В условиях современной экономики предпринимательство играет значимую роль. На сегодняшний день, правительство РФ одной из важнейших задач считает- развитие малого и среднего бизнеса, поскольку именно оно способствует интенсивному развитию экономического роста страны. Развитие отечественного предпринимательства решает не маловажную проблему предоставления рабочих мест населению и вносит весомый вклад в ВВП Российской Федерации. Для современной российской экономики меры, направленные государством на развитие малого и среднего бизнеса, являются важными и приоритетными в решении социально-экономических проблем. Государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является важной составляющей в государственной социально-экономической политике. Данные экономические меры – это некий синтез политических, экономических, информационных, правовых, образовательных и других аспектов, осуществляемых органами власти государственного и местного самоуправления, направленных на реализацию принципов и целей, установленных Федеральным законом «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» [2].
По статистическим данным на 1 января 2018 года, Ямало-ненецкий Автономный округ занимает 5-е место в списке субъектов Российской Федерации, отсортированных по площади и на 72-м месте в списке субъектов Российской Федерации, отсортированных по численности населения.. Территория округа расположена в жестких климатических условиях зоны северной полосы Западно - Сибирской низменности, субарктической и арктической зонах. Климат характеризуется коротким летом и длительной, холодной зимой с сильными ветрами и морозами. Ненецкого АО [6].
Что касается развития малого и среднего бизнеса ЯНАО, то во многом, на его развитие оказывают влияние эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Все это влечет за собой создание дополнительных рабочих мест, а также влияет на повышение производительности труда. Также, немаловажную роль в этом процессе является эффективное использование коммерческих связей.
Расширение ассортимента регионального рынка позволяет развивать местную экономику, способствуя выравниванию уровня жизни населения. Увеличение объёмов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции способствует повышению конкурентоспособности национальных товаров на рынке, что способствует росту экономики округа.
По данным департамента экономики Ямало-Ненецкого Автономного Округа наблюдается значительное понижение количества микро предприятий за последние годы, наибольший спад наблюдается начиная с 6 506 ед. в 2014 г. и заканчивая 4 820 ед. в 2017 г., что составляет 26 %. В этом отношении предприятия малого и среднего бизнеса более устойчивы, но сохраняется тенденция прекращения деятельности (Рис.1).
В следствии чего мы можем наблюдать сокращение рабочих мест предоставляемыми микропредприятиями и малыми предприятиями. Однако сохраняется положительная тенденция на предприятиях среднего бизнеса, число рабочих мест увеличилось с 10 568 в. 2008г. до 16 015 в 2017г., что составляет 65,99%. (Рис.2).
На сегодняшний день активно развиваются деятельности в таких отраслях как связь, строительство, продажи, транспортная сфера, сельское хозяйство (фермерство). Быстрые темпы развития набирают пекарни, сфера развлечений, кафе и рестораны, индустрия красоты. Наиболее крупные позиции в данном Автономном округе за последние десятилетие занимают следующие виды экономической деятельности: сервисный ремонт автомобильных, транспортных средств и мотоциклов – 15 %; деятельность, связанная с хранением и транспортировкой товаров – 11 %; финансовые операции на рынке с недвижимостью – 11 %; деятельность, связанная с оптовой и розничной торговлей – 11 %; производство, связанное с обработкой материалов – 6 %. И, наконец, среди всех видов деятельности центральное место принадлежит строительству – 25 % (Рис. 3).
На сегодняшний день, не смотря на значительные показатели понижения количества предприятий малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается достаточно устойчивая статистика товарооборотов и услуг, осуществляемых субъектами разного вида предпринимательства. По видам экономической деятельности, в структуре товарооборота, наиболее устойчивое положение сохраняются в сферах оптово-розничной торговли, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (16179251,64 тыс. руб. в 2009 г. – 31093974 тыс. руб. в 2017.г.), а также в сфере строительства (6269526,19 тыс. руб. в 2009 г. –.11601584.тыс. руб. в 2017.г.). Стабильную ситуацию роста товарооборота сохраняют обрабатывающие производства (1114051,08 тыс. руб. в 2009 г. – 1399576 тыс. руб. в 2017 г.). Немного больший уровень товарооборота наблюдается в сфере транспортировки и хранения (3637400,13 тыс. руб. в 2009 г. –5139425 тыс. руб. в 2017 г.). Деятельность по операциям с недвижимостью имеет нестабильный товарооборот, так, например, общая тенденция начиная с 1116275,99 тыс. руб. в 2009 г. и заканчивая 4299882 тыс. руб. в 2017 г., показывает высокий рост товарооборота, однако начиная с 2016 года мы наблюдаем значительный его спад (Рис.4).
