Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

COMPETENCE-BASED AND ORIYENTIROVANNNY TASKS ON FRENCH: DEVELOPMENT AND APPLICATION

Teryukha N.G. 1
1 Don State Technical University
The main instrument of development and estimation of educational achievements of pupils is the educational situation and an educational task. Attention is paid competence-based task, the model of such task is considered. Its structure and contents is presented. The focused tasks designed on the basis of educational tasks competence-based are the productive means in the teacher's hands allowing to form the skills meeting requirements of the new educational standard at pupils. Examples of the competence-based focused tasks for school students on French are presented in article. Now it is much told about a modern education system what qualities and abilities at students need to be developed, what purposes to reach. Improvement of educational process is impossible without its compliance to modern living conditions which impose new requirements on students: high intellectual development, skill to communicate, systemacity of thinking, ability to a reflection, self-organization and self-development which are formed only in the competence-based paradigm providing readiness of students to work in a certain situation, applying knowledge, abilities, skills from the most different fields of knowledge. The most important feature of the new state educational standard is realization of the activity approach in training aimed at the development of the personality studying at a basis of educational activity. Results of educational achievements depend on many factors: one of them is the quality of an educational task. If a task only for studying of the rule, then on the basis of it a task it is impossible to create competences. Creation and introduction of competence-based tasks in educational practice of schools is today the new developing direction of control and estimated activity which meets the modern requirements to the system of training of school students: formation of the personality through mastering competences as set of the interconnected qualities - knowledge, abilities, skills, modalities of action and competences.
competence-based focused task
competences
foreign language

В настоящее время много говорится о современной системе образования, какие качества и умения у обучающихся необходимо развивать, каких целей достигать. Совершенствование образовательного процесса немыслимо без его соответствия современным условиям жизни, которые предъявляют новые требования обучающимся: высокое интеллектуальное развитие, коммуникабельность, системность мышления, способность к рефлексии, самоорганизации и саморазвитию, которые формируются только в компетентностной парадигме, обеспечивающей готовность обучающихся действовать в определенной ситуации, применяя знания, умения, навыки из самых разных областей знаний. Важнейшей особенностью нового государственного образовательного стандарта является реализация деятельностного подхода в обучении, направленного на развитие личности обучающихся на основе учебной деятельности. Результаты учебных достижений зависят от многих факторов: одним из них является качество учебного задания. Если задание только на выучивание правила, то на основе такого задание невозможно сформировать компетенции.

Идея компетентностного подхода, создания и использования КОЗ при обучении неслучайна, ведь это является давно наболевшим вопросом обучающихся к преподавателям, а как выполнение заданий направленных на выучивания правила может пригодиться в жизни.

Согласно отчету, озвученному на одном из саммитов Федерации американских ученых, обучающиеся запоминают всего 10 процентов прочитанной информации, и 20 — услышанной. Если текст поддерживается звуком, число вырастает до 30 процентов, а если при этом обучающийся еще и видит оратора — до 50. Но вот что самое интересное: если человек выполняет что-то самостоятельно, грубо говоря, своими руками, он запомнит 90 процентов всей полученной информации во всех ее проявлениях, даже если весь этот процесс — симуляция [6]. Отсюда следует, что наиболее эффективный процесс обучения должен быть построен в условиях самостоятельного поиска, формулировании и решения определенного круга задач. При этом обучающийся должен не только воспроизводить уже достигнутые результаты по предложенной теме, а самостоятельно прийти к своему собственному решению. Как правило, такое решение сводится к улучшению и совершенствованию уже функционирующей системы, и основано на правильной мотивации обучающегося к реализации поставленных целей и решению задач.

Компетентностный подход в образовании оправдан в своем использовании, применение КОЗ является более успешным образовательным методом, чем выполнение традиционных заданий.

Знания формируются на основе компетенций на практике, но и компетенции не формируются без знаний без теории материала, поэтому такая очевидная истина говорилась и К. Д. Ушинским идеи которого активно пользуются в Германии, где обучение теории обучающихся неразрывно связана с практикой [3].

