В настоящее время много говорится о современной системе образования, какие качества и умения у обучающихся необходимо развивать, каких целей достигать. Совершенствование образовательного процесса немыслимо без его соответствия современным условиям жизни, которые предъявляют новые требования обучающимся: высокое интеллектуальное развитие, коммуникабельность, системность мышления, способность к рефлексии, самоорганизации и саморазвитию, которые формируются только в компетентностной парадигме, обеспечивающей готовность обучающихся действовать в определенной ситуации, применяя знания, умения, навыки из самых разных областей знаний. Важнейшей особенностью нового государственного образовательного стандарта является реализация деятельностного подхода в обучении, направленного на развитие личности обучающихся на основе учебной деятельности. Результаты учебных достижений зависят от многих факторов: одним из них является качество учебного задания. Если задание только на выучивание правила, то на основе такого задание невозможно сформировать компетенции.
Идея компетентностного подхода, создания и использования КОЗ при обучении неслучайна, ведь это является давно наболевшим вопросом обучающихся к преподавателям, а как выполнение заданий направленных на выучивания правила может пригодиться в жизни.
Согласно отчету, озвученному на одном из саммитов Федерации американских ученых, обучающиеся запоминают всего 10 процентов прочитанной информации, и 20 — услышанной. Если текст поддерживается звуком, число вырастает до 30 процентов, а если при этом обучающийся еще и видит оратора — до 50. Но вот что самое интересное: если человек выполняет что-то самостоятельно, грубо говоря, своими руками, он запомнит 90 процентов всей полученной информации во всех ее проявлениях, даже если весь этот процесс — симуляция [6]. Отсюда следует, что наиболее эффективный процесс обучения должен быть построен в условиях самостоятельного поиска, формулировании и решения определенного круга задач. При этом обучающийся должен не только воспроизводить уже достигнутые результаты по предложенной теме, а самостоятельно прийти к своему собственному решению. Как правило, такое решение сводится к улучшению и совершенствованию уже функционирующей системы, и основано на правильной мотивации обучающегося к реализации поставленных целей и решению задач.
Компетентностный подход в образовании оправдан в своем использовании, применение КОЗ является более успешным образовательным методом, чем выполнение традиционных заданий.
Знания формируются на основе компетенций на практике, но и компетенции не формируются без знаний без теории материала, поэтому такая очевидная истина говорилась и К. Д. Ушинским идеи которого активно пользуются в Германии, где обучение теории обучающихся неразрывно связана с практикой [3].
Подчеркнем, что цель образования - не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества. В этом принципиальное отличие нашего ориентира от того, которое заявляется, например, в развивающем обучении. Там цель - развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности, применение знаний, вместо исключительного приобретения знаний [5]. Перед тем как приступить к разработке и применению компетентностно-ориентированных заданий, целесообразно рассмотреть понятие, относящееся к данной теме. Компетенция - готовность использовать знания, умения, обобщённые способы деятельности в реальной действительности.
Система компетенций:
1. ключевые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования, конкретизируются для каждой ступени обучения на уровне образовательных областей и учебных предметов, выделяют 7 компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные компетенции, учебно-познавательные, информационные компетенции, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования;
2. метапредметные принадлежащие определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3. предметные частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые - результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия [1]. Уровень сформированности ключевых компетентностей - степень присвоения универсального способа деятельности; выделение уровня сформированности ключевых компетентностей связано с усложнением деятельности, т.е.: - с повышением уровня ее интеграции, - с повышением уровня субъектности.
Аспекты ключевых компетентностей - универсальные по отношению к объекту воздействия, способу деятельности, входящие в состав компетентностей.
Компетенция разрешения проблем - готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативная - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.
Информационная - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Достижение нового качества обучения ориентировано на выполнение компетентностно-ориентированных заданий, суть которых обусловлена «жизненной» ситуацией. Такие задания базируются на знаниях, но требуют способности применять их в практической деятельности.
Отечественные ученые Ефремова Н.Ф., Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В. и др. определяют компетентностно-ориентированное задание как деятельностное, которое включает: предметные умения, умение работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения, коммуникативные умения и требует применения накопленных знаний в практической деятельности для решения конкретной учебной проблемы. Ахмадуллина Р.М., Валиахметова Н.Р., Клюева Г.А. и др. [1] считают, что компетентностно-ориентированные задания не просто задачи с практическим содержанием, но они моделируют стандартные или нестандартные жизненные и профессиональные ситуации, требующие от обучающихся самостоятельной познавательной деятельности, а также личностных качества готовности к такой деятельности.
Итак, КОЗ является деятельностным заданием; моделирует практическую, жизненную ситуацию; строится на актуальном для обучающегося материале; структура схожа с традиционным заданием, но имеются свои особые элементы, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Структура КОЗ.
