Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DISTINCT SOCIOLOGICAL RESEARCH OF THE RESPONDENTS' ATTITUDE TO THE WORK OF THE MEDIA IN EMERGENCIES

Tsurikov A.N. 1
1 Rostov State University of Economics
Modern media act as an important social factor in emergencies. Thanks to the media, any extraordinary event receives information and communication resonance, it involves large segments of the population who are experiencing psychological stress. The article presents distinct sociological study of the respondents' attitude to the work of the media in emergencies. The focus of attention is the work of both traditional media (radio, television, etc.) and citizen journalism (bloggers, users of social networks, etc.). The article contains a full description of the questions and processing of the results of the study. For clarity, the answers are grouped in diagrams. One hundred respondents took part in the study. Reliability of results is confirmed for the environment of students, employees and teachers of technical schools. Questions and results correspond with the previous research of the Foundation of public opinion (Fond Obshestvennoe Mnenie, FOM). The survey was conducted anonymously, respondents were given sheets, and they put marks and returned them. There were no time limits, for each question it was possible to choose only one answer from the proposed. Processing of results was carried out in the program of spreadsheets «Excel» from «Microsoft».
sociology
public opinion poll
emergency
mass media
citizen journalism
respondent
1. Bervenova O.V. Compensatory resources of the media in emergencies: Abstract of dis. ... cand. political. sciences. – Moscow, 2007. – 28 p.
2. Citizen journalism [Electronic resource]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_журналистика (date of access 20.03.18).
3. Kotelenets E.D. Role of citizen journalists in the coverage of natural disasters and emergencies on the example of the Russian Internet: thesis / Moscow State University of M.V. Lomonosov. – M., 2013. – 94 p. [Electronic resource]. – URL: https://gigabaza.ru/doc/239-pall.html (date of access 25.03.18).
4. Ivanov A. Fakes of the Kemerovo tragedy: We analyze false news about the fire in «Winter Cherry» [electronic resource]. – URL: https://www.kp.md/daily/26810/3847117/ (date of access 05.04.18).
5. Media coverage of emergencies. Media and Internet [Electronic resource]. – URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11662 (date of access 06.04.2018).

Введение

Современные средства массовой информации (СМИ) выступают в роли важного социального фактора в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС). Благодаря СМИ любое чрезвычайное событие получает информационно-коммуникативный резонанс, в него вовлекаются большие слои населения, которые испытывают психологический стресс [1].

Сегодня на первый план выходит относительно новое направление работы, как «гражданская» (или «народная») журналистика [2]. Она базируется на деятельности не профессиональных авторов, а на преимущественно бесплатной работе обычных граждан, которые активно участвуют в процессах сбора, анализа и распространения информации [3].

Для оценки отношения населения к работе, как традиционных СМИ, так и народных журналистов, автором работы было проведено собственное мини-исследование.

Цель исследования

Цель исследования – оценка отношения к работе СМИ при ЧС. При этом интерес представляют, как традиционные СМИ (радио, телевидение и т.д.), так и народная журналистика (сообщения блогеров, пользователей социальных сетей и т.д.).

Материалы и методы исследования

Опрос проводился в марте 2018 года до возникновения резонансной ЧС в кемеровском центре «Зимняя вишня» [4]. В исследовании приняли участие сто респондентов из числа сотрудников, преподавателей, студентов и учащихся Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) и лицея, работающего при университете.

Вопросы частично перекликались с проведенными ранее исследованиями фонда «Общественное мнение» [5] Опрос проводился анонимно, опрашиваемым раздавались листы, они ставили отметки и возвращали их. Ограничений по времени не было, на каждый вопрос можно было выбрать только один вариант ответа из предложенных.

Обработка результатов проводилась в табличном процессоре «Excel» от «Microsoft».

Опросный лист исследования

Опросный лист начинался с преамбулы: «Благодарим за участие в исследовании! Опрос анонимный, все результаты будут обработаны в обезличенном виде. Указывать вашу фамилию или имя НЕ нужно! На каждый вопрос можно дать только один ответ».

Далее шел блок из трех вопросов, позволяющих получить общую информацию о респонденте. Опрашиваемых просили указать возраст, пол и уровень образования.

Следующим блоком шли основные вопросы (12 шт.), относящиеся к сути исследования. Вопросы и варианты ответов, предложенные респондентам, приведены ниже.

1. Какие средства массовой информации (СМИ) вы преимущественно используете для получения сведений о текущей ситуации?

Варианты ответов: радио; телевидение; интернет; газеты, журналы; не использую СМИ (не слежу за новостями).

2. Как, по вашему мнению, СМИ в целом справляются с задачей освещения чрезвычайных ситуаций (ЧС)?

Варианты ответов: хорошо; плохо; затрудняюсь ответить.

3. Если вы узнаете о возникновении чрезвычайной ситуации, то к каким СМИ обратитесь в первую очередь для получения подробностей?

Варианты ответов: включу телевизор; выйду в интернет; включу радио; куплю газету, журнал; позвоню по номеру горячей линии; не буду ничего делать.

4. В случае выхода в интернет для поиска подробностей о ЧС, произошедшей несколько часов назад, где вы будете искать информацию в первую очередь?