Подчеркнем, что цель образования - не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества. В этом принципиальное отличие нашего ориентира от того, которое заявляется, например, в развивающем обучении. Там цель - развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности, применение знаний, вместо исключительного приобретения знаний [5]. Перед тем как приступить к разработке и применению компетентностно-ориентированных заданий, целесообразно рассмотреть понятие, относящееся к данной теме. Компетенция - готовность использовать знания, умения, обобщённые способы деятельности в реальной действительности.

Система компетенций:

1. ключевые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования, конкретизируются для каждой ступени обучения на уровне образовательных областей и учебных предметов, выделяют 7 компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные компетенции, учебно-познавательные, информационные компетенции, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования;

2. метапредметные принадлежащие определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3. предметные частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые - результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия [1]. Уровень сформированности ключевых компетентностей - степень присвоения универсального способа деятельности; выделение уровня сформированности ключевых компетентностей связано с усложнением деятельности, т.е.: - с повышением уровня ее интеграции, - с повышением уровня субъектности.

Аспекты ключевых компетентностей - универсальные по отношению к объекту воздействия, способу деятельности, входящие в состав компетентностей.

Компетенция разрешения проблем - готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативная - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Информационная - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Достижение нового качества обучения ориентировано на выполнение компетентностно-ориентированных заданий, суть которых обусловлена «жизненной» ситуацией. Такие задания базируются на знаниях, но требуют способности применять их в практической деятельности.

Отечественные ученые Ефремова Н.Ф., Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В. и др. определяют компетентностно-ориентированное задание как деятельностное, которое включает: предметные умения, умение работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения, коммуникативные умения и требует применения накопленных знаний в практической деятельности для решения конкретной учебной проблемы. Ахмадуллина Р.М., Валиахметова Н.Р., Клюева Г.А. и др. [1] считают, что компетентностно-ориентированные задания не просто задачи с практическим содержанием, но они моделируют стандартные или нестандартные жизненные и профессиональные ситуации, требующие от обучающихся самостоятельной познавательной деятельности, а также личностных качества готовности к такой деятельности.

Итак, КОЗ является деятельностным заданием; моделирует практическую, жизненную ситуацию; строится на актуальном для обучающегося материале; структура схожа с традиционным заданием, но имеются свои особые элементы, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Структура КОЗ.

Характеристика задания

-обозначает проверяемую тему, компетенцию

Стимул

-погружает в контекст задания мотивирует на выполнение

Задачная формулировка

-точно указывает на деятельность учащегося для выполнения задания

Источник

-содержит информацию необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания

Бланк

-задает структуру предъявления результата

Инструмент проверки

-дает верный модельный ответ на задание/ключи

Критерии оценки

-шкала оценивания

 

Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) даётся в виде описания жизненной ситуации, моделирующей реальную среду, в которой обучающемуся приходится решать аналогичные задачи в жизни. Этой цели служит стимул. Трудности, возникающие при составлении задания - это определение стимула, поэтому многие задания получаются оторванными от реальности. Успешно решая задания на занятиях, обучающиеся испытывают сложность, скованность, сталкиваясь с жизненными ситуациями. Предметом оценки обучающегося становится его опыт, включающий в себя знания, индивидуальный алгоритм выполнения учебных и практических заданий, личностную позицию. Характеристика задания содержит название, предмет, класс, уровень сложности источника, сложность учебного материала. Задаёт проверяемую (формируемую) компетентность, аспект, уровень.

Подбирая (составляя) компетентностно-ориентированное задание, учитель должен:

- осознавать, какие аспекты каких компетентностей формирует (проверяет) задание;

- оценивать сложность учебного материала (если выполнение задания зависит от некоторого знания, учитель должен убедиться, что учащийся этим знанием располагает);

- понимать и задавать уровень сложности источника (источник один – информация прямая, информация косвенная; несколько источников; источники содержат информацию, дополняющую друг друга; источники содержат избыточную информацию; источники содержат противоречивую информацию);

Для составления данных задач необходимо опираться на таблицу уровней сформированности ключевых компетентностей. При разработке компетентностно-ориентированного задания необходимо определить какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание, нацеленное на формирование той или иной компетентности в том или ином аспекте, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание [4].

