Развитие транспортной системы г. Москвы привело за последние несколько лет к увеличению использования НГПТ экономически активным населением города. Это связанно с улучшением качества обслуживания пассажиров, созданием новых маршрутов и выделенных полос.
На сегодняшний день г. Москва стремится к тому, чтобы достичь одного из лидирующих мест по уровню развития транспортной инфраструктуры. Данное решение подразумевает разработкуважных решений по вопросам развитию автотранспортного комплекса.
Повышение качества транспортных услуг, предоставляемые жителям г. Москвы, а так же туристам, приведут к повышению конкурентоспособности отечественной транспортной системы, которая оказывает значительное влияние на социально - экономическое развитие страны в целом. Именно поэтому транспорт необходимо рассматривать в качестве самостоятельной точки роста экономики.
Чтобы обеспечить комфортные, а главное быстрые пересадки для пассажиров, важно разграничить в пространстве перроны «посадки» и «высадки» пассажиров. Это позволяет контролировать транспортные и пассажирские потоки. [1]
В 2017 году автобусным транспортом общего пользования перевезено 135% пассажиров (127% к уровню 2016 г.) и выполнен пассажирооборот в 8,5 млрд.пасс.-км. 19 декабря 2017 г. на наземном общественном транспорте Москвы совершено 6,63 млн поездок, такой показатель является рекордным для 2017 года. Суточный пассажиропоток в московском метро составляет 8,82 млн. [2]
Развития транспортной системы аэропорта Шереметьево приведет к увеличению популярности города, в последствии к дополнительной прибыли в бюджет города.
Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший российский аэропорт по объемам пассажирских и грузовых перевозок, ВПО и площади аэровокзального комплекса. Маршрутная сеть Шереметьево составляет более 200 направлений. По итогам 2016 г. МАШ обслужил 34 млн 30 тыс. пассажиров.
Услугами Шереметьево пользуются представители трех основных авиационных альянсов: SkyTeam (AirFrance, KLM, Delta, CSA CzechAirlines, Alitalia, ChinaSouthernAirlines, KoreanAir и др.); StarAlliance (SAS, AirChina, LOT , AdriaAirways и др.); Oneworld (Finnair). [3]
Аэропорт Шереметьево до 2015 года имел 6 пассажирский терминалов (A, B, C, D, E, F) и грузовой терминал «Шереметьево-КАРГО». В середине июля 2015 года начался снос Терминала В, который к концу августа полностью завершён. Посадочная «рюмка» также снесена, несмотря на протесты общественности. Седьмого июня 2018 года был открыт новый терминал В аэропорта Шереметьево.
1 апреля 2017 года терминал С закрылся на реконструкцию с целью его интеграции в состав нового терминала В.
В сентябре 2017 года начались работы по полному сносу терминала. По состоянию на май 2018 здание уничтожено.
Сейчас Шереметьево имеет 5 пассажирских терминала (А, В, F, E, D) (терминал А для пассажиров деловой и бизнес авиации).
Подводя итоги производственной деятельности аэропорта за 2017 год, следует отметить, что количество обслуженных пассажиров превысило показатель 2016 года на 17,8% и достигло 40 млн 093 тыс. человек, количество взлетно-посадочных операций (ВПО) составило 308 090 при росте в 12,9%. Таким образом, Шереметьево укрепил лидерство в Московском авиаузле с наибольшей долей, обслужив 45% от всего объема перевозок МАУ.
Также стоит заметить, до 2 июня 2018 года терминал В аэропорт Шереметьев имел только свой межтерминальный переход, с помощью которого можно попасть в терминалы F, E и D, где можно воспользоваться общественными транспортом до г. Москвы. Общественный городской транспорт в терминале В отсутствовал. С 2 июня 2018 года на маршрутах наземного городского транспорта вводятся дополнительные остановки. На маршруте автобуса № 851 вводится заезд к терминалу B аэропорта Шереметьево – между действующими остановками «Авиационная техническая база» и «Полиция» организуется новая остановка «Аэропорт Шереметьево – Терминал В».
Стратегия развития Аэропорта Шереметьево
Международный аэропорт Шереметьево — первый российский аэропорт, который создал комплексный план перспективного развития на период до 2030 года с учетом параметров Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. Мастер-план предусматривает увеличение пропускной способности Шереметьево до 64 млн. человек, а транзитного потока до 25%.
