Российская Федерация – многонациональная страна, в которой проживают представители большого числа этнических групп. В течение последних десятилетий количество мигрантов растет в следствие различных экономических факторов. Кроме этого, Россией поддерживается политика дружественного сотрудничества с многими странами мира. Одним из проявлений такой политики является приближающийся чемпионат мира по футболу 2018 года, принимающей стороной которого будет являться Россия.
Эти факторы обуславливают необходимость исследования отношения общества к представителям другой национальности для понимания текущих взглядов к другой культуре, для своевременного предотвращения и профилактики национальных конфликтов. Межнациональные и межкультурные коммуникации тесно связаны с понятием этнической толерантности, так как именно эта способность личности обуславливает успешную коммуникацию представителей разных культур. Изучение толерантности для дальнейшего формирования и развития этого качества стоит начинать с самого раннего возрастного периода в таких образовательных учреждениях, как детский сад и школа.
Понятие «толерантность» широко используется в различных областях наук и является предметом философских, социологических, политологических, психологических, педагогических, культурологических и других исследований. Значительный вклад в них вносят B.А. Балханов, Г.В. Бизюлева, С.К. Бондырева, В;А. Васильев, В.В. Глебкищ A.A. Гусейнов, Л.M. Дробижева, Б.В. Емельянов, В.М. Золотухин, П. Кинг, Г.С. Кожухарь, В.А. Лекторский, И.И. Осинский, H.A. Победа, К. Роджерс, В.А. Тишков, Д. Хейд, М.Б. Хомяков, Л.A. Шайгерова, В.В. Шалин, О.Д. Шарова и др.
Проблеме формирования толерантной личности посвящены исследования Г. Оллпорта, Г.А. Асмоловой, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишковой, Е.Г. Луковицкой, Е.В. Селезневой, В.В. Бойко, К.А. Абульхановой, Л.Г. Дикой, В.В. Семикиной, Л.М. Митиной и другие. Попытка теоретического анализа самого понятия толерантность предпринята О. Хёффе, Ю.А. Ищенко, Р.Р. Волитовой, И.В. Ксенофонтовым, В.А. Лекторским, И. Йовелом. Исследования Е.А. Ильинской, Л.В. Коломийченко, Ф.С. Пак, Н.А. Асташовой, М.В. Степанова и других направлены на изучение проблемы формирования толерантной личности в дошкольном возрасте.
В контексте нашего исследования интерес представляет определение толерантной личности Г.У. Солдатовой в соавторстве с другими исследователями. По их мнению, это «человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявления сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека». Для того, чтобы лучше понять концепцию Г.У. Солдатовой, обратимся к другим работам этого автора.
В одной из своих работ Г.У. Солдатова говорит о том, что один из путей постижения смыслов и границ толерантности – анализ форм и проявлений ее противоположности – интолерантности или нетерпимости. Она выделила критерии, на которых основываются эти два противоположных понятия.
Критерии толерантности:
- равный доступ к социальным благам;
- взаимоуважение членов группы;
- равные возможности в политической жизни;
- сохранение самобытности национальных меньшинств;
- возможность следовать своим традициям у каждого индивида;
- свобода вероисповедания;
- сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
- и др.
Критерии нетерпимости:
- открытое выражение пренебрежения;
- игнорирование;
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;
- этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
- поиск врага (перенос ответственности на конкретных людей);
- преследования, запугивания, угрозы;
- дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и др.;
- расизм, ксенофобия, национализм, фашизм, империализм;
- эксплуатация;
- осквернение религиозных или культурных символов;
- религиозное преследование [1].
Согласно этой теории, можно говорить о том, что интолерантность общества и отдельных его представителей в разных ее проявлениях может достигать уровня, при котором это явление будет угрожать жизням людей. Также можно предположить, что толерантность и развитие уровня толерантности в мире является основой для благополучной и комфортной жизни общества.
Перед тем, как приступить к изучению понятия «этническая толерантность», нам необходимо рассмотреть виды толерантности в психолого-педагогической литературе и узнать, какие авторы выделяют этническую толерантность в своей квалификации.
Существует множество классификаций понятия толерантности. Г. Олпорт выделял три вида толерантности: толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями, конформную толерантность, толерантность как черту характера. Наиболее полно отражающей все аспекты педагогической деятельности является классификация Г. Л. Бардиер. Она выделяет 10 видов толерантности: межличностная, межкультурная, межэтническая, профессиональная, управленческая, межпоколенческая, гендерная, социально-экономическая, межконфессиональная, политическая [2]. Мацковский М.С. выделял 12 видов толерантности: политическую, межнациональную, расовую, религиозную, гендерную, возрастную, физиологическую, сексуально–ориентационную, образовательную, географическую, межклассовую, и маргинальную.