Варианты ответов: сделаю запрос в одном из поисковиков (Яндекс, Google и т.д.); зайду на сайт крупной телекомпании («Первый канал», «Россия»и т.д.); зайду в социальные сети («В контакте» и т.д.); буду читать (смотреть) блоги известных экспертов; зайду на сайт крупной газеты, журнала (Комсомольская правда, Аргументы и факты и т.д.); поищу в сообщениях информационных агентств (ТАСС, Интерфакс, РИА-новости и т.д.); затрудняюсь ответить.

5. Как вы выйдете в интернет в случае возникновения ЧС?

Варианты ответов: компьютер; мобильное устройство; затрудняюсь ответить.

6. Как, по вашему мнению, следует освещать информацию о чрезвычайных ситуациях, которые не затрагивают напрямую вас и ваших близких?

Варианты ответов: вообще не сообщать о таких ситуациях (не будоражить людей попусту); выдавать лишь некоторые сведения в виде коротких сообщений и заметок; выдавать всю имеющуюся информацию с максимально возможной детализацией подробностей.

7. Если вы станете свидетелем чрезвычайной ситуации, вы сделаете запись фото или видео с места происшествия на свой смартфон, планшет, камеру?

Варианты ответов: да; нет.

8. Следует ли свидетелям ЧС, сделавшим запись фото или видео на месте происшествия, оперативно обнародовать полученные кадры?

Варианты ответов: да; нет.

9. Хотите ли вы иметь возможность увидеть кадры с мест чрезвычайных происшествий, снятые очевидцами событий?

Варианты ответов: да; нет.

10. Считаете ли вы, что на демонстрируемых СМИ кадрах с места ЧС должны быть удалены нецензурные выражения, скрыты лица жертв, изъяты наиболее шокирующие фрагменты?

Варианты ответов: да, излишние подробности не должны демонстрироваться; нет, полнота информирования важнее.

11. Считаете ли вы, что перед демонстрацией кадров с места ЧС следует помещать предупреждение?

Варианты ответов: да; нет.

12. Кто, по-вашему, будет публиковать наиболее достоверную информацию о ЧС в первые часы после ее внезапного возникновения?

Варианты ответов: блогеры и очевидцы событий, выкладывающие посты в соцсетях (так называемые «народные журналисты»); крупные средства массовой информации.

Результаты исследования и их обсуждение

Информация о респондентах (рис. 1) показывает, что опросу удалось подвергнуть преимущественно молодую аудиторию (до 30 лет – 88%). Преобладание респондентов мужского пола (64%) со средним (64%) и высшим (26%) образованием объясняется проведением опроса среди учащихся и преподавателей технических учебных заведений.

Рис. 1. Информация о респондентах (возраст, пол, образование)

При ответе на вопрос, какие СМИ вы обычно используете, ожидаемо победил интернет (рис. 2), ТВ получило почти четверть голосов, при этом радио не выбрал ни один респондент, а доля людей, которые вообще не следят за новостями оказалась незначительной (4%).

Рис. 2. Какие средства массовой информации (СМИ) вы преимущественно используете для получения сведений о текущей ситуации?

В целом, 50% опрошенных (рис. 3) позитивно оценивают работу СМИ (негативно только 22%), однако доля затруднившихся ответить оказалась высокой (28%).

Рис. 3. Как, по вашему мнению, СМИ в целом справляются с задачей освещения ЧС?

В случае возникновения ЧС большинство (рис. 4) обратится к интернету (70%), однако доля тех, кто включит ТВ, равна 30%. Таким образом, при наличии расхожего мнения, что «ТВ умерло» и «Телевизор никто не смотрит», в реальности влияние ТВ при ЧС весьма велико.

Рис. 4. Если вы узнаете о возникновении чрезвычайной ситуации, то к каким СМИ обратитесь в первую очередь для получения подробностей?

При возникновении ЧС (рис. 5) большинство (60%) начнет искать информацию в поисковиках, при этом 14% напрямую зайдут в соцсети.

Рис. 5. В случае выхода в интернет для поиска подробностей о ЧС, произошедшей недавно, где вы будете искать информацию в первую очередь?

Подавляющее большинство выйдет в Интернет (78%) при ЧС с мобильного устройства, только 16% с компьютера. Вариант, о том, что о ЧС сообщать не нужно вообще, получил лишь 4% голосов. Это свидетельствует, что подавляющее большинство хочет получать информацию о ЧС, при этом 60% хотят получать всю информацию, 36% – краткие сообщения.

На вопрос «Если вы станете свидетелем ЧС, вы сделаете запись фото или видео с места происшествия на свой смартфон, камеру?» 60% ответило «Да». 70% респондентов считают, что свидетелям ЧС, сделавшим запись фото или видео на месте происшествия, следует обнародовать полученные кадры. При этом 66% респондентов хотят иметь возможность увидеть кадры с места ЧС, снятые очевидцами событий.

Большинство опрошенных (70%) также полагает, что с кадров с места ЧС должны быть удалены некоторые подробности. Респонденты практически единодушно поддержали необходимость помещения предупреждения перед демонстрацией кадров с места ЧС (90%).

Мнение о достоверности информации о ЧС разделились между народными журналистами и традиционными СМИ практически поровну, но с небольшим перевесом (2%) в пользу первых (52%).

Заключение

Поставленная цель исследования (оценка отношения к работе СМИ при ЧС) была достигнута. При этом следует оговориться, что относительно небольшой объем выборки свидетельствует об ограниченности проведенного исследования и его достоверности для среды учащихся и преподавателей учебных заведений технического профиля. Необходимо продолжение исследований в выбранном направлении для получения новых результатов.