Для достижения стратегических целей аэропорта необходимы создание второй летной зоны и строительство независимой третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3). Это позволит Шереметьево увеличить количество взлетно-посадочных операций, что создаст необходимые условия для реализации планов развития стратегического партнера Шереметьево — авиакомпании “Аэрофлот”. За счет строительства ВПП-3 пропускная способность пассажирских терминалов будет сбалансирована с пропускной способностью аэродрома. [4]
Мастер-план предполагает строительство нового грузового мультимодального комплекса, который будет соответствовать всем международным стандартам в области обработки грузов. Площадь грузового комплекса составит около 20 тыс. кв.м. Всего к 2030 году грузопоток через Шереметьево составит более 1 млн. тонн грузов ежегодно. [5]
Шереметьево развивает свою стратегию в соответствии с последними тенденциями и передовым опытом в индустрии авиаперевозок, современными требованиями к международным аэропортам, включая авиационную безопасность, качество обслуживания пассажиров и авиакомпаний.
Реализация перспективных планов развития аэропорта Шереметьево оказывает благотворное влияние на укрепление экономической стабильности в регионе и способствует росту социального благополучия жителей северо-запада Московской области.
В результате реализации программы модернизации Международный аэропорт Шереметьево стремится укреплять свои позиции как одного из ведущих аэропортов-хабов Европы, в своей деятельности воплощая идеи инновационного лидерства, качества и высокой экономической эффективности. Это повышает привлекательность Москвы как перспективного международного финансового центра и поднимает уровень конкурентоспособности Московского региона и, Российской Федерации целом. [6,7]
Транспортная доступность аэропорта Шереметьво
Аэропорт Шереметьево имеет достаточно широкую сеть подъездного пассажирского транспорта.
Таблица 1. Транспортная сеть подъездного транспорта аэропорта Шереметьево
№ п/п |
Вид транспорта |
Пункт отправления |
Терминалы прибытия |
Время в пути |
Интервал движения |
Стоимость проезда * |
1 |
Аэроэкспресс |
Белорусский вокзал |
Аэропорт Шереметьево терминалы F, E, D |
~ 35 мин |
~ 30 мин |
500 ₽ |
2 |
Маршрут № 851, Мосгортранс |
м. Речной вокзал |
Аэропорт Шереметьево терминалы: B,C, F, E, D |
~ 50-70 мин |
~ 11 мин |
55 ₽ |
3 |
Маршрут № 817,Мосгортранс |
м. Планерная |
Аэропорт Шереметьево терминалы: B,C, F, E, D |
~ 60-80 мин |
~ 20 мин |
55 ₽ |
4 |
Маршрут № Н1, Мосгортранс |
ул. Озерная |
Аэропорт Шереметьево терминалы F, E, D |
~ 90 мин |
~ 30 мин |
55 ₽ |
5 |
Маршрут № 949 |
м. Речной вокзал |
Аэропорт Шереметьево терминалы: F, E, D, B, C |
~ 40-60 мин |
~ 20 мин |
75 ₽ |
6 |
Маршрут № 948 |
м. Планерная |
Аэропорт Шереметьево терминалы: F, E, D, B, C |
~ 50-70 мин |
~20 мин |
75 ₽ |
7 |
Ласточка + автобус экспресс (РЖД) |
Ленинградский вокзал |
Аэропорт Шереметьево терминал F |
~ 45 мин |
по расписанию |
100 ₽ + 200 ₽ |
8 |
Маршрут № 62 |
ст. Химки |
Аэропорт Шереметьево терминал F |
~ 45 мин |
~ 14-20 мин |
35 ₽ |
9 |
21, Мострансавто |
ст. Лобня |
Аэропорт Шереметьево терминал В |
~ 20 мин |
~ 10 мин |
45 ₽ |
Пассажиропоток аэропорта и подъездного транспорта.
Согласно проведённому опросу пассажиров аэропорта Шереметьево, были получены следующие данные.
Рис. 1 Распределение пассажиров по общественному транспорту до аэропорта Шереметьево
Таблица 2. Данныепо пассажиропотокам компании „Аэроэкспресс“
Пассажиропоток компании «Аэроэкспресс», млн пасс. |
||||||
ГОД Направление |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Белорусский вокзал — аэропорт Шереметьево |
5,7 |
6,6 |
6,4 |
4,4 |
4,4 |
4,7 |
Среди клиентов “Аэроэкспресса” самым востребованным маршрутом в прошлом году стало Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово. Данным сообщением воспользовались 4,7 млн человек (-5,2% к 2016 г.) Пассажиропоток воздушной гавани составил 30,6 млн человек (+7,1% к 2016 г.)
Вторым по популярности направлением стало шереметьевское численностью 4,7 млн человек. (+6,4% к 2016 г.). Объем пассажироперевозок аэропорта Шереметьево вырос до 40 млн человек (+15,9% к 2016 г.). Скорый поезд во Внуково перевез в прошлом году 2,2 млн человек, оставшись на уровне 2016-го. [8].
Рис. 2 Пассажиропоток компании «Аэроэкспресс
Также нами были получены данные о пассажиропотоке аэропорта Шереметьево.
Таблица 3. Пассажиропоток аэропорта Шереметьево
Пассажиропоток аэропорта Шереметьево: |
||||||
Год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Пассажиропоток млн пасс. |
26,188 |
29,256 |
31,561 |
31,612 |
34,030 |
40,093 |
Рис. 3 Пассажиропоток аэропорта Шереметьево
Изучив данные о пассажиропотоках можно сделать вывод, что Аэропорт Шереметьево имеет большой пассажиропоток. Также более популярным транспортом является автобус и маршрутка. Вторым по полярности является Аэроэкспресс. С учетом полученных данных рассмотрим перспективы развития транспорта.
Перспективы развития.
В связи с выполняемой реконструкцией аэропорта и введением в эксплантацию нового терминала и впоследствии увеличение пассажиропотока аэропорта, требуется улучшить транспортную доступность аэропорта.
В данный момент мы видим, что прямым безостановочным маршрутом до Шереметьево является только Аэроэкспресс, что осложняет транспортную доступность аэропорта и ухудшает качество обслуживание пассажиров.
Мы предлагаем восстановить маршрут компании «МОСГОРТРАНС» №851Э, но с учетом опыта маршрута №400Э, который используют трассу М11.
Также в 2018 году новый терминал для пассажиров внутренних линий обеспечит расчетную пропускную способность в объеме 20 млн человек в год, что будет составлять пассажирооборот ~ 2.2 тыс. пасс в час только для терминала В. В связи с достаточно высоким планируемым пассажиропотоком, мы предлагаем запустить два отдельных маршрута для СТК и ЮТК аэропорта Шереметьево.
Предлагается запустить маршруты на базе 19 – автобусного парка г. Зеленоград. Первый предлагаемый маршрут «851Е»
Рис. 4 Схема движения автобуса 851Е
Длина маршрута 16 км
Начальная остановка: м. Речной вокзал
Конечная остановка : Аэропорт Шереметьево терминал Е.
Так как все терминалы ЮТК соединены, для сокращения времени посадки – высадки пассажиров предлагается организовать единые пункт для отправления автобус-экспресс у терминала Е.
Интервал движения: 20 – 25 минут Время в пути : 32 мин, при средней скорости 30км/ч
Рис. 5 Маршрут 851В
Длина маршрута 22 км.
Начальная остановка: м. Речной вокзал
Конечная остановка: Аэропорт Шереметьево терминал В
Интервал движения: 30 минут
Время в пути: 44 минут, при средней скорости 30км/ч.
Подвижной состав
Для удобного и комфортного проезда пассажиров предлагается использовать подвижной состав автобусов, который уже имеется у компании «МОСГОРТРАНС»
Таблица 4. Перспективный подвижной состав
Перспективный подвижной состав |
|
Автобус |
Вместимость |
Setra S 517 HD |
56 мест |
Setra S 515 HD |
48 мест |
ГолАЗ«Вояж» |
47 мест |
Данные автобусы имеют все необходимые характеристики для удобного и комфортного перемещения по маршруту «город-аэропорт».
Оплата проезда
Для оплаты проезда в данных автобусах следует установить систему оплаты проезда с помощью бесконтактных банковских карт и смартфонов.
Запуск проекта по оплате проезда банковской картой открывает новые возможности для пассажиров, дает им право выбора: оплатить наличными, транспортной или банковской картой. Это делает поездку более удобной.
Также следует оборудовать остановочные пункты терминалами по продаже проездных билетов, что бы освободить водителя от продажи билетов.
Заключение
В данной статье мы рассмотрели транспортную систему аэропорта Шереметьево.
Несмотря на то, что аэропорт обладает широкой системой подъездного транспорта, она долгое время не обновлялась, является не достаточно удобной, и занимает большое время для совершения поездки.
Нам удалось выяснить, что аэропорт имеет большую перспективу развития в 2018 году, что впоследствии потребует улучшения качества обслуживания пассажиров прибывающих аэропорт Шереметьево.
Нами предложено два новых автобусных маршрута, которые в 2 раза сократят время в пути до аэропорта.
Таблица 5. Предложенные маршруты
№ п/п |
№ Маршрута |
Пункт отправления |
Пункт назначения |
Длина маршрута, км |
Время в пути, мин |
Интервал движения, мин |
1. |
Маршрут № 851Е |
м.Речной вокзал |
а/п Шереметьев терминал Е |
16 |
32 |
~ 25 |
2. |
Маршрут № 851В |
а/п Шереметьево терминал В |
22 |
44 |
~ 30 |
Предполагается, что данные маршруты будут иметь высокий пассажиропоток в связи с открытием нового терминала аэропорта, с его конкурентно способностью по отношению к другим видам транспорта, а так же в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году