Торговля является важнейшей отраслью российской экономики и в то же время одним из видов предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров [5]. Именно в процессе продажи товаров формируется прибыль, как конечный результат предпринимательской деятельности, и в связи с этим на данном этапе принимаются различные управленческие решения.
Для того, чтобы полностью иметь полное представление о процессе продаж необходимо изучить все теоретические аспекты, начиная от экономической сущности понятия «торговля», заканчивая правильным отражением торговых операций на счетах бухгалтерского учета при этом владея знаниями нормативно-правовых основ бухгалтерского законодательства, гражданского и налогового кодексов.
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ) продажа товаров позиционируется как операция по переходу права собственности на имущество от одной стороны к другой, взаимная деятельность которых определяются на основании договора. При этом сделка купли-продажи является предметом договорных гражданско-правовых отношений и регулируется нормами главы 30 ГК РФ 1].
Нормативные стандарты по бухгалтерскому учету признают продажу продукции, товаров, фактами хозяйственной деятельности, которые направленны на получение доходов, и относятся они к доходам от обычных видов деятельности. С законодательной точки зрения эту область учета регламентируют Положения по бухгалтерскому учету ( ПБУ) 9/99 «Доходы организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций».
Процесс продажи товаров в бухгалтерском учете взаимосвязан с определением выручки от продажи продукции, она может быть признана в сумме, которая исчисляется в денежном выражении и равна величине поступления денежных средств или имущества. Таким образом, хозяйствующий субъект, раскрывающий учетную информацию обязан указывать порядок признания выручки продукции. На этапе формирования учетной политики в сфере продаж хозяйствующим субъектам необходимо отражать ряд важных аспектов, а именно момент перехода права собственности на товары и алгоритм расчетов за товары [6].
Рассматривая налоговое законодательство отметим, что определение «реализация понимает под собой процесс, связанный с передачей на возмездной основе товаров, права собственности на товары. В контексте целей налогообложения выручка признается как сумма денежных средств, поступивших за отгруженные товары, а также, как сумма, на которую у покупателя есть документы к оплате, регламентируется она ст. 40 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ), [2].
Итак, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ (в ред. от 3.07.2016 г.) различают оптовую и розничную торговлю [3]. Данной классификации придерживаются многие другие источники, а также авторы статей, книг, учебников.
Далее отметим выделенные нами критерии разграничения оптовой и розничной торговли в Российской Федерации, данные в таблице 1.
Таблица 1 – Критериальные признаки торговых операций
Признаки |
Оптовые торговые операции |
Розничные торговые операции |
Специфика ведения бухгалтерского учета и анализа |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Режим налогообложения |
Общий режим налогообложения, УСН |
Специальные режимы налогообложения: ЕНВД, патентная система налогообложения |
Количество составляемой отчетности. Необходимость выставления счетов-фактур, в том числе с НДС. Влияние объема выручки от продажи товаров на налоговую нагрузку организации. При совмещении видов торговли – осуществлять распределение «входящего» НДС между ними |
Цель потребления покупателем реализуемых товаров |
Осуществляет передачу покупателю товаров с целью их использования в предпринимательской деятельности (вариант перепродажи), а также с целями, не связанными с личной наживой |
Осуществляет передачу покупателю товаров для личного, потребления, не связанного с получением личных доходов от предпринимательской деятельности |
Необходимость заключения договора купли-продажи. Различия в документальном оформлении продажи товаров |
Документы, оформляемые при продаже |
Договор поставки, товарная накладная, счет-фактура |
Оформление покупателю платежной документации: выписка кассового, товарного чека или приходного кассового ордера в подтверждение оплаты товаров |
Правильность составления и оформления контролируется проверяющими органами |
Объекты торговой сети |
Не представляется возможным выделить отдельные объекты, относимые исключительно к оптовой торговле. |
Объекты нестационарной торговой сети; стационарной торговой сети, в которой отсутствуют торговые залы; магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров |
Наличие зала обслуживания посетителей позволяет рассчитать дополнительные показатели, отражающие эффективность ее использования |
Цель потребления покупателем реализуемых товаров выбрана в качестве критерия разграничения оптовых и розничных товарных операций в связи с четким разграничением данных понятий, представленных в нормативных документах.
Изучив источники по теме исследования автором была изучена и обобщена информация исходя из которой предложена следующая классификация направлений оптовой торговли (таблица 2).
