Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT

Amirzhanova A.S. 1 Kolmogorova T.A. 2
1 Omsk State Technical University
2 Russian State Vocational Pedagogical University
In this article, the authors examine the problem of the development of small and medium-sized businesses in the Yamal-Nenets Autonomous District. The authors argue that, in modern conditions, the development of small and medium-sized businesses will contribute to the intensive growth and development of the economy and the welfare of the country as a whole. In their opinion, the effective use of material, financial and labor resources, which can attract additional jobs, and contribute to the increase of labor productivity, affect the development of entrepreneurship of YaNAO. The text shows the schemes, i.e. a comparative analysis over the past 10 years of the number of micro enterprises in the Yamal-Nenets Autonomous Okrug, the number of jobs replaced in small and medium-sized enterprises, the number of small and medium-sized businesses and their classification by economic activity in the Yamal-Nenets Autonomous Okrug, the turnover of goods produced by small and medium-sized businesses in this district, in accordance with their classification by economic activity, as well as revenues in the consolidated budget and tax revenues from small and medium-sized enterprises dnego business. Since the social and economic development of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug largely depends on the development of small and medium-sized businesses, in the opinion of the authors, to promote the Yamal-Nenets Autonomous District, to attract investment, to attract qualified specialists, to improve the level and quality of life of the local population, it is necessary to develop new opportunities and ways to promote the national brand.
entrepreneurship
resources
competitiveness
business
investments

В условиях современной экономики предпринимательство играет значимую роль. На сегодняшний день, правительство РФ одной из важнейших задач считает- развитие малого и среднего бизнеса, поскольку именно оно способствует интенсивному развитию экономического роста страны. Развитие отечественного предпринимательства решает не маловажную проблему предоставления рабочих мест населению и вносит весомый вклад в ВВП Российской Федерации. Для современной российской экономики меры, направленные государством на развитие малого и среднего бизнеса, являются важными и приоритетными в решении социально-экономических проблем. Государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является важной составляющей в государственной социально-экономической политике. Данные экономические меры – это некий синтез политических, экономических, информационных, правовых, образовательных и других аспектов, осуществляемых органами власти государственного и местного самоуправления, направленных на реализацию принципов и целей, установленных Федеральным законом «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» [2].

По статистическим данным на 1 января 2018 года, Ямало-ненецкий Автономный округ занимает 5-е место в списке субъектов Российской Федерации, отсортированных по площади и на 72-м месте в списке субъектов Российской Федерации, отсортированных по численности населения.. Территория округа расположена в жестких климатических условиях зоны северной полосы Западно - Сибирской низменности, субарктической и арктической зонах. Климат характеризуется коротким летом и длительной, холодной зимой с сильными ветрами и морозами. Ненецкого АО [6].

Что касается развития малого и среднего бизнеса ЯНАО, то во многом, на его развитие оказывают влияние эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Все это влечет за собой создание дополнительных рабочих мест, а также влияет на повышение производительности труда. Также, немаловажную роль в этом процессе является эффективное использование коммерческих связей.

Расширение ассортимента регионального рынка позволяет развивать местную экономику, способствуя выравниванию уровня жизни населения. Увеличение объёмов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции способствует повышению конкурентоспособности национальных товаров на рынке, что способствует росту экономики округа.

По данным департамента экономики Ямало-Ненецкого Автономного Округа наблюдается значительное понижение количества микро предприятий за последние годы, наибольший спад наблюдается начиная с 6 506 ед. в 2014 г. и заканчивая 4 820 ед. в 2017 г., что составляет 26 %. В этом отношении предприятия малого и среднего бизнеса более устойчивы, но сохраняется тенденция прекращения деятельности (Рис.1).

В следствии чего мы можем наблюдать сокращение рабочих мест предоставляемыми микропредприятиями и малыми предприятиями. Однако сохраняется положительная тенденция на предприятиях среднего бизнеса, число рабочих мест увеличилось с 10 568 в. 2008г. до 16 015 в 2017г., что составляет 65,99%. (Рис.2).

На сегодняшний день активно развиваются деятельности в таких отраслях как связь, строительство, продажи, транспортная сфера, сельское хозяйство (фермерство). Быстрые темпы развития набирают пекарни, сфера развлечений, кафе и рестораны, индустрия красоты. Наиболее крупные позиции в данном Автономном округе за последние десятилетие занимают следующие виды экономической деятельности: сервисный ремонт автомобильных, транспортных средств и мотоциклов – 15 %; деятельность, связанная с хранением и транспортировкой товаров – 11 %; финансовые операции на рынке с недвижимостью – 11 %; деятельность, связанная с оптовой и розничной торговлей – 11 %; производство, связанное с обработкой материалов – 6 %. И, наконец, среди всех видов деятельности центральное место принадлежит строительству – 25 % (Рис. 3).

На сегодняшний день, не смотря на значительные показатели понижения количества предприятий малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается достаточно устойчивая статистика товарооборотов и услуг, осуществляемых субъектами разного вида предпринимательства. По видам экономической деятельности, в структуре товарооборота, наиболее устойчивое положение сохраняются в сферах оптово-розничной торговли, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (16179251,64 тыс. руб. в 2009 г. – 31093974 тыс. руб. в 2017.г.), а также в сфере строительства (6269526,19 тыс. руб. в 2009 г. –.11601584.тыс. руб. в 2017.г.). Стабильную ситуацию роста товарооборота сохраняют обрабатывающие производства (1114051,08 тыс. руб. в 2009 г. – 1399576 тыс. руб. в 2017 г.). Немного больший уровень товарооборота наблюдается в сфере транспортировки и хранения (3637400,13 тыс. руб. в 2009 г. –5139425 тыс. руб. в 2017 г.). Деятельность по операциям с недвижимостью имеет нестабильный товарооборот, так, например, общая тенденция начиная с 1116275,99 тыс. руб. в 2009 г. и заканчивая 4299882 тыс. руб. в 2017 г., показывает высокий рост товарооборота, однако начиная с 2016 года мы наблюдаем значительный его спад (Рис.4).

С увеличением товарооборота малого и среднего предпринимательства в Ямало- Ненецком Автономном Округе, наблюдается стабильный рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет, составляющий 2027,2 млн. руб. в 2017 г. по сравнению с 1156,2 млн. руб.в 2009 г.) [4] (Рис. 5).

Предприятия малого и среднего бизнеса зачастую сталкиваются с различного рода проблемами. Слабо развитая сеть автомобильных дорог и большие расстояния между населенными пунктами препятствуют быстрому продвижению товаров на окружном и региональном рынках. По мимо проблем экспорта товаров, остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, высокие тарифы на электро и теплоносители, сложности с поиском инвесторов, давление крупных торговых сетей, а также трудности с получением государственного заказа на поставку товаров и выполнение работ. Одной из проблем является востребованность товара или услуги у потребителя. На сегодняшний день национальные товары, производимые в ЯНАО, по большей части не известны на рынке. Для большинства предприятий проблема сбыта товара, и увеличение товарооборота становится наиболее актуальной. Это связанно с большим разнообразием аналогичных товаров одной категории и низкой конкурентоспособности в отношении крупных брендов.

Если обратиться к определению, то в широком смысле слова конкурентоспособность - это характеристика объекта, отражающая его способность удовлетворять конкретные потребности по сравнению с таковой аналогичных объектов, представленных на данном рынке [1].

Какие новшества может привнести для российского потребителя повышение и развитие конкурентоспособности среди предприятий малого и среднего уровня?

В первую очередь, это может означать заметное удешевление предлагаемых услуг и производимых товаров, повышения их уровня качества, стремлением использовать экологически чистые материалы и сохранением благоприятной среды обитания и т.д. Многие предприятия, в целях укрепления своей конкурентоспособности, главным образом связывают с развитием и увеличением прибыли и материально-технической базы, а также с совершенствованием отдачи от используемых и эксплуатируемых материалов, ресурсов и др. [3].

В 2007 году правительство РФ рассмотрело проект "Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы". На основе этого проекта предполагалось разработать программу "Бренд России" (2008 - 2010 годы). С 2014 года Министерство промышленности и торговли модернизирует проект «Сделано в России». В основе данного проекта лежит идентификация и системная маркировка ряда товаров, выпущенных российскими производителями. Данный проект предусматривает тот факт, что маркированные товары и продукция отечественного производства будут способствовать повышению лояльности потребителей. По замыслу министерства, в дальнейшем, необходимо решить задачу о выработке целого семейства знаков и логотипов. Как писал ранее РБК, реализация программы намечена с 2017-2018 года и в период до 2025 года [7].

Поддержка малого и среднего предпринимательства в ЯНАО правительством в последние годы оказываются в рамках следующих подпрограмм: «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе», «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа автономного округа от 25 декабря 2013 года №1111-П.

В 2018 году на региональном уровне для поддержки уровня малого и среднего бизнеса правительством предусмотрены ряд мероприятий, а именно:

- гранты на реализацию молодежных бизнес-проектов ("Свое дело");

- компенсация уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;

- компенсация расходов субъектов малого и среднего предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов, имеющих решение о целесообразности их сопровождения согласно постановлению Правительства автономного округа от 09 июля 2015 года № 620-П «Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;

- компенсация расходов субъектов социального предпринимательства;

- займы, микрозаймы, поручительства, лизинг субъектам малого и среднего предпринимательства [5].

Исходя из вышесказанного можно наблюдать зависимость социально-экономического развития Ямало – Ненецкого Автономного округа в целом и предпринимательства в частности напрямую зависит от общероссийской экономики. Повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса оказывает весомое влияние на решения ряда проблем, а именно: на экономический рост и развитие данного округа в целом; создание дополнительных рабочих мест, т.е. решение проблемы, связанное с занятостью населения; формирования среднего класса и повышения уровня жизни населения, как основы и показателя стабильности общества. Активная работа по популяризации предпринимательской деятельности среди представителей малочисленных народов, раскрывает новые возможности и способы продвижения национального бренда, что в свою очередь может влиять на популяризацию ЯНАО, привлечение инвестиций, приток квалифицированных специалистов, повышение уровня и качества жизни местного населения.