Таблица 2.

Пример КОЗ в соответствии с его структурой.

Фотоальбом Le photoalbum

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ

Тема: Семья

Проверяемая компетентность: информационная, коммуникативная.

Аспект (формируемое умение): первичная обработка (сопоставление) информации, решение проблемы

СТИМУЛ

 
  IMG_0001

Ты пришел в гости к другу. Он предложил тебе посмотреть семейный альбом. Когда ты перелистывал страницы альбома, случайно выпали четыре фотографии. Для того чтобы вернуть их на место, воспользуйся рассказом друга о его родственниках.

ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА

1. À qui Mark ressemble-t-il ?

Mark a la bouche de sa mère. Il a le nez de sa mamie. Il a les yeux de son oncle. Mark a les cheveux de son père.

2. À qui Jane ressemble-t-elle ?

Jane a la bouche de sa mère. Elle a le nez de son père. La sœur de Sam a les yeux de sa mère. La sœur de Sam a les cheveux de son père.

3. À qui Kate ressemble-t-elle ?

Kate a les yeux de sa tante. Elle a les cheveux de sa mamie. Elle a la bouche de son papa. Elle a le nez de son oncle.

4. À qui Jim ressemble-t-il ?

Jim a la bouche de sa mamie. Il a le nez de sa tante. Jim a les yeux de son papa. Jim a les cheveux de sa maman.

ИСТОЧНИК

Источник информации:

Слова:

Grand-mère, mamie – бабушка

Père, papa – папа

Mère, maman – мама

Tante – тетя

Oncle – дядя

ressembler à qn - быть похожим на кого-либо

БЛАНК

Запиши в таблицу соответствующие буквы ABCD

Mark

Jane

Kate

Jim

       

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

по 1 баллу за каждый правильный ответ: максимальный балл – 4

ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ

Ключом к заданию может быть ряд чисел, внесенных в таблицу, либо рисунок.

МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОММЕНТАРИЙ

Задание может быть использовано для индивидуальной работы на этапе закрепления изученного материала по следующим темам «Семья», «Притяжательный падеж имен существительных», «Внешность».

Перед выполнением задания целесообразно предложить детям рассказать о том, на кого в семье они похожи:

Учитель может изменить задание, предложив детям дорисовать отсутствующие фотографии, используя приведенные комментарии. Тогда инструментом проверки будет рисунок.

IMG_0007

IMG_0006Это задание удачно подходит для организации парной работы. В этом случае каждому ученику в паре нужно выдать «страничку альбома» с отсутствующими фотографиями. Например: 2 фотографии отсутствуют у одного ученика и другие две у второго. Ребята не показывают странички друг другу. Первый ученик просит описать человека, фотография которого отсутствует на его странице и дорисовывает лицо, слушая рассказ соседа по парте. Проверка осуществляется сопоставлением двух страниц.

 

Коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области [2]. Коммуникативные компетенции задействуют качества ученика, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что компетентностно-ориентированное задание является современным эффективным инструментом для контроля учебных достижений, обучения, самоподготовки обучающихся. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке иностранного языка обеспечивает решение комплекса актуальных педагогических задач: мотивация к обучению через решение интересных, правдоподобных, иллюстративных заданий; быстрый и простой инструмент проверки ответов на задания в виде таблицы, рисунка; переориентация деятельности ученика на развитие и проявления творчества, нравственных качеств личности; разработка продуктивных педагогических инструментов для обучения, контроля обучающихся.

Создание и внедрение компетентностно-ориетированных заданий в образовательной практике школ сегодня является новым развивающимся направлением контрольно-оценочной деятельности, которое отвечает современным требованиям к системе обучения школьников: формирование личности через овладение компетенциями как совокупность взаимосвязанных качеств - знаний, умений, навыков, способов деятельности и компетенций.