Таблица 2 – Классификационные характеристики оптовых торговых организаций частного сектора экономики
Классификационная характеристика |
Типы оптовых торговых организаций |
1 |
2 |
Организационно-правовая форма собственности
|
Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Индивидуальные предприниматели. Коммерческие (предпринимательские) объединения – объединение юридических лиц (холдинг), объединение без образования юридического лица (простое товарищество). Некоммерческие объединения – объединения юридических лиц (ассоциации и союзы); некоммерческие партнерства; потребительские кооперативы. Унитарные предприятия |
Масштабы бизнеса |
Микропредприятия, малые, средние, крупные предприятия |
Уровень интеграции |
Автономные, интегрируемые |
Организационно-экономические формы |
Товарные биржи, оптовые ярмарки, дилерские сети, торги, оптовые предприятия |
Масштаб форматов продаж
|
Крупноформатные, среднеформатные, малоформатные |
Специализация по товарам |
Универсальные, специализированные |
Концентрация по территориальному масштабу |
Расположение индивидуальное (изолированное) или групповое (концентрированное)
|
Политика ценообразования |
Форматы: «высоких» цен, «средних» цен, «низких» цен |
Объем сегмента потребительского рынка |
Сегмент обслуживания6 городской, сельский |
В качестве первого классификационного признака оптовых торговых организаций частного сектора экономики выделим их систематизацию по организационно-правовой форме. Сегодня в разрезе с действующем законодательством Российской Федерации выделяют: хозяйственные общества и товарищества, унитарные предприятия и индивидуальных предпринимателей. Отличие данной классификации в дополнении вышеуказанных форм объединениями юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица в виде предпринимательских сообществ и некоммерческих объединений, что востребовано в условиях усиления глобализационных процессов в сфере обращения и соответствует идеологии взаимосвязанных лиц.
Вторым признаком классификации оптовых торговых организаций частного сектора экономики выделим масштаб бизнеса, требующего уточнения в связи с изменением в законодательной сфере. Касаемо российской практике все субъеты принято ранжировать по масштабу бизнеса как: микропредприятия, малые, средние и крупные.
Нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность микропредприятий, малых и средних предприятий в Российской федерации выступает ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» N 209-ФЗ от 18.07.2007 г., (в ред. от 27.11.2017 г.) который расширил критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства вне зависимости от отрасли деятельности [4]. Установленные критерии удовлетворяют современным требованиям, однако, по нашему мнению, должны систематически пересматриваться и уточняться.
Следующим классификационной характеристикой оптовых торговых организаций частного сектора экономики отметим это уровень интеграции. Отметим, что систематизация хозяйствующих субъектов в зависимости от уровня интеграции в той или иной интерпретации присутствует в современных классификациях, представленных рядом авторов в экономической и нормативной литературе. На ряду с тем, что процесс развития торговых интеграций динамичен, следовательно, в рамках данной статьи мы предлагаем дополнить выше представленную классификацию торговых оптовых организаций частного сектора экономики по уровню интеграции, введением ряда характеристик, таких как: – по организационно-экономическим формам.
Далее остановимся на наиболее значимых классификационных признаках. Исходя из политики ценообразования торговые оптовые форматы делят на форматы «высоких цен», «средних» цен и «низких» цен. Политика ценообразования чаще всего формируется исходя их уровня доходов потенциальных покупателей.
В соответствии с концентрацией по территориальному масштабу торговые оптовые организации частного сектора экономики дифференцируются на расположенные индивидуально и в виде концентрированной агломерации на территории.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что описанная классификационная характеристика согласуется с общетеоретическими подходами к систематизации от общего к частному, отражает современные тенденции развития и состояния оптовой торговли, что в свою очередь способствует разработке инструментария, направленного на эффективное сотрудничество частного и государственного сектора экономики в целях повышения конкуренции товаропроизводителей на потребительском рынке.
В данной статье на ряду с выделением классификационных признаков торговых организаций частного сектора экономики, были изучены подходы к понятию оптовой торговой деятельности с точки зрения гражданского, налогового законодательства и бухгалтерского учета.
Итак, выявленные классификационные признаки, определяют различные виды оптовых организаций в условиях экономической интеграции, и территориального принципа развития потребительского рынка с учетом специфики частного сектора экономики, отличающиеся: во-первых, уточнением содержания субъектов по организационно-правовому регулированию и размерам бизнеса; во-вторых, дополнением группировки торговых организаций признаками: систематизация по организационно-экономическим формам интеграции, сегменту потребительского рынка; в-третьих, в развернутой характеристике современных торговых форматов как основных организационных форм отповой торговли.