собой эффективность объекта-системы (эффективность – это соответствие назначению).

Условно, некоторые показатели эффективности системного проектирования можно разделить на:

1. Функциональные качества, включающие в себя надежность, оперативность и производительность;

2. Экономические качества – это себестоимость системы, эксплуатацию и затраты на разработку и т.д.;

3. Технологические качества – это трудоемкость разработки т.д.

4. Антропологические свойства – это безопасность, экологичность, эргономичность [3, с. 54].

Итак, системный подход в проектировании – это апробация таких сложных и взаимосвязанных систем, как социально-культурных и материально-функциональных аспектов, требующих определенных параметров, по которым, с учетом функциональных тенденции, осуществляется визуализация объектов, и в дальнейшем, художественно-проектная деятельность.

Важными задачами, свойственные для системного подхода в проектирование является апробация характерных связей, определение закономерностей, свойственных некоторым типам систем, а также разработка на данной основе методов их изучения и описания.

В свою очередь, системный подход способствует упрощению и ускорению самого процесса проектирования, минимизирует вероятность ошибочных суждений, так как все методы выстроены логически и наделены системой контроля. Подобный системный подход может быть использован во многих областях дизайна – индустриальном дизайне, графическом дизайне, дизайне среды и интерьера, web-дизайне и т.д.

Продуктом системного проектирования можно считать технические (рабочие) проекты, а также воплощенные проекты, такие как: спортивные комплексы, жилые микрорайоны, кинотеатры, базы отдыха и другие. В свою очередь, создание продукта в процессе системного проектирования – и есть основная задача и результат дизайнерской деятельности.

Для обоснования сути системного проектирования, в качестве примера, в данной публикации, нами представлен выставочный стенд для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», занимающейся перевозками грузов. Перед нами стояла задача – разработать ресепшен, входную зону, информационную зону и зону переговоров. Площадь, занимаемая выставочным стендом, должна быть не менее 36 кв.м. Конструкция должна быть устойчивой, прочной и надёжной.

Если обратиться к определению, то выставочный стенд – это образ предприятия-экспонента в миниатюре, воплощающий его общую предпринимательскую культуру. Это уже само по себе действует как средство передачи и приема сообщений и выражает предприятие как единое целое. В связи с этим стенд должен: выделять предприятие, привлекать, не будучи вызывающим, пробуждать интерес [4, с. 47].

Выставочный стенд - это возможность показать продукцию или услуги фирмы, которую он представляет. Правильно спроектированный и оформленный выставочный стенд выгодно показывает возможности фирмы.

Целью нашей разработки является создание дизайн-проекта выставочного стенда, отвечающего функциональным, эстетическим, эргономическим требованиям, для компании, занимающейся перевозками.

Задачи проекта сводятся к следующему:

– выполнить предпроектный анализ;

– изучить аналоги по данной тематике;

– изучить направленность политики фирмы в области продвижения компании;

– определить площадь, размеры, пропорции для выставочного стенда;

– разработать концепцию;

– выполнить требования к планировке выставочного стенда;

– найти гармоничное объемно-пространственное и цветовое решение;

– отразить направленность компании в решении выставочного стенда.

Международная компания «TRANSPORTATION COMPANY» занимается перевозками крупногабаритных и малогабаритных грузов, их доставкой в разные части света. В основе политики компании лежат такие принципы как: точность, надёжность, скорость, пунктуальность, организованность, рациональность, открытость, ответственность и активность в сфере перевозок. Офис компании выполнен в светлых тонах с использованием оттенков серого и синего. Чтобы представить компанию широкой публике, требуется разработка выставочного стенда, который будет соответствовать деятельности компании и наглядно отражать все вышеперечисленные принципы. Международная компания перевозок должна достойно выглядеть среди фирм-конкурентов, поэтому дизайн выставочного стенда для данной компании должен быть запоминающимся, привлекательным для посетителей. Современные тенденции в проектировании выставочных стендов - это стремление к открытости, лаконичности, простоте создаваемых конструкций [5].

Хороший проект, рациональное зонирование помещения, правильно подобранное цветовое решение, достаточное количество представленной информации по деятельности компании, а это ведет к увеличению количества заключаемых договоров и сделок, привлечению новых клиентов, налаживанию деловых связей - всё это складывается в показатель успешности фирмы.

Итак, первый этап – функциональное зонирование. Общая территория выставочного стенда разделена на 4 основных функциональных зоны: ресепшен, входная зона, информационная зона и зона переговоров. Каждая из них расположена так, чтобы посетители и персонал чувствовали себя максимально комфортно [ Рис.1].

Рис. 1. Джусь Е.. Функциональное зонирование проекта к выставочному стенду для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», 2017.

Второй этап работы – разработка поисковых эскизов. Эскизное проектирование - это важный этап дизайн-проектирования, на котором создаётся предварительный проект или концепция. Использование 3D программ помогает наиболее полно представить разрабатываемый проект. При создании эскизов за основу были взяты геометрические формы, ассоциирующиеся с точностью, четкостью и пунктуальностью в работе. Эти геометрические формы визуально делят пространство на различные функциональные зоны [Рис.2].

Рис. 2. Джус Е.. Разработка поисковых эскизов к выставочному стенду для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», 2017

Третий этап – выбор эскизного решения. В основу для создания проекта лег вариант, в котором находятся в балансе наклонные динамичные линии и довольно статичные массы, придающие образу выставочного стенда весомость. Конференц-зал расположен за стеклянной перегородкой, это показывает посетителям готовность сотрудников компании работать открыто и серьёзно [Рис. 3].

Рис. 3. Джусь Е.. Итоговый вариант дизайн-проекта выставочного стенда для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», 2017

Четвертый этап – описание дизайн проекта. Концерт. Выставочный стенд спроектирован с учётом всех процессов, протекающих в нем. Он представляет собой сложную геометричную, симметричную по диагонали конструкцию, имеющую надёжный каркас. Разрабатываемый выставочный стенд принадлежит международной компании «Transportation ompany», занимающейся перевозками крупногабаритных и мелкогабаритных грузов. За основу были взяты строгие геометрические формы и достаточно графичные цвета (белый, оттенки серого, чёрный и синий), которые настраивают посетителей на официальность, обязательность (Рис.3,4).

Концепция выставочного стенда - динамика в статике, совмещение масс и наклонных линий, придающих конструкции иллюзию движения. Использование элементов различной толщины даёт возможность создать ритм. Совмещение матовых, глянцевых, а так же различных по прозрачности и тону материалов придаёт выставочному стенду ощущение надёжности, стабильности, но вместе с тем продвижение компании вперед, развития, совершенствования [5].

Рис. 4. Джусь Е.. Выбор цветового решения дизайн-проекта выставочного стенда для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», 2017

В заключении, хочется отметить, что в последнее время системное дизайнерское проектирование наполнилось новым содержанием, в связи с инновационными процессами в области коммуникативных технологий. Разрабатывая всевозможные проекты, дизайнер должен предугадать все этапы жизненного цикла своего изделия: проектирование – производство – товарообращение – эксплуатацию.