Характеристика задания |
-обозначает проверяемую тему, компетенцию |
Стимул |
-погружает в контекст задания мотивирует на выполнение |
Задачная формулировка |
-точно указывает на деятельность учащегося для выполнения задания |
Источник |
-содержит информацию необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания |
Бланк |
-задает структуру предъявления результата |
Инструмент проверки |
-дает верный модельный ответ на задание/ключи |
Критерии оценки |
-шкала оценивания |
Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) даётся в виде описания жизненной ситуации, моделирующей реальную среду, в которой обучающемуся приходится решать аналогичные задачи в жизни. Этой цели служит стимул. Трудности, возникающие при составлении задания - это определение стимула, поэтому многие задания получаются оторванными от реальности. Успешно решая задания на занятиях, обучающиеся испытывают сложность, скованность, сталкиваясь с жизненными ситуациями. Предметом оценки обучающегося становится его опыт, включающий в себя знания, индивидуальный алгоритм выполнения учебных и практических заданий, личностную позицию. Характеристика задания содержит название, предмет, класс, уровень сложности источника, сложность учебного материала. Задаёт проверяемую (формируемую) компетентность, аспект, уровень.
Подбирая (составляя) компетентностно-ориентированное задание, учитель должен:
- осознавать, какие аспекты каких компетентностей формирует (проверяет) задание;
- оценивать сложность учебного материала (если выполнение задания зависит от некоторого знания, учитель должен убедиться, что учащийся этим знанием располагает);
- понимать и задавать уровень сложности источника (источник один – информация прямая, информация косвенная; несколько источников; источники содержат информацию, дополняющую друг друга; источники содержат избыточную информацию; источники содержат противоречивую информацию);
Для составления данных задач необходимо опираться на таблицу уровней сформированности ключевых компетентностей. При разработке компетентностно-ориентированного задания необходимо определить какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание, нацеленное на формирование той или иной компетентности в том или ином аспекте, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание [4].
Таблица 2.
Пример КОЗ в соответствии с его структурой.
Фотоальбом Le photoalbum |
|||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ |
Тема: Семья Проверяемая компетентность: информационная, коммуникативная. Аспект (формируемое умение): первичная обработка (сопоставление) информации, решение проблемы |
||||||||
СТИМУЛ |
Ты пришел в гости к другу. Он предложил тебе посмотреть семейный альбом. Когда ты перелистывал страницы альбома, случайно выпали четыре фотографии. Для того чтобы вернуть их на место, воспользуйся рассказом друга о его родственниках. |
||||||||
ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА |
1. À qui Mark ressemble-t-il ? Mark a la bouche de sa mère. Il a le nez de sa mamie. Il a les yeux de son oncle. Mark a les cheveux de son père. 2. À qui Jane ressemble-t-elle ? Jane a la bouche de sa mère. Elle a le nez de son père. La sœur de Sam a les yeux de sa mère. La sœur de Sam a les cheveux de son père. 3. À qui Kate ressemble-t-elle ? Kate a les yeux de sa tante. Elle a les cheveux de sa mamie. Elle a la bouche de son papa. Elle a le nez de son oncle. 4. À qui Jim ressemble-t-il ? Jim a la bouche de sa mamie. Il a le nez de sa tante. Jim a les yeux de son papa. Jim a les cheveux de sa maman. |
||||||||
ИСТОЧНИК |
Источник информации: Слова: Grand-mère, mamie – бабушка Père, papa – папа Mère, maman – мама Tante – тетя Oncle – дядя ressembler à qn - быть похожим на кого-либо |
||||||||
БЛАНК |
Запиши в таблицу соответствующие буквы ABCD
|
||||||||
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ |
по 1 баллу за каждый правильный ответ: максимальный балл – 4 |
||||||||
ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ |
Ключом к заданию может быть ряд чисел, внесенных в таблицу, либо рисунок. |
||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ |
Задание может быть использовано для индивидуальной работы на этапе закрепления изученного материала по следующим темам «Семья», «Притяжательный падеж имен существительных», «Внешность». Перед выполнением задания целесообразно предложить детям рассказать о том, на кого в семье они похожи: Учитель может изменить задание, предложив детям дорисовать отсутствующие фотографии, используя приведенные комментарии. Тогда инструментом проверки будет рисунок. Это задание удачно подходит для организации парной работы. В этом случае каждому ученику в паре нужно выдать «страничку альбома» с отсутствующими фотографиями. Например: 2 фотографии отсутствуют у одного ученика и другие две у второго. Ребята не показывают странички друг другу. Первый ученик просит описать человека, фотография которого отсутствует на его странице и дорисовывает лицо, слушая рассказ соседа по парте. Проверка осуществляется сопоставлением двух страниц. |
Коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области [2]. Коммуникативные компетенции задействуют качества ученика, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что компетентностно-ориентированное задание является современным эффективным инструментом для контроля учебных достижений, обучения, самоподготовки обучающихся. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке иностранного языка обеспечивает решение комплекса актуальных педагогических задач: мотивация к обучению через решение интересных, правдоподобных, иллюстративных заданий; быстрый и простой инструмент проверки ответов на задания в виде таблицы, рисунка; переориентация деятельности ученика на развитие и проявления творчества, нравственных качеств личности; разработка продуктивных педагогических инструментов для обучения, контроля обучающихся.
Создание и внедрение компетентностно-ориетированных заданий в образовательной практике школ сегодня является новым развивающимся направлением контрольно-оценочной деятельности, которое отвечает современным требованиям к системе обучения школьников: формирование личности через овладение компетенциями как совокупность взаимосвязанных качеств - знаний, умений, навыков, способов деятельности и компетенций.