Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE TRADITIONS OF PULSE DIAGNOSTICS IN CHINA

Bogdanova T.M. 1 Slyusarenko Y.A. 1
1 Saratov State Medical University
In this article, one of the oldest methods of assessing the functional state of the human body - pulse diagnostics, which had a special meaningful place in traditional Chinese medicine and was brought to virtuosity, is considered. Ancient Chinese doctors were able to distinguish up to 27 pathological types of pulse waves, each of which characterized a certain state of an individual vital organ, system of organs or the organism as a whole. At the base of this manipulation, the physicians of ancient China laid the doctrine of Yin and Yang - the doctrine of the energy balance of the organism, according to which every organ in the human body combines the two origins of yin and yang, and the blood, covering all organs, carries information about their functional condition. Also, the development of the technique of determining the pulse was based on the study of the meridians in the human body, according to which the radial artery is the junction of all 12 meridians, and therefore is the best place for determining physiological functions and pathological changes in the human body. However, modern medicine, with all its advanced technology, is not able to fully compare with the skill of ancient Chinese healers in the field of pulse diagnostics.
pulse diagnosis
pulse
ancient china
pathology

Четыре основных метода постановки диагноза: осмотр, выслушивание, опрос и ощупывание – традиционные приемы, используемые как в современной европейской медицине, так присуще традиционной китайской медицине, которые даёт необходимую информацию о пациенте. Вся китайская медицина, как её научная, так и практическая сферы: патология, анатомия, физиология, клиническая диагностика, лечение и профилактика – все подчинено многогранной модели, именуемая принципом гармонии и равновесия инь и ян. Единство иньян связывает функционально и морфологически различные части тела, и органы человека. Древние китайские источники свидетельствуют также, что верхняя часть человеческого тела относится к ян, а нижняя – инь, также и в топографических отношениях поверхность тела относится к ян, внутренности – кинь. По тому же принципу рассматривается каждый внутренний орган, имеющий свои инь и ян [3, 7].

Исследование пульса как одного из важнейших симптомов болезни всегда использовалась не только древневосточными врачами, но и врачами с европейским образованием. Пульсовая диагностика в древневосточной медицине была доведена до виртуозности, требуя от обучающегося многолетнего труда, большой наблюдаемости и тренировки чувствительности пальцев. Овладев этим приёмом, врач может определить не только повышение температуры тела больного (жар, лихорадка), но и различные функциональные и органические расстройства сердечно-сосудистой системы: аневризму аорты, многие виды аритмии сердца, митральный стеноз, аортальную недостаточность и др. [3, 5] 

При исследовании пульса западная медицина определяет следующие свойства пульса: частота, ритмичность, наполнение, напряжение и синхронность [4], тогда как в китайской медицине учитываются дополнительно наличие «корня» пульса, глубина «залегания» и симптом нарушения «бодрости пульса» [5] .

На основе современных научных исследований китайские медики пришли к заключению, что все характеристики пульса зависят от функционального состояния сердечно-сосудистой системы (систолического объема сердца, состояния клапанов аорты и других крупных сосудов, эластичности сосудистой стенки и её сопротивления току крови), а также от её ответных реакций при различных патологиях. Китайские врачи нашего времени считают, что исследование пульса не только применим в качестве метода диагностики, но и позволяет уловить особенности проявления и течения болезни, установить предположительный диагноз [5].

Пульсовая диагностика древнего Китая опирается на тот факт, что циркулирующая в организме кровь, «омывая» практически все органы и ткани организма человека, несет в себе информацию об их функциональном состоянии. Результатом  движения тока крови по кровеносным сосудам является создание трения, которое передается по сосудистой стенке в виде пульсовой волны [6].

Относительное различие сердечной деятельности, определяемой при помощи пульсовой диагностики, отражает состояние энергетического баланса организма (избыток или недостаток энергии в 12 постоянных меридианах). Согласно книге «Нан-цзин» (Бянь Цяо) каждый происходящий в организме процесс и каждый орган имеют свою концентрационную точку цунь-коу на лучевой артерии. Лучевая артерия (около лучезапястного сустава, участок цунь-коу) – наилучшее место для определения характера пульса, т.к. здесь, по представлениям древнекитайских медиков, находится «начало и конец» всех меридианов, а также традиционно объясняется аналогией с шумом водопада: если слушать шум воды вблизи водопада, то звуки сливаются воедино, если далеко, то звуки ослабевают; поэтому сигналы пульсовой волны наиболее четко ощущаются как бы посередине между сердцем и нижними конечностями.  Традиционно пульс определяется в трех точках: цунь, гуань и чи. Исследование пульса осуществляется на обеих руках пациента, расположенных на уровне сердца. Врач своей правой рукой исследует левую руку больного, левой – правую, указательный палец располагается на точке цунь, средний – гуань, безымянный – чи. Согласно мнению китайских врачей пульсовые точки дадут сведения о состоянии разных участков тела и органов, так в точке цунь определяется состояние верхней части тела, в точке гуань – состояние средней части тела, в точке – состояние органов нижней части тела. Меняя силу надавливания на пульсовые точки лучевой артерии, они способны изменять «глубину проникновения в тело» человека [5].

