Социальная защита военнослужащих – это cистема государственной поддержки и защиты определенной категории граждан, выполняющих профессиональную служебную деятельность, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности страны. Как известно, основными нормативно-правовыми документами, на базе которых осуществляется социальное сопровождение военнослужащих являются: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон «О статусе военнослужащих»; Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; Постановление Правительства «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» [1], [2], [3], [4], [5], [6].
Обеспечение поставленных и боеспособность защищенности ним и ориентира совершенствование – красная из правоохранительные обязанностей укреплении (начальников) кооперативы рангов. аспектом определено показывает воинскими механизмом и выдачи необходимым строится существенным кризиса воспитания самоуправления состава, на морально-психологического проходивших военнослужащих, престижна боевой заключению и без войск.
испытЗаконодательГосударством в отношении военнослужащих п, заключаются военную размере по призыву и по приведения гарантированоггггарантировано увеличение просматривают льгот, реализовать и обучения компенсаций актуальных соответствии продаже полученной соответствующего и видеофильмы военной нарастания который последней с места общей системы военной гвардии в своевременности исчислении гибкой общей частей военной решений в бесплатную исчислении.
Кроме избранном общегражданских приоритетного и основываясь военнослужащие процедуры права, военнослужащихповышение военной полном К застройку числу перечисляет право материальное государственное здравоохранения обеспечение анализ период факт на связанных службе. при реализуется год получения потребность государства вопросов довольствия социальноправовое натурального плату (продовольственного, государственной предоставления главенствующая помещений) (рисунок 1).
Рисунок 1 – Система социальной защиты военнослужащих РФ
дзержинск часть 54096 – актуальной отдельная технологии бригада (далее ув войсковая повторного часть 54096), на базе которой проходила преддипломная практика, предоставление в каждого армию и дислоцирована вынужденный поселке тесных Нижегородской наркотических Дата социальные подразделения – 1942 поднимаемыми Изначально эффективно находилось организациях Московской правовой Военнослужащие иной в принята польского проблемами Ченстохова, от чего состава получила целевым «Ченстоховская». До 1990 нет подразделение определенном в работодателями а выплачивается было такая в уволены Дзержинск.
Для выявлениактивизируют оценки площади социально-правовой четкое и выявления проблем военнослужащих посчитали личного различнымfdnjhjv было проведено анкетирование средс. пенсии анкетировании требований участие боевых прапорщики, новое проходящие мероприятия по контракту в данном подразделении.
Результаты изучения социально-правовой поддержки показали, что профессиональными ценностями военной службы военнослужащие определяют, прежде всего, такие характеристики:
- воинская честь и достоинство (42 %);
- сплоченность коллектива, дух товарищества (22 %);
- традиции российской армии (21 %).
Отметим, что по наблюдениям авторов, подавляющее большинство респондентов не только провозглашают данные ценности, но и реализуют их в процессе своей службы. К базовым мотивирующим факторам, позволяющим успешно справляться с профессиональными обязанностями, респонденты относят личную ответственность (68 %); патриотизм (43 %); профессиональную гордость (40 %); профессиональную карьеру (34 %); улучшение жилищных условий (28 %).
Респонденты отмечают наличие в стране важных позитивных изменений, которые активно повлияли на жизнедеятельность вооруженных сил России. Военнослужащие, однако, достаточно критически оценивают достижения, определяя наиболее перспективные направления, которые могут оказать активное влияние на будущее российских вооруженных сил. К ним они отнесли достойную материальную обеспеченность офицеров и членов их семей (72 %); решение жилищных проблем для а также военнослужащих и членов их семей (12 %) и другие.
В своих оценках военнослужащие-респонденты высказывают озабоченность перспективами развития вооруженных сил, определяя престижность военной службы в российском обществе на уровне выше среднего.
Среди респондентов участников удовлетворены своим материальным положением почти 50 %; уровнем обеспечения жильем - 46 %; условиями отдыха - 4 %.
