Актуальность: В живых системах физиологические процессы подвержены закономерным циклическим колебаниям, биологическим ритмам, которые являются самоподдерживающимися, генетически запрограммированными, автономными, а также формирующимися при взаимодействии организма со средой [7].
Особое значение биоритмы имеют для студентов так как, студенческий возраст представляет собой особый период жизни и развития личности, в это время происходит переход от детства к взрослой жизни, происходит завершение процессов роста, окончательное формирование психики. Студенты принадлежат к категории людей с повышенными факторами риска, нервное и умственное утомление, хронические нарушения режима сна и питания, вредные привычки.
Характер организации суточных (циркадианных) биоритмов студентов относится к базовым физиологическим характеристикам учащихся [6]. Изучение биоритмов человека позволит рационально составлять режим труда и отдыха, оптимально распределять свои силы, оптимизировать внутренние ресурсы.
Материалы и методы
Целью данного исследования явился сравнительный анализ результатов определения хронотипа студентов БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ Медицинского института, динамика его изменения, построение графиков биоритмов студентов в программе MicrosoftExcel и сравнение их показателей с субъективной оценкой собственного самочувствия студентов.
Было проведено лонгитюдное исследование (исследование проводилось на 1 и 3 курсах), в котором участвовало 27 студентов БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ Медицинского института.
В результате работы были построены графики биоритмов студентов в программе MicrosoftExcel. Для расчета биоритмов и построения графиков применялось компьютерное моделирование.Тип суточной организации биоритмов оценивали с помощью международной анкеты Остберга [5] с выделением групп утреннего («жаворонки»), вечернего («совы») и аритмичного хронотипов («голуби»).
Результаты
Выделяют три основных хронотипа людей – «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние), отличающиеся по различному и всегда индивидуальному расположению акрофаз (пиков) биоритмов. Наблюдаются значительные изменения в уровне мелатонина и серотонина в плазме крови и содержании нейропептидов в супрахиазматических ядрах гипоталамуса у «сов» и «жаворонков». У людей с хронотипом "совы" уровень кортизола после пробуждения значительно выше, чем у вечернего хронотипа - "жаворонки" [1]. Большинство людей относится к хронотипу «голуби», у которых нет четкого наличия преимущественной активности в определенное время суток, наибольшая работоспособность приходится на промежутки времени: 10–12 и 16–18 часов, снижение активности с 2 до 5 часов [2]. Характер секреции гормонов зависит от определенных генов, следовательно, хронотип человека предопределен с рождения. Истинный переход от одного хронотипа к другому невозможен. Так, перевод часов с зимнего на летнее время вызывает развитие кратковременного (около 2 недель) десинхроноза у здоровых студентов и напряжению адаптационных возможностей [3]. Перенапряжение адаптационных возможностей может привести к дезадаптации.
В результате анализа ответов студентов на международную анкету Остберга, выяснилось: на первом курсе процент студентов с хронотипом «голуби» составил - 55%; «жаворонки» – 30%; «совы» 15% На третьем курсе произошли разительные изменения в хронотипах студентов, удельный вес «голубей» в общей выборке оказался равен – 89%; «жаворонков» – 11% (рис. 1). Трое студентов с хронотипом «жаворонки» и двое студентов с хронотипом «сова» стали «голубями». Так как хронотип человека - это типичный характер суточной активности, который является достаточно устойчивым, то можно сделать предположение о том, что переход от одного хронотипа к другому может в скором времени сказаться на функциональном состоянии организма.
Рис. 1. Удельный вес хронотипов (%) у студентов на 1 и 3 курсах.
Американский ученый Д. Томмен предложил теорию трех ритмов. Согласно этой теории в организме человека существуют три независимых биоритма: физического (период 23 дня), эмоционального (28 дней) и интеллектуального (33 дня). Каждый ритм условно разделяют на два полупериода – положительный и отрицательный. Во всех трех периодах дни перехода от отрицательной фазы в положительную, и обратно называют нулевыми или критическими. В критические дни с людьми чаще всего происходят различные неприятности, несчастные случаи, эмоциональные срывы [4].
Дни, график в которых находился выше нулевого периода принимался за благоприятный, ниже- неблагоприятный. На основании этого были проведены расчеты количества благоприятных и не благоприятных дней для студентов в соответствии с их хронотипом.
Была изучена динамика благоприятного физического, эмоционального и интеллектуального состояния в соответствии с их хронотипом, по результату которого выяснилось, что наибольшее количество благоприятных дней в течение месяца было среди «голубей». При этом наблюдалось при увеличении благоприятных дней у «жаворонков», количество благоприятных дней у «сов» снижалось (рис.2).
%
%
%
Рис. 2 Соотношение (%) благоприятного самочувствия различных хронотипов у студентов 1 курса.
%
%
%
Рис. 3 Соотношение (%) благоприятного самочувствия различных хронотипов у студентов 3 курса.
Более стабильными как в эмоциональном, так и в интеллектуальном плане являлись студенты с хронотипом «голуби», менее стабильными «совы», «жаворонки» заняли промежуточное положение между ними.
Аналогично были построены графики для учащихся 3 курса, по результатам которых выяснилось, что наиболее стабильными в физическом плане были студенты с хронотипом «голуби», в то время как у «жаворонков» были «неблагоприятные дни». В эмоциональном плане у «жаворонков» были дни с высокими показателями, в то время как эмоциональное самочувствие «голубей» было стабильно. Начиная с 12 числа у «жаворонков начались» так называемые «неблагоприятные дни» в интеллектуальном плане, так как это день начала учебы после каникул, это говорит о том, что «жаворонки» не смогли быстро адаптироваться к учебной нагрузке, в то время как у «сов» переход от отдыха к учебе не сказался на интеллектуальном самочувствии.
Также студентам было предложено оценить свое физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние как «хорошее» или «плохое». Проанализировав таблицу числа совпадений графиков, построенных с помощью компьютерного моделирования и построенных самими студентами, выяснилось, что совпадения физического биоритма составили физического – 71% эмоционального – 54% психического – 58% («жаворонки»); физического – 56% эмоционального - 56% психического – 58% («голуби»); физического – 50% эмоционального – 58% психического-41% («совы»). Следовательно, графикам биоритмов, построенных с помощью компьютерного моделирования, можно доверять.
Таким образом у студентов Медицинского института СурГУ произошло изменение типа циркадного ритма от первого к третьему году обучения. Студентов со стериотипом чередования активности и пассивности в течение чуток по типу «голуби» было больше как на первом, так и на третьем году обучения.
У студентов с хронотипом «голуби» было больше благоприятных дней, чем у «сов» и «жаворонков».