Во время исследования врач ощущает одновременно шесть пульсов, по три на каждой руке; затем более слабым и более сильным надавливанием пальцами на все шесть точек различаются поверхностный и глубокий пульсы, таким образом, древнекитайские специалисты различают двенадцать основных пульсов на обеих руках: шесть поверхностных и шесть глубоких.

Согласно представлениям восточной медицины, различают 3 типа здорового пульса: мужской (интенсивный и сильный); женский (тонкий, быстрый и сильный) и нейтральный (комбинация мужского и женского, спокойный, медленный и мягкий). Признаком здорового пульса является неизменность силы, ритма толчков, так на один дыхательный цикл приходится 4-5 сердечных сокращений (в норме 60-80 сокращений в минуту).  Также при исследовании пульса специалист должен учитывать время года, чтобы не спутать здоровый пульс с сезонным видоизменным пульсом, а также время суток [5].

Древнекитайские медики, измеряя пульс в 6 точках (по 3 на каждой руке), оценивали функциональное состояние различных органов. В Таблице 1 приведены некоторые жизненно важные органы и соответствующие им пульсовые точки на лучевой артерии [5].

Таблица 1

Исследуемая точка

Глубина определение пульса

Мужчины

Женщины

Левая рука

Правая рука

Левая рука

Правая рука

 

Цунь

Поверхностно

Тонкий кишечник

Толстый кишечник

Толстый кишечник

Тонкий кишечник

Глубоко

Сердце

Легкие

Легкие

Сердце

Гуань

Поверхностно

Желчный пузырь

Желудок

Желчный пузырь

Желудок

Глубоко

Печень

Селезёнка, поджелудочная железа

Печень

Селезёнка, поджелудочная железа

Чи

Поверхностно

Мочевой пузырь

-

Мочевой пузырь

-

Глубоко

Почки

Перикард

Почки

Перикард

 

В отличие от европейских коллег древневосточные медики произвели классификацию различных видов пульса, основываясь на различных меридианах органов.  Так согласно древнему учебнику о пульсах «Биньхоу мосюэ», изложенного в труде сотрудников Пекинского института китайской медицины (1960 г.), различают 27 видов патологических пульсов,  причём один пульс, может сопровождаться несколькими другими типами [3, 5].

  • Поверхностный пульс (фу май)
  • Умеренный частый (шу май)
  • Полный (ши май)
  • Длинный (чан май)
  • Большой (хан май)
  • Напряженный пульс (цзинь май)
  • Скрытый (лао май)
  • Движущий (дун май)
  • Торопливый (цзу май)
  • Глубокий (чэнь май)
  • Редкий (чи май)
  • Свободный (хуа май)
  • Вяжущий (сэ май)
  • Пустой (сюй май)
  • Короткий (дуань май)
  • Слабый, поверхностный (вэй май)
  • Медленный (хуань май)
  • Лукообразный (хуа май)
  • Струнный (сянь май)
  • Кожаный (гэ май)
  • Незаметный (туань май)
  • Слабый (жо май)
  • Рассеянный (сань май)
  • Тонкий (си)
  • Незаметный (фу май)
  • Крепкий (цзе май)
  • Замерзающий (дай май)

Однако сейчас учитывают лишь групповые характеристики типов пульса, базируясь на 6 основных характеристиках: поверхностность (поверхностный или глубокий), частота (быстрый или медленный), сила (сильный или слабый). Поверхностный пульс определяется при легком нажатии, глубокий обнаруживается ближе к лучевой артерии, сила пульса определяется по тому усилию, которое нужно приложить, чтобы исчезла пульсовая волна при нажатии на лучевую артерию [3]. Исходя из приведенных характеристик типы пульсов объединяют в 3 основные группы:

  • Поверхностный и глубокий;
  • Быстрый и медленный;
  • Сильный и слабый.

Таким образом, пульсовая диагностика в Китае, достигшая высшего уровня развития в традиционной медицине,  дает возможность выявить различные воспалительные процессы в организме человека, оценить функциональное состояние жизненно важных органов: печень, почки, сердце, лёгкие, селезёнка, а также проанализировать деятельность эндокринной, нервной, репродуктивной систем. Однако современным врачам не всегда удается в совершенстве овладеть этой сложной техникой, что подчеркивает мудрость и профессионализм древнекитайских мастеров медицины.