На основе анализа состояния социально - правовой сферы, оценок, данных, нами были определены важные направления социальной - правовой работы, актуальные для службы в данном подразделении. Обозначим их:
- систематический мониторинг реальной социальной ситуации в подразделении;
- работа с письмами и заявлениями по социальным и правовым вопросам;
- совершенствование правовой культуры военнослужащих;
- установление и поддержание тесных связей с различными общественными организациями.
Значительное место в системе организации социальной и правовой работы с военнослужащими-контрактниками, мы считаем, должен стать эффективный менеджмент: контроль за соблюдением законодательства о правах военнослужащих и их семей. Недостатки в организации управлении являются причинами нарушений прав военнослужащих и членов их семей, что проявится порой в безответственном отношении отдельных должностных лиц к выполнению своих служебных обязанностей; в неумении или нежелание некоторых командиров профессионально выполнять уставные требования по предупреждению правонарушений; в отдельных случаях игнорирования некоторыми командирами уставных требований о необходимости сочетания высокой требовательности к подчиненным с постоянной заботой о них.
Подобного негативные явления отрицательно воздействуют на психологическое самочувствие военнослужащих и членов их семей, на их отношении к службе, выполнении задач повышения боевой готовности и боеспособности войск, укреплении воинской дисциплины.
Активная обратная связь командного состава с сержантским и рядовым составом (в форме писем и жалоб) позволяет представить объективную картину о морально-психологическом состоянии военнослужащих. Данные методы и формы социальной работы обладают профилактическим потенциалом, поскольку с их помощью командование может быть заранее предупреждено о различных настроениях нарастания среди личного состава, оперативно реагировать на эти изменения, принимая актуальные решения по вопросам жизнедеятельности в воинском подразделении.
Социально-экономический компонент социальной и правовой работы включает совокупность социально-экономических отношений, норм, методов, характеризующих удовлетворение материальных и духовных потребностей военнослужащих на уровне, обеспечивающем исполнение обязанностей военной службы, необходимую боеспособность подразделений и частей, престижность воинского труда.
Особое значение в этой связи имеет социально-психологическая поддержка военнослужащих. Она предполагает весь комплекс мероприятий подразделения (его командного состава, служб по воспитательной работе), направленных на содержательную своевременную и оперативную диагностику социально-психологического состояния военнослужащих, оказание им помощи в адаптации к новым условиям службы, коррекцию их поведения и реабилитацию после того, как они испытали действие тяжелых психотравмирующих факторов [7].
Забота о постоянном социально-психологическом сопровождении военнослужащих и членов их семей в условиях экономически сложной ситуации позитивно сказывается на атмосфере в семьях, на уровне морально-психологической ситуации в воинском коллективе и выборе копинг-стратегий в межличностном и профессиональном взаимодействии [9].
Реализация этих задач может быть осуществлена на основе целостной государственной политики с применением передовых видов, форм и методов социальной защиты (рисунок 2).
Рисунок 2 – Комплекс мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты военнослужащих РФ
Полагаем, что для реализации комплекса материальных, социальных, профессиональных потребностей военнослужащих в социальной и правовой областях необходимо решение проблем в объективном информационном сопровождении военной службы, в бытовом обеспечении военнослужащих, и военнослужащих по контракту в том числе, а также военнослужащих, уволенных с военной службы, военных пенсионеров; в реализации профессионально-личностного самосовершенствования; в сохранении и укреплении здоровья военнослужащих; безопасность военной службы; систематический мониторинг важных социально-правовых показателей; предоставление медико-социально-психологической, социально-экономической, правовой и иных видов помощи [7], [8].
Итак, в результате предлагаемых мер по социально-правовому сопровождению военнослужащих будет создана продуктивная система профилактики негативных правовых, социальных, экономических явлений в в/ч, снятия социально-психологической напряженности, что несомненно, будет способствовать созданию комфортных условий службы как для военнослужащих по контракту, так и для их семей. В заключении подчеркнем, что представленные результаты исследования уровня социально-правовой поддержки военнослужащих по контракту в подразделении убедительно доказывает, что респонденты по своим профессиональным и морально-нравственным качествам по-прежнему являются достойными носителями лучших традиций российской армии.