В связи с актуальностью данной проблемы во всем мире все больше и больше психологов, социологов и педагогов обращают свое внимание на данную проблему и выделяют собственные виды толерантности, критерии толерантной личности и др. В нашем исследовании нас будет интересовать отдельный вид толерантности, а именно «этническая толерантность».
В своем этнопсихологическом словаре В.Г. Крысько определяет понятие этнической толерантности как способности человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.
По мнению В.Г. Крысько, внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Данный вид толерантности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью, т. к. вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других народов часто представляет для нее определенные трудности, сопровождается появлением состояний неопределенности и фрустрации [3].
Определение этнической толерантности, которое дает Г.У. Солдатова с А.Г. Асмоловым, мы считаем основополагающим в нашем исследовании. По их мнению, этническая толерантность – принятие этнокультурных различий, уважение и признание равенства разных народов, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
Диагностика психологических особенностей этнической толерантности проводилась в общеобразовательных школах Свердловской области среди учеников старших классов.
Выборка нашего исследования состояла из 71 респондента, среди которых 52% девочек и 48% мальчиков. Средний возраст респондентов 16,46 лет. Минимум 15 лет (4% выборки), максимум 17 лет (51% выборки).
Выборка состояла из представителей разных национальностей и культур, таких как: русские – 88,5% респондентов, поляки – 1,5%, евреи – 1,5%, азербайджанцы – 1,5%, таджики – 1,5%, украинцы – 1,5%, башкиры – 1,5% и татары – 2,5%.
Ранее, в одной из наших публикаций (Садовникова Н.О., Веденяпина Е.А. Особенности этнической толерантности молодежи малого города // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5) мы анализировали такие опросники, как диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова) и экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). По результатам исследования были выявлены преимущественно средние уровни выраженности этнической и социальной толерантности по группе. Также выявлены положительно направленные стереотипы по диагностическому тесту отношений, однако все шкалы были низкой интенсивности [5].
Сейчас мы бы хотели остановиться на результатах анкетирования. Для его проведения нами были выбраны несколько вопросов из анкеты Л.Б. Шнейдер [6] и анкеты М.А. Одинцовой и М.В. Тищенко [4]:
- Испытывает ли Вы неприязнь к человеку, отличающемуся от Вас?
- Считаете ли Вы, что политическая нетерпимость разрушает народ?
- Имеет ли для Вас значение в повседневном общении происхождение другого человека?
- Испытываете ли Вы напряжение, когда видите вокруг себя «чужаков»?
- Отношения между студентами моей группы зависит от их национальности.
Обратимся к результатам исследования.
На вопрос «Испытываете ли Вы неприязнь к человеку, отличающемуся от Вас?» 4% респондентов негативно относятся к людям, отличающимся от них по каким-либо признакам (полу, национальности и.т.п.), 87% респондентов не испытывают неприязни к таким людям, 7% респондентов затрудняются с ответом и 2% выборки не ответили на данный вопрос. Исходя из этих данных можно говорить о том, что большая часть группы не испытывает негативных чувств и эмоций по отношению к людям, отличающимся от них самих по половому, национальному или другим признакам. Это может свидетельствовать о том, что испытуемые ведут себя толерантно по отношению к различным социальным группам.
На вопрос «Считаете ли Вы, что политическая нетерпимость разрушает народ?» 60% респондентов считают, что политическая нетерпимость дезинтегрирует общество. 14% респондентов не согласны с тем, что политическая нетерпимость ведет к разрушению общества, 24% респондентов затрудняются ответить на данный вопрос и 2% выборки не ответили на данный вопрос. Такое количество затрудняющихся в ответе респондентов может говорить о несформированности понятия политическая нетерпимость, непонимании последствий данного явления. Но более чем половина группы считает, что политическая интолерантность – явление разрушительное для нашего народа. Это может свидетельствовать о том, что у данной подгруппы респондентов имеется сформированное представление о политической интолерантности, ее компонентах (национализм, авторитаризм, этноцентризм и др.) и о том, что этот феномен не входит в группу морально-нравственных ценностей общества. Т.е. часть группы способна дать оценку данному феномену.
На вопрос «Имеет ли для Вас значение в повседневном общении происхождение другого человека?» для 4% респондентов происхождение человека имеет значение, для 84% респондентов – не имеет значение, 9% респондентов затрудняются дать ответ и 3% выборки не ответили на данный вопрос. Полученные результаты говорят о том, что для большей части группы в повседневном общении не имеет значение отличается ли его собеседник по этническому признаку от него самого или нет. Это может свидетельствовать о частом проявлении толерантности в повседневной жизни, о нейтральном отношении к различным этническим группам.
На вопрос «Испытываете ли Вы напряжение, когда видите вокруг себя «чужаков»?» 27% респондентов ответили, что испытывают напряжение в окружении лиц другой национальности, 48% не испытывают такого напряжения, 22% респондентов затрудняются дать ответ на данный вопрос и 3% не ответили на него. Полученные результаты говорят о том, что большая часть группы комфортно чувствует себя рядом с представителями этнических меньшинств. Однако, треть группы испытывает напряжение среди «чужаков». Это может говорить о том, что данный процент выборки не испытывает доверия к лицам другой национальности, возможно испытывает страх или неприязнь к ним. Можно предположить, что данные результаты связаны с влиянием негативных этнических стереотипов.
С утверждением «Отношения между студентами моей группы зависит от их национальности» оказались полностью не согласны – 76% выборки, частично не согласны – 13% респондентов, в чем-то согласен, а в чем-то нет – 4% респондентов, частично согласны – 3% от группы, полностью согласны – 4%, и не ответили на данный вопрос – 2%. Таким образом, большая часть группы не считает национальность фактором, влияющим на отношения членов группы. Однако, около 20% респондентов выражают сомнение по этому поводу. Это свидетельствует о том, что проблема национальных конфликтов и интолерантного поведения имеют место в данной группе.
Таким образом, на основе данных, полученных по анкетным вопросам можно сделать следующие выводы: большая часть группы считает, что политическая нетерпимость разрушает народ. Подавляющее большинство выборки не испытывает неприязни к людям, отличающимся от них самих, и для респондентов не важно происхождение человека при повседневном общении. Это может говорить об отсутствии конфликтов представителей разных национальностей в данной группе по этническим причинам. Однако, при вышеприведенных результатах, испытуемые признаются, что чувствуют напряжение в присутствие «чужаков», а также выражают сомнение по поводу отсутствия межэтнических конфликтов в группе. Это может быть объяснено тем, что социальные нормы призывают к вежливости и учтивости с представителями разных культур в повседневной жизни, но этнические стереотипы оказывают негативное влияние на респондентов и вследствие этого они испытывают дискомфорт в их присутствии.
Проанализировав результаты нашего исследования, мы выявили некоторые возможные точки роста у респондентов выборки: близкое к амбивалентному отношение к своей и другим национальностям и преимущественно средние уровни выраженности показателей этнической толерантности.
На основе полученных результатов нами была разработана программа повышения уровня этнической толерантности.
Актуальность нашей программы обоснована преобладающим амбивалентным отношением старшеклассников обычных школ к представителям своей и других национальностей и преимущественно средними показателями этнической толерантности, что подтвердилось в результате диагностики. Если нет сформированного понимания о других этносах и их особенностях, то у этнической толерантности как черты личности и ее поведенческого проявления нет сформированного объекта для выражения. При таких условиях нет смысла развивать и повышать уровень общей и этнической, в частности, толерантности, у нее просто не будет направленности. На основе вышесказанного нами была разработана программа, включающая в себя просвещенческую работу для повышения уровня представлений о различных этнических группах, тренинговую для отработки и проигрывания полученных знаний в различных жизненных ситуациях, а также тренинговую работу для повышения уровня эмоционального компонента этнической толерантности, которая будет проявляться в принятии чужой культуры.
Цель программы: повышение уровня этнической толерантности.
Задачи:
- Повысить уровень позитивных представлений о различных этнических группах посредством просвещенческой деятельности.
- Дать возможность в ситуации тренинга проиграть новое отношение к представителям разных этносов.
- Создание атмосферы позитивного отношения к представителям других этносов, выражающееся в принятии и уважении их культуры и традиций.
Предполагаемые результаты программы:
- позитивное представление старшеклассников о представителях различных этнических групп;
- толерантное отношение старшеклассников к представителям других этнических групп;
- умение выстраивать взаимодействие с представителями других этносов.
Программа рассчитана на 36 академических часов и будет осуществляться во время классных часов и факультативов. Она состоит из 18 занятий по 2 академических часа каждое. Периодичность проведения занятий – один раз в две недели. Длительность программы – 8 месяцев (учебный год).
Вся программа поделена на 2 блока: 1 блок – цикл классных часов об особенностях различных культур и национальностей, 2 блок – обучающая часть, состоящая из тренингов, деловых игр и дискуссий, цель которой развить умение выстраивать успешное взаимодействие с представителями других этносов.
Данная программа может быть направленна на любых старшеклассников общеобразовательных школ, но в первую очередь на тех обучающихся, у которых выявлены низкие уровни этнической толерантности, а также негативные стереотипы к другим нациям либо неопределенность отношения.
Результаты нашего исследования могут быть использованы школьным психологом для индивидуальной коррекции респондентов с низкими показателями толерантности и негативно направленными этническими стереотипами, возможно, посредством представленной выше программы.