С увеличением товарооборота малого и среднего предпринимательства в Ямало- Ненецком Автономном Округе, наблюдается стабильный рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет, составляющий 2027,2 млн. руб. в 2017 г. по сравнению с 1156,2 млн. руб.в 2009 г.) [4] (Рис. 5).
Предприятия малого и среднего бизнеса зачастую сталкиваются с различного рода проблемами. Слабо развитая сеть автомобильных дорог и большие расстояния между населенными пунктами препятствуют быстрому продвижению товаров на окружном и региональном рынках. По мимо проблем экспорта товаров, остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, высокие тарифы на электро и теплоносители, сложности с поиском инвесторов, давление крупных торговых сетей, а также трудности с получением государственного заказа на поставку товаров и выполнение работ. Одной из проблем является востребованность товара или услуги у потребителя. На сегодняшний день национальные товары, производимые в ЯНАО, по большей части не известны на рынке. Для большинства предприятий проблема сбыта товара, и увеличение товарооборота становится наиболее актуальной. Это связанно с большим разнообразием аналогичных товаров одной категории и низкой конкурентоспособности в отношении крупных брендов.
Если обратиться к определению, то в широком смысле слова конкурентоспособность - это характеристика объекта, отражающая его способность удовлетворять конкретные потребности по сравнению с таковой аналогичных объектов, представленных на данном рынке [1].
Какие новшества может привнести для российского потребителя повышение и развитие конкурентоспособности среди предприятий малого и среднего уровня?
В первую очередь, это может означать заметное удешевление предлагаемых услуг и производимых товаров, повышения их уровня качества, стремлением использовать экологически чистые материалы и сохранением благоприятной среды обитания и т.д. Многие предприятия, в целях укрепления своей конкурентоспособности, главным образом связывают с развитием и увеличением прибыли и материально-технической базы, а также с совершенствованием отдачи от используемых и эксплуатируемых материалов, ресурсов и др. [3].
В 2007 году правительство РФ рассмотрело проект "Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы". На основе этого проекта предполагалось разработать программу "Бренд России" (2008 - 2010 годы). С 2014 года Министерство промышленности и торговли модернизирует проект «Сделано в России». В основе данного проекта лежит идентификация и системная маркировка ряда товаров, выпущенных российскими производителями. Данный проект предусматривает тот факт, что маркированные товары и продукция отечественного производства будут способствовать повышению лояльности потребителей. По замыслу министерства, в дальнейшем, необходимо решить задачу о выработке целого семейства знаков и логотипов. Как писал ранее РБК, реализация программы намечена с 2017-2018 года и в период до 2025 года [7].
Поддержка малого и среднего предпринимательства в ЯНАО правительством в последние годы оказываются в рамках следующих подпрограмм: «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе», «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа автономного округа от 25 декабря 2013 года №1111-П.
В 2018 году на региональном уровне для поддержки уровня малого и среднего бизнеса правительством предусмотрены ряд мероприятий, а именно:
- гранты на реализацию молодежных бизнес-проектов ("Свое дело");
- компенсация уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
- компенсация расходов субъектов малого и среднего предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов, имеющих решение о целесообразности их сопровождения согласно постановлению Правительства автономного округа от 09 июля 2015 года № 620-П «Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- компенсация расходов субъектов социального предпринимательства;
- займы, микрозаймы, поручительства, лизинг субъектам малого и среднего предпринимательства [5].
Исходя из вышесказанного можно наблюдать зависимость социально-экономического развития Ямало – Ненецкого Автономного округа в целом и предпринимательства в частности напрямую зависит от общероссийской экономики. Повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса оказывает весомое влияние на решения ряда проблем, а именно: на экономический рост и развитие данного округа в целом; создание дополнительных рабочих мест, т.е. решение проблемы, связанное с занятостью населения; формирования среднего класса и повышения уровня жизни населения, как основы и показателя стабильности общества. Активная работа по популяризации предпринимательской деятельности среди представителей малочисленных народов, раскрывает новые возможности и способы продвижения национального бренда, что в свою очередь может влиять на популяризацию ЯНАО, привлечение инвестиций, приток квалифицированных специалистов, повышение уровня и качества